Стереотипно, под ИТ (информационными технологиями) подразумеваются производные от "цифровых технологий", которые, в свою очередь, ассоциируются с компьютерной техникой, программным обеспечением и коммуникационными технологиями. В таком стереотипе уже заложен определенный подвох, препятствующий более широким обобщениям. Его причина в наличии диссонансов между качеством видимых влияний "железок" (вернее, сегодня уже "пластмасок") и качеством "невидимых" и массово не осознаваемых влияний "наполнения" упомянутых "железок". Первые к глобальной стратегической роли феномена ИТ имеют косвенное отношение. "Железки" – лишь эволюция носителей информации (но революция – по функциональному качеству) – бумаги, папируса, каменных, золотых и изумрудных пластинок и утилитарной функции человеческой памяти. Сама же суть "информации" всегда скрывалась внутри человека, в особенности его восприятия мира и специфике взаимодействия с окружающим миром. Эпистемология этого восприятия уходит корнями в так называемое, выражаясь кибернетическими терминами, ноо-моделирование – все наши представления об окружающем мире (познаваемые опытным путем или гипотетические) являются моделью окружающей действительности, выстроенной человеческим сознанием. Соответственно, "информация" – это "сущность", питающая жизнедеятельность ноо-моделей. Мировоззрение, впечатления, мнения, предпочтения, система ценностей и множество иных "очень ценных" с позиции "социальной инженерии" человеческих свойств и качеств, так же имеет непосредственное к ним отношение.
Пожалуй, из всех современных научных дисциплин наиболее близко к описательному синтаксису "модельной" природы сознания подошла системология (если конечно не принимать во внимание религиозное и культовое жречество, которое, и в этом нет никаких сомнений, владело "ключами моделирования" куда более профессионально, чем это доступно сегодняшней ортодоксальной науке). Однако, этот успех имеет, в большей степени, теоретическое значение. Практические инструменты влияния на сознание были эмпирически нащупаны (а возможно и не только эмпирически) букетом "прагматичных" дисциплин – рекламными технологиями, СМИ (манипуляция общественным мнением), психология (в особенности, в своей закрытой части) и фармакология (преимущественно в классе препаратов влияющих на мозговую деятельность, наркотиков и галлюциногенов). Не сложно заметить, что первая часть приведенного списка имеет непосредственное отношение к "предметным областям" активно осваивающим ИТ.
Информационное влияние на себе подобных было известно людям издревле и использовалось в силу доступных современникам средств (и в меру их ума). Инструментарий ИТ невообразимо усилил мощность этих средств убрав все существовавшие технические недостатки предшествующих носителей, усилив интенсивность и умножив динамику информационной нагрузки. Однако, на таком прямом действии, как рефлекторное взаимодействие с человеческим сознанием (индивидуально и массово) роль информации не заканчивается. Ибо существует еще более концептуальная и глубокая "информативная" сфера – "пластика" сознания (способность последнего формировать "базовые установки" под направленным или "случайным" внешним воздействием, где "базовые установки" есть не что иное, как "операционная система" личности). С позиции задач массового манипулирования "технически" более выгодно не искать "подход" к массовому сознанию, а управляемо сформировать его качества, необходимые для будущего управления, с заранее заданными свойствами – элементы этого "инженерного" решения просматриваются во всех устойчивых фазах известных цивилизаций. Итоговыми продуктами в этом случае являются – культура и элементы менталитета. С позиции "новой цивилизации" установки прежних культур (традиции) выглядят анахронизмом и подвергаются атакам. Так сегодня анахронизмом с которым ведется скрытая и успешная война выступают нравственные и этические "пережитки" предыдущих "мрачных" исторических периодов, которым противопоставляется культура "свобод". С позиции "социальной инженерии" (того набора качеств, благодаря которым люди добиваются успеха) никаких принципиальных качественных подвижек в индивидуальном и социальном сознании за последние "свободные" десятилетия (собственно, как и предыдущие тысячелетия) не произошло. В основе власти, политики, социальных отношений, мировоззрений действуют те же основополагающие "мрачные", "деспотичные" анахронизмы и принципы - "взять больше чем отдать", социально-бизнесовый дарвинизм (мальтузианство), "побеждает сильнейший", "сделай это (чаще всего - оскверни традиции и нарушь принципы) раньше, пока тебя не опередили" и т.д. Однако, принципиально изменилось реакция массового сознания на информационное поле сегодняшних реалий. Это поле, благодаря техническому прогрессу (даже без помощи ИТ – достаточно средств массовой информации: радио, телевидения, кинематографа) обрело такую интенсивность, что создало виртуальную составляющую сознания, которая обрела устойчивое состояние. Благодаря этому виртуальному имплантанту появилась возможность "черного хода" в интимные психологичекие недра личности. Возможностью незамедлительно пользуются компетентные специалисты - культивируют и поддерживают манипуляционную восприимчивость, лабильность (неустойчивость) массового сознания. Революционным здесь является то, что виртуализация стала возможной благодаря социальной деградации современного цивилизованного человека (снижение его потребности в социальных связях – в личном общении с себе подобными, как это было традиционно "во веки веков"). (Кстати, к "этой же опере" относится то, что в современных деловых коммуникациях значительно проще и целесообразней создать образ, вписанный в контекст массовых, виртуальных представлений, чем развивать реальные качества и достоинства).
ИТ сделали следующий шаг в направлении закрепления виртуализации, как культуры – дали возможность виртуальному миру быть интерактивным. "Информационное поле" получило возможность подстраиваться под потребности конкретного сознания. С продуктами техно-сферы время проводить "приятней". Сегодня виртуализация конкурирует с социальной (традиционной) культурой и тенденции в этой конкуренции не в пользу последней.
Кроме прямого информационного действия, как было упомянуто ранее, имеет место концептуальное – влияние формы и методов передачи информации на формирование специфических характеристик и качеств сознания, которые, в свою очередь, отражаются на качестве характера, отношении к окружающему миру, специфике поведения и психологических реакций. Именно в этом вопросе ИТ-инструменты кардинальным образом отличаются от предыдущих "информационных носителей". Человеко-компьютерный интерфейс ИТ-инструментов несет совершенно иную семиотическую (образно-символьную) парадигматику "тормозящую" те области сознания, которые стимулировались абстрактно-"устными" навыками и работой с печатной информацией (устным счетом, умозрительной визуализацией, абстрактным мышлением и т.д.). И это лишь только один симптоматический пример концептуального влияния ИТ. Но и этого симптома достаточно для понимания сути изменений в качестве и характере сознания следующих поколений "родившихся с мышками в руках", равно как и в их культуре (в особенности, с учетом сегодняшних тенденций). Не будет лишним провести реконструирование той социальной системы, частью (доминирующей, ибо речь идет о "прогрессивных" цивилизационных тенденциях) которой будут "оцифрованные" потомки (в будущем возвратимся к такой реконструкции).
С позиции настоящих геополитических реалий, в особенности с оглядкой на то, что ИТ-технологии являются одним из доминирующих глобализационных факторов, обращают на себя внимание ряд обстоятельств. Прежде всего то, что ключевая роль в современных очертаниях ИТ-прогресса лежит на Пентагоне (в части финансирования разработок ключевых технологий, положенных в основу сегодняшней техно-сферы) и северо-американской банковской системе (в части "прозорливой" инициативы в развитии сети "кредитных" банковских карт). Это родство сегодня выпадает из общественного внимания. Второе обстоятельство – маркетинговая утилитарность ИТ-прогресса. Практически весь (подавляющая часть) мирового ИТ-бизнеса "идеологически" раскручивается (в форме глобальной маркетингово-стилистической и едва ли не культовой поддержки) с единого глобализационного центра – Соединенных Штатов. Локальным ИТ-операторам остается только лишь пользоваться (за частую – с радостью) такой маркетинговой "манной небесной". Третье обстоятельство – большинство ИТ-продуктов и достижений сами по себе затратны, бесполезны и неэффективны, однако эта их характеристика на потребительском уровне маскируется исключительно навязчивой и активной кампанией воздействия на иные "достоинства" – "понты", "мода", "стильность", "причастность к прогрессу", т.п. и даже "пиратский маркетинг" (т.е. потребительская ценность сформирована масс-культурой и откровенным зомбированием – не зря фокус "прогрессивности" нацелен на наиболее лабильно-уязвимую категорию: молодежь).
Никакая риторика о "прогрессе", равно как никакая демагогия о "свободах", не в силах оправдать безответственность тех, кто принял к действию эту риторику и демагогию. Никакая свобода для современников не может быть оправдана, если ее ценой будет деградация и вырождение следующих поколений. С этой позиции следует вдумчиво и взвешено подходить к вопросу широкого внедрения ИТ (собственно, как и к любому другому серьезному вопросу).
Что же касается ИТ в общем, то реальная и прагматичная составляющая ИТ-прогресса цивилизации (ее квинтэссенция), зависит не от технологий, самих по себе, или их носителей (компьютерной техники, новой фишки из "старой оперы" – нанотехнологий, пр.), а от коэффициента полезного действия одной, и только одной, прикладной функции этих технологий – эффективности адекватного восприятия окружающего мира (и статически, и в динамике). Сегодня эта функция в общей массе "прогресса" развивается незначительно, а на фоне других "достижений" она попросту теряется. Выражаясь жестко – сегодня ИТ редуцируют, мультиплицируют и тиражируют то информационное качество, которое традиционно именовалось ложью.
В умении среди массы цифрового "сена" найти ту самую "иголку" ИТ-целесообразности и кроется "момент истины" поиска эффективности "электронно-вычислительного" прогресса. К вульгарному конформизму, банальной и бесполезной привлекательности (которой, как правило, невозможно дать объяснение, но которая всегда сильнее здравого смысла), к "понтам" – искомая "иголка" никакого отношения не имеет. За то во все века стремление к конформизму, сам комфорт и страх его потерять входили в группу сильнейших манипулятивных факторов. И уже одно это свойство, положенное в идеологическое основание "прогресса", придает всему процессу привкус лицемерия, ибо изначально все, что акцентируется на "приятно" и "привлекательно" – от лукавого.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: culture.people.cibhelion |
Отписаться |
В избранное | ||