К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.] выпуск 13.03.10
1 книга Максим Осипов «Грех жаловаться» 1 фильм «Аквариум» реж.Андреа Арнольд 1 аниме «Девочка-лисичка»
Из аннотации: «Максим Осипов – врач-кардиолог, автор и редактор многих медицинских книг, в последние годы работает в Тарусской больнице. С 2007 года печатает свою публицистику и прозу в журнале «Знамя», стал лауреатом премии этого журнала. Очерки Осипова о сегодняшней российской провинции, особенно «В родном краю», получили широкую известность
и стали поводом для бурной дискуссии в прессе и в интернете. Эти очерки, гуманные и беспощадные, открывают сборник, который продолжается разговором об общественном служении и завершается двумя повестями. Основные темы трехчастной повести «Встреча» – любовь, искусство, выбор духовного пути – сцеплены, как в классической сонате. Повесть «Камень, ножницы, бумага» рассказывает об иноприродной человеку сущности русского начальства, о предельной мощи ислама и о хрупкой красоте
христианской культуры. Эффект, производимый прозой Максима Осипова, лучше всего передается описанием одного из толстовских персонажей: он говорит "хотя и не совсем кстати, но простые вещи, имеющие смысл"».
Добавлю, что Максим Осипов работает в той самой Тарусской больнице, по поводу скандальной ситуации в которой в связи с увольнением главврача за якобы злоупотребления был большой общественный резонанс два года назад (подробнее: http://www.lenta.ru/articles/2008/03/05/tarusa/).
Книга попала ко мне достаточно случайно, но оказалась, несмотря на какое-то заумное предисловие (из которого практически ничего не понял), неожиданно интересной.
Я очень редко цитирую авторов прочитанных книг, и это как раз такой случай:
«Идиотизм власти (областной, московской) даже не обсуждается, обсуждаются только способы ее обмана. Из-за этого происходят истории, для описания которой нужен гений Петрушевской. Вот одна из них: есть распоряжение, что ампутированные конечности
нельзя уничтожать (например, сжигать), а надо хоронить на кладбище. Несознательные одноногие граждане своих ампутированных ног не забирают, а в результате в морге недавно скопилось семь ног. Пришлось дождаться похорон бездомного (за казенный счет и без свидетелей) и положить ему эти ноги в могилу».
«Мужской идиотизм (в отношении к своему здоровью), в частности, проявляется так: подавляющее большинство мужчин в ответ на вопрос: «На что жалуетесь?» отвечают с раздражением: «Да
вот, послали к кардиологу».
«Не хватает не больниц, не лекарств – нет линии поведения, нет единой системы апеллирования к источникам научного знания, нет системы доказательств и нет потребности в этой системе. Конечно, кое-кому удается помочь, каждый раз как бы случайно. Важно ведь именно превращение искусства в ремесло – в этом и состоит прогресс. А так – да мало ли что вообще в стране делают? Вот легкие недавно в Петербурге женщине пересадили – можно ли сказать,
что у нас делается пересадка легких?»
«…история случилась, когда я обратился к влиятельным знакомым-врачам с просьбой защитить меня от начальства. «Нет проблем. Скажи, кому звонить, все устроим». Спрашиваю, каким именно образом. «Честно говоря, мы обычно угрожаем физической расправой» (с помощью некогда оздоровленных бандитов). Быстро сворачиваю разговор…»
И его же, одна из, судя по цитируемости, самых популярных, своими словами: В России за
5 лет происходит очень много, а за 200 лет – ничего.
Это все из очерков «В родном краю» и «Грех жаловаться», которые, к сожалению, только часть книги. Наблюдения и анализ Осиповым российской действительности, точнее, социальной действительности, уровня социальной и медицинской культуры, отношений между людьми как частными лицами, как членами общественных групп, назову очень точными, попадающими в суть. Вот прямо как бальзам на рану. Такой трезвости в оценках, отсутствие при
этом пафоса или истерики, давно не приходилось встречать. Мудро-печальная интонация и позиция даже в ситуации полного морального разложения и упадка вокруг сохранять человеческое достоинство и делать свое дело.
К сожалению, у Осипова есть, на мой взгляд, серьезный стилистический недостаток – его мысль слишком стремительна и слишком, так сказать, субъективна, из-за чего изменения ее развития, движения (то, как одна мысль
перетекает в другую, та в следующую, и так далее) кажутся порой не только неожиданными, а просто непонятными. Например, может сослаться на что-то известное только ему (при этом, похоже, считает, что все думают так же, как и он, и подразумевают то же, что и он, – и летит мысль, ничем не сдерживаемая), вроде как вот вы подсоединяетесь к разговору, который уже идет какое-то время, и собеседники, не обращая на вас внимания, регулярно используют отсылки к той «невидимой» для вас части. Всегда чувствую
себя по-дурацки в таких ситуациях. И к этому же недостатку – очень вольные, свободные ассоциации – когда раз! и сделал сравнение с чем-то из совершенно вроде другой оперы. Вот понимай как хочешь!.. Но от этого, как ни странно, в то же время накапливается и, в итоге, достигается ощущение некоего оригинального стиля, стиля, от которого, да, страдает содержательность (что плохо для публицистических заметок), но повышается художественность, самоценность атмосферы (что хорошо для произведений
художественных). Вот именно из-за стиля понравились две повести, вошедшие в книгу. С содержательной точки зрения, они выглядят странно. Их понравилось читать, а вот какого-то большого смысла я не уловил. Не считать же таковым отношение и мысли персонажей, про которых практически ничего не известно, по поводу серьезных культурных тем вроде Веры, Религии, Любви. И общее ощущение от повестей остается не как от самодостаточных произведений, а как от кусков чего-то большого, еще не дорассказанного.
Диалоги с самим собой по поводу основ Морали я вообще бросил читать. На мой взгляд, это псевдофилософствование ни о чем.
1 фильм
«Аквариум» Fish Tank Жанр: драма Режиссер: Андреа Арнольд В ролях: Кэти Джарвис, Кирстон Вэйринг,
Майкл Фассбендер, Ребекка Гриффитс Великобритания, 2009
Из аннотации: «Жизнь 15-летней Мии переворачивается вверх тормашками, когда ее мама приводит домой нового ухажера. Мия – проблемный ребенок, ее исключили из школы, а друзья подвергают ее издевательствам».
А еще Мия любит танцевать хип-хоп, мечтает выступать на сцене, переживает за старую лошадь, живущую неподалеку, не умеет общаться, пьет, хочет любви и тепла, но постоянно дерзит, ругается и ненавидит
близких, той ненавистью, которая на самом деле шаг до любви (одна из сильных сцен фильма, когда Мия, расставаясь, обнимается с младшей сестрой, обе плачут, и та ей говорит: «Я ненавижу тебя!..» – такой у них способ выразить свои чувства)… Качественно снятое, красивое, насыщенное многозначительными поэтическими образами, очень убедительное, социально заостренное, в достаточной степени тонкое британское кино (имея в виду, например, фильмы Майка Ли). А если несколькими словами про «то-что-хотели-сказать-авторы»,
то «Аквариум» о том, какие удовольствия и какие опасности таит в себе взрослая жизнь. Фильм без морализаторства, но с тревогой за людей, особенно за тех, которые не знают, какими бывают последствия от реализации неизвестных ранее желаний.
В фильме сильна тема эротики и телесного – и вот она в большей, на мой взгляд, степени указывает на самую благодарную аудиторию – молодежь, для которой так актуальны собственные новые ощущения от своего тела и которой хочется разобраться с тем,
почему же так все меняется и что все это значит… Для зрителей старшего поколения все это, понятно, уже прошедший этап, в т.ч. и в собственных кинозрительских биографиях (кино неоднократно обращалось к этой теме), поэтому сюжет зачастую оказывается предсказуемым. Но если подрастают свои дети, то «Аквариум» – хороший повод почувствовать/вспомнить-по-себе, что с ними происходит в это время…
(Если сравнивать с «Белой лентой», про которую писал в прошлом выпуске,
то вроде как два фильма объединяют тонкость в подаче, made in Europe, социальность, множество наград на кинофестивалях, узкий кинопрокат, – но насколько все-таки разные фильмы!)
1 аниме
«Девочка-лисичка» Режиссёр – Ли Сон Ган жанр – анимация Южная Корея, 2006
Подробно о просто безумном сюжете (по материалам Википедии): Давным давно лисы с девятью хвостами, прозываемые в народе «гумихо», жили в самых укромных уголках гор. Они владели способностью перевоплощаться в других животных или человеческих существ, а некоторые из них могли даже вбирать в себя человеческую душу. Люди испугались этих животных и начали на них охотиться. Тогда лисы вернулись в горы и больше их никто не видел. И вот однажды
инопланетяне, разбившиеся при посадке на Землю, нашли маленькую гумихо, оставленную в горах... Это предыстория. Пробыв на Земле почти сто лет, скрывающиеся от людей инопланетяне предпринимают попытку улететь домой. Вследствие нелепой ошибки одного из своих, взлет не удается. В результате обвинений тот убегает и оказывается в детском воспитательном лагере, расположенном неподалеку, где с ним обращаются как с неведомым животным, типа щенка или медвежонка. Чтобы вернуть инопланетянина, девочка-лисичка
превращается в красивую молодую женщину, после чего договаривается с руководителем лагеря, чтобы он присмотрел за ее дочкой. Он, проявив неравнодушие к женщине, соглашается, после чего девочка-лисичка, незаметно для него, опять принимает свой обычный облик. Пребывая в лагере, девочка-лисичка подружилась и позднее влюбилась в мальчика, и, вообще, ей понравилось быть среди людей. Но вскоре появляется охотник на «гумихо»... Тут девочка-лисичка знакомится с детективом Тенью, который дает ей устройство,
позволяющее полноценно обрести человеческую душу... И это еще далеко не все!.. Голова идет кругом от такого каскада, фейерверка сюжетных наворотов!.. Отмечу, кстати, что фильм идет меньше полутора часов.
Потрясающий по фантазии и поворотам сюжет (ближайший аналог – ленты Миядзаки) – смесь фэнтези и древних мифов, необычные, оригинальные персонажи, добрый юмор, визуальные раскрасоты (признаюсь, у Миядзаки все-таки получше), сильная лирическая составляющая – все это в «плюсы».
А в «минусы» практически ничего, кроме разве что нежелательности смотреть с маленькими детьми, для которых некоторые моменты могут быть страшными, а некоторые непонятными по чувствам (не сензитивны, как услышал сегодня по радио, что означает особую чувствительность субъекта к определенным влияниям окружающей действительности).