* К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.] выпуск
25.05.08
[на прошлой неделе рассылка не выходила]
1 книга Харлан Кобен «Невиновен» 1 фильм «Залечь на дно в Брюгге» реж. Мартин МакДонах 1 фильм «Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа» реж. Стивен Спилберг
1 книга
Харлан Кобен «Невиновен» Пер. с англ.Н.В.Рейн М.: АСТ, 2007
«Когда-то трагическая случайность привела Мэтта Хантера за решетку. Однако тюремный срок давно позади, и Мэтт изо всех сил старается забыть о прошлом. Но у полицейских – долгая память… И теперь, когда жена Мэтта стала жертвой изощренного шантажа, а преступников-шантажистов убирают одного за другим, именно он становится главным подозреваемым. В его невиновность не верит никто. И единственный способ снять с себя подозрения
– самому найти убийцу…» (из аннотации) На четвертой странице обложки расписано, какой «Харлан Кобен – признанный мастер современного триллера», и т.п. К этому бы и я добавил, что сам был в восторге от его книги «Пропащий» (справедливости ради, отмечу, что книга была немного испорчена финалом). «Невиновен» откровенно разочаровал. После такой аннотации, как в книге, интрига возможна только в деталях, но и в них неожиданного оказалось совсем мало, а если и было, то вытянуто, как говорится, за уши. Есть
такой способ манипуляции читателем, когда автор до определенного момента не раскрывает того, что ему известно уже с самого начала, но другим об этом ни за что не догадаться. Вроде того, что неожиданно в финале секретарша, существовавшая на страницах в виде персонажа третьего плана, объявляет себя дочерью главного героя, о чем знал еще и другой персонаж, но тоже об этом молчавший до финала. (В «Невиновен» подобные детали другие.) Как в анекдоте: «Почему вы не сказали, что у нее есть брат?!» – «А вы не спрашивали».
Как-то, признаться, пошло это, дешево. Впрочем, на это бы и не обратил такого внимания (на приеме замалчивания деталей, вообще, построены жанры детектива и триллера), если бы не главный недостаток книги – слабое писательское мастерство Кобена в этом романе. Во-первых, очень путаный, перенавороченный, нарочито, такое ощущение, усложненный сюжет, в котором сам автор, похоже, не слишком разобрался до конца; во-вторых, процитирую свою собственную оценку «Пропащего»: «Стиль лаконичный, хлесткий. Описания
получаются живые, яркие. Может Кобен описать человека так, что чувствуешь к нему теплоту и симпатию, при этом без намека на пошлость и слюни. Все приправлено оптимальной дозой юмора и иронии» – вот этого в «Невиновен» нет, особенно жалко, что доза юмора и иронии свелась к нулю, зато уровень, простите, слюней значительно повысился (про наличие пошлости уже сказано выше). В свое время в одном из пособий для писателей я прочитал, что для того, чтобы персонаж выглядел правдоподобным, «живым», надо придумывать
про него побольше бытовых деталей – в «Невиновен» этот прием, может, и не доведен до абсурда, но очень близок к нему. Столько всяких абсолютно бессмысленных, не играющих никакой роли для раскрытия основной линии сюжета подробностей (как из жизни людей, так и из описаний машин, городов, предметов, и пр.), что ничего кроме раздражения испытывать не приходится, учитывая еще и тот момент, что все эти «подробности» очень сильно замедляют темп повествования. Вердикт – виновен.
1 фильм
«Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges) Режиссер Мартин МакДонах В главных ролях: Колин Фаррелл, Райф Файнс, Брендан Глисон Великобритания-Бельгия, 2007
Выдающийся фильм! Вот просто – потрясающий! В одной из прочитанных мной рецензий режиссера сравнили с Тарантино, не упомянув, правда, какого периода. Я бы сказал, что периода «Бешеных псов». Вот если вам нравятся «Бешеные псы» (по многим параметрам – включая жестокость, драматизм, черный юмор, неполиткорректный юмор и просто юмор, стрельбу), то преступно будет пропустить этот фильм. О сюжете. Криминальный босс
приказывает двум киллерам (начинающему и ветерану) свалить из Лондона после чего-то неудачного (чего – станет ясно позже: в замечательном сценарии МакДонаха продумано много экскурсов в прошлое, причем экскурсов, не выстраивающихся в линейное воспоминание, а наслаивающихся друг на друга, за счет чего создающих Настроение) и накануне Рождества отсидеться в бельгийском городке Брюгге, известном своей готической архитектурой и прочими красотами. В фильме Брюгге это не просто красивый город, туристический рай, на
фоне безмятежной и спокойной жизни которого разыграются… не скажу, что разыграется, – смотрите сами, но разыграется такое, что основательно проберет, до дрожи. Впрочем, подсказка в виде уподобления «Бешеных псам» уже была. Так вот, готическая атмосфера места действия, одна из важных деталей которого – картина «Страшный Суд» Босха в местной галерее, через темы, подымаемые по ходу сюжета, становится атмосферой фильма, и не знаю, как вам было или будет, а мне было жутковато. Причем это же не фильм ужасов, не триллер.
Вообще, жанр, который выбрал МакДонах, я бы назвал «плавающим», так как это то черная комедия, то боевик, то психологическая драма, то притча, то комедия абсурда, то трагедия. Вызывает восхищение такая свободная игра с жанрами начинающего режиссера – в его багаже только короткометражный фильм, за который, правда, отхватил «Оскар»; хотя, впрочем, как драматург, на Западе МакДонах считается уже достаточно известным. В общем, ура! Актерские работы великолепны – у всех. К Колину Фарреллу есть некоторые претензии
– в некоторых сценах он выглядел деревянным, но, в целом, смог быть достойным уровня Файнса и Глисона. Не совсем удачным показался перевод: на форумах, посвященных фильму, читал мнения тех, кто смотрел на языке оригинала, и то смешное, что они приводили в качестве примера, в русском переводе в массовом прокате отсутствовало. Малоудачным следует назвать и русский вариант названия – оригинальное и многозначное «В Брюгге» как раз отражает суть, а наше свидетельствует о том, что прокатчики хотели подать
фильм как такую черную комедию. И последнее. Когда я пошел на этот фильм, а это был первый утренний сеанс, в первый день проката, то оказался и был до конца сеанса в зале один(!). Раньше, помнится, не начинали, пока не набиралось больше пяти зрителей, или отменяли. А тут… Впрочем, у меня такое отношение к этому фильму, что даже если бы и ни одного зрителя не было, он все равно заслуживает того, чтобы сеанс не отменялся.
1 фильм
«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» Режиссер Стивен Спилберг В главной роли – Харрисон Форд США, 2008
Имеет ли смысл рассказывать, о чем четвертая серия «Индианы»? Думаю, значение не в сюжете, хотя вот жаждущие бесплатного пиара ухватились за якобы ложный образ советских коммунистов и военных, являющихся противниками Индианы Джонса в этом фильме, действие которого происходит в 1957 году. (Главную советскую коммунистку, специалиста по парапсихологии, «любимицу Сталина» играет Кейт Бланшетт.) Уверен, что придираться по причине «исторической
недостоверности», глупо – какая правда может быть в комиксе?!.. (Впрочем, как нам хорошо известно, влияние кино на формирование картины мира – та еще тема.) В общем, не за историческую правду мы любим «индиану» – за экшн, за захватывающий дух каскад аттракционов, за бешеный темп, головокружительные повороты действия! И вот это все в фильме есть. Причем с подобающим Спилбергу размахом и фантазией! Честно говоря, идя на фильм, я был настроен разочароваться, так как уж слишком коммерческими казались мотивы
создателей фильма, но скепсис, к большой радости, был довольно быстро развеян и повода вернуться ему не было. Харрисон Форд, несмотря на возраст (65 лет!), смотрится органично, хотя все-таки с суперменскими способностями его героя Спилбергу немного изменило чувство меры. Индиана Джонс в исполнении Форда по-прежнему обаятелен, находчив, мужественен и смел. Причем обаятельность в сценарии не пропишешь – тут уж точно заслуга Форда. Представить, что вот было бы все то же самое, но вместо Форда играл бы кто-то
другой, трудно. Хотя вот «бондиана» переживала подобные ситуации не раз. Очень хорошо смотрится Кейт Бланшетт, глаз не отвести, однако ее персонаж показался несколько размытым по стилю – то она блестяще играла четкое амплуа «злодея из комиксов», то отходила от него в сторону чего-то маловразумительного. Появится старая героиня, с которой будет связана лирическая тема – и даже более того. В фильме, два с половиной часа которого проносятся незаметно, много юмора и, вообще, сохранены стилистика
и достоинства старых частей, но не без, не без, но не буду, не буду. При всей развлекательности, в фильм удалось даже втиснуть не легкомысленно поданную тему Высшего Разума, Силы Знания, но, к сожалению, совершенно приторным финалом эта линия была, не побоюсь этого слова, грубо оборвана, как будто создатели фильма побоялись, как бы зрители не почувствовали, что их хотят заставить о чем-то подумать.