Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.26.12.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 26.12.09

1 книга
Кен Фоллетт
«Молот Эдема»
1 фильм
«Последние дни Эммы Бланк»
Нидерланды, 2009

1 фильм
«Аватар»
США, 2009

+ссылки: арт и социальное

1 книга
Кен Фоллетт
«Молот Эдема»

The Hammer of Eden
Перевод с англ.: Владимир Гольдич, Ирина Оганесова
Серия: Bestseller
М.: АСТ, Ермак, 2004
432 стр.

Из аннотации: «ФБР не верит нелепой информации… Губернатор и его люди отмахиваются от явного бреда... И только агент Джуди Мэддокс знает – Калифорнии скоро не станет! Группа террористов заполучила экологическое оружие, способное вызвать самое страшное землетрясение за всю историю США. Заговорщики уже начали действовать. Отсчет пошел...»

Ничего не понимаю в геологии (и в том, в чем надо разбираться, если не в геологии), поэтому всю книгу, как и «ФБР, губернатор и его люди», мучился, уж совсем абсурдно и нелепо изначальное условие или имеет какое-то право на существование, то есть насколько правдоподобна идея устроить землетрясение при помощи специальной машины. Понимание того, насколько условна или возможна в реальности ситуация, при чтении все-таки важно, чтобы занять определенную позицию к происходящему.
Второй «сомнительный» момент – причина, по которой террористы (на самом деле это наиболее радикально настроенные жители коммуны хиппи) решили шантажировать таким способом власти штата: все дело в том, что они не хотят, чтобы затопили, в рамках строительства гидроэлектростанции, их долину, место, где они, типа, счастливо живут и никому не мешают. Более того, их лидер, который скрывается от властей, спокойно идет на убийства совершенно непричастных людей. Фанатичен? Да. Но не безумец же, чтобы такими средствами добиваться цели!.. Вот тут, на мой взгляд, никакого психологического оправдания.

При этом читать было достаточно интересно. Действие очень динамичное, даже лихое. Большое количество достаточно самоценных сюжетных линий переплетаются, позволяя Фоллетту постоянно держать читателя в напряжении – если, например, в драматических отношениях детектива и его начальства наметилось ослабление напряжения, то вот на первый план выходят отношения главного злодея и его дочери-подростка (первый очень беспокоится за вторую), и т.д. Очень такой многослойный пирог.
От портретов героев, их взаимоотношений не ждите многого – все в рамках жанра, в котором важна не столько глубина, сколько скорость. А психологизм и динамизм сочетаются очень трудно.
В общем, кто любит детективы-боевики, попробуйте.
1 фильм
«Последние дни Эммы Бланк»
De laatste dagen van Emma Blank
Режиссер: Алекс ван Вармердам
Жанр: драма, комедия
Нидерланды, 2009

Из аннотации: «В большом загородном доме в окружении слуг смертельно больная Эмма Бланк доживает свои последние дни. Требуя любви, поддержки и заботы, капризная, истеричная «железная леди» Эмма планомерно превращает жизнь своих слуг в ад. Ее требования все более абсурдны, приказы ее безапелляционны, а приступы гнева страшны. Домохозяйка, кухарка, горничная и дворецкий на грани безумия...»

На фильм пошел по причине большого интереса к творчеству режиссера Вармердама. Хотя и смотрел только «Официанта» [о котором как-то писал в «Культурном минимуме»], но так понравилось (увидел в авторе настолько родную душу), что выдал большой-большой кредит доверия.

Впечатление, поэтому, вдвойне горькое, так как «Последними днями» разочарован.

Началось все очень хорошо – в духе классической комедии абсурда. Герои то ли ведут себя согласно выданных Эммой Бланк ролей (один – в исполнении самого Вармердама – даже изображает собаку, и т.д.), то ли актеры символично изображают персонажей Жизни абсурда, в которой у каждого из нас своя роль… в данном случае, правда, я уже занимаюсь интерпретацией увиденного, и тут уже без субъективности никак. В общем, есть о чем подумать: символичность позволяет увидеть в жизни Эммы Бланк и ее слуг (=рабов) очень много разного, в т.ч. весьма актуального, как в личном плане (например, жить с истеричной и капризной женой), так и социальном (Диктатор и его народ). Все стильно-утрированно, снято в едином ритме – смотреть одно удовольствие. Напомнило любимое «Скромное обаяние буржуазии» Бунюэля.

А вот где-то с середины фильма сюжет теряет абсурдность, а при этом также и… смысл. Выясняется, что состояния, ради которого все шли на унижение, нет – и возникает Революция… И тут режиссер (он же автор сценария) разочаровывает: обстоятельства, при которых все узнают, что ничего нет, таковы, что, на мой взгляд, теряется ощущение жанра – вроде бы смотрел комедию абсурда, а тут как будто вроде как реалистическая с осуждением мещанских нравов драма, но не совсем, так как некоторые абсурдно-символистские жесты остаются; и дальнейшее развитие сюжета таково, что ничего кроме изъезженных ходов, взятых у уже «черной комедии», у Вармердама сказать не получилось. Эй, о чем кино-то было?
1 фильм
«Аватар»
Avatar
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Жанр: боевик, фантастика, триллер
Продолжительность: 2 часа 45 минут
США, 2009

Из аннотации: «Джейк Салли – бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу. Он прибывает на планету Пандора, где корпорации добывают редкий минерал, имеющий огромное значение для выхода Земли из энергетического кризиса.
Поскольку воздух Пандоры токсичен, была создана программа «Аватар», в которой сознание человека подключается к аватару – созданному при помощи генной инженерии гибриду, полученному комбинированием человеческой ДНК и ДНК коренных жителей.
В виде аватара Джейк отправляется на изучение жизни местных жителей, враждебно относящихся к землянам…»

Не буду касаться восторгов целевой аудитории фильма – тех, кому фильм понравился. (На мой взгляд, это подростки.) И технологических вершин, заданных фильмом.

Остановлюсь на том, почему этот фильм может не понравиться. Мне вот на «Аватаре» было реально скучно, а после фильма появилось даже сильное раздражение.

Сразу скажу, что смотрел не в формате 3D, поэтому визуальных восторгов 3D-счастливчиков не разделю. В «плоском» формате, да, яркая картинка, но вот не произвела сильного впечатления, даже быстро надоела. (Вот только в прошлый раз описывал свои восторги от «Рождественской истории», но так там другое дело, совсем другое.)

Конечно, просто убивает тупость сюжета и набор персонажей. Что характерно, неоднократно встречал при обсуждении фильма призывы не касаться сюжета, так как в этом фильме он якобы выполняет вспомогательную функцию. Но ведь в почти трехчасовом фильме невозможно не обращать внимание на весь этот ужас!.. Иногда хотелось уколоть себя, чтобы убедиться, что смотришь не кинопародию!..

Общее ощущение от сюжета тем более ужасное, что особенно вспоминать не надо, откуда взято одно, откуда другое. Сплошные цитаты, цитаты, цитаты, но не с постмодернистскими, синефильскими идеями, а из-за эксплуатации уже проверенного на поколениях зрителей, того, что точно сработает.

Конечно, очень серьезная претензия к фантазии создателей мира Пандоры. «Аватар» в этом аспекте никакое не новаторское, а махрово-ретроградное кино.
В свое время попалась мне статья, анализирующая механизмы фантазии создателей «Звездных войн» Лукаса, которая произвела на меня сильнейшее впечатление. (К сожалению, не помню имени автора и название журнала.) Речь в ней шла о том, насколько антропоморфны (человеко-, насекомо- и т.д.-подобны) все получающиеся инопланетные миры, то есть откуда растут ноги у получившихся образов. Уж если гуманоид, то обязательно в подобном человеческому теле (с различными небольшими вариациями)! Уж если животные, то помесь тех, которые живут или жили на Земле! Уж если растения, то…
И это в какой-то степени психологически объяснимо: так как если уж совсем ни на что не похоже, то выглядит просто дико и нелепо (как какая-нибудь супер-авангардная мода), а когда угадывается что-то привычное, то можно посопереживать.
Но ведь ждешь именно чего-то ДРУГОГО!.. Такого, чтобы удивило, потрясло, расширило, так сказать, горизонты… В «Аватаре» жители Пандоры, прямиком, по-моему, переселены из до-колумбовой Америки или с островов Полинезии!.. А когда еще слышишь, как они говорят (дублированы) по-русски с каким-то прибалтийским акцентом, то это уж вообще какой-то КВН!..

Очень уважаю Камеруна за первых двух «Терминаторов», «Чужих», «Бездну», «Правдивую ложь», но как не разделил массовых восторгов от «Титаника», так и – после такой затяжной паузы – «Аватар» чего-то вот куда-то совсем не туда. К большому сожалению.

арт

Beccy Ridsdel, многослойная керамика
http://www.yatzer.com/2057_beccy_ridsdel__ceramics_stripped_to_the_bone

Andy Freeberg, фотопроект «Смотрительницы в российских музеях»
http://andyfreebergphotoart.com/guardians.html

социальное

Европейский суд заступился за москвича, ставшего инвалидом из-за равнодушия милиционеров и врачей, которые подумали, что ему незачем помогать, так как он похож на бездомного
http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g=articles&c=65&v=i&i=1707


В избранное