Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.27.03.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 27.03.10

1 книга (нон-фикшн)
Десмонд Моррис
«Людской зверинец»

1 фильм
«Насмотревшись детективов»
США, 2007

+арт-ссылки


1 книга
Десмонд Моррис
«Людской зверинец»

The Human Zoo
Перевод с англ.яз.: Т. Пашкевич, Р. Цатурян
Серия: Новая Эврика
Амфора, 2004 г.
288 стр.

Из аннотации: «Английский зоолог Десмонд Моррис – создатель фильмов, посвященных поведению человека и животных, автор множества научных трудов и увлекательнейших научно-популярных книг. …своего рода продолжение его знаменитой книги "Голая обезьяна"».

«Голую обезьяну» не читал.

Следует учитывать, что книга написана в конце 60-х, но в СССР ее не разрешали печатать, так как автор предлагает слишком зоологический (этологический – от «этология» – наука о животных инстинктах) взгляд на человека, на мотивы его поведения. Однако именно потому, что она была у нас не известна, книга и сегодня продолжает оставаться достаточно познавательной и интересной. (Не только мое мнение, а и научного редактора книги – доктора биологических наук;0)

Смысл книги, если кратко, в том, что автор пытается найти, для подтверждения своих теорий о «животности» человека, примеры аналогий между поведением животных в клетке и людей в городах (пространство которых Моррис считает неестественным для человека).

Книга неровная.
Несмотря на интересные, а иногда очень интересные, крайне актуальные наблюдения и выводы из них, много не совсем убедительных предположений и, тем не менее, моментальных и пространных выводов из них. (Не только мое мнение, а и научного редактора книги – доктора биологических наук.)
Иногда автора начинает так заносить, что совершенно теряется изначальная сюжетная линия – сравнение с поведением животных, подтверждение «неправильности» городской жизни на примерах из «неправильного» зоопарка.
Вместо научной четкости – объемные рассуждения о том о сем вообще без примеров. Когда авторы пробуют, исходя из своих взглядов, объяснить все вокруг, то часто просто растворяются в многообразии – «дурной бесконечности» – человеческой жизни.

К тому же, даже когда и приводились примеры, не смог Моррис избежать такого соблазна при сравнении человеческого и животного мира, как подтасовка (в моем читательском опыте автор «Людского зверинца» не первый этим страдает): животный мир настолько разнообразен, что в нем всегда можно найти какие-то аналогии чему угодно. Проблема в том, что нет в этом четкой логики – то человека сравнивают с человекообразными обезьянами, как самими близкими по развитию, то вдруг с пауками, то с птицами, и т.д. А можно же еще с деревьями, погодой, кофейной гущей, звездами на небе. Это, конечно, подрывает доверие к универсальности теории – и подобранные материалы превращаются в набор любопытных фактов.

Получилось так, что я даже потерял интерес к «Людскому зверинцу», отложил, почти на месяц.
Но была в книге глава, с которой, благодаря предисловию, все-таки хотелось поподробнее ознакомиться, – про импринтинг и лжеимпринтинг, то есть про запрограммированные природой привязанности человека к тому, что важно для выживания и продолжения рода, то есть, как я понимаю, привязанность генную, и про формирующуюся на определенных этапах роста; про то, какие «извращения» инстинкт привязанности, проявляющийся в неестественных условиях, может вызывать. Если совсем примитивно, то почему, например, утята вместо матери-утки готовы ходить за движущимся большим белым шаром. Потому что лжеимпринтинг. Про мысли от этой главы расскажу чуть подробнее, так как она имеет прямое отношение к данной рассылке (к тому, как следует оценивать свои впечатления от произведений искусств).
Глава понравилась и заставила на многое посмотреть другими глазами. Признаюсь, радости в полученном знании, мягко говоря, было немного – а не мягко говоря, тяжело задумаешься, когда увидишь в некоторых вполне обычных как бы человеческих действиях проявление животного начала. Например в том, почему и о чем говорит то, что мы любим маленьких животных, почему в качестве объектов любви или симпатии выбираем те или иные типы лица, фигуры. А потому, если говорить о лицах-фигурах, что они похожи на тот тип, который сформировался, когда впервые столкнулся с соответствующим чувством в себе.
Мне лично, взявшему идеи Морриса на вооружение, стали более понятны важные вопросы в психологии кинозрителя – почему, например, кому-то не нравятся какие-то актеры/актрисы, при том, что те могут обладать большой популярностью и цениться за красоту другими, и наоборот. Да потому, что в определенное время у конкретного человека сформировался свой Образец. И с ним, похоже, уже ничего не поделать.
То есть, чтобы изменить мне, например, свое отношение к Джеку Николсону или Анджелине Джоли, надо отправиться в свое прошлое и кое-что там подправить. Так сказать, дать и им шанс тоже. Освободиться от пристрастности, сформированной в детстве, к которой, взрослый, уже не имеешь отношения. Но человек, похоже, на это не способен. Разве что при помощи каких-нибудь особых психических практик.

И в заключение одна цитата из главы «Статус и суперстатус»: «Сержанты и другие военнослужащие командного состава часто чересчур грубо обращаются с подчиненными не просто для поддержания дисциплины, но и для того, чтобы вызвать чувство ненависти, намеренно желая обратить эту ненависть против врага во время сражения». Каково, а? Если сражений нет, то на кого они обращают эту ненависть?..
1 фильм
«Насмотревшись детективов»
Watching the Detectives
Режиссер – Пол Сотер
В главных ролях – Киллиан Мерфи, Люси Лиу
США, 2007

Из аннотации: «Нейл – владелец скромного видеопроката «Крутой полицейский» и считает себя великим знатоком кино. Он живет от одного кинопросмотра до другого. Но однажды он встречает роскошную роковую красотку Вайолет, которая переворачивает его серый мирок вверх тормашками. Невероятные приключения так закружат Нейла, что вскоре он сам перестанет отличать кино от реальности. Готов ли Нейл начать жизнь, полную адреналина, или он вернется в свое старое кресло перед телевизором?»

Важно, для понимания глубины и сути драматического конфликта, добавить, что видеопрокат специализируется на редком кино, синефильских посетителях (готовых участвовать в дискуссии на тему «Зачем зомби кого-то есть, если у них нет желудка?» – очень, кстати, любопытный вопрос).

Фильм решил посмотреть из-за актеров: первого полюбил за «Диско-свиньи», вторую – за «Ангелов Чарли» – и, как это часто бывает, стал следить за их творчеством, не пропуская фильмы с ними. Правда, вот как-то не могу вспомнить что-то более яркое или хотя бы сравнимое с первым впечатлением, однако по-прежнему чего-то жду от них. (Все это, кстати, хорошо соотносится с вышеприведенными мыслями по поводу импринтинга и лжеимпрининга из книги Морриса.)

«Насмотревшись..» – романтическая комедия с уклоном в «серьезность», то есть с желанием пробудить в зрителях мысли о том, что есть настоящая жизнь, какая разница между виртуальными (Кино) и реальными (Жизнь) удовольствиями. И вот тут не удержусь – реальные приключения, ради получения адреналина, которыми живет героиня фильма и в которые втягивает своего как бы возлюбленного (вот то, что Нейл влюбился, видно, а что в голове и сердце у Вайолет, попробуй разбери), являются… такими же виртуальными – придуманными от скуки. Какая уж тут реальная жизнь! И не хотелось бы, но опять не удержусь – «с жиру бесятся». Приключений им не хватает! Будут своих близких и знакомых разыгрывать, как будто других, более благородных, целей нет!..
Мысль авторов фильма о том, чтобы следует бросить смотреть кино (то есть и их фильм тоже?) и начать жить Настоящим, назову идеологически извращенной, то есть тоже виртуальной!..

И опять же, как с фильмом «Влюбись в меня, если осмелишься» (см. прошлый выпуск рассылки), вот как-то не верится в искренность любовных чувств, когда герои вот так относятся к своим партнерам, заставляя их натурально страдать, мучиться, пугаться, стыдиться!.. Но в этом фильме хоть только один из двоих этим занимается…

Актеры играют нормально (хотя Мерфи все-таки не хватает комического таланта), а вот режиссура так себе (какая-то чехарда с интонациями, отсутствие единого ритма) – фильм, в целом, получился средний. Можно было бы сыронизировать, что вместо просмотра лучше заняться чем-то Настоящим, но позволить себе такую грубую прямолинейность я все-таки не могу.
ссылки: арт
Ожившие предметы Терри Бордера
http://www.netlore.ru/Terry_Border


Stephane Halleux, скульптор. Куклы, машины, кресла, летательные аппараты
http://www.stephanehalleux.com/


Россия, 1896. Раскрашенные фотографии, сделанные чешским фотографом, который приехал в Россию по случаю коронации Николая II
http://marinka-lisa.livejournal.com/249485.html


Картины из змей от фотографа Гвидо Мокафико (Guido Mocafico)
http://community.livejournal.com/prophotos_ru/769049.html


Derick Melander. Скульптуры из одежды секонд-хэнд
http://community.livejournal.com/art_links/1770852.html


В избранное