Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.11.12.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 11.12.09

1 книга
Михаил Веллер
«Легенды Арбата»

1 фильм
«Короткое замыкание»
Россия, 2009

1 фильм
«Рождественская история»
США, 2009

+ краткие киновпечатления и арт-ссылка

1 книга
Михаил Веллер
«Легенды Арбата»

М.: АСТ, 2009
320 стр.

Из аннотации: «Новая книга М.Веллера «Легенды Арбата» – сборник невероятно смешных и головокружительных историй советского и недавнего прошлого. Беспощадная правда и народная мифология образуют блестящий сплав и гремучую смесь. По стилю и манере – продолжение знаменитого национального бестселлера «Легенды Невского проспекта»…»

Вот ничего «невероятно смешного и головокружительного»! На мой взгляд, плоско, банально и ужасно затянуто, как в плохом анекдоте. И если «по стилю и манере – продолжение…», то и не жалко нисколько, что «Легенд Невского проспекта» не читал.

Вообще, Михаил Веллер – мастер слова, люблю его иногда послушать по радио, хотя, бывает, и беспокоюсь за состояние его психики, какой он бывает нервный. Но вот читать, как оказалось, невозможно – как будто хочет выглядеть попроще, «своим», употребляя всякие жаргонизмы, просторечные выражения и пр., оставляя у не подготовленной к этому аудитории ощущение брезгливости и пошлости! И это же – вспоминая, о чем он любит поговорить, – идет вразрез с его же собственной беспощадной критикой в адрес тех, кто разрушает культуру, нравственность, и т.п. То есть как все это понимать?

Еще эти покрытые пылью исторические персонажи, про которых неинтересно даже что-то скандальное узнавать!..

Истории, доведенные «красным словцом» до полных небылиц!..

Всю книгу (не всю, честно говоря, так как не дочитал) пытался понять, в чем смысл названия, при чем тут Арбат, если география мест действия самая разнообразная? Предполагаю, что смысл, наверно, только в том, чтобы связать книгу с тем самым «знаменитым национальным бестселлером», то есть использовать старый успех, раскрученный бренд, как говорят…

Книга выпущена большим тиражом и, наверно, найдет своего читателя – который любит смесь безопасно скандального с прикольным (мне почему-то такой стиль напомнил «Городок» Стоянова и Олейникова), приправленную экспрессивным, типа, «народным» языком.
1 фильм
«Короткое замыкание»
Режиссеры: Кирилл Серебренников, Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Алексей Герман мл., Борис Хлебников
В ролях: Иван Добронравов, Юлия Пересильд, Юрий Чусин, Каролина Грушка, Алексей Филимонов, Александр Яценко, Андрей Фомин, Виталий Хаев
Жанр: мелодрама, сборник
Россия, 2009

Из аннотации: «…пять коротких историй о любви, снятых молодыми российскими режиссерами.
Каждый из пяти был ограничен не только темой и форматом короткого метра, но и небольшим бюджетом. Все снимают параллельно, каждый – со своей съемочной группой, никто не знает, о чем делают фильмы остальные. Весь материал организуется в единое целое уже на монтаже. Результат этой игры – коллективный портрет нового поколения режиссеров».


Не понравилось совершенно. Сидел и зевал, ожидая, когда же одна новелла закончится и начнется другая. Потом снова зевал. И так пять раз.

Пропустить, конечно, такой сборник, собравший весь цвет молодой российской и, типа, подающей надежды кинорежиссуры, не мог. Хотя лично мне из всех нравится только Борис Хлебников, немного Кирилл Серебренников. Творчество Вырыпаева не переношу, Германа мл. совершенно не понимаю (когда в его новелле первое, что сделал первый человек в кадре, это закашлял, а потом пошла сцена как бы в тумане, то это уже даже и не смешно). Что такого замечательного, кроме первой половины первого «Бумера», сделал Петр Буслов, чтобы причислить его к надеждам российского кино?..
И вот вроде бы короткий метр, вот где поле для творчества, тем более что такая свобода была предоставлена, – а у всех получились какие-то «выпускные работы». В принципе, за что-то, за какие-то детали, сценарные идеи можно ухватиться, чтобы сказать «из этого молодого человека что-то может получиться», но это же режиссеры уже с большим опытом!.. К тому же не молодое новаторское кино, а сеанс дежа вю: вот смотришь и думаешь, ну, наверно, сейчас герой вот это сделает, – и точно! А сейчас она, наверно, что-то этакое выкинет, – точно!..

Никто из режиссеров из своего авторского(?) стиля не вышел, никто не удивил – все узнаваемы, что только добавляет банальности – скуки.

И никакого нерва, чтобы проникнуться темой сборника – любовью, и в помине нет. Вырыпаев в своей новелле предложил не понимать, а ощущать. Так было бы что!..

Вместе с тем, возвращаясь к теме, поднятой в прошлом выпуске рассылки, где затрагивался аспект «попадания в настроение», кажется, что нечто цельное у сборника есть. Какой-то общий уровень, как мне показалось, расчета на ожидания и запросы аудитории, вкусы которой я бы определил как «эстетика толстых глянцевых журналов» (по аналогии с «толстыми литературными журналами» советской и постсоветской поры), то есть чтобы было прикольно-иронически, эпатажно (с матерком), брутально-грубовато, небрежно-самодовольно, и т.п.

Есть и другой аспект восприятия, который следует учитывать при попытке дать объективную оценку, – искушенность-неискушенность аудитории. (Здесь ни в коем случае нельзя говорить, что одно плохо, а другое хорошо, и наоборот. Есть так, как есть. И в чем беда для одних – радость для других. И наоборот. И режиссеры вынуждены выбирать свою аудиторию, в зависимости от того, чья оценка для них важнее.)
Есть те зрители, которые много видели, и им, искушенным, многое кажется банальным-скучным, они могут сходу привести примеры, где все это уже было, где выглядело интереснее, потому что тогда, как они считают, это было оригинально.
И вот приходит другое поколение или другой зритель, которые смотрели мало (просто в силу своего возраста, занятости, меньшей погруженности в кинопроцесс), и за их плечами нет большого культурного багажа, и многое им кажется внове: и как им относиться к тому, что они услышали-увидели про то, про что им еще никто не рассказывал-показывал, – конечно, кто первый скажет про важное для них, тот и получает их восхищение. А так как выбирают они не из всей «мировой сокровищницы», а из того, что «товар дня в нашем гипермаркете», то результат очевиден.
1 фильм
«Рождественская история»
Christmas Carol, А
Режиссер: Роберт Земекис.
В ролях: Джим Кэрри, Гэри Олдман, Робин Райт Пенн, Майкл Дж. Фокс, Колин Ферт, Боб Хоскинс.
Жанр: анимация, драма, семейный, фэнтези
США, 2009

Из аннотации: «Это поучительная история о старом и ожесточившемся скупердяе Эбенезере Скрудже, который в течение одной ночи переживает испытание глубокого духовного очищения. Мистер Скрудж – денежный меняла, который посвятил всю свою жизнь накоплению богатства. Он презирает всё, кроме денег, включая дружбу, любовь и рождественские праздники.
Экранизация классического произведения Чарльза Диккенса».


Насколько я знаю, многих ввело в заблуждение, что фильм снят кинокомпанией Disney, то есть как бы для детей. Но это, не только на мой взгляд, совершенно не детская история и стоит подумать, прежде чем идти на нее с маленькими детьми. Будет очень мрачно, на самом деле, просто страшно, да еще и с мыслями, актуальными для людей с серьезным жизненным опытом: какова цена, которую человек может заплатить, перепутав бережливость со скупостью, или, чтобы избавиться от меркантильной терминологии, к каким последствиям может привести зацикленность на материальном достатке.

Снято просто великолепно. Не могу сказать про то, как это выглядит в зале 3D, но и в обычном варианте смотрелось завораживающе. Оригинальный формат – смесь реальной киносъемки, обработанной и обильно дорисованной в компьютерных программах (технология, как вычитал, называется performance capture, когда к телу актера подключается множество датчиков, и 3D-модель копирует не только его движения, но и мимику), и компьютерной анимации – хоть и обладает некоторыми лезущими в глаз недостатками (иногда обрисовка слишком условна), но достоинств значительно больше, которые превращают фильм в настоящий «парад аттракционов» (по Эйзенштейну, рассматривавшему киноискусство как демонстрацию формальных находок), в шоу необычных эффектов. В общем, сказка, от которой захватывает дух!..
И поражающее чувство совпадения с духом произведения-оригинала! И тонкость деталей! И трогательность сентиментальных сцен! И пр.

Но есть и «но». После впечатляющей, эффектной картины мрака-отчаяния, поразившего Скруджа от общения с духами (это 4/5 фильма), немного дежурным и скомканным смотрится хэппи-энд, но это слабоватое место не омрачает общего впечатления от фильма.

Джим Кэрри просто блистателен, хотя насколько корректно говорить о том, что это он играет, а не некий виртуальный актер, использующий подготовленные живым актером некие заготовки, не знаю.

Необычная «роль» – и отлично сыграна – у Гэри Олдмана. Про других актеров мало что можно сказать – но интересно узнавать их в их компьютерном варианте.

А я ведь даже и не думал идти, тем более что трейлер нисколько не заинтересовал, если не сказать наоборот. Только по совету знакомых, вкусу которых доверяю. Спасибо им.
Краткие киновпечатления

С неожиданно сильным удовольствием посмотрел «Дорогу перемен» Сэма Мендеса с отличной игрой Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет. Неожиданность в том, что не ожидал ничего хорошего, а решил посмотреть только «для информации». Другая неожиданность в том, что от ди Каприо не жду хорошей актерской игры, а в этом фильме он показался очень убедительным. Финал, правда, был немного смазанным, но в целом так все понравилась (а особенно суть драматического конфликта), что сразу заказал роман Питера Йетса, по которому снят фильм. Впечатлениями от романа поделюсь подробно (но это, правда, будет еще не скоро).

По каналу «Культура» 3 недели назад поздно вечером показали потрясающий, на мой взгляд, фильм неизвестного мне режиссера Жоашима Лафоса «Частная собственность» (Франция-Бельгия, 2006). Начал смотреть из-за того, что в главных ролях снялись Изабель Юппер и Жереми Ренье (любимый актер братьев Дарденнов), и думал, что, так как время позднее и завтра рано вставать, посмотрю немного и если… то… А вот как сел, так и не смог оторваться. Фильм – просто чудо!

арт

Brendan Lee Satish Tang – постмодернистская скульптура-посуда
http://community.livejournal.com/art_links/1669523.html


В избранное