Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Внешний и внутренний диалог.


Психологические исследования общения. – Москва: «Наука», 1985 – 344 с.

     Отметим, что если при определении диалога акцент делается на взаимодействии смысловых позиций, то появляется возможность различить внешний и внутренний диалог и наметить единый подход к их исследованию.

     Во внешнем диалоге различные взаимодействующие смысловые позиции развиваются разными реальными собеседниками. Во внутреннем диалоге различные взаимодействующие смысловые позиции развиваются одним и тем же субъектом, т.е. выражаются речью одного и того же говорящего.

      Понятия «внутренний диалог» и «внутренняя речь», «внешний диалог» и «внешняя речь» не совпадают. Дело в том, что обращенная к другому внешняя речь говорящего всегда обращена и к нему самому. Поэтому в речевом общении каждый из собеседников может диалогически реагировать не только на речь партнёра, но и на свою собственную речь как на чужую. Следовательно, внешняя речь может быть средством и внешнего, и внутреннего диалога. В то же время диалогически реагировать на внутреннюю речь может (в обычных условиях) только сам говорящий. Таким образом, наряду с внешним диалогом можно выделить внутренний диалог во внешней речи и внутренний диалог во внутренней речи.

       Существенно, что таким образом понимаемые внешний и внутренний диалоги – это не эмпирические, а теоретические объекты. Эмпирический объект, с которым имеет дело исследователь, изучая совместное решение мыслительной задачи, мы в дальнейшем будем обозначать термином «речевое общение». В этом случае на основе понятий «внешний диалог» и «внутренний диалог» появляется возможность зафиксировать разнообразные аспекты речевого общения, его динамику, особенности. Покажем это на примерах. Речевое общение может быть неотличимым от внешнего диалога, представлять собой внешний диалог. В таком речевом общении нельзя обнаружить диалогические реакции собеседников на собственную речь, они реагируют только на речь партнёра: отвечают ему, сообщают о чём-то и т.д.

        Вместе с тем речевое общение может протекать и существенно иначе. Один из партнёров в течение всего эпизода общения может быть преимущественно слушающим, вставляя отдельные реплики, соглашаясь или не соглашаясь с тем, что говорит собеседник. А этот собеседник во время общения может как бы рассуждать вслух в присутствии другого, споря с собой, сам отвечая на свои вопросы и т.п. Его речь в присутствии другого будет (в соответствии со сделанным выше определением) развёрнутым внутренним диалогом. Чем более пассивным будет в это время собеседник, тем в большей степени общение будет сближаться с тем, что определено как внутренний диалог. Это как бы два крайних полюса – речевое общение как внешний диалог и речевое общение как внутренний диалог (в присутствии другого). Между ними, очевидно, может быть множество промежуточных стадий, форм. Иными словами, тот эмпирический объект, который мы обозначили как непосредственное речевое общение, сквозь призму понятий «внешний диалог» и «внутренний диалог» предстает как взаимосвязь и взаимопереходы  внешних и внутренних диалогов, как их постоянная динамика.

      …Во-первых, в диалоге может быть не одна, а две и более тем. Каждый из участников может предлагать свою тему, стремясь привлечь к её развитию партнёра. В поиске основной темы диалога, общей для всех её участников, и будет проявляться их взаимодействие. При этом развиваемые или предполагаемые для обсуждения темы часто оппозиционно противопоставляются одна другой как «своя» и «чужая». Естественно, что и активность партнеров оказывается разной в зависимости от того, какую тему они развивают – свою или чужую.

        Второй вывод: та или иная тема в диалоге часто не развивается непрерывно. Постоянно осуществляются переходы к новым темам, не связанным со старыми, возвраты к оставленным темам и т.п. Причём до окончания диалога трудно сказать, какая из тем потеряла актуальность, а какая лишь на время оставлена собеседниками. Иными словами, одним из сложных вопросов при анализе диалога является следующий: какая тема (темы) актуальна для собеседников в различные последовательные моменты диалога?

        Взаимодействие партнёров в ходе диалога проявляется не только в борьбе за тему диалога, но и в борьбе за направление её развития. Как было отмечено, в ходе диалога может появиться как последовательность содержательно взаимосвязанных, так и невзаимосвязанных элементарных циклов. В обоих случаях эти циклы могут чередоваться, пересекаться друг с другом или включаться один в другой. В том случае, когда появляется так или иначе организованная совокупность содержательно взаимосвязанных элементарных циклов, можно говорить о сложном цикле речевого общения, о микродиалоге. Его основное отличие от других сложных форм речевого общения – наличие содержательных связей между входящими в него элементарными циклами.

 

 


В избранное