Двенадцать их ста наших малышей в
той или иной степени страдают расстройствами
речи. Причем многие - с раннего детства. Сегодня
об этой проблеме рассказывает руководитель
Федерального центра патологии речи и
нейрореабилитации, член-корреспондент
Российской академии образования, профессор В. М.
ШКЛОВСКИЙ.
- Виктор Маркович, отчего возникают
такие расстройства?
- Если говорить о первопричинах
этих нарушений, то чаще всего они бывают связаны
с токсикозами или какими-то иными заболеваниями
мамы в период беременности, неудачными родами,
при которых возникает асфиксия, нейроинфекциями
или высокотемпературными заболеваниями
младенцев. Во всех названных случаях оказываются
поврежденными структуры мозга, которые ведают
развитием ребенка. И тогда можно опасаться
всевозможных расстройств речи, связанных с
задержками физического и психического развития
детишек.
Кроме того, малыши очень часто падают и ударяются
головками. Вначале это как будто не имеет никаких
последствий. А потом у ребенка может появиться
гематома и, как следствие, - нарушение высших
психических функций. Много несчастий происходит
на улицах - автомобильные катастрофы, наезды на
ребятишек. Это очень тяжелые случаи, и нам
приходится долго и мучительно заниматься с
пострадавшими.
- Могут ли родители как-то повлиять
на этот процесс?
- Безусловно. Первые слова обычно
ребенок произносит в девять - десять месяцев.
После года он уже знает довольно много слов, у
него появляется фразовая речь. В случаях, когда
этого не происходит, задача педиатра, не теряя
драгоценного времени, направить такого малыша,
во-первых, к детскому невропатологу и, во-вторых,
к логопеду, который обязан с этим ребенком
работать. Но, к сожалению, очень часто логопеды
родителям заявляют, что "это само пройдет", и
на том успокаиваются.
Ну я ж говорю - УРОДЫ
работают в наших "больницах".. Тупыри с
дипломами.. Они, блин, от насморка вылечить не
могут. Что уж говорить о более сложных "заболеваниях".
Коррекционные занятия с ребенком -
очень сложный процесс как для логопеда, так и для
него самого. Малыш должен научиться слушать и
запоминать, что ему говорят, артикулировать,
грамматически правильно строить фразы. Кстати,
родителям нужно непременно присутствовать на
этих занятиях, учиться у логопедов их методам
работы с детьми, чтобы заниматься с ними и дома. И
вот только тогда можно достигнуть серьезных
успехов, подготовить ребятишек к школе.
- А что происходит, если родители
при задержках речи у малышей не сразу обращаются
к педиатру или верят логопеду, что "это пройдет"
само собой?
- У нас в стране отработана система:
ребенок проходит в поликлинике консультативный
прием, и, если обнаруживается какое-либо
отклонение, его посылают на медико-педагогическую
комиссию. А комиссия, если есть в том
необходимость, дает ему направление в
специализированный детский садик. Раньше, чтобы
малыш попал в такой садик, нужно было ждать, когда
ему исполнится пять лет, сейчас туда принимают с
двух-трех лет. Но в процессе хождения по всем этим
приемам и комиссиям упускается момент, ведь
лечение нужно начинать как можно раньше.
Теперь в некоторых школах - и в
Москве, и в других городах - существуют
специальные коррекционные классы, где программа
ведется в более замедленном темпе. Вместо того,
чтобы учиться или, точнее, мучиться в первом и
втором классах, ребенок за два года спокойно
проходит программу первого класса. Но зато
дальше он выравнивается и идет в массовую школу.
- А излечимо ли заикание?
- Это тоже очень во многом зависит
от родителей. Заикание может появиться у ребенка
и в два года, и в три, и в четыре. Как только
обнаруживаются его первые признаки, буквально в
тот же день нужно обратиться к специалисту.
Когда возникает заикание, малыш
начинает повторять слоги или целые слова. Он
торопится высказать свою мысль, а у взрослых не
хватает терпения его выслушать. Ребенок начинает
нервничать, у него нарушаются дыхание,
произносительная и артикуляторная функции.
Затруднения с речью усугубляются, и исправить
потом это безумно трудно. ;))
Кстати, особенно часто подобное случается в
интеллигентных семьях. Очень озабоченные своим
делом родители не обращают внимания на нарушения
в речи ребенка, и в результате он становится
инвалидом. Потому что заикание - это инвалидность.
;))
Инвалидность - как
раз у этих тупых "врачей"! Нихрена не знающих
и не умеющих!
А заикание, при
надлежащей упорности и усидчивости,
вылечивается очень даже просто!
Всем кто имеет
подобную "проблему" - предлагаем помощь!