Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.28.04.08


*К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]

выпуск 28.04.08

1 книга
Александр Иличевский
«Матисс»
два мнения

Людям без дома можно помочь...
Межрегиональная Сеть "За преодоление социальной исключенности" 
приглашает для сотрудничества добровольных помощников из всех регионов! [подробности]

 1 книга

Александр Иличевский
«Матисс»
М.: «Время», 2008

Главные герои романа – бездомные. Моя профессиональная тема (я занимаюсь мониторингом того, что пишут-показывают-рассказывают о бездомных.).
«Матисс» стал лауреатом премии «Русский Букер» - 2007, стал финалистом Национальной литературной премии «Большая книга». То есть читать, однозначно, надо, так как «просто так у нас не сажают»..
Книга выпущена немаленьким для серьезной литературы тиражом – 15 тысяч экземпляров. Читателями будет интеллектуальная публика, определяющая культурные тенденции в обществе.
Справка: Александр ИЛИЧЕВСКИЙ родился в 1970 году в Сумгаите. Окончил Московский физико-технический институт. С 1991 по 1998 год занимался научной работой в Израиле и Америке. С 1998 года живет в Москве. Прозаик, поэт. Лауреат премии имени Ю. Казакова за 2005 год и премии журнала «Новый мир».
Из аннотации: «…роман, написанный на материале современной жизни (развороченный быт перестроечной и постперестроечной Москвы, подмосковных городов и поселков, а также – Кавказ, Каспий, Средняя Полоса России и т.д.) с широким охватом человеческим типов и жизненных ситуаций (бомжи, аспиранты, бизнесмены, ученые, проститутки <…> интеллектуалы и впадающие в «кретинизм» бродяги), ну а в качестве главных героев, образы которых выстраивают повествование, – два бомжа и ученый-математик».
Текст аннотации взят из рецензии литературного критика Сергея Костырко из журнала «Новый мир». Цитирование рецензии продолжается на четвертой странице обложки книги: «Образ бомжа быстро теряет в тексте значимость социального типа и становится почти метафорой существования соотечественника в новой российской действительности; и – шире – становится метафорой жизни человека в современной мире. <…> «художественный дискурс», определяющий внутренний сюжет романа, способен вызвать ассоциации с прозой Андрея Платонова (при всей разности художественных языков)».
«Матисс» – трудное, многоплановое произведение. Написано сложным, на мой взгляд, даже нарочито сложным языком, начиненным метафорами и прочими тропами с немыслимой для современного «человека спешащего» плотностью. Продираться через все языковые нагромождения (для кого-то – «красоты») очень трудно, и процесс чтения, признаюсь честно, ничего кроме раздражения у меня не вызывал. Однако предполагаю, что тот, кто любит вдумчивое, неспешное чтение, со смакованием деталей, перечитыванием «темных» мест, тот, кто любит «богатство русского языка», понимая его буквально, и уважает тех писателей, которые «видно, что долго сидели над своим произведением», останутся довольны. Я бы бросил читать, если бы не тема. То есть понятно, насколько мое мнение объективно.
Атмосфера у романа мрачная, тягучая. Добавлю – выматывающая.
Время действия – от перестройки до наших дней. По сюжету, а точнее, по фабуле, главный герой романа, живущий в Москве математик с «богатым внутренним миром», который отражается в постоянном проговаривании ощущений, проникается сочувствием и интересом к жизни бездомных. Своя жизнь, после долгих попыток ее наладить, ему все равно не нравится, и вот он вместе со знакомыми бездомными отправляется в странствия по «другой» России. Подробно описана жизнь до странствий, чем занимался главный герой, подробно описаны сами странствия – места, люди. Повествование идет то как бы от лица главного героя, то от лица бездомных, но так как по стилю изложения своих мыслей они ничем друг от друга не отличаются, то понятно, что всегда говорит только автор. Это – когда портреты всех героев сливаются в один – добавляет раздражения процессу чтения. Если все персонажи книги говорят голосом автора, смешно, на мой взгляд, считать их математиками или бездомными, да просто разными, а амбиции автора представить их мировоззрение, философию, чувства и мысли кажутся просто смешными.
То, что автор и литературный критик спокойно используют термин «бомжи» (явный признак «языка вражды», проявления враждебности, отстранения, неприятия), говорит о состоянии социально-языковой культуры нашей интеллектуальной элиты (хорошо – некоторых ее представителей), которая считает это «просто удобным словом», «так устоялось», «в русском языке с советских времен принято сокращать слова, пользоваться аббревиатурами». И не замечают того факта обладатели высшего образования (а некоторые даже «красного диплома»), что слово «бомж» используется, когда нужна – сознательно или подсознательно – негативная окраска ситуации, придание ей мрачных оттенков. Взглянув в глаза уставших специалистов по «языку вражды», когда они говорят про это в тысячный раз, надеясь на понимание не самых глупых людей, увидим печаль и тоску.
Нельзя не согласиться с тем, что бездомных (особенно тех, которые главные герои) в своем романе Иличевский описывает с симпатией и теплотой. Для него они – изгои, маргиналы (у одной из главных героинь еще и психическое заболевание). Современная жизнь их отвергла, и вот они скитаются, нигде не находя себе места, не задерживаясь даже там, где их готовы приютить. Очень красивый образ, но имеющий мало отношения к реальности. Следует учитывать при этом, что главные герои – изгои и среди маргиналов, так как слишком любят свободу, чтобы примыкать к какому-то сообществу.
Таким образом, с одной стороны, бездомные, по Иличевскому, заслуживают, чтобы их пожалели; с другой – они, представленные как Личности с как бы своей особой Системой мировосприятия, достойны глубокого уважения. И вот тут, на мой взгляд, кроется главный «идеологический вред», прошу прощения за советский штамп, произведения – романтизация образа бездомных. Вот, мол, какие они не от мира сего! Вот какие они не слабые, а очень даже сильные! Они смогли отказаться от мирских благ и живут адекватно духу времени!
Окончательно выдало позицию Иличевского интервью, которое он дал журналу «Нескучный сад» (http://www.orthosmi.ru/nsad/1037-bezdomnye-miry-aleksandra-ilichevskogo.html), в котором упоминает о таком модном явлении, как «даун-шифтинг», то есть на какое-то(!) время погружение в другую, значительно более низкую социальную среду. Такой своеобразный культурный экстрим, когда человек, которому все надоело или он хочет развеяться, испытывает сильные эмоции от соприкосновения с другим – незнакомым, чуждым – миром.
Для Иличевского путешествие в мир бездомных именно что погружение в экстремальную среду, в которой он, как автор, сначала себя представил, побыл там, поощущал как-то себя, а потом взял и спокойно вышел. Поиграл и пошел искать новую игру.
Можно ли доверять такому автору, решайте сами.

 та же книга

И еще одна рецензия, с иным ракурсом, на ту же книгу – моего хорошего (потому что ему книга тоже не понравилась;0) знакомого Валерия, ведущего свою рассылку с рецензиями на книги.

Иличевский, Александр. Матисс.
Время. 2007.

Об авторе. Александр Викторович Иличевский родился в 1970 году. За книгу «Матисс» получил премию «Русский Букер – 2007». Входил в короткий список премии «Большая книга».
Рекламные сведения. «…роман Иличевского «Матисс» — не особенно, надо сказать, далекий от гениальности». ( Эта корявая фраза из журнала «Афиша»).
Жанр. Роман.
Сюжет. О деградации в 90-е гг. талантливого физика-ядерщика (ровесник автору) Леонида Королева, так сказать, «из князи в грязи» – в буквальном смысле этого слова. Короче, роман о симбиозе бомжа и бича. (Кто не знает: бомж – это человек без определённого места жительства, а бич – бывший интеллигентный человек). Королёв детдомовец. Как показывает жизненный опыт, детдомовцы не могут создать семьи, т.к. в её условиях они не жили и общаться с другими людьми в этих обстоятельствах не умеют. Сиротство для Королева – это диагноз. Такие люди по жизни одиночки. Главный герой романа – очень одарённый человек. Отлично учился и в школе и в университете. Съездил на стажировку в Данию. Как  дурак вернулся в Россию в 90-х и мотался по Москве без постоянной работы и при полном отсутствии жилья. Наконец-то купил квартиру хотя и в старом доме, но на Пресне. А также подержанную машину. Возненавидел компаньона, потерял всякий интерес к жизни, выбросил ключи от квартиры в речку и подался в бомжи. Вот дальнейшим его мытарствам и посвящён роман. По воле случая Королёв прибивается к паре профессиональных бомжей Ваде и Наде, которые помогают ему в его «подвижничестве». В конце романа Королёв битый, блохастый, грязный, голодный, презираемый беспризорниками, по воле автора романтично бежит за ЗАКАТНЫМ солнцем.
Впечатление. По-видимому, автор хотел быть оригинальным и выбрал такую тему в подражание Гиляровскому. Надеюсь, что никто из писателей не подхватит эту инициативу, чтобы ещё в одном варианте рассказать о никчёмном человеке, который решил, что лучший способ провести жизнь, – это пребывать в праздности. Как ни банально звучит, свой талант он буквально зарыл в землю, т.к. несколько месяцев провел под землёй, слоняясь по старым тоннелям московского метро. Поскольку Королев интеллектуал, то, находясь в одиночестве, много и скучно рассуждает о смысле жизни и политико-экономической обстановке в России.
В первой части книги автор сообщает, что Королев страдает клаустрофобией. Он даже не пользовался из-за этого метро. Его угнетало там также обилие пассажиров. А слоняться по тёмным тоннелям он мог. Вроде, неувязка.
И последнее. Зачем роман назван «Матисс»? Сам художник с этой фамилией упоминается в романе два раза вскользь. И к повествованию никакого отношения не имеет. В романе импрессионизмом попахивает только в конце, а на самом деле в книге сплошной могилизм, или похоронизм…
Этим романом во мне усилилось тягостное впечатление, что какого современного 40-летнего (и моложе) российского автора ни прочитаешь – все пишут об одном и том же. Когда же появится что-то стоящее? И Алексей Иванов туда же подался: эта трясина и его поглотила.
Валерий.
P.S. Однако о российских «романтиках»  уже пишут роман на Урале и ставят спектакль в Москве

репортаж о реальной общине бездомных в Хабаровске


В избранное