Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Диалог равных и диалог неравных.


Александр Торопцев. Диалоги Сократа: легенда или реальность

http://rl-online.ru/articles/Rl04_05/369.html 

Анализируя диалоги древних, я как исследователь ввел классификацию двух форм диалога: диалог равных и диалог неравных.

Диалог равных

Диалог равных вели мудрецы для ознакомления с доктринами разных школ. Подобные, мирные, диалоги в истории были редки. Обычно, философы встречались и встречаются ради того, чтобы одержать победу и/или уничтожить соперника. В качестве примера диалога равных можно привести древнеиндийский эпос «Махабхарата».

В «Махабхарате» диалоги носят: А – дискурсивно- дискуссионный характер (диалоги равных) и Б – характер наставлений, поучений (диалоги неравных). Представители двух противоборствующих сторон, Кауравы и Пандавы, часто либо спорят между собой, либо по очереди высказывают мысли по проблемам войны и мира и возникшего между родственными кланами рода Бхаратов раздора. Кауравы и Пандавы обосновывают свою правоту логикой жизни, индийских обычаев и устоев и не слышат друг друга. В очных и заочных спорах и те и другие не выходили за рамки пространств, которые создавали их цели, пространств, не пересекающихся. Кауравы и Пандавы не смогли друг друга убедить. Не помогли тем и другим великие наставники-мудрецы, и даже боги, Кришна, например, который, в конце концов, стал возничим у Арджуны, одного из пятерых братьев Пандавов, и участвовал в братоубийственной войне. Оба войска уничтожили друг друга в битве на Курукшетре («Поле Кауравов»).

С точки зрения познавательной, эти диалоги представляют значительный интерес. Интеллектуальная борьба вынуждает адептов постоянно искать аргументы, обосновывающие состоятельность их системы и несостоятельность системы противника. Эта необходимость стимулировала рост могучих ныне дерев буддизма, индуизма, даосизма, конфуцианства, платонизма и других этико-религиозных и философских систем.

Диалог неравных

В диалоге неравных собеседниками являются, как правило, учитель и ученик. Такие диалоги вели Конфуций, Мэн цзы, Мо Ди и другие мудрецы Китая, Индостана, Центральной Азии, Междуречья, Средиземноморья. Как правило, организованы были эти уроки по принципу: вопрос ученика – ответ учителя. Иногда учитель задавал вопрос, ученик отвечал на него, а затем учитель давал свой ответ. Иногда вопрос задавал представитель другой школы в присутствии учеников, и учитель отвечал на него, как бы показывая пример ученикам. Софисты, спорщики (бяньчжэ) и апоретики продумывали заранее вопросно-ответные ходы, задавали вопросы неискушенным ученикам и вели их по проторенным дорожкам к часто парадоксальным целям-выводам. Например, апория Гунсунь Луна «О белой лошади».

Диалоги неравных гораздо чаще, нежели диалоги равных, использовались и используются в педагогических целях. Нередки, правда, случаи, когда учителя, хорошо подготовившись к диалогу, превращают его в «игру в одни ворота», в которой активность ученика сводится к минимуму. Это занижает роль диалога до уровня обыкновенной лекции, слегка усложненной вопросно-ответным инструментарием. Конечно же, были и есть мастера лекционного искусства, которые обходятся без диалога, причем КПД их лекций достигает высокого уровня. Но происходит это в том случае, если ученики обладают высоким интеллектуальным уровнем и знают, зачем явились к учителю и чего хотят от него получить.


В избранное