Давно я хотел побывать в Венеции. Когда в прошлом году я вояжировал
в Париж с немецкоговорящим гидом, то почти ничего не понимал, о чем он говорил, особенно, о чем шутил. Все смеялись, а я смотрел в окно. И вот,
наконец, заранее, за два месяца, заказал две путёвки в русскоязычной туристической фирме "Клип". Когда оставалась уже неделя до срока выезда, я позвонил директору Игорю Пигришу:
- Где путевки?
- Мы не набрали группу (выгодную его фирме - Н. А.) и рейс отменяется.
- А почему раньше не сообщили?
- А мы думали: а откуда Вы узнали мой личный номер телефона? (Я не ответил, так как в тоне его вопроса звучал будущий выговор одному из его сотрудников).
- И вообще, чего Вы мне звоните, у меня клиенты тут сидят!
(Видать, хозяин "Клипа" - тёртый калач: вместо того, чтобы извиняться, за причинённый мне моральный ущерб, он ставит меня в положение виноватого. Но мне не интересно его перевоспитывать.)
- Так я же - тоже Ваш клиент!
- Могу Вам предложить взамен любую другую экскурсию. Вот, через два дня в Вену, например.
Я подумал, что названия этих знаменитых городов в чем-то похожи и, долго
не размышляя, согласился.
Ценовой ряд на подобные мероприятия строится с маленьким лукавством.
Реклама обещает маленькую цену, но слева от неё мелким шрифтом пишется слово "от". Например, "Венеция": "от 259 ДМ" (вместо круглой суммы 260 ДМ), а заплатить пришлось 284 ДМ плюс за "пакет" экскурсий 140 ДМ; "Вена": "от 299 ДМ", а заплатить надо 344 ДМ плюс за "пакет" 140 ДМ.
После ряда срочных манипуляций с доплатой, мы, наконец, без всяких путевок (нам их по почте прислать не успели и даже в автобусе не выдали; возможно, в этом была какая-то выгода для директора, но я не стал вникать в этот вопрос) заняли последние (худшие) места в проходящем из Ганновера мимо Геттингена автобусе. Да, ладно. Нет добра без худа. Зато мы оккупировали ряд задних сидений, на которых можно было спать, вытянув ноги!
Итак, экскурсия началась. Только в автобусе я вспомнил, что забыл карту Европы. Но она мне и не понадобилась! В салоне висели два дисплея, на которых красовался фрагмент нашего маршрута с картинкой предстоящего пути и медленно
двигающимся кружочком вокруг точки нахождения нашего автобуса! Позже, чтоб не скучно было в пути, на этих же дисплеях нам ещё демонстрировали видеофильмы.
Едем по Германии, любуемся пейзажем. Экскурсовод Наталья говорит, не
умолкая. Слушать, конечно, интересно. Но как она может столько времени говорить? Я уже устал слушать, задумался: Как много городов в Германии и
как мало деревень! Я долго никак понять не мог: почему? В этом вояже понял. Стоит деревенскому начальству построить в деревне 2-3 пятиэтажных дома и возвести шикарную "ратушу" (горисполком), как оно тотчас же называет деревню городом. Зачем далеко ходить за примером? Я уже почти год живу
в такой деревне под названием "город Бовенден"! (шутка)
В Мюнхене были под вечер. Покружили по городу в автобусе, потом прошлись
с экскурсией, потом - сами. Что значит "увидеть город"? В основном - архитектуру. Домов много, впечатлений масса, в памяти - каша - малаша. Наталья всё время рассказывала что-то интересное. Запомнить толком почти ничего не удалось. У меня осталась только одна мысль, что в моём возрасте удовольствие от всякого рода информации (из лекций, книг, кино, компьютера и, даже, бесед)
имеешь только в момент её получения. Но я и раньше не блистал памятью. Поэтому у меня давно выработалась привычка, если я чего не запомню, то,
по крайней мере, знаю, где это записано. Например, свои "знания" по статистике я храню дома на книжных полках. А недавно сын подарил мне дискеты с надписями: "20 тысяч книг"! Вот это библиотека! Я уже не говорю о возможностях Интернета.
Но я отвлекся, а Наталья что-то интересное излагает: Я смотрю в окно, пытаюсь
хоть что - то запомнить. Ну и что, запомнил? Вспоминаются, почему-то огромные, старинные, но, к сожалению, довольно пыльные домища и пикантная реклама... Когда днем по телевизору произносят слово "секс", на экране немедленно возникает пара здоровенных грудей, но, правда, не более того! "Более того" происходит по ночам, причем намного "более"! А тут все просто: на плакате 5 на 10 метров стоит на четвереньках улыбающаяся девушка, одетая только в сетку, то ли от мух, то ли для ловли рыбешки. "Покупайте сетку!" Разбежался! На другом подобном плакате лежит голый красавец - мужик кверху мозолистыми
ягодицами, на которых покоится чашка рекламируемого кофе. Надо попробовать! На третьем - две прижавшиеся друг к дружке хорошенькие лесбияночки (хорошо, что не гомики) рекламируют, как я понял, "противозайчаточные" средства (Зачем оно им? А Вы - покупайте!) Это мне уже не нужно: вышел я из репродуктивного
возраста.
Впечатляли культовые сооружения, старинные и современные постройки; от "ратхауза" глаз не отвести! На каждые 1200 жителей приходится по одному фонтану. Много это, или мало? Не знаю, но всего в городе получается тысяча
фонтанов. Маловато! В "нашем" Ганновере их поболее будет! Ну, архитектура во всех городах Германии интересная. Где бы я ни был, всюду есть здания, как музейные экспонаты. Мюнхен - не исключение. Но главная достопримечательность
каждого города - это люди. Пообщаться удалось только с двумя мюнхенчанами - моими старыми друзьями - с Ирочкой Едвабник и ее мужем - Сашей Ронкиным. Я их много лет не видел. Всего минут сорок посидели мы в пивном саду над копчеными ребрышками. Выглядят супруги неплохо: Саша стал ещё солидней, поправился, Ирочка еще больше трудится - похудела, так что в среднем вес этой пары остался, на вид, прежним. Они крепко осели на этой земле: оба работают и получили немецкое гражданство; дети учатся. Недавно они отдыхали
в Норвегии; ехали мимо меня (мимо Геттингена), но не заглянули. Жаль.
По недоразумению не встретились мы с моими старым дружком мюнхенчаниным М. Зато по компьютерной почте от него я узнал кое - что интересное, что дополнило городскую картину взглядами изнутри.
Ночевали мы в какой - то немецкой деревне с названием "город" (не помню,
какой). Там гостиница, с нигде не обозначенным числом звездочек, гораздо дешевле, чем в Мюнхене. Номер был просторный, шикарный, с таким количеством мебели, что в нем могла бы поместиться женская спортивная команда по водному
поло. Завтрак в ресторане - "шведский стол": бери, что "хошь" в любом (разумном) количестве. Ну мы и набрали еды на обед и на ужин.
Едем. За окном - знаменитые альпийские луга, очень похожие издали на подстриженные газоны, окаймленные лесными массивами. Подъезжаем поближе - луга действительно подстрижены! Видимо, крестьянам легче косить, собирать и возить траву к баранам, чем наоборот, - гонять баранов по лугам.
Следующим был старинный Зальцбург. Город сказочный, старенький, но выглядит как новый: пыль веков со старинных сооружений аккуратно стерта. Виделись с Моцартом в его доме. Долго смотрели друг на друга, думали, каждый - о своем. Позже в автобусе звучала его музыка в кинофильме "Музыка", снятом в тех самых местах, по которым мы только что ходили. Так до сих пор и вспоминается.
Съездили в фуникулере на замковую гору. Любовались замком изнутри и городом сверху. Виды, как на картинках. Картинки остались в памяти. Показать не смогу. С местным экскурсоводом нам повезло (или не повезло - смотря
как посмотреть). Сперва я подумал, что она - актриса из последнего российского фильма "Принцесса из сказки". Но Ася (так ее зовут) не призналась. Она - простая русская красавица из Питера, вышла замуж за австрийца и вот, нашла работу по душе. Вела она экскурсию просто великолепно: содержательно, артистично, с юмором. Но кто же смотрел на шедевры архитектуры? Мужская часть экскурсантов разглядывали красавицу, а женская ревниво следила за своими спутниками! Так что запомнилась, в основном, экскурсовод, а меньше - ее экскурсия. Потом целый час мы сами просто гуляли по городку. Интересны
одинокий домик местного палача и оригинальный квартал многоэтажных зданий, вросший в высоченную скалу над рекой. Скала служит четвертой стеной у всех этих зданий!
Ночевали мы в каком-то деревенском австрийском "доме свиданий" с японскими удобствами: в номере размером с двухспальную кровать стояла кровать, остальной
сервис - телевизор, телефон и католический крест висели на стене. В туалете размером со стоячий душ стоял унитаз; над ним возвышались остальные удобства. На отдых нам выделили всего 7 часов, так что свидание с "домом свиданий" особых впечатлений не оставило. Утром в ресторане нам выдали еды ровно столько, сколько положено; с собой удалось прихватить лишь по одной "лишней"
булочке. Интересно, что, уходя, я на стене перед входом в эту "гостиницу" увидел нарисованные кем-то целых четыре изящные звездочки! Я хотел справедливости ради хотя бы три из них заклеить, но не успел: автобус мог уехать без меня.
Вена. Утречком, часов в 10, въезжаем в столицу Австрии. Кручу шеей. Ну, виды! А где же австрийцы (а меня, как обычно, больше австрийки интересуют)? Нет никого на улицах! Но это - везде на Западе так. Народ пользуется личным
транспортом. По улицам Германии ходим пешком, в основном, только мы, социальщики. А здесь даже не Германия: ходить некому. Ан, нет! Вон побежала парочка физкультурников! А вот и девушка длинноногая, да еще на роликовых коньках,
мчит по велодорожке, толкая перед собой детскую коляску. На красный свет светофора остановилась рядом с нашим автобусом, хотя улица пустая. Вот
теперь видно, что это не Харьков и не Париж!
Покрутились по кольцевой трассе, проехались по проспекту, очень похожему на Калининский (в Москве): даже изящная церквушка между небоскребами так же стоит! Дворцы, церкви, ратуша, парламент - все эти шедевры за один день не вкусить. Тут пожить надо бы месяц - другой.
Побывали мы в экскурсии по госопере. Местный экскурсовод говорил по - немецки, Наталья переводила. Посидели в знаменитом зале, посмотрели, как меняют декорации, узнали, кто и как тут пел. Выходим в вестибюль. Вдоль стен выставлены бюстики великих композиторов с мелкими подписями их знаменитых
фамилий. Под портретами на стене выведена надпись крупными золотыми буквами. Наверно, это имя величайшего композитора. Подхожу поближе, читаю: "РАУХЭН ФЭРБОТЭН". Над портретами великих изображены фрагменты сцен из их, прошедших здесь, спектаклей. Своей труппы в госопере нет. Выступают только гастролеры и только с премьерами. Цены на билеты божеские: от 30 до 300 ДМ в кассе и в 5-10 раз дороже - на руках. Зато стоячие места - почти даром: по 10 ДМ (в кассе). Демократия!
Памятники. Большинство из них мне не понравились. И не потому, что меня как-то не очень трогает, какой генерал, сколько народу перебил "за императора и отечество", а потому, что бросили их городские власти на произвол стихийным осадкам: поржавели большинство бронзовых чудищ, покрылись грязно - зелеными
потеками. Я как-то шепнул гиду: "Ну почему бы не покрасить памятники в один какой - нибуть цвет? А можно их и антикоррозионным покрытием защитить!
Говорю Вам, как бывший электрохимик" А Наталья возразила: "Надо оставить все как есть". Да, я согласен, так дешевле. Хорошо, хоть, что памятник
Штраусу догадались позолотить, а Моцарта и Елизавету изваяли из мрамора! Осадки их не берут!
Долго бродили мы по дворцу - музею Шенбрунн. В парке за дворцом - высоченные,
стриженные в течение четырехсот лет деревья! Стоят они очень ровной зеленой крепостной стеной в ряд, вырезаны в них ниши, заполненные мраморными статуями. На вершине горы стоит колоссальный Завс с группой земноводных товарищей,
придерживающих под узцы рвущихся из рук лошадей русалочного подвида. Бог морей поливает окрестности пышным водопадом. Я взобрался поближе,
рассмотрел этих тварей. У мужчин ноги оканчиваются акульими хвостами - каждая, а у лошадей совсем задних ног нет - тело сзади, как у моржей. Вот, до чего довела их, в свое время, эволюция! Жаль, все вымерли. Хорошо, что хоть памятник остался. А вот Зевсу, самому морскому из них всех - эволюция нипочем! Руки - ноги целы, здоровенный, как буд-то всю жизнь в зале "бодибилдинга" тренировался! Кстати, о тренировках. Здесь же, в парке музея, бегают между усталыми посетителями физкультурники в одних трусах и с наушниками в ушах. Вот, мол, какие мы!
Я обратил внимание на многочисленные памятники постояльцам Олимпа. И
это правильно. Потому что у нас, людей масса проблем. И за решение каждой из них должен отвечать не один всеобщий бог, а каждый - по своей специальности: морской, военной, торговой, любовной и так далее. Вот, перед парламентом
Австрии сидит богиня мудрости Афина, следит, чтобы парламентарии не допустили глупостей в своих законодательных актах. Посидела бы она хоть
один год перед нашим украинским парламентом, может и на Украине народ легче вздохнул?
Новинки архитектуры. Очень часто на Западе современные произведения искусств и реже - архитектуры выглядят, мягко говоря, весьма своеобразно. Ну, о картинах, мазанных хвостом знаменитой обезьяны, я уже молчу. Примитивные
орнаменты здесь развешаны, почему-то, во многих учреждениях. Но посреди какого-то города, прямо на постаменте, глядишь - чудо из чудес: то фрагмент взорванного партизанами железнодорожного моста, то сваленные в кучу забытые строителями трубы теплотрасс! Грандиозно! Нетрудно догадаться, что скульптор подолгу ходил по складу металлолома металлургического завода и выбирал
наиболее своеобразно искареженные заготовки. Но на это дело хоть труда много тратить не надо: вызвал подъемный кран - и поставил найденный "шедевр" на постамент. А вот над современным произведением архитектуры надо еще потрудиться. Современнее многих выглядят в Вене здания, над которыми потрудился знаменитый на всю Австрию венгерский художник Фридренсрайх Хундертвассер! Как сказано в "Путеводителе по Вене", "профессор с большой антипатией относится
к геометрическим линиям" (предпочитая, как я понимаю, работать без линейки и циркуля) и "реализовал свое видение нового жилья" в нескольких экстравагантных строениях: в цехах мусоросжигательной фабрики, в "доме искусств" и
нескольких жилых домах.
Моему трехлетнему внучку Маркуше надарили пять разных конструкторов,
состоящих из самых разнообразных пестрых элементов - кубиков, ромбиков, колечек, окошек, трубок и пр. Бывает, ребенок, не долго думая, вываливает свои сокровища на пол и начинает конструировать "дворец"! Так вот, дома венгерского профессора очень напоминают мне эти игрушечные построения, увеличенные в сотни раз: те же пестрые краски, то же чередование нестыкующихся между собой разнокалиберных колонн, прямоугольников окон, арок, выступов и проемов. В общем, есть, что демонстрировать впечатлительным туристам!
Менее современно, выглядят, по-видимому, здания, спроектированные современными
архитекторами, которые без антипатии относится к геометрическим линиям, предпочитая работать по старинке с линейкой и циркулем. Действительно,
прямоугольные поверхности этих сооружений зачастую вообще не имеет собственного цвета, окна не только одинакового размера, но и вообще, еле отличаются от стен, так как и те и другие сплошь покрыты зеркалами; почти невидимые постройки держатся на прямых одинаково тонких колоннах, арки и выступы отсутствуют, проемы незаметны, смотреть не на что. Все это я видел в Париже,
Франкфурте-на-Майне, Ганновере и Берлине. А в Вене нам ничего этого и не показывали, так что жалоб нет.
На обратном пути нам демонстрировали фильм "Венский вальс", что оказалось очень к месту и ко времени: так под звуки знаменитой музыки я и задремал. Возвращались мы длиннющей, бессонной, зябкой и тряской ночью. Хорошо, хоть можно было дремать в горизонтальном положении на последнем ряду сидений. А другие товарищи сидя мучались. Ну, ничего, дома отоспались. Теперь - за работу, до следующего путешествия в Венецию.
Натан Цейтлин
Если вам понравилась эта рассылка, то возможно
вам будут интересны и другие рассылки Веб-журнала "Мы и заграница".
Рассылке "Истории знакомств & Рассказы о загранице" уже почти 3 года.
В ней публикуются все комментарии и письма читателей, а также наиболее
популярные истории и рассказы из коллекции
Веб-журнала "Мы и заграница".
Рассылка "Азбука международных знакомств" представляет
собой полную коллекцию материалов по одноименной теме
Веб-журнала "Мы и заграница". Каждый выпуск содержит 1 историю или статью.
Цель рассылки - дать возможность подписчикам собрать всю коллекцию полезных
и интересных материалов на свой e-mail.
Присылайте свои истории и рассказы!
Расскажите про нашу рассылку своим родным, друзьям и знакомым!
Перешлите им этот выпуск.