Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.06.03.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 06.03.10

1 хорошая книга
Кормак Маккарти
«Дорога»

1 фильм
«Белая лента»
реж.Михаэль Ханеке
1 старый фильм
«Разрисованная вуаль»

+ ссылки: арт, фото

1 хорошая книга
Кормак Маккарти
«Дорога»

The Road
Перевод с англ.: Юлия Степаненко
Серия: Экранизированный бестселлер
СПб.: Азбука-классика, Издательская Группа Аттикус, 2010
224 стр.

Из аннотации: «Кормак Маккарти – современный американский классик главного калибра, хорошо известный нашему читателю романом «Старикам тут не место». Его роман «Дорога» в 2007 году получил Пулитцеровскую премию и вот уже более трех лет остается в списках бестселлеров и не сходит с прилавков книжных магазинов.
Роман «Дорога» производит неизгладимое впечатление. В какой-то степени это эмоциональный шок! Сюжет прост. После катастрофы Отец и Сын идут через выжженные земли, пересекая континент. Всю книгу пронизывают глубокие, ранящие в самое сердце вопросы. Есть ли смысл жить, если будущего – нет? Вообще нет. Есть ли смысл жить ради детей? Это роман о том, что все в жизни относительно, что такие понятия, как добро и зло, в определенных условиях перестают работать и теряют смысл. Это роман о том, что действительно важно в жизни, и о том, как это ценить. И это также роман о смерти, о том, что все когда-нибудь кончается, и поэтому нужно каждый день принимать таким, какой есть. Нужно просто... жить».

Книга Кормака Маккарти «Дорога» – единственная за последние не знаю уже сколько лет, которую купил, как только узнал, что она вышла, и сразу начал читать, отложив те, что на очереди, и даже ту, которую читал в тот момент.
Речь не о том, что насколько книга хороша – хороша, а о силе желания, связанного с книгами.
С Маккарти познакомился в журнале «Иностранная литература». Роман «Кони, кони…» был напечатан там в 1996 году. А в прошлом году прочитал «Старикам здесь не место». От обоих романов был в восторге.

Интересно, в контексте книги и полученных впечатлений, было мне (возможно, будет и вам) перечитать свой пост в ЖЖ от 2 сентября 2009 года, в котором переживал, что как бы не получилось так, что книга выйдет после фильма: «Посмотрел трейлер к фильму «Дорога» (Road), который выйдет в октябре. Снят по одноименному роману моего любимого Кормака Маккарти. Сам роман еще не издан на русском. Участвуют Виго Мортенсен и Шарлиз Терон (первый внушает надежду, вторая – «темная лошадка»). Судя по ролику, какие-то постапокалиптические ужасы, но я-то знаю, о чем может написать Маккарти! Неужели опять, как и со «Старикам здесь не место», сначала покажут маловнятный эрзац, а потом на волне рекламной кампании будет выпущена и книга, прочитав которую, буду еще больше плеваться от экранизации и возмущаться тем, как испортили чтение?.. Может, лучше вообще не ходить на фильм, а дождаться книги?..
У режиссера фильма Джона Хиллкота я смотрел "Предложение" (2005). Вроде как, вспоминаю, неплохой был».
Кстати, про прокат фильма в России какие-то разноречивые данные. Что как-то странно.


Книга хорошая – и может стать знаковой, если читать после «Елтышевых» Сенчина (об этом романе писал в прошлом выпуске рассылки), в которой апокалипсис – уж апокалипсис, так уж апокалипсис – другого уровня и никакой надежды. У Маккарти надежда есть. И есть «хорошие», благодаря которым надежда и есть.

Фабулу, конечно, Маккарти выбрал очень сложную – выживание в мире после Катастрофы. Тема настолько растиражированная, что неоднократно уже даже пародировалась во всяких «черных комедиях» про зомби, каннибалов и пр. Но, к чести Маккарти, он интонацией (а для меня, возможно, отношением к его творчеству) очень успешно практически сразу отбивает охоту к возможной иронии и на протяжении книги не дает ни одного повода. Не над чем шутить.

К сюжету, к портретам героев есть вопросы. Не могут не быть. Даже не какая конкретно катастрофа произошла, а, например, что заставляет «хороших» оставаться хорошими, и почему большинство оставшихся в живых превратилось в «плохих»? Вы скажете, ну что я как ребенок, честное слово, как будто не понимаю, да? Но потому и не понимаю, что хочется разобраться, как же человек превращается в зверя – неужели может моментально потерять все, что, кажется, уже стало неотъемлемой частью нас всех?!.. Хотелось бы, чтобы мудрый человек (Маккарти) ознакомил со своей точкой зрения по этому вопросу. Но – увы!
Поэтому оценивать нарисованную картину, несмотря на обилие подробностей в самых мелких деталях (в том, что касается техники), лучше, наверно, с той точки зрения, что она представляет собой метафору – некий образ Катастрофы. Хоть термоядерной, хоть инопланетной, хоть общественной (происходящей с людьми, в т.ч. в России, в данный момент). Это снимает вопросы и сильно актуализирует происходящее в романе. И размытость образа Катастрофы уже дает возможность разных толкований, как причин произошедшего, так и поступков героев.

В отличие от других книг Маккарти в этой нет специфической «фишки» его писательского стиля – больших кусков со сложным синтаксисом (отсутствие знаков препинания). Тем не менее, показалось, что несмотря на простоту манеры, переведена книга не очень качественно – встречались «темные места». Но если быть захваченным, как поделился один читатель, чтением, то можно и не обращать на них внимание.

Помимо достаточно монотонного, но, не побоюсь переоценить, высокохудожественного, почти, как говорится, поэтического описания того, как отец и сын бредут днем-за-днем, день-за-днем по умирающей планете и из чего состоит их быт, помимо проходящего красной линией не проговариваемого словами, но как бы внушаемого писателем Послания к Человеку, в книге достаточно остросюжетной динамики и лирических сцен.

Читать.
1 фильм
«Белая лента»
Das weiße Band
Режиссер: Михаэль Ханеке
Жанр: война, драма
Австрия / Франция / Германия / Италия, 2009

Из аннотации: «Деревня в протестантской северной Германии. 1913-1914 года. Канун Первой мировой войны.
История о детях и подростках церковного хора, поддерживаемого деревенским школьным учителем, и их семьях. Барон, управляющий, пастор, доктор, акушерка, землевладельцы...
Произошедший загадочный трагический несчастный случай постепенно принимает характер карательного ритуала. Кто стоит за этим всем?..»

Фильм идет в очень узком прокате. Аргументов, чтобы обосновать необходимость посмотреть [кроме того, что это тот Ханеке, который снял «Забавные игры», «Пианистку», «Скрытое»], у меня нет. [Учитывая к тому же, что среди его последних фильмов – непонятный «Код неизвестен» и крайне, мягко говоря, странный ремейк своих же «Забавных игр».] Кому понравится, не представляю.

«Белая лента» – как бы тонкая, интеллектуальная драма об истоках фашизма в Германии (это я не сам понял, а вычитал в статьях кинокритиков). Как бы ничего такого особенного, впрямую говорящего о «фашистской» сути на экране не происходит, но вот как бы если проецировать на то, что будет с Германией потом, то, типа, открываются глаза и наступает Прозрение – вот оно, оказывается, откуда ноги растут!.. На мой взгляд, получилось достаточно наивно и как-то антинаучно, что ли. В общем, меня нисколько не убедило, а так как «Белая лента» еще и очень такое холодное кино, а сам сюжет, тот, который «первый план», ничем не цепляет, то и вообще мука смертная. Еле досидел.

1  старый фильм

«Разрисованная вуаль»
The Painted Veil
Режиссер – Ричард Болеславски
В ролях: Грета Гарбо, Герберт Маршалл, Джордж Брент.
США, 1934

Из аннотации: «По произведению Уильяма Сомерсета Моэма.
Кэтрин остается одна, не считая своего вечно занятого отца, после того, как ее сестра вступила в брак, и она согласна выйти замуж за научного сотрудника, который приехал к ее отцу для проведения каких-то научных изысканий, доктора Вальтера Фэна, влюбленного в нее.
Вальтер забирает ее с собой в Китай, где имеет постоянную практику…»

Посмотрел, чтобы сравнить с одним из моих любимых фильмов – экранизацией 2006 года режиссера Джона Кьюррена с Наоми Уоттс и Эдвардом Нортоном в главных ролях.
Сравнивать не с чем. Версия 1934 года ужасно слабая. Ощущение какого-то школьного изложения канвы (несмотря на большую близость к литературному источнику). Плохая картинка. Играют, на мой взгляд, то невыразительно, то слишком картинно, режиссер злоупотребляет длинными крупными планами Греты Гарбо, чья красота, по-моему, на любителя. (В общем, лишний раз убедился, что не могу смотреть кино, снятое до 40-х.)
Есть еще экранизация 1957 года, но да уж как-нибудь ладно.

ссылки

ANDREAS KOCKS: ИНСТАЛЛЯЦИИ ИЗ БУМАГИ
http://community.livejournal.com/art_links/1749567.html


Стив Блум. Фото. «Животные»
http://community.livejournal.com/prophotos_ru/757072.html


В избранное