Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.20.04.08


*К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]

выпуск 20.04.08

1 книга
Катарина Масетти
«Семейная могила»
1 книга
Михаил Сукнев
«Записки командира штрафбата»

1 фильм
«Отверженные»
1 stand-up
Муки Тво
«Я – Корова»

Людям без дома можно помочь...
Межрегиональная Сеть "За преодоление социальной исключенности" 
приглашает для сотрудничества волонтеров из всех регионов! [подробности]

 1 книга

Катарина Масетти
«Семейная могила»
Пер. с шведского Натальи Банке
М.: «Текст», 2007

«...продолжение увлекательного романа <...> «Парень с соседней могилы». Судьба вновь сводит утонченную городскую интеллектуалку Дезире и грубоватого фермера Бенни. Сумеют ли они на этот раз создать семью? И какую цену придется заплатить за семейное счастье этим, столь разным людям?» (из аннотации)
Для тех, кто не читал первого романа, в начале книги приводится краткий пересказ, что вряд ли можно назвать корректным – как в пересказе передать ощущения от книги, то, из-за чего она действительно нравится? Пересказ – это всегда профанация. Правильный читатель – все равно тот, кто сначала прочитал первую книгу.
Я писал в «Культурном минимуме» о восторге от «Парня с соседней могилы». Писал и о том, что не понравилась следующая книга Масетти «Не плачь, Тарзан!», которая сюжетно не связана с первой. Делился, если помните, информацией, что многим из моих виртуальных знакомых «Семейная могила» не понравилась, в связи с чем боялся начинать ее читать.
Прочитал.
В общем, понравилось. Не согласен, что это слабая, с художественной точки зрения, книга. Другое дело, что по настроению она более мрачная. Юмора и иронии «Парня» в ней не ищите. Тонкостей любовной драмы в ней тоже нет. Это, скорее, социально-психологический роман (повесть?) о том, как, приобретая новый социальный статус, человек отказывается от своей прежней жизни и получает новую – принимая правила которой, от нее уже не отказаться («Коготок увяз, всей лапке пропасть», вспомнилось). Живя в одиночку, легко повернуть назад, что героиня и делала в «Парне», но когда появляются дети, когда есть ответственность за их судьбу и просто некуда сбежать от трудностей, это уже совсем другое.
Однако вот этот переход Дезире в новую роль показан неубедительно – просто что-то перещелкнулось в героине, и она стала смотреть на жизнь новыми глазами, лишь редкими моментами ностальгируя.
Также очень странным выглядит то, что, по описаниям обоих героев, в их жизни очень малое место занимают дети, особенно радости, которые от них. Описаны в основном только трудности.
Масетти по-прежнему искусно использует прием диалогического описания происходящего, предоставляя слово то Бенни, то Дезире, подавая ситуацию с разных точек зрения, знакомя с особенностями мужской и женской психологий.
Основное содержание книги – описание быта современной шведской сельской семьи. Если у кого-то есть иллюзии насчет жизни на свежем воздухе и занятий натуральным хозяйством, то лучшего способа отрезвиться, чем «Семейная могила», нет.

 1 книга

Михаил Сукнев
«Записки командира штрафбата»
М.: Центрполиграф, 2007
Серия «На линии фронта: правда о войне»

«Воспоминания М.И.Сукнева, наверно, единственные в нашей военной литературе мемуары, написанные офицером, который командовал штрафбатом. Более трех лет М.И.Сукнев воевал на передовой, несколько раз был ранен. Среди немногих дважды награжден орденом Александра Невского, а также рядом других боевых орденов и медалей. Автор писал книгу в 2000 г., на закате жизни, предельно откровенно. Поэтому его воспоминания являются исключительно ценным свидетельством о войне 1941-1945 гг.» (из аннотации)
То, что ценно, несомненно, и тем, кто хочет познакомиться с ощущениями человека на передовой, настоятельно рекомендую. Не пропустите. Уже сколько вроде написано о войне, сколько показано, но эту книгу я бы выделил. Читаю Сукнева и представляю, какой это был ужас и ад, но при этом люди в этом жили, привыкая. И не только страшно подумать, как можно к такому привыкнуть, но не менее страшно представить, что происходило с людьми, когда началась мирная жизнь, – какой внутренний стресс переживали солдаты!..
Название вводит в некоторое заблуждение – командиром штрафбата Сукнев был несколько месяцев, что занимает в книге, наверно, десятую часть. Этап в героической биографии комбата Сукнева интересный, но эпизодический.
К недостаткам книги я бы отнес отсутствие редактирования некоторых частей книги, в которых идут перечисления названий населенных пунктов и номеров боевых частей и их передвижений, что без карты не понятно, да и с картой не нужно, так как просто убивает личное отношение к происходящему.
Замедляет темп чтения и излишне подробное описание детства и юности героя, описание жизни предков, что в какой-то степени интересно, с точки зрения составления портрета автора, но имеет малое отношение к главной теме книги.
Воспоминания получились очень откровенные, нелицеприятные, полемичные, в чем-то противоречивые и этим очень живые. Автор не стесняется открыто выражать свое отношение к полководцам, командирам, замполитам, тыловикам, оценивая человека прежде всего как личность, а не с точки зрения его должности. Впрочем, чем выше должность, тем выше и спрос. Кстати, прочитав книгу, в очередной раз убеждаешься, почему у Красной Армии были такие жертвы.
Ну и, конечно, сама фигура Михаила Сукнева – заботливого командира, меткого снайпера, отчаянного солдата, любимца девушек (но не дон-жуана) и тонкого наблюдателя!

1 фильм

«Отверженные»
Режиссер Джонни То
Гонконг, 2006

В аннотации к фильму пишется (но в фильме об этом не рассказывается, только вскользь иногда упоминается как о чем-то само собой разумеющемся), что политическим фоном к сюжету является переход какой-то колонии – Макао(?) – под власть КНР, в связи чем начинается передел собственности и сфер влияния между преступными группировками. Однако фильм рассказывает не столько о войне группировок, сколько о том, что вот есть гангстер, который отошел от дел, и вот к нему приезжают его друзья, причем двое – чтобы убить, по заказу Босса; а двое – чтобы спасти, а так как они все пятеро чуть ли не с детства, как это водится в подобного рода фильмах, одна компания, в подтверждение чему трогательная фотография, то запутывается клубок шекспировских страстей. Зал, разумеется, рыдает.
Из творчества Джонни То я год назад увидел гангстерскую драму «Выборы» и был в восторге, настолько все показалось оригинальным, непредсказуемым, серьезным, глубоким.
«Отверженные» же смотрятся как ученическая работа режиссера, который насмотрелся вестернов, а также хочет быть еще большим Джоном Ву, чем сам Джон Ву. В общем, получилась сплошная стилизация, и единственное определение, которое я могу дать фильму, его атмосфере, – «азиатские понты». Пижонство, самолюбование, амбиции на шик и крутость, при этом поражает обилие использованных штампов, творчески никак не обыгранных. Смотреть просто противно. Ой, сейчас вспомнил, особенно на ужимки и гримасы эпизодических комедийных персонажей – тупых местных полицейских! На весь двухчасовой фильм только две небольшие хорошие сцены, когда перестрелки превращаются в своеобразный балет, визуально очень вкусный, но 95% процентов всего остального погребают под собой эту ложку меда.
В боевиках дотошные зрители то ли от скуки, то ли от неспособности сдержать свой математический зуд, то ли защищая теорию, что в каких-то случаях количество способно переходить в качество, начинают подсчитывать количество убитых персонажей. Думаю, что с «Отверженных» нужно начать новый способ отсчета жертв, включая в него и зрителей, умерших от скуки и тоски.

1 stand-up

Комедийная группа «Муки Тво»
«Я – Корова»
Актерский клуб «Антресоль» (Санкт-Петербург, Малый пр. В.О.), 13 апреля 2008

«Немного о коллективе: Что может объединять экономиста-аналитика, ведущего утреннего шоу одной из FM-радиостанций Петербурга, специалиста по чешскому языку (мастерски владеющего аккордеоном), креатора одного из крупнейших петербургских ивент-агенств и специалиста прикладной информатики в сфере искусств и гуманитарных наук? <...>...конечно то, что объединяет тысячи молодых и весёлых людей по всему миру, – чувство юмора.
Чувство юмора взращивалось на творениях английских мастеров жанра из комик-группы «МОНТИ ПАЙТОН», фильмах Мэла Брукса, произведениях Аркадия Аверченко и других «сатириконовцев». Все участники, ещё обучаясь в ВУЗах, начинали с КВНа, в рамках коего в скором времени им стало тесновато и неуютно, захотелось чего-то нового, далее был опыт работы в клубных юмористических проектах в жанре stand-up. Под крышей актерского клуба «Антресоль», комедийная группа «Муки Тво» ставит свои спектакли, а в безграничных просторах интернета выкладывает различные видео». (из информации с сайта группы)
Вышеприведенной информации до похода в «Антресоль» не знал, а положился на мнение Максима Исаева из театра «АХЕ», который в одной из газет высказался, что смеялся до упаду. Получается, о чем читайте дальше, что вкусу Максима Исаева буду доверять и дальше.
Скажу однозначно, не представляя, правда, насколько мое чувство юмора универсально, что было очень смешно. Я так не смеялся уже давно. Отмечу, полноты картины ради, что смеялся весь зал (небольшой), а после завершения программы актеров очень долго не отпускали.
Если вы живете в Петербурге, то не пропустите, тем более что в мае предполагается новый спектакль (программа?); если в другом городе, то отследите, когда они к вам приедут, или посмотрите в Интернете. Например, на
http://muki-tvo.rpod.ru/ выложено несколько роликов – удачных и не очень (некоторые – из постановочных – сильно отдают самодеятельностью).
Выступление, на котором был я, длилось примерно полтора часа (пролетели незаметно), было разбито на небольшие сценки, номера, никак не связанные друг с другом – только чувством юмора. Пародии, абсурдные ситуации и диалоги, построенные на разных комических приемах, заразительное исполнение, музыкальные номера, общение с залом.
Немного критики. Были некоторые тривиальные ходы, еще отмечу попытки «заболтать пустоты», один раз слух резанула грубоватость приема (обыгрывание, еще и довольно банальное, материного выражения), но хочется верить, что это именно недостатки роста, а не приметы будущего вырождения. (К сожалению, примеров последнего на отечественной эстраде значительно больше.)

«Уровни доверия в социальной среде:
просьбы о помощи и реакция на просьбы о помощи»
Микроисследование на основе опросов ("Что бы вы делали в чужом городе без денег и документов?" и "Как бы вы сами отреагировали на просьбу человека о помощи?")
в Петрозаводске, Мурманске, Санкт-Петербурге и в сети Интернет.

Март-апрель 2008г.

Алексей Варсопко «тема "Зверь"»
в рамках коллективной выставки «Зверь» художников проекта Parazit
галерея БОРЕЙ (Санкт-Петербург), 15-26 апреля 2008


В избранное