Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.19.12.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 19.12.09

1 книга
Артуро Перес-Реверте
«День гнева»

1 фильм
«Царь»
Россия, 2009

+ ссылки: арт и социальное

1 книга
Артуро Перес-Реверте
«День гнева»

Un dia de colera
Перевод с исп.: Александр Богдановский
Серия: Интеллектуальный бестселлер
М.: Эксмо, Домино, 2009
416 стр.

Из аннотации: «Впервые на русском – новейший роман самого знаменитого писателя современной Испании, автора международных бестселлеров «Клуб Дюма» и «Фламадская доска», «Кожа для барабана» и «Учитель фехтования», «Карта небесной сферы» и «Королева Юга», цикла романов о капитане Алатристе и т.д. и т.п.
Роман «День гнева» посвящен краеугольному событию испанской истории – мадридскому восстанию 2 мая 1808 года против Наполеона, безжалостно подавленному французскими войсками и послужившему толчком к долгой Франко-испанской войне и возрождению испанского самосознания; восстанию, известному всему миру по картине Ф. Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». С непревзойденным мастерством Перес-Реверте разворачивает перед читателем панораму охваченного бунтом города, любовно выписывает каждый листок и камень, каждое действующее лицо – каменотесов и прачек, придворных и офицеров гвардии, благородных дам и страстных кавалеров...»


По всей видимости, книга писалась к 200-летию мадридского восстания и решает мемориально-патриотические задачи – отдать дань всем погибшим и сплотить нацию на основе трагической страницы в ее истории и воспевании мужественного испанского духа (описанного – вполне ожидаемо для знакомых с творчеством Реверте – весьма пристрастно).
Перес-Реверте очень подробно, до мелких деталей воссоздает события того дня, называя поименно каждого погибшего, кем он был, при каких обстоятельствах и как погиб.
В Испании у книги, понятно, свое восприятие, а у нас? На мой взгляд, выполненная писателем-публицистом задача, безусловно, вызывает уважение и ставит неудобные вопросы перед российским читателем: способен ли у нас кто-то описывать исторические события с масштабом до отдельной человеческой личности? Например, возможно ли у нас по документам восстановить имя и обстоятельства гибели каждого погибшего в Восстании декабристов – подчеркну, каждого солдата и случайного прохожего? Существуют ли у нас документы, в которых это зафиксировано? Как – даже если все есть в документах – отнесется к этому общество, уже, похоже, потерявшее все силы на сочувствие? Понимаем ли мы, что реплика «Сколько у них погибло?.. И всего-то?!..» – это приговор нам?..

Другой – очень важный, уже с чисто литературной точки зрения, – вопрос: насколько все-таки «День гнева» интересно читать российскому читателю? Насколько конкретно мадридское восстание актуально для не-специалиста? (учитывая, что рекламный упор в аннотации сделан именно на художественные книги Реверте, а не на его публицистику) Найдет ли книга своего благодарного читателя? И вот тут у меня есть сомнения. Большие.
У книги нет единого сюжета, кроме хронологического; судьбы людей представляют собой мозаику без общего рисунка; нет ощущения атмосферы, понимания мотивов испанцев, почему они на такое решились, – то есть Реверте-то объясняет, но вот как-то не очень убедительно: ведь почему-то одни выступили против французов, и для них это было естественно, а другие (большинство) отсиживались по квартирам и казармам, тоже по собственной воле, а ведь и те и другие – испанцы...
И чего вот еще не хватает у Реверте – жизненности. Страстей, ярких и эффектных красок, жестокости и насилия, крови и боли, громких слов много, а жизни нет. Слишком, как говорится, театрально. Слишком Реверте.

Некоторое недоумение оставило предисловие к книге, написанное нашим историком (к сожалению, книги нет под рукой, чтобы указать фамилию). Само по себе очень интересное, познавательное, вводящее, так сказать, в тему. Оценивающее мадридское восстание уже в условной исторической перспективе – с т.з. конфликта между консервативной, устаревшей, тянущей в прошлое испанской (СВОЕЙ) культурой и прогрессивной, динамичной французской (ЧУЖОЙ). И ставящее вопрос, как бы зачем было устраивать восстание – не лучше ли было подчиниться просвещенному захватчику, который бы ввел в стране новые институты, снизил роль Церкви, научил жить по-современному, и т.д. И тема-то очень интересная, да, но вот только в «Дне гнева» про это вообще нет ничего. Автор предисловия, таким образом, задал несуществующий изначально аспект восприятия, закрутил, так сказать, ложную интригу, введя, в общем, читателя в заблуждение.
1 фильм
«Царь»
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Олег Янковский, Юрий Кузнецов, Иван Охлобыстин, Александр Домогаров
Жанр: биография, исторический, драма
Россия, 2009

Из аннотации: «1565 год, темные времена, правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и ливонской войной. Правителю Руси во всем мерещатся измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них – царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств – митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву...»

На мой взгляд, просто стыдное кино. Ни одного достоинства. Уж насколько вроде бы колоритный, харизматичный Мамонов способен одним своим присутствием в кадре, мимикой создавать напряжение, но в этот раз совершенно никакой.

На протяжении всего фильма в глаза отовсюду лезла бедность:
бедность, даже убогость и нелепость сценария (в чем драма-то?),
бедность бюджета (единственная как бы батальная сцена – позорная самодеятельность!),
бедность работы художников-постановщиков (везде свежеструганные и никак не «состаренные» бревна, но крепостная стена именно такая, какой она «будет» в начале XXI века)
и работы режиссера (такое ощущение, что ее вообще нет),
бедность актерской игры (неумение, отсутствие задачи(?) перевоплощаться: в кадре появляется не Малюта Скуратов, а Юрий Кузнецов с бородой и мрачным лицом, не Алексей Басманов, а Александр Домогаров, которого попросили надеть кафтан, выйти и сказать пару реплик),
бедность исторического обоснования (в чем суть опричнины? Чем еще занимался царь, кроме «причуд» и молитв?)…
В достатке только «развесистая клюква» – кровь на снегу, мистические иконы, кровожадные медведи, православное церковное пение, дорогие меховые шубы… Икры не было – чего нет, того нет – и на том спасибо.

Некоторые зрители ругают фильм за демонстрацию жестокости, шокирующие сцены насилия. Я, признаться, в недоумении – либо мы смотрели разное кино, либо они вообще кино редко смотрят, – на мой взгляд, в «Царе» ничего такого особенного и нет. Впрочем, нет, со зрителем обходятся очень жестоко. Сплошная пытка.
ссылка: арт
Nicola Verlato, художник
http://www.nicolaverlato.com/work.html

ссылка: социальное
Бездомные и морозная погода
http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g=articles&c=65&m=0&v=i&n=1&i=1704&s=&b=&e=&l=ru_RU&u=&p=&a=


В избранное