Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып.031107


*

К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 031107

1 книга
Андрей Кучаев
"Похождения трупа"
1 CD
Viacheslav Gaivoronsky, Andrei Kondakov, Vladimir Volkov, Vladimir Tarasov
"Ceremony"
2007
1 кино
"Секс и философия"
Реж.Мохсен Махмальбаф

 1 книга

Андрей Кучаев
"Похождения трупа
"
СПб., "Алетейя", 2006

Андрей Кучаев был когда-то очень известен в России, более того – в СССР, более того – в Москве, более того – в Литературной газете, на юмористической полосе которого являлся одним из основных авторов, сформировавших знаменитый «Клуб 12 стульев».  Писатель-сатирик в одной из крупнейших московских (советских) газет – практически небожитель. 
Потом изменилось все – страна, читательские приоритеты – центр сместился, «век вывихнул сустав» – бывший небожитель оказался в крошечном немецком городке Мюльхайме – пережившим смерть жены, утратившим связь с читателем как русским (расстояние), так и немецким (чужой язык), оказавшимся из-за потери здоровья на той тонкой грани, которая отделяет человека от главного героя рецензируемого «романа в рассказах» – трупа. 
И тут выяснилось, что именно балансируя на этой грани, за которой, насколько мы можем судить, ничего уже не будет, и за которой нам, по всей видимости, ничего уже не понадобится, человек (тем более – писатель) способен обрести абсолютную свободу.  Свободу от времени (лирический герой Кучаева легко перемещается в прошлое, общается с покойными друзьями и родственниками, настоящее для него – не более чем простая условность), от пространства (для него любой мир «виртуален», сиречь – возможен, с изящной легкостью Кучаев переплетает в своем повествовании сказку и быль, научную фантастику и едкий гротеск), от самого себя (автор то и дело «убивает» своего лирического героя, чтобы уже на следующей странице воскресить его вновь), но (хочется надеяться!) не от читателя. 
«Похождения трупа» – отнюдь не изящный оксюморон – человек, потерявший все, обретает «свободу передвижения» именно в этой пограничной «пред-по-смертной» ситуации.  Отрефлексировав ее в цикле коротких рассказов, Андрей Кучаев собрал их в осколочное по структуре, но поразительно цельное по атмосфере повествование, включившее в себя и смутно припоминаемый бывшим сатириком «абсурд советской действительности» (Часть первая:  Перед самой «эпохой евро»), и абсурд эмигрантской жизни – «общества потребления», в котором нежданно-негаданно оказался мгновенно лишившийся языка и привычной связи с читателем автор (Часть вторая:  В разгар «эпохи евро»), и ту самую невероятную ситуацию «жизни после смерти», которая в данный момент является для него единственно возможной. 
Для него ли одного?  Вспомните – в какой стране вы родились, в какой живете сейчас и где окажетесь завтра… 
Memento mori!

Алексей Пасуев

 1 CD

Viacheslav Gaivoronsky, Andrei Kondakov, Vladimir Volkov, Vladimir Tarasov
"Ceremony"

Прикрутили колеса – поехали. То есть, конечно, надо сначала научиться колеса прикручивать и ехать. Но уж когда научишься – полный кайф. Можно быстро прикрутить, а можно медленно. Можно сразу, а можно туда-сюда прокручивать, растягивая удовольствие. С ездой, в принципе, то же самое, только вариаций больше. Можно еще поворачивать вправо, влево и ехать назад. Можно вообще по кругу или сложным траекториям. Красивыми петлями. Хотя, казалось бы, чего там в петлях красивого?
Смысл существования этого диска может быть только один – чтобы какая-нибудь «шляпа» во время посещения JFC могла его приобрести, дабы поставить на полку и благостно забыть, вспоминая про него лишь в подходящие эстетические моменты. Тогда он будет вынут, вставлен, прослушан под драмбуи со льдом и сигарой, и обсужден в категориях, доступных разуму лишь одного существа на свете – «любителя джазовой музыки».
Музыкальный контент – немного авангарда, потом немного волковского контрабасового «птым-птум-пым-дум-бум» в более строгом варианте и в сопровождении кондаковско-гайворонского диалого-монолога, потом кода. Каждый исполнитель крут, все сыграно легко и достойно. В JFC таких дисков записано сотни, поэтому если вы не ценитель-экстремист и не коллекционируете джазовые и околоджазовые записи петербургских мэтров (а исполнители, вне сомнения, мэтры), то диск этот вам совершенно не нужен, даже для одноразового прослушивания.

Алексей Ганджев

 1 кино

"Секс и философия"
Реж. Мохсен Махмальбаф
Таджикистан, 2005

Еле-еле успел сходить в Дом кино, так как фильм через пару дней уже должны были снять с проката.
Фильм, на мой взгляд, заслуживающий отдельной статьи. Не только восторженной, но и проблемной.
За неимением места (все-таки наш журнал – не специализированное киноиздание) буду краток.
Название очень продаваемое для рекламы фильма, но несколько вводящее в заблуждение. Секса в фильме известного иранского режиссера нет – если не считать хоть и эротичных, но, с точки зрения современной культуры, всего лишь прикосновений в танцах, касаний рукой руки, поцелуев, и т.п. Философией рассуждения героя о том, что такое любовь, счастье, время, тоже назвать трудно – больше это имеет отношение к поэзии, точнее – Поэзии. (В фильме, на самом деле, очень много всего с большой буквы. Высоких Чувств, Образов, Кино, Музыки, Людей.) Но, однако, глубина тематики, отраженной в названии, полностью адекватна тому, что происходит в фильме – очень глубоком и противоречивом.
В аннотации сюжет был передан так, что хореограф на свой 40-ой день рождения собирает четырех бывших возлюбленных и вместе с ними пытается разобраться, что происходило с теми чувствами, которые они, встретившись друг с другом, обретали. Конец аннотации. (В истории чувств заканчивалось все печально – они заканчивались, оставляя только воспоминания и обоюдное непонимание.)
Восторженная часть моей рецензии. Так как главный герой хореограф, то почти все действие происходит в танц-классе, сопровождается замечательными танцами, хореографией, на языке которых режиссер, надо понимать, рассказывает то, что нельзя или было бы очень банально и плоско передать словами. Благодаря языку танца, все пространство фильма (на улице, в машине) превращается в танц-класс, что происходит иногда очень уместно и естественно, а иногда трогательно-наивно (некоторые, не отличающиеся высокой культурой, зрители в зале в такие моменты начинали громко смеяться, чем, безусловно, портили атмосферу фильма). В фильме также, потому что танцы и беспомощность слов, очень много музыки, которая мне, ориентированному на западные образцы, не всегда нравилась, но в целом попадала в унисон настроению и создавала в итоге эффект резонанса. Невозможность понимания между людьми передавалась еще и языковой игрой, когда герои говорили друг с другом то на русском, то на таджикском (в общем, на том, на котором говорят в Таджикистане). Все это так густо замешано, многослойно, вдобавок к этому изощренная операторская работа (некоторые сцены я вообще не понимал, как были сняты), что в течение нескольких часов после фильма я пребывал в состоянии на грани оцепенения и восторга.
Проблемная часть. Хоть в финале герой и остается опять один, хоть и говорит об одиночестве как трагическом, но обязательном уделе человека, хоть и говорит о невозможности Любви между двумя людьми, которые все равно как разные галактики, но при этом лирическое настроение фильма (или те чувства, которые я испытывал как зритель) говорило если не как раз, то почти об обратном – что вот это Одиночество и должно тянуть людей друг к другу и что в Любви или Как-Бы-Любви они и должны обретать свое счастье, простите мне все такие высокие слова, которые сам не понимаю, как из меня могли выйти, что стало возможным только после такого Фильма, на котором другие сидели и чем-то шуршали (шоколадной, блин, фольгой!) и не думали о том, что если сидишь в кинозале, то выключи свой мобильный, если в тебе есть хоть капля чего-то человеческого...

Антон Синеедов

 Здесь можно ознакомиться с журналом,
для которого пишут авторы рассылки.

13 декабря. Государственная Капелла Санкт-Петербурга. Концерт и выставка, посвященные бездомным.


В избранное