Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 23.11.14


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 23.11.14: 1 фильм

+ссылки: видео-ролики, арт

«Отрочество»
Boyhood
Режиссер, автор сценария: Ричард Линклейтер
В главных ролях: Эллар Колтрейн, Итан Хоук, Патриция Аркетт
США, 2014

По информации из «Википедии»: Уникальный шанс увидеть год за годом взросление ребенка, жизнь его родителей и изменения окружающего мира в целом.
Премьера фильма состоялась 19 января 2014 года на фестивале «Сандэнс», а в феврале 2014 года он был представлен на 64-м Берлинском кинофестивале, где был восторженно принят прессой, поборолся за главный приз смотра и награждён призом за лучшую режиссуру. «Отрочество» является одним из ключевых претендентов на премию «Оскар-2015».
В центре повествования – мальчик Мейсон. Фильм начинается, когда ему 6 лет и он идет в школу. Заканчивается, когда он поступает в колледж, уезжает из дома. Среди других главных героев – его сестра и разведенные родители.
Раз в несколько месяцев снимаются небольшие эпизоды из его жизни, показывающие взросление и отношения с родителями, друзьями, то, как он из ребёнка превращается подростка, далее в юношу…

Прочитал несколько восторженных рецензий. Решил проверить.

У Линклейтера в середине 90-х смотрел «Перед рассветом» – лирическую драму с Итаном Хоуком и Жюли Делпи. Тогда понравилась. Этот фильм имел большой успех, впоследствии режиссер снял как продолжение еще «Перед закатом» и «Перед полуночью» с теми же актерами, но я не смотрел. Еще у этого режиссера есть очень драйвовая и веселая «Школа рока» с Джеком Блэком. Другие его фильмы я не видел.

«Отрочество» рекомендую всем, кто интересуется простыми формальными приемами, но которые дают сильный эффект. Смотришь, не отрываясь, зачарованный увиденным. Несмотря на то, что фильм длится почти 3 часа.

Вообще, в фильмах с героями, которые взрослеют, используется либо грим (но это, как правило, касается уже взрослых героев), либо другие актеры, «похожие». Это связано с ограничениями в периоде съемок, а тут режиссер осмелился на съемки в течение 10(!) лет, и в контракте было прописано, что никого кроме Эллара Колтрейна нельзя брать на главную роль. И, так подумать, авторы фильма серьезно рисковали. Мало ли что могло случиться за 10 лет, особенно если учитывать, что еще есть сестра, родители (кстати, за тем, как они меняются, тоже интересно смотреть)… Еще же и снимать надо одной техникой, в том же формате… Но риск оправдался. В связи с чем нельзя не выразить уважения всей команде «Отрочества».

Похожие приемы используются в документальном кино, но «Отрочество» получается междужанровым произведением – с одной стороны, явные признаки документального кино, главный герой которого – Время; с другой – участие актеров и наличие простого («повседневная жизнь американского подростка»), но какого-никакого сценария, который наверняка пришлось переписывать не раз за эти 10 лет. Нет, все-таки, надо же было на такое решиться!.. Наверно, этой «странностью» – то ли жизнь, то ли искусство – «Отрочество» и берет.

На мой взгляд, «Отрочество» нельзя пропустить. Фильм не только поразит киномастерством, но и заставит задуматься. Например, почему стоит иронически относиться к любым happy end’ам, имея в виду, во что они превращаются, если бы фильм не закончился на этом этапе, или почему нельзя «ставить крест» на человеке, так как что бы человек ни совершил, но жизнь продолжается, и он способен измениться… (это я про сюжетные линии матери и отца главного героя)

У меня, так случайно получилось, к фильму был дополнительный интерес. Параллельно фильму я читал замечательную книгу американских авторов Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили» (об этой книге специально напишу). Так как книга посвящена отношениям между родителями и их детьми-подростками, то было, с одной стороны, интересно проверить, насколько описанные в книге психологические методики подходят героям фильма (очень даже подходят); с другой – фильм был дополнительным источником «ситуаций», которые разбираются в книге.
ссылки
Жонглирование футбольным мячом


25 шокирующих татуировок с эффектом оптической иллюзии


По трамвайным рельсам… (про «народных гениев»)


В избранное