Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.04.05.08


*К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]

выпуск 04.05.08

1 книга
Юлия Сысоева
«Записки попадьи»
2 фильма
«Контроль»
реж. Антон Корбайн
«Перемотка»
реж.Мишель Гондри
3 CD

 1 книга

Юлия Сысоева
«Записки попадьи»
(особенности жизни русского духовенства)
М.: «Время», 2008

«Эта книга – взгляд изнутри. Повествование человека, который не понаслышке знает о закулисной и закрытой стороне существования духовного сословия. <…> множество вопросов, на которые отвечает Юлия Сысоева, жена священника, красивая и образованная молодая женщина, у которой, пока книга готовилась к печати, родилась третья дочь» (из аннотации)
Из содержания: «Чему учат в семинарии», «Семинарский быт», «Хочу быть матушкой», «Рождение детей и многодетность», «Мода поповских жен», «Материальный вопрос», «Квартирный вопрос», «Рясы, бороды и длинные волосы», «Один день из жизни рядового священника», «Как попов изображают в фильмах».

Есть такая популярная книжная серия «Повседневная жизнь…», которая выходит в  издательстве «Молодая гвардия»: «Повседневная жизнь дипломата», «Повседневная жизнь римского легионера», и т.д. В принципе, книга Сысоевой это тоже «Повседневная жизнь православного священника в советское и постсоветское время». Правда, учитывая маленький формат и объем, «Записки» – только начало разработки этой темы.
Впечатление от книги противоречивое. Не знаю, как отнесутся к книге верующие, православные верующие, священники, но мне «Записки попадьи» показались каким-то легкомысленными. Не только из-за игривой интонации стиля Сысоевой, иногда кажущейся даже наигранной специально, чтобы «легче читалось». Само содержание показалось каким-то несерьезным, лубочным, если не сказать – гламурным. Очень много неподтвержденных обобщений, противоречий, какого-то самолюбования и даже гордыни. Да, какие-то вопросы относительно жизни русского духовенства автор снимает, приоткрывает, так сказать, кухню (причем и в буквальном смысле тоже), но в целом вопросов появляется еще больше. Узнать хочется, например, не только что нельзя есть во время поста, причем в разные посты разное, в разные периода постов разное, а почему какой-то продукт считается скоромным, другой более скоромным, а третий – менее, почему посты делятся на периоды, почему в одних религиозных семьях разрешают маленьким детям не придерживаться поста, потому как можно, а в других требуют, хотя вроде как можно? Почему, в конце концов, столько исключений из правил?.. На самом деле очень много вопросов по поводу соотношения норм поведения и религиозного обоснования такой нормы – в книге Сысоевой второе отсутствует.
Мне, человеку глубоко светскому, странной показалась позиция автора в отношении того, что жены священников тоже хотят выглядеть красиво – за счет косметики, одежды. Почему, задаюсь вопросом, замужняя православная женщина хочет внешне нравиться? Кому?.. Я не ханжа и понимаю, зачем светские женщины стремятся быть красивыми – сознательно или подсознательно, но откуда такие настроения у попадьи, мне не понятно.
На самом деле, к концу книги я потерял к ней интерес.

2 фильма

«Контроль»
Режиссер Антон Корбайн
В главной роли – Сэм Райли
Великобритания, 2007

Первый фильм всемирно известного фотографа и клипмейкера, работавшего с очень известными рок- и поп-музыкантами.
Фильм посвящен трагической судьбе Яна Кертиса - вокалиста британской рок-группы Joy Division, покончившегося с собой в возрасте 23 лет на самом взлете популярности группы.
Joy Division считается легендарной и культовой, ее музыкальный стиль оказался востребован через 20 лет, создав очень популярное среди любителей «независимой музыки» направление, в которое вошли такие группы, как Interpol, Bloc Party, The Editors, She Wants Revenge. После смерти Яна Кертиса Joy Division перестала существовать, а музыканты создали еще одну супер-группу New Order, существующую вроде бы и поныне (во всяком случае выпустившую в 2005 году сильный альбом).
По сюжету, Кертис приходит к самоубийству через неразрешимую личную драму – любовь и уважение к официальной жене, матери своего ребенка, и страстью к другой женщине. К этому добавляется психическая болезнь Кертиса – эпилепсия, чьи припадки препятствуют музыкальному творчеству и развитию карьеры.
В фильме звучит много замечательной музыки. Сэм Райли достоверен (не в том смысле, что я видел Кертиса живьем, и подтверждаю, а в известном смысле Станиславского) и великолепен, особенно в сценах концертных выступлений. За свою роль он получил несколько призов. Фильм черно-белый, стильный, художественно изящный, с отлично выстроенными мизансценами. Глаз радуется.
Однако к самому кино-жанру – ЖЗЛ – отношусь с предубеждением. Смотришь «Контроль» и понимаешь, что присутствуешь при закреплении нового мифа. Ян Кертис и без того превращен в культовую фигуру, а после этого фильма, наверно, и вообще будет причислен, как говорится. Задача создателей такого рода фильмов – не рассказать историю жизни, а написать оду, причем не важно, какими средствами – музыкой, хорошей игрой симпатичного и харизиматичного актера, визуальными ракурсами, и т.д. При этом вместо самой жизни лишь выбранные картины, «несколько страниц из жизни героя», при всем уважении к покойному и любви к тому, что он сделал.
Если относиться к тому, что на экране, серьезно, то возникает просто огромное количество вопросов: почему вот это? а почему вот так? а по какой причине вот то? а по какой причине вот это? что это у него была за работа? в чем уникальность фигуры Кертиса и музыкального стиля Joy Division для того времени и сейчас?.. Ответов нет.
Возможно, что многим и так все известно и для них действительно не стоит повторять, но не все же такие осведомленные. В общем, если придумывать аналогию, то получается так, что одни прочитали книгу, а потом художник к книге сделал иллюстрации, которые показывают всем – и тем, кто читал и которым понятно, и тем, кто не читал. С этой точки зрения, «Контролю» явно не хватает самодостаточности.

«Перемотка»
Режиссер Мишель Гондри
В главных ролях – Джек Блэк, Мос Деф.
США, 2007

Мишель Гондри – клипмейкер не менее маститый, чем Корбайн. Гондри работал с очень известными исполнителями и снимал очень креативное музыкальное видео. Количеству «фишек» (придумок), полетам его фантазии можно только позавидовать. Продолжает и сейчас.
Для Гондри «Перемотка» уже третий полнометражный фильм – после «Вечного сияния чистого разума» и «Науки сна», благодаря которым он заслужил любовь поклонников «независимого кино».
«Перемотку» я очень ждал. Надеялся. И верил.
Не сильно, но разочаровался. Если в нескольких словах, то, на мой взгляд, для Гондри это повторение уже сказанного. Художник, привыкший удивлять чудесами, поражать воображение, в новой работе не сказал ничего особенно нового.
Ключевые слова для характеристики «Перемотки» – хенд-мэйд, эстетика lo-fi (низкого качества), трэш, народное кино, фрики, без башни, дуракавалянье, смерть глобальным корпорациям, синефильство, счастья в мире хватит на всех.
По сюжету, два героя, чтобы не разорился видеопрокат, в котором оказались стерты все видеокассеты, вынуждены сами переснимать фильмы подручными средствами, с собой в главных ролях. А так как это известные всем блокбастеры, то получаются смешные ремейки, сделанные, как говорится, на коленке. Фильмы получают популярность, но судьба видеопроката, при всей любви к нему его клиентов, все равно печальна. В финале толпа почитателей стоит вокруг видеопроката, который скоро начнут сносить, и аплодирует своим кумирам. Все это выглядит как такой завершающий аккорд гимна любви к кино, не потерявшему искренности. Но сама сцена в своей умильности  и паточной сладости настолько голливудская (в плохом смысле слова), что убивает то хорошее, что получил от просмотра.
Как всегда, замечателен Джек Блэк, но в этом фильме не откроете его с новой стороны.
В эпизодической роли мелькнула Сигурни Уивер.
В фильм, судя по интервью с Гондри в «Русском репортере», заложена какая-то своя идеология, связанная со взглядами режиссера относительно того, в какую сторону должно развиваться кино – вроде того, что каждый должен становиться творцом и учиться развлекать себя и близких. Так как рассылка называется «Культурный минимум», а не «Критический максимум», то по этому поводу промолчу.

3 CD

The Intelligence «Deuteronomy» 2007 (американская группа, пост-панк, indie, noise, играют с конца 90-х, сложная дискография)
The Film School 2006 (американская пост-панк-группа, indie, играют с конца 90-х, это их второй альбом, есть уже третий – 2008 года)
The Black Angels «Directions To See A Ghost» 2008 (американская команда образовалась в 2004 году, играет  мрачное гитарное indie, это их второй альбом)

Ничего рассказывать про музыку этих коллективов не буду, кроме того, что все три альбома мне очень понравились, из чего нельзя сделать никакого вывода о качестве музыки – мало ли кому что нравится.
Хочу поделиться наблюдениями и открыть Америку – все слушают музыку по-разному. У каждого человека настолько свой, особенно у меломанов, подход к прослушиванию, что рассказывать другим о том, какую музыку ты слушаешь, что тебе в ней, совершенно бессмысленно.
Просмотр фильмов и чтение книг, на мой взгляд, предполагают хоть какие-то общие правила и критерии оценки, впрочем с большим, тоже, спектром нюансов: некоторые вот читают вдумчиво, перечитывают – некоторые проносятся по страницам, лишь бы побыстрее проглотить; некоторые могут смотреть фильмы только в одиночку – другие ходят в кино, чтобы поболтать с друзьями; и т.п. Музыка же дело личное, очень сильно завязанное на физиологию, словами не описываемое + культура прослушивания: кто-то слушает для фона; кто-то за компанию; есть такие, которые «лишь бы не раздражала»; есть и такие, которые «люблю любую хорошую»; и т.п.
У меня есть знакомый, хороший знакомый, с которым у нас примерно одинаковые вкусы, что не исключает случаев, когда одно и то же воспринимаем совершенно по-разному – вдруг выясняется, когда я ему посоветовал послушать The Film School, что музыка ему нравится, а вот вокал слышать не может. И вот как это объяснить?! Я слушаю – мне очень нравится, а он как будто слушает что-то другое. Впрочем, так и есть. Сам могу назвать вокалистов, чьих голосов не выношу, но которые имеют множество поклонников. И как тогда в рецензии передать, какой у вокалиста голос?..
С этим же знакомым обсуждаем альбом The Black Angels, и он говорит, что есть пара вещей интересных, но из-за остального альбом не идет. Я, уже уставший удивляться разнообразию мира, ему рассказываю, что когда слушаю, то проникаюсь атмосферой альбома, которую создают те вещи, которые особенно нравятся: их аура покрывает и те вещи, которые слабые, причем то, что они слабые, выясняется уже потом, когда альбом как бы вырабатывает свой энергетический ресурс, его очарование проходит и ты к нему остываешь, а пока слушаю все как единое целое, из которого вообще ничего нельзя вычленить.
Недавно общался с другим знакомым, который тоже, кстати, слушает музыку песнями… Обсуждаем с ним The Intelligence, и он мне, просто подсевшему на эту музыку, заявляет, что все как-то стерильно, холодно, не трогает. Вот те раз! Меня, извините, реально колбасит, а он равнодушен. При этом он один раз прослушал и сделал категорический вывод, а я почти все слушаю минимум по два раза и то бывает, что надо еще пару раз прослушать, чтобы пробило…
Рассылка «Культурный минимум» состоит из рецензий на «культурную продукцию». Доля музыки в той культурной продукции, которую я потребляю, очень большая, и не просто очень большая, а намного более серьезная, чем книги и кино, однако рецензий на музыку в рассылке очень мало. Надеюсь, эта заметка немного объяснит почему.

Что можно сделать для формирования положительного образа бездомного в обществе: опыт мурманской общественной организации УЛИЦА (статья, фоторепортаж)

Алексей Варсопко «Мутанты фантика (схема деления)»


В избранное