Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.11.05.08


*К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]

выпуск 11.05.08

1 книга
Антон Борисов
«Кандидат на выбраковку»
1 фильм
«Королевство»
реж. Питер Берг
1 извинение

 1 книга

Антон Борисов
«Кандидат на выбраковку»
М., «Третья смена», 2008

Из вступления к книге, написанное Михаилом Гохманом: «У Алексея Маресьева не было ног. Он научился ходить на протезах, танцевать и даже управлять самолетом. У Антона Борисова ноги есть, но он не может танцевать и ходить. Впрочем, стоять он тоже не может. И даже сидеть. Ему можно только лежать на жесткой поверхности. Всю жизнь, все 42 года. Есть такая болезнь – несовершенный остеогенез. Малейшее неосторожное движение ведет к перелому. Первый раз он сломал ногу в 5 месяцев, а потом… Кто их считал, эти сотни переломов».

[Nota Bene! В рецензии ниже будет очень много громких слов и пафосных заявлений.]

В книге рассказывается о жизни Антона Борисова – с рождения до 1999 года, когда, благодаря помощи друзей, он переехал жить в Америку. Борисов предельно откровенно пишет о том, как болел. О том, как его пытались вылечить. Из чего состояли его будни и праздники. О том, как учился в школе и как поступил в институт. О том, кто его окружал. О своих мыслях и чувствах.
Если выразить впечатление от книги одним словом, то – Потрясающе!
Тот уникальный случай, на мой взгляд, когда книгу должны прочитать все. Не только потому, что она о выдающемся человеке, но и потому что она написана им самим, и потому, что в том, как она написана, проявление еще одного замечательного качества Антона Борисова – умения интересно рассказывать и, несмотря на весь описываемый мрак, создавать позитивную атмосферу и выразить главную свою идею – желание жить. Никаких, извините, соплей, ничего лишнего, все по делу. Динамично и с мощнейшей интригой.
Из небольших сюжетных недочетов «Кандидата» – немного скомканный финал и недорассказанная линия отца.
Особое впечатление, конечно, производят наблюдательность, проницательность и память автора – ОН ВСЕ ВИДИТ, ОН ВСЕ ПРО НАС ЗНАЕТ, ОН ВСЕ ПРО НАС ПОМНИТ! «Кандидат на выбраковку» – очень важное напоминание людям о том, что они постоянно оцениваются.
Люди, обижая слабых, часто считают, что те тоже, как и они, забудут об этом или будут молчать. Антон Борисов свидетельствует – не забудут и молчать не будут.
И еще про автора. Какое все-таки чувство собственного достоинства, терпение и силу духа надо иметь! Борисов, при том, что люди с ним делали, не озлобился. Видит всех насквозь, самые неприглядные моменты, но не презирает, не выдает оценки – только констатирует, чтобы читатель сам сделал вывод. Нет, одну оценку себе позволяет – прощать.
И вот почему он такой, когда другие в более выигрышных обстоятельствах готовы вылить море грязи и желчи о своих соседях и спутниках, не могу сказать – просто какое-то чудо. Все-таки, наверно, это уникальный случай. К сожалению.
О лже-парадоксах. Читая о всех «зло- и приключениях» Борисова, нельзя вроде бы не придти к мысли, что все, кто ему мешали или не помогали, когда он особенно нуждался, или желали ему смерти и даже пытались этого добиться, – все они на самом деле только закаляли его характер! Однако, можно ли, задумаемся, оценивать только результат или все-таки важны прежде всего мотивы поступков людей? Уверен, что верно только второе. И за подтверждение этой мысли еще раз спасибо книге Борисова.

1 фильм

«Королевство»
Режиссер Питер Берг
В гл. роли – Джейми Фокс.
США, 2007

Фильм шел в отечественном кинопрокате осенью 2007 года. Я смотрел на DVD.
Кинокритики отмечают, что продюсером фильма был известный кинорежиссер Майкл Манн («Схватка»), который в этом фильме и отвечал скорее всего, по предположениям киноведов, за замечательный, спасший ленту, экшн в финале.
Питер Берг до этого снял «Сокровище Амазонки».
«Королевство» на самом деле стоит хотя бы начать смотреть из-за великолепных титров в начале, когда в течение нескольких минут великолепный коллаж анимации, архивной фотографии и документальных съемок иллюстрирует историю взаимоотношений США и Королевства (название фильма) Саудовская Аравия. Искусство начальных титров все прогрессирует, чего не скажешь о голливудском кино.
Сюжет фильма основан частично на реальных событиях, когда в Саудовской Аравии террористы-смертники устроили в 1996 году стрельбу и взрывы в американском поселении и когда погибло много американцев. На место трагедии, преодолев – честно говоря, не совсем внятные – организационные трудности в самих США, где им чинились препятствия, прилетает четверка отважных ФБРовцев, чтобы, движимая то ли чувством мести (погибли их друзья-коллеги), то ли чувством долга, расследовать теракт, найти и уничтожить организаторов. Им помогает приставленный к ним храбрый и умный арабский офицер, он же гид по местным обычаям.
Сама четверка – по-голливудски политкорректна по составу (по половому и расовому признаку), фантастически профессиональна и бессмертна.
Вторая треть фильма, посвященная расследованию, получилась довольно вялая и весьма предсказуемая, хотя вот любители арабской специфики получат порцию занимательной информации, а остальные в этот момент могут спокойно чем-то заниматься параллельно (что тоже неплохо, учитывая, сколько вообще – а-а-а! – надо успеть сделать!).
А вот в последней трети начинается качественный экшн – тут, да, придется отложить все дела и вернуться к экрану, если вы отошли. К этому моменту в фильме были определены примерные организаторы теракта, и бравая команда прибывает на место... Но после завершения этой операции напряжение только закручивается и начинается самое захватывающее – решающая схватка. Тут такая динамика, что не успеваешь вздохнуть!
И замечательный финальный драматический аккорд на фоне победной операции – война на самом деле только начинается!..
По поводу американской пропаганды в этом фильме ничего говорить не буду – клейма уже ставить некуда, но, в целом, если захотите посмотреть динамичный политический боевик, то «Королевство», даже учитывая вышеприведенные недостатки, стоит взять.

1 извинение

Прошу прощения у читателей рассылки «Культурный минимум» за свою фактическую ошибку, допущенную в прошлом выпуске.
В сведениях о кинорежиссере Мишеле Гондри я назвал «Перемотку» его третьим фильмом – после «Вечного сияния чистого разума» и «Науки сна». На самом деле в творчестве Гондри был еще полнометражный художественный фильм «Звериная натура» (2001) с Тимом Роббинсом и Патрицией Аркетт в главных ролях.
Я видел этот фильм и хорошо его помню, но мне и в голову почему-то не могло придти, что тот снят Гондри, настолько он слаб. Это я пытаюсь оправдаться за свой «провал в памяти». Однако, с психологической точки зрения, думаю, все вполне объяснимо – образ хорошего режиссера не хочется связывать с откровенной неудачей.
Сколько раз приходится сталкиваться с тем, что художника называют выдающимся и т.п., приводя в качестве доказательства этого только его удачные работы. Иногда это делается в качестве рекламы, но иногда и потому, что мы «помним только хорошее». Кстати, в анонсах «Перемотки» не упоминалось о том, что Гондри режиссер «Звериной натуры».
Да и я вот для демонстрации заслуг Майкла Манна назвал только «Схватку», хотя он много чего наснимал, в т.ч. и такие фильмы, как «Соучастник», «Али», «Последний из могикан».

«Святая троица», или Новости хабаровской общины бездомных «Открытое сердце» [статья, фото]


В избранное