Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Институт независимых стратегических исследований (ИНСИ)" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Презентация Института независимых стратегических исследований (ИНСИ)
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Выпус №1
07.12.2004
И Н С И ( C I - U A )
(Институт независимых стратегических исследований)
- Институт независимых стратегических исследований
- Цели
- Методологическая специфика исследований ИНСИ
- Потенциальные потребители услуг ИНСИ
- Коммерческие проекты
Институт независимых стратегических исследований (ИНСИ). Предыстория и позиционирование. |
ИНСИ – неправительственная и некоммерческая общественная формация, образованная группой лиц (ученых, бизнесменов, специалистов в различных отраслях). Она возникла эволюционным путем в процессе общих консультаций, обменов мнениями, профессиональным опытом, исследованиями, обобщениями (носившими преимущественно частный или косвенно-производственный характер) по широкому кругу вопросов, в основном, совпадающим с настоящей тематической сферой "Кибгелиона". Центростремительной тенденцией выступала общая заинтересованность в поисках реализуемых и научно-обоснованных путей разрешения настоящих общественно-экономических, политических и социальных проблем.
За прошедшие три года, в процессе работы группы, был сформирован такой объем методического материала, что его консолидация (проведенная в конце 2003-го, начале 2004-го годов) продемонстрировала потенциал, превосходящий групповую унитарность. Определенным образом, в силу специфики деятельности группы, ее "неформальности", независимости от довлеющих стереотипов (политических, "научных", общественных) аналитические и методические материалы кардинально отличаются от "официальных" и "общепринятых" беспристрастностью выводов, эффективностью, конкретностью концепций и философско-мировоззренческим сопровождением. (Впрочем, методологическое качество разработок определялось уровнем базового системно-методологического инструмента, преимущественно: [260, 261, 262]). Среди прочих, серьезному исследованию подверглись следующие вопросы:
- Анализ и систематизация факторов прогрессирующего системного кризиса на Украине.
- Анализ глобализационных факторов и характер их влияния на гармонизацию украинского кризиса.
- Перспективные (антиципационные) исследования и систематизация перспективного влияния действующих факторов.
- Реализуемая технология контроля и влияния на спектр действующих ситуационных факторов.
- Реализуемая технология гармонизации кризиса и переход к технологии контролируемого развития.
В настоящее время на основе базовых наработок группы имеется возможность проанализировать реалистичность того или иного варианта развития событий, реализуемость (и ее условия) той или иной общественно-национальной амбиции. В том числе – геополитические амбиции. В этой связи есть все основания утверждать, что концептуальные решения ИНСИ на текущий момент являются единственным на территории Украины прецедентом в разработке стратегий, целью которых является не только "тривиальная" социально-экономическая стабилизация, но и постановка активных геополитических амбиций государства и разработка методологически обоснованной программы их реализации. Т.е. речь идет о наличии самобытной, адаптированной к местным условиям, доктрины вхождения Украины в международное сообщество, при этом вхождения именно в достойном качестве и статусе, более того – в качестве субъекта, предлагающего решения (и способного взять инициативу их реализации) современных проблемных вопросов самого международного сообщества.
Интеллектуальная капитализация деятельности института способствовала завершению этапа инкубации и создала условия для более активного и разомкнутого характера деятельности. Следует особо подчеркнуть, что за время функционирования рабочей группы ИНСИ, не смотря на внешнюю ее "неформальность" и "нетипичность", сам характер деятельности был (и остается) основательным. За три последних года объем бюджета технического, методологического и организационного обеспечения ИНСИ составил порядка $100'000. При этом ИНСИ обеспечивался ресурсами за счет исключительно внутренних источников – личными возможностями участников. ИНСИ является, на данный момент, единственным на территории Украины конъюнктурно и политически независимым, неправительственным и некоммерческим профессиональным интеллектуальным центром сугубо практической направленности, созданным и функционирующим исключительно благодаря частной украинской поддержке. При этом следует отметить, что "доноры" ИНСИ не входят в число олигархов, политиков, чиновников высокого ранга. Задачи ИНСИ являются для них "общественной нагрузкой". Так же ИНСИ не имеет никакого отношения к "действующим" политическим движениям, регионально-административным и промышленно-финансовым группам.
Не смотря на нестандартность, прецедента ИНСИ его организационные решения, концепция деятельности, класс рассматриваемых задач, ракурс, форма рассмотрения и пр. аспекты, в целом, не являются чем-то особо новым и оригинальным (в таком качестве могут восприниматься исключительно на территории Украины). Респектабельные, но неправительственные, аналитико-интеллектуальные "концентраторы", "фабрики стратегий" и Центры концептуального влияния играют традиционно важную (однако – подчеркнуто не афишируемую) роль в кругу западного истеблишмента. Примером таковых являются, в частности:
- IISS: The International Institute for Strategic Studies,
- CFR: Councilon Foreign Relations,
- RIIA: Royal Institute of International Affairs,
- IIASA: International Institute for Applied Systems Analysis,
- The Tavistock Institute,
- The Club of Rome,
- Transnational Institute,
- EFF: The Electronic Frontier Foundation,
- The Mont Pelerin Society,
- EIR: Executive Intelligence Review,
и многие другие.
Перечисленные (и неупомянутые) интеллектуальные, экспертно-аналитические центры имеют уровень респектабельности, обеспеченность ресурсами и степень концептуальной эффективности несравнимую с настоящим этапом становления ИНСИ. Тем не менее, ИНСИ является отечественным инструментом того же класса и ближе к концептуальному и методологическому уровню упомянутых формаций, чем какая либо иная формальная или неформальная отечественная организация (за исключением, разве что, легально или неформально действующих украинских представительств и агентств перечисленных выше организаций).
ИНСИ, не смотря на некоторое семантическое подобие названий, не следует ассоциировать с НИСИ - украинским Национальным институтом стратегических исследований. Последний является государственной и бюджетной организацией в подчинении Президента и, с недавних пор – академической структурой. С одной стороны такая позиция НИСИ Украины наделяет его респектабельным статусом и представительными атрибутами. С другой – тесная связь с государственно-административной инфраструктурой приводит к опасности вырождения стратегической перспективы, к тенденциям втискивания ее в рамки тактических интересов политической конъюнктуры, ограниченной одним или двумя периодами "президентских сроков". Хотя в семантике названий может быть "услышана" антитеза "независимости" одного объединения "зависимости" другого, на самом деле ИНСИ не противопоставляет направленность своей деятельности каким либо организациям, в том числе и упомянутой. Более того, концепция деятельности Независимого института находится в области, которая еще достаточно долго будет оставаться непривлекательной для официальных (государственных) учреждений.
Если перечисленные ранее организации являются элементами инфраструктуры интеллектуальной поддержки западной элиты (но не обязательно государственного и бизнес-истеблишмента), то ИНСИ существует несколько в иной ипостаси. Являясь де-факто сепаратором интеллектуально-методологических наработок, очищенных от побочных конъюнктурных влияний, ИНСИ выступает в качестве системообразующей единицы – своеобразной "затравки", вокруг которой, если сложатся благоприятные обстоятельства и созрели предусловия, может сконцентрироваться часть современной отечественной "светской" элиты с требуемыми качествами. Концентрация носителей этих качеств, достигшая "критической массы", обеспечит требуемую мощность влияния на процессы политической и деловой жизни.
Есть объективные основания утверждать о том, что иной технологии (с участием ИНСИ, или без него, но с другой "системообразующей единицей") конструктивного формирования и качественного облагораживания класса национальной элиты – нет. Без такого облагораживания образование доброкачественного и гармоничного государства (что актуально для современной Украины) – невыполнимая задача.
ИНСИ использует собственные методологические наработки и подходы, которые были отработаны и проверены на практике. Условия деятельности аналитической группы отличались достаточно жесткими ограничениями. Поскольку изначально деятельность была направлена на внутренние потребности, как правило анализируемая ситуация требовала необходимости оперативной и быстрой оценки. Практически все прецеденты были связаны и порождены кризисным и агрессивным (со стороны ситуационной конъюнктуры) "окружением", т.е. в тех или иных аспектах являлись следствием общей первопричины – комплексного системного кризиса в государстве, отражающегося на другие сферы деятельности. Казалось бы, отработанные и отлаженные (в более стабильных условиях – преимущественно на Западе), методы и продукты (организационные, управленческие, политэкономические, информационные, методические, технические и т.д.) применяясь в местной среде, демонстрировали другие, зачастую противоположные ожидаемым, результаты. Следующие условия носили характер ситуационного императива:
- требование оперативности;
- высокая степень ситуационной неопределенности, отсутствие полноты данных;
- высокая ситуационная динамика самого анализируемого объекта и окружающей среды;
- ресурсный дефицит и технические ограничения;
- высокая степень влияния человеческого фактора (социальность) на анализируемый объект или процесс;
- техническая и территориальная рассосредоточенность рабочей группы;
- необходимость переоценки и перепроверки "хрестоматийных" методик и инструментов на адекватность данной ситуации.
Приведенный список условий существенно ограничивал возможность доминирующего применения стандартных методов анализа (аналитического, вероятностного, статистического, логического и т.д.). Наибольшую эффективность в отмеченных обстоятельствах продемонстрировал анализ с использованием семантической системной методологии (системный анализ). "Гиперкомплексные динамические системы (ГДС)" [260, 261, 262] является очередной методологической итерацией (поколением) развития общей теории систем. ГДС представила достаточно стройную системологическую концепцию, включившую в себя широкий набор характеристик, признаков, свойств, закономерностей описанных в терминах специально разработанного, в рамках теории, языка. Один из аспектов общей теории систем заключается в описании принципов и закономерностей, общих для всех систем, не зависимо от их разновидности, сложности, качества и состояния. Теория ГДС не только констатировала достаточный набор таких закономерностей, но и представила эти закономерности в "терминах" специальной знаковой структуры ("системной математикой"). Последняя особенность теории оказалась существенной с практических позиций. Ибо символическая форма представления информации в определенных обстоятельствах и ситуациях имеет преимущества перед вербальной. Задача же экспертов группы заключалась в наполнении сентенций ГДС предметным смыслом каждого конкретного прецедента. После чего полученная модель подвергалась исследованию в рамках системных закономерностей и принципов (как в ретроспективе – при изучении причинности, так и перспективе – при исследовании последствий). Применение системных закономерностей ограничивало набор математически-вероятностных ситуационных комбинаций и состояний модели в достаточной степени, что бы это удовлетворяло требованиям анализа и ограничивало разнообразие рабочих гипотез допустимым минимумом.
О других преимуществах системного подхода, подтвержденных его непосредственным практическим применением будет сказано несколько позже. Однако, данная методология имеет определенные (известные) ограничения о которых корректно упомянуть. Прежде всего, это нестрогий и непараметрический (в подавляющем большинстве случаев) характер анализа. На определенном этапе профессор А.И.Уемов [340, 341] отмечал то, что системология (или общая теория систем) является в большей степени аналогической теорией (лишенной параметрического аппарата). В отношении теории ГДС [260, 261, 262] этот тезис требует уточнения (т.к. определенные шаги в направлении параметризации в рамках ГДС решены), но в контексте деятельности ИНСИ акцент был сделан именно на аналогических характеристиках системных методов. А точнее – на той области практического применения этих методов, где отмеченные характеристики имеют определяющее значение (и где параметрические характеристики несущественны). Социальная область принятия решений относится именно к таким. Чем менее формализована ситуация, правила поведения, чем большая степень неопределенности имеет место в отношении объекта (процесса) анализа, тем более определяющее значение приобретают аналогические и ассоциативные характеристики обеспечения управленческих решений. Если за верхнюю точку "аналогичности" (где она превращается в чистую абстракцию) взять "область" идеологии (или философии), а за нижнюю принять возможность абсолютной параметризации (идеальная цель кибернетики), выраженной в частности максимально детализированным математическим моделированием реальных процессов, то "эпицентр" системологии находится посредине образовавшейся шкалы и охватывает своей областью практически весь ее интервал. Продукты системного анализа (если это именно его продукты) с одинаковой возможностью могут быть трансформированы в "идеологию" (концепцию) или в набор математических моделей (совокупность параметрических характеристик, при игнорировании других характеристик – как это и происходит при математическом моделировании, особенно социальных, биологических или экологических систем). Системные методы имеют уникальную (в сравнении с другими методами) возможность междисциплинарной интеграции. Это свойство так же особо акцентируется в ситуациях и/или среде, где имеет место определяющее влияние человеческого фактора.
С учетом отмеченных методологических особенностей решение аналитических задач и поставленных ими проблем формировало два направления "капитализации" опыта группы. Первое, заключалось в наработке опыта практического применения системной методологии. Второе – в мета-анализе совокупной проблематики, в котором выявлялись первопричины возникновения тех или иных проблематичных ситуаций. Именно второе направление на определенном этапе трансформировалось в тематики стратегических исследований (исследований возможностей и инструментов контроля факторов долгосрочного влияния). "Диалектика стратегий" так же не вызвала затруднений в переводе на термины системологии (теории ГДС), более того – формализация этого аспекта оказалась еще одной сильной стороной применяемой методологии.
Среди потенциальных предметных областей и аналитических задач (с учетом замечаний предыдущего пункта) к которым могут быть применены методологии ИНСИ есть одна, приложение к которой системного анализа не только максимально эффективно, но и безальтернативно. Эта область – сфера стратегий ("стратего-сфера" - проектирование, моделирование, прогнозный анализ, разработка концепций стратегий, ситуационный анализ - см. более подробно о "стратего-сфере").
Услуги ИНСИ являются наиболее полезными и адекватными для ассоциированных объединений (Ассоциаций) и других структур стратегической направленности. Для них ИНСИ имеет возможность выполнить независимую экспертизу концептуальной базы и ее последующую корректировку (осуществить процедуру перевода имеющихся ассоциативных структур из "баллистического" на "орбитальный" уровень /см. расширение/, разработать и снабдить требуемыми методологическими материалами, концептуальным сопровождением), или же обеспечить изначальную концептуальную и методологическую поддержку.
Формирование адекватного профессионального представления о роли и потенциале ассоциирования, о его критериях и характере, является целью тактики влияния ИНСИ.
За исключением упомянутых Ассоциаций, ИНСИ в состоянии оказать аналитические и концептуальные услуги любым субъектам, заинтересованным в интеллектуальных продуктах Института.
Институтом проработан ряд инновационных проектов отраслевого, государственного и геополитического уровня с глубиной реализации от 3-5 лет до десятилетий. Отличительная особенность этих проектов – их полителеономичность (направленность параллельного достижения нескольких целей) и системная интегрированность. Ибо они являются элементами одной разработанной макро-стратегической модели, предусматривающей не только вхождение Украины в мировое сообщество на достойных позициях, но и активное влияние Украины (естественно – конструктивное) на политику мирового сообщества. Последний вариант, как цель, на Украине никем не рассматривается даже гипотетически. ИНСИ же имеет реалистичные концепции и проект осуществления именно такого варианта. Достижение целей любым из проектов ИНСИ декомпозируется в "атомарные" суб-проекты, большинство из которых представляют собой отдельные и самодостаточные бизнесы. На текущий момент имеется набор проработанных концептуальных подходов, которые могут быть трансформированы в полноценные концепции и представлены пакетом (или отдельными) бизнес-планов или программ действий. Стоимость разработки, сопровождение мероприятий реализации колеблется от €0.5 млн. до нескольких миллионов € для бизнес-проектов. "Базовый" проектный набор включает следующие пункты:
- Аналитический проект. Его задача – представление базовых методологических аксиом и проведение текущего ситуационного анализа (по основным тематическим срезам – геополитическому, государственному, инновационному /ИТ/). Его цель – формирование своеобразной "карты" современного конъюнктурного пространства Украины (и вокруг нее), что закономерно облегчит задачу ориентации в этом динамичном пространстве и предоставит уникальную возможность проектировать траектории (стратегии) маневрирования в нем. В отличии от публицистического представления (в том числе на сайте), материалы проекта информативно расширены, более целостно скомпонованы и сформированы лаконичными, ключевыми сентенциями.
- ИТ-программа. Базовые предпосылки программы представлены в статье " Концептуальные подходы интенсивного развития украинской отрасли ИТ". Другим ее аспектам в той или иной степени посвящены остальные статьи секции Инновационные технологии (ИТ). Термин становления программы – 3-5 лет. Проектно-методологическая подготовка – 6-12 месяцев. Бюджет - от €4'000'000 до €4'500'000 (речь идет об скоординированной инсталляции нескольких отраслевых бизнесов). Гонорарная часть в методологической проработке и сопровождении данной программы составляет €250'000. Интерес к программе ожидается со стороны соотечественников, которые имеют возможности, ощущают необходимость и осознают потенциал управления ситуацией в единственной, системно не освоенной (за исключением отдельных секторов), стратегической и "не поделенной" отрасли, а также – готовы осуществить экспансию этих потенциалов, с расчетом в дальнейшем на этом не останавливаться.
- Диалектическая программа – наиболее масштабное и комплексное решение из категории концептуальных подходов, нацеленных на государственные и геополитические задачи. Речь идет об разработке нового поколения социально-методологических и программно-мировоззренческих материалов практической направленности, а также их производных – внутри и внешне-политических макро-тактик с выходом на стратегический уровень. Программа носит перманентный характер. Глубина ее проработок обуславливается исключительно методологическим качеством, которое в нашем случае должно быть способным охватить историческую перспективу одного и более столетий. Интерес к реализации этой программы ожидается у отдельных представителей, сегодняшнего украинского политического и финансового "олимпа", не ограничивающих свои жизненные интересы и амбиции рамками коммерческих и вульгарно-политических мотиваций, сохранивших национальную культурологическую самоидентификацию.
Проект предполагает публикацию разовых серий непериодических аналитических бюллетеней ИНСИ и распространение его в рамках клубной (несвободной) подписки. Первая серия будет посвящена отмеченным в предыдущем абзаце вопросам. Следующие – ситуационной конъюнктурой и потребностями будущих периодов. Стоимость проекта первой серии – €50'000. (Ориентировочная стоимость одного подписного абонемента – €2'000).
Кроме перечисленных имеет место:
- Инфраструктурный проект. В его рамках рассматривается формирование инфраструктуры деятельности ИНСИ с учетом развития его масштабов и характера задач.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: culture.people.cibhelion |
Отписаться |
В избранное | ||