Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Уровни коммуникации.


Проблема общения в психологии. /Ред. Б.Ф.Ломов – М.: Наука, 1981. – 212 с.

Я. Яноушек Коммуникация трех участников совместной деятельности

        Коммуникация состоит в передаче и принятии значений и имеет два аспекта: предметный, относящийся к содержанию, и интерпретационный, включающий тот смысл, который объективно придают содержанию взаимные отношения участников и субъективно — сами участники. Коммуникация всегда совершается в конкретных социальных условиях, причем последние не являются внешними, а включены в процесс коммуникации, связывая ее с функционированием более широких общественных структур. Основой коммуникации являются общая система значений и правила ее употребления. Можно различать разные уровни коммуникации в соответствии с типом общности, на обеспечение которой направлена передача значений.

        На первом уровне коммуникация представляет собой прежде всего передачу и принятие информации, в том числе ее кодирование и декодирование, назначение которых состоит в выравнивании различий, имеющихся в исходной информированности вступивших в контакт индивидов. Однако даже на данном уровне коммуникация не сводится только к передаче и принятию информации, включает в себя в скрытом виде и взаимное отношение участников. Так, со стороны говорящего имеет место антиципация того, как воспримет слушатель (реципиент) передаваемую ему информацию. В свою очередь реципиент реконструирует контекст получаемой им информации: исходный замысел говорящего, его опыт, знания и т. д. Непосредственной связи с совместной деятельностью на этом уровне нет.

        Открыто взаимный характер коммуникация приобретает на втором уровне, где она представляет собой взаимную передачу и принятие значений. На этом уровне коммуникация непосредственно связана с совместной деятельностью по решению общей задачи, которая ведет к некоторой дифференциации функций не только в деятельности, но и в связанной с ней коммуникации. Последняя в этом случае может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т. д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен знаниями, соображениями, решениями, на обеспечение которого данная коммуникация направлена, подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений, усвоению учебного материала, открытию новых знаний, передаче приказа и т. д.

        На третьем уровне на передний план выступает то, что для коммуникации наиболее существенно, а именно стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушивание к мнению других, даже когда с ним не соглашаются и т. д. В этом случае коммуникация направлена на формирование общей оценки достигнутых результатов, вкладов отдельных участников. Стремление к общей оценке может натолкнуться на препятствие, заключающееся в разности основных ценностей, с которыми отдельные участники вступают в коммуникацию. Поэтому процесс коммуникации имеет здесь характер соглашения, несоглашения, сопоставления взглядов, диалога и т. д. Этот третий уровень коммуникации связан с коллективным характером взаимных отношений. Стремление выработать и принять общее мнение помогает формированию коллективности отношений, а коллективность взаимных отношений в свою очередь является благоприятным условием для выработки разделяемого всеми мнения.

         Указанные уровни коммуникации не исключают, а взаимопредполагают друг друга. Поэтому раскрытие природы коммуникации на каждом из уровней связано с установлением конкретных механизмов их взаимопроникновения. Одним из таких механизмов, на наш взгляд, является влияние информирования на принятие общих значений.

 


В избранное