Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Нейролингвистическое программирование.


Политическая психология: Учебное пособие для вызов / Под общ. ред. А.А.Деркача, В.И. Жукова, Л.Г.Лаптева. – М.: Академический проспект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 858 с.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

            Нейролингвистическое программирование – это направление прикладной психологии, связанное с изучением и созданием новых (или актуализацией хорошо забытых) психологических методов воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание.

            Приведем рассказ НЛП-технолога о применении метода пресуппозиции.

            «Он состоит в том, что в срытой форме в текст встраивается утверждение. (Например, в вопросе «Замечали ли Вы, насколько умен Сидоров?» есть предварительное утверждение – Сидоров умен.) Часто еще используется и «иллюзия выбора», когда человек выбирает из ограниченного числа нужных нам вариантов. Например, фраза: «Вы можете проголосовать за Иванова утром или вечером» содержит иллюзию выбора времени при заранее определенном утверждении: «Вы проголосуете за Иванова». Еще один прием – «смещение логических уровней», когда сначала мы берем приятное для человека утверждение – типа «хорошая домохозяйка» - и дополняем его на уровне действия – «голосует за Петрова». Конечно, здесь наши ухищрения лежат на поверхности, их можно легко отследить и пресечь. В реальном тексте все гораздо сложнее и запутаннее».

            Остановимся на некоторых техниках или технологиях НЛП. Они в основном применяются в межличностном общении и взаимодействии. В политических коммуникациях это дебаты, «круглые столы», общение с сторонниками или представителями общественности. Основная их задача – сковывание инициативы партнера, переведение его в статус «ведомого» в диаде взаимодействия, создание ситуации, благоприятной для осуществления влияния.

            Наведение транса через возрастную регрессию или внушенные образы. Здесь обычно показывают школьные фотографии, вспоминают что-то, живо и интересно рассказывают. Заинтересовываясь, погружаясь в образы, человек попадает в легкий транс, сознание становится готовым для внедрения идей, в том числе политического характера.

            Использование каталепсии, например, длительного рукопожатия. Задерживание руки до тех пор, пока партнер перестает ее одергивать, свидетельствует, что он передает инициативу вам, готов следовать за вами буквально в прямом и переносном смысле.

            Разрыв шаблонов. Многие привыкли действовать, согласно определенным алгоритмам. Активно изменить его, навязать другой – значит, создать возможность осуществления влияния на человека.

            Речевое связывание. В этом случае яркая, эмоциональная речь, смысл которой трудно понять, постоянно перемежается репликами – «Ведь правда?», «Так?», «Вы согласны со мной?», приводит людей в легкое замешательство, снижает критичность анализа получаемой информации, способствует снижению активности, делает как бы ведомым.

            Рассказ историй. Рассказ интересных историй, притч позволяет отвлечь от ситуации, отвлечь от настоящего времени («тогда…», «в то время, как…»), поместить в яркий мир образов, применить речевое суггестивное воздействие.

            Трюизмы, преподносимые как важная и значимая информация. Это создает ощущение личностного превосходства («С кем я имею дело? Это же примитивно!»), снижает бдительность партнера по общению.

            Команды, скрытые в вопросах. Само формулирование вопроса предполагает определенный ответ или действие. Например: «Вы уже поняли, насколько выгодно наше предложение?» - выгода не подвергается сомнению, хотя ее может и не быть, внимание концентрируется лишь на ее размере.

            Использование противоположностей. Как и в двух предыдущих случаях, применение данного приема создает  иллюзию выбора (использование оборотов «чем…, тем»). На самом деле программируем поведение. Например: «Чем внимательней вы прочтете этот документ, тем обоснованнее будет его позитивная оценка».

            Тройная спираль М.Эриксона. Это сложная технология. Она состоит в рассказе трех историй, которые вызовут интерес. При этом первая и вторая прерываются, третья с внушенными установками рассказывается полностью, после чего логически связанно завершаются первая и вторая. Обычно в силу действия эффекта «края» запоминаются и контролируются первая и вторая истории, а третья просто принимается. Сходным механизмом воздействия обладают технологии вставленных сообщений и рассеивания.

            Это основные технологии НЛП, имеющие суггестивную природу. Повторимся: их используют в политических коммуникациях (причем некоторые из них называются психологическими уловками), их можно использовать в политической рекламе. Но насколько они действенны в общей системе психологических воздействий политической рекламы, сказать трудно.

 

 


В избранное