Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.06.04.08


*К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]

выпуск 06.04.08

1 книга
Викас Сваруп
«Вопрос – ответ»
1 фильм
«Ветер земли»
1 CD
Mychael Danna
«Monsoon Wedding»
(soundtrack)

Людям без дома можно помочь...
Межрегиональная Сеть "За преодоление социальной исключенности" 
приглашает для сотрудничества волонтеров из всех регионов! [подробности]

 1 книга

Викас Сваруп
«Вопрос – ответ»
Пер. с англ. Ю.Моисеенко
М.: АСТ, 2006

«Викас Сваруп – современный индийский писатель, всемирную славу которому принес дебютный роман «Вопрос – ответ». Он стал бестселлером в 16 странах». (из текста на задней обложке)
«Кто хочет стать миллионером? Все! Но кто СМОЖЕТ ответить на вопросы в популярном телешоу и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО выиграть миллион? Только не полуграмотный официант Рама Мохаммед Томас из захолустного ресторана! Однако именно ему выпадает шанс участвовать в шоу, и именно он СТАНОВИТСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ! Обман? Жульничество? Преступный сговор?! Или просто – ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ВЕЗЕНИЕ? Устроители шоу пытаются найти ответы на эти вопросы и не торопятся выплачивать выигрыш…» (из аннотации)
В аннотации слишком много, типа, скандально-острых вопросов, что бы и ладно, да не имеет это отношения к настроению романа – печально-лиричному, если не сказать больше – грустно-мрачному.
Есть и неточность – речь в книге идет не о миллионе, а о миллиарде: скорей всего, автор романа не хотел вступать в возможные конфронтации с владельцами всемирно известной шоу-программы, поэтому выдумал свою – «Кто хочет стать миллиардером», владельцев которых как бы обвиняет в закулисных махинациях. По сюжету, шоу только начинается, денег у владельцев нет, поэтому даже захотели бы они – не смогли бы выплатить победителю такую сумму. Под угрозой банкротства они вынуждены применить незаконные способы давления на него. (С такой заоблачной суммой выигрыша, надо признаться, явная натяжка.)
Победитель – молодой бедный официант с богатой биографией, благодаря которой ему и удается ответить на все вопросы викторины. В том, что он каждый раз называет правильный ответ, не столько случайность, сколько художественная метафора (которую каждый толкуй как хочешь). Роман делится на главы, по количеству вопросов. Каждый вопрос сопровождает соответствующая история из жизни героя, которую он рассказывает своему адвокату, взявшегося снять с него обвинения в мошенничестве. Таким образом, повествование разворачивается в трех слоях: фрагмент шоу (ТВ), рассказ героя о своей жизни (Индия), беседа с адвокатом (тюрьма). Прием очень удачный – делает повествование очень разнообразным. Хронологический порядок жизни, из эпизодов которой берутся правильные ответы, не соблюдается – ответы берутся из разных, не по очереди, кусков жизни: такая нелинейная структура еще больше оживляет роман.
По настроению, повторюсь, роман весьма печальный – если коротко, то помотало героя, ой помотало.
Чем закончится, не скажу.
По содержанию роман тянет на «энциклопедию современной индийской жизни»: подробностей – культурных, гастрономических, бытовых, и т.д., – столько, что любители экзотики явно останутся довольны.
Роман очень визуальный, то есть так и просится, чтобы на его основе сняли фильм, который превратится просто в головокружительный калейдоскоп (если хороший режиссер достанется, разумеется). Будут и погони, и стрельба, и интеллектуальное шоу, и любовные истории, и месть! Но вопрос – будут это снимать на Западе или это будет «индийское кино»? По поводу последнего у меня сомнения – превратят в типичную мелодраму с плясками и песнями? По поводу первого – когда это на Западе снимали кино, действие которого происходит в Индии? Так что ответа нет. (Я мимо своего миллиарда пролетаю.)
Читать интересно, но, на мой субъективный читательский взгляд, книга все-таки легковесна, размышлять особенно не над чем, а просто знакомишься с обстоятельствами жизни. Единственный вывод и тот не слишком свежий: везде в мире примерно одни и те же мраки – и Индия не исключение.
Очень сильно раздражает обложка книги, на которой изображены два мусорных бачка, к которым направляется бродяга(?), тянущий кипу макулатуры. На одном бачке написано «ВОПР», на другом – «ОТВ» (в этом бачке лежит большой мешок, на котором нарисован знак $). Это ВООБЩЕ не имеет никакого отношения к книге и с потрохами выдает какие-то совершенно пошлые мотивы издателей! В общем, я же говорю, что везде одно и то же!..

1 фильм

«Ветер земли»
Реж. Винченцо Марра
Италия, 2005

В Петербурге с 28 марта по 6 апреля прошел международный социальный кинофорум «Время жить», на котором показывают фильмы (игровые, документальные, короткий метр) социальной направленности. В рамках кинофорума проходил конкурс по нескольким номинациям, круглые столы на острые социальные темы (жизнь социально исключенных, наркомания, и т.д.), ретроспективы. Фильмы показывали в четырех кинотеатрах. Посещение было бесплатным для всех желающих. Информация по фильмам практически отсутствовала – кроме названия, имени режиссера, страны, года, больше ничего нигде было не узнать, то есть информации на самом деле ноль. При всем уважении к организаторам этого замечательного события, информационная сторона проведения кинофорума заслуживает самой низкой оценки.
Я побывал на закрытии форума, проходившем в кинотеатре «Родина», где в довольно торжественной обстановке вручали призы (к сожалению, фрагментов фильмов-победителей не показывали), выступали участники и организаторы фестиваля (некоторые выступления были очень искренними и пафосными; одна из выступавших даже расплакалась от отчаяния, что столько важное для социальной жизни кинособытие не получает поддержки – ни со стороны государства, ни со стороны зрителей – для которых, повторюсь, не мешало бы представить более полную информацию о фильмах, чтобы была возможность хоть как-то ориентироваться), члены международного жюри. Подавляющее большинство победителей лично не присутствовали.
Организаторы поделились, что заявку на показ кинопрограммы форума уже подали около 40 регионов России. Фильмы будут показывать не только для обычных зрителей, но и для специальной публики – трудных подростков, заключенных.
По завершении официальной части показали полнометражный х.ф. «Ветер земли» – очень депрессивное (сюжетом и художественными приемами) – и этим отрезвляющее многих (тех, кто на это способен) – современное итальянское кино.
Описана жизнь небольшой итальянской семьи, живущей в Неаполе, только не в великолепном историческом центре, а в новостройках, таких же внешне мрачных, как и наши. Счастливых персонажей в фильме просто нет, поводы для счастья поданы скорее как исключения – только тупая работа, угроза выселения и само выселение из квартиры, болезни, смерть близких, служба в армии как единственный способ надежного заработка и получить какую-то стабильность, и вот только-только что-то забрезжило на горизонте, как главный герой узнает, что он болен раком – последствие участия в военном конфликте на Балканах…
Насколько характерны такие настроения для современной Италии, сказать трудно, но если вспомнить о небедной традиции «тяжелого кино» в Европе, в которую «Ветер земли» очень хорошо укладывается, то психологический климат там скорее всего действительно еще тот!.. Это вам, в общем, не Сан-Ремо!
Важное значение кинофорума «Время Жить» именно для российского зрителя, погрязшего в гламуре и развлекательных блокбастерах (в лучше случае – в арт-хаусе) в том, что он расширяет представления о спектре киноинтересов в мире и ставит перед фактом, что многие художники не оставляют попытки искусством «жечь сердца людей», поднимать и заострять социальные вопросы.

1 CD

Mychael Danna
«Monsoon Wedding»
2001

Это саундтрек к фильму индийского режиссера Миры Наир «Свадьба в сезон дождей», получившего «Золотого Льва» на Венецианском МКФ. Я не отношу себя к поклонникам традиционного индийского кино, но на этом фильме плакал. На самом деле. Впрочем, это и не совсем традиционный «Болливуд». Тем, кто еще не видел, советую посмотреть – его, кстати, довольно часто показывают по ТВ. Тем же, кто видел, советую вспомнить замечательную музыку к этому фильму.
От музыки Майкла Данны(?) получат удовольствие и те, кто любит этно, и те, кто любит этно в современной обработке, и те, кто предпочитает фортепианную музыку в стиле Эрика Сати (произведения которого лично я впервые услышал в «Разукрашенной вуали») и Александра Деспла (много взявшего от Сати и написавшего оригинальную музыку к тому же фильму).
К сожалению, на диске нет многих замечательных вещей из фильма, которые исполняют современные труднопроизносимые индийские исполнители – просто рвущие сердце. Но ничего – будем искать.

Петербургские подростки отвечают на вопросы:
1. Представьте ситуацию, что вы оказались в чужом городе, где у вас ни знакомых, ни родственников, без денег, документов, мобильного телефона – что вы будете делать?
2. Как вы отреагируете, если у вас попросит помощи человек, который говорит, что он в такой ситуации?"
ОТВЕТЫ


В избранное