Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 09.11.14


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 09.11.14

1 книга
1 фильм

1 книга
Илья Бояшов
«Кокон. История одной болезни»

Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина; 2013 г.
256 стр.

Аннотация от издателя: «Илья Бояшов – писатель с двойным дном. Он умеет рассказать историю так, что судьба его героя, описанная как частный случай, оборачивается в сознании читателя неким обобщающим провиденциальным сюжетом. Именно это качество вкупе с художественным мастерством позволило в свое время Бояшову взлететь на литературный Олимп и занять то место в современной русской словесности, которое по праву на сегодняшний момент за ним закреплено.
Новая повесть Ильи Бояшова – история человека, ощутившего в себе присутствие души, как болезнь, и не жалеющего сил и средств на то, чтобы излечиться от недуга, избавиться от назойливого жильца. Увы, такова реальность: инфернальным силам уже не нужно покупать людские души – сделка потеряла смысл. Сегодня многие готовы сами заплатить, лишь бы избавить свое физическое Я от неудобного соседства и обрести беспечность – внутреннее успокоение».

Испытал в свое время восторг от «Танкиста, или Белого тигра», но потом, сколько ни читал Бояшова, так ни разу и не получил похожего удовольствия. И даже вообще удовольствия.
«Кокон» бросил читать. Как-то все схематично, архаично, банально, что ли. Эти аллегории прямо в лоб…
Душа приобретает некую физическую субстанцию в груди главного героя, мешает жить, пугает, так как воспринимается не иначе, как рак, но врачи, типа, ничего не находят, и вот только некий «непризнанный гений» в психиатрии объясняет, что это… При этом про самого главного героя ничего не понятно, кроме того, что мнительный, а то вдруг спонтанно доверчивый. Почему «душа» у него появилась? Было ли что-то до этого? Знал ли он что-то про ее существование (по книге, он вроде как начитанный, любопытный, часто ходит в библиотеку)?
Возможно, стоило бы дальше читать, чтобы найти ответы, но желания не возникло.
1 фильм
«Крошечная мебель»
Tiny Furniture
Режиссер, автор сценария: Лина Данэм
В ролях: Лина Данэм, Лори Симмонс, Грэйс Данхэм, Рэйчел Хоу, Мерритт Уивер, Алекс Карповски, Джемима Кёрк
США, 2010

Слоган фильма: «Ора [имя главной героини] хочет, чтобы вы знали, что ей очень, очень нелегко».

22-летняя главная героиня, альтернативной внешности (не симпатичная, не стройная, по устоявшимся современным критериям), после обучения в колледже, по художественной специальности, возвращается домой (в какой-то мегаполис), к маме и младшей сестре. Сразу начинает маяться, не зная, что делать, устраивается на случайную работу, увольняется, заводит новые, разрывает старые знакомства, ищет своего мужчину и постоянно говорит-говорит-говорит, от души спорит с мамой, отстаивая свое право на «взрослость», но в тяжелые моменты приходит к ней, чтобы пожалела, истерит с младшей сестрой, но потом обе «я тебя люблю – и я тебя»… Фабулы как таковой нет, как бы ничего особенного не происходит, смотрится с некоторым трудом (помогает юмор, интересные жизненные наблюдения и хоть и не слишком яркие, но тонкие сценарные и режиссерские находки). В итоге, проникаешься к героине – и вообще ко всем – сочувствием, испытываешь сопереживание и вдохновляешься атмосферой – теплой, трогательной, домашней, человеческой.

«Крошечная мебель» – хит американского альтернативного кино, считается одним из ярких примеров «мамблкора» – течения независимого кино, характеризующегося малым бюджетом, погружением в быт, участием непрофессиональных актеров. Пару месяцев назад я расхваливал «Холодную погоду», с которой началось мое знакомство с этим кино-течением. (Объективности ради, есть те, кто считает «мамблкор» переоцененным и надуманным.)
«Крошечная мебель» известна еще и тем, что в 10 раз окупила затраты на съемку, сделала режиссера, автора сценария и исполнительницу главной роли Лину Данэм популярной, позволила совершить хороший карьерный скачок в кинематографе. Американская мечта! Хоть фильм снимай про это.

Название фильма идет от реквизита для фотосъемок, которыми занимается мать главной героини (в исполнении матери Лины Данэм – замечательный персонаж, хорошо играет), и символизирует фиксацию бытовых мелочей, которая в талантливых руках становится искусством.

В избранное