Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Художественное чтение.


Артоболевский Г.В. Художественное чтение. Книга для учителей и руководителей худож. самодеятельности. М., «Просвещение», 1978.

Чтобы воплотить в звучащем слове любое литературное произведение, исполнителю-чтецу, помимо природной одаренности, необходимы: общая культура, положительные знания, профессиональная оснащённость.

Исполняемое произведение прежде всего надо любить, сжиться с ним. Надо всецело «присвоить» себе исполняемый текст, чтобы он стал органической принадлежностью чтеца. Пройди через одержимость произведения необходимо, чтоб овладеть им. Только овладев произведением, «присвоив» текст, исполнитель сможет искренне и правдиво жить в этом произведении, так, чтобы текст звучал как свой, рождался вместе с мыслью.

Умение проанализировать произведение, умение четко поставить перед собой действенную задачу, умение подчинить этой задаче все художественные средства – вот фундамент правдивого исполнения. Только подкрепленное выверенным расчетом творчество может быть по-настоящему свободно. Только при этом условии будет отсутствовать оглядка (а вдруг не так?), которая часто заставляет чтеца исполнять «приблизительно» то, что нужно делать точно. Без такого расчета не может быть соблюдена экономия выразительных средств, которая всегда характеризует исполнение подлинно правдивое.

Чтец и актер

Известный французский преподаватель чтения Э. Легуве писал «Актер – солист, играющий в оркестре; чтец составляет весь оркестр».

Образ, создаваемый актером на сцене, - это живой человек, действующий в среде других людей, в конкретной обстановке, от чего и зависит его сценическое поведение. Действуя в обстоятельствах, предлагаемых ему ролью, актер своё творческое внимание направляет на создание конкретного образа действующего лица, на «вхождение в образ».

Чтец же своё творческое внимание направляет на создание в воображении слушателей образов и действии тех лиц, о которых он рассказывает. Вся творческая воля рассказчика обращена на передачу событий исполняемого произведения; он входит в образы героев повествования частично, он лишь в намеке передает их характерные черты, только рассказывает о том, как персонажи мыслят, чувствуют. Поэтому выразительные средства чтеца более сдержанны.

Даже в тех случаях, когда чтец передает прямую речь персонажей, он именно передает чужую речь, не подменяя повествователя изображаемым лицом. Монологи и диалоги в повествовании, как правило, не драматизируются, а рассказываются от того же – часто довольно неопределенного как личность – образа повествователя. Творческий образ чтеца – это синтез его личного и авторского «я». В процессе художественного чтения исполнитель и автор, как два творящих художника, сливаясь воедино, создают один монолитный ведущий образ.

Актер как действующее лицо спектакля знает только своё прошедшее и настоящее, он не имеет право знать будущее. Чтец, в отличие от актера, знает и будущее своих героев. С момента выхода на эстраду ему видна вся, от начала до конца, сюжетная  линия произведения.

Эта разница в творческом самочувствии, в «условиях игры» конкретно отражается и в исполнении. Актер действует в событии, т.е. в настоящем времени, чтец же в большинстве случаев повествует о событии, т.е. о том, что уже прошло.

Знание дальнейших событий, вплоть до конца произведения, помогает чтецу заинтересовать слушателей развитием повествования, держать их внимание.

Действенная речь чтеца и её условия

Конечная задача чтеца – передать средствами звучащей речи воплощенную в художественные образы, эмоционально насыщенную мысль литературного произведения с целью воздействовать на слушателей в определенном направлении.

Между чтецом и слушателями должны установиться отношения взаимодействующих партнеров.  Для этого в первую очередь нужно, чтобы в основе речи был определенный волевой посыл, обращённый к слушателям, стремление убедить их в чем-то, зажечь каким-либо чувством, побудить их к определенным поступкам, т.е. воздействовать в желательном направлении на их мысли, чувства и волю. Краткую формулировку намерений исполнителя (преимущественно через посредство глагола «хочу») принято называть «установлением исполнительской задачи».

Для того чтобы речь была действенной, исполнителю необходимо точно понимать цель своего чтения. Всякий чтец, выступающий с каким-либо произведением, должен ясно представлять себе, зачем он его исполняет. Верная целенаправленность исполнения может возникнуть лишь в результате глубокого, всестороннего понимания исполняемого.

Чтец должен определить тему произведения, т.е. обобщить в сжатой формулировке, о чем, о каком жизненно важном вопросе, о каком круге явлений, требующих осмысления, о какой, иными словами, проблеме идет в нем речь.

Исполнитель не может не дать себе отчета в том, какова идея, т.е. руководящая мысль автора, его решение проблемы, заключенной в теме, в чем творческая взволнованность данного произведения.

Вместе с тем чтец настолько должен усвоить, «увидеть» последовательность действий и картин, чтобы уметь вкратце передать события, взаимодействия героев, из которых складывается развивающееся действие или сюжет произведения.

Чтец должен охарактеризовать образы героев, понять авторскую оценку каждого из них, мотивировку их мировоззрения и поступков, приводящих к конфликту, который лежит в основе сюжета. Надо понять творческий образ автора, стиль эпохи, жанр и стиль самого произведения. Разбор и осмысление текста – необходимый подготовительный этап в работе исполнителя; осмысленность – важнейшее условие действенной речи чтеца.

Образная мелодика

Исполнение должно быть разнообразным. Это положение вытекает из самой природы искусства. Однако разнообразие не должно превращаться в пестроту, в лоскутность; нельзя разрывать художественное единство произведения. Поэтому, широко и разнообразно пользуясь сменой интонационных красок, чтец должен избегать резких и внезапных скачков от одной крайности к другой, т.е. дисгармонии. Это значит, что переходы всегда должны быть постепенными.

Контрастное сопоставление тоже вполне законно. Но использование контраста должно быть оправдано данными текста и замыслом чтеца, а соотношение контрастирующих элементов должно быть выверено, чтобы такой переход не дробил художественное целое.

Длительная монотонность затемняет, вуалирует смысл текста и быстро утомляет слушателей, но как своеобразная краска она может находить иногда вполне оправданное применение.

 

 


В избранное