Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып.250907


*

К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 250907

1 книга
Эдуард Багиров
"Гастарбайтер"
1 CD
Happy Mondays
"Uncle Dysfunktional"
2007
1 кино
"Фактотум"

1 книга

Эдуард Багиров
"Гастарбайтер"
М., "Популярная литература", 2007

"Роман московского писателя и публициста... целиком основан на реальных событиях. Книга не просто во многом автобиографична, это еще и биография миллионов людей, после развала СССР потерявших все - дом, родных и саму родину. Обстоятельства вынудили главного героя приехать в Москву, где ему выпало в полной мере пережить и головокружительные взлеты, и глубокие падения. Все то, чем встречает приезжих городая, независимая и негостеприимная столица". (из аннотации)

Литература из разряда "бизнес-проектов". А вот давайте, типа, сляпаем что-нибудь злободневное, добавим жареного, острого, провокационного для патриотов, сладенького для дамочек, вложим деньги в раскрутку - и будем отбивать.
Книга, удовольствие от которой в том, чтобы, дочитав, выйти на балкон и запустить ее со всей силы, сопровождая каким-нибудь нелитературным напутствием! Не только, чтобы дальше улетела, но и чтобы никогда не возвращалась. А то ведь чего доброго продолжение будет...
Аннотация практически все врет. Главный герой - полу-русский, полу-туркмен - может и приехал в Москву с двумя банками кильки, но не из бывшей советской республики, а из далекой провинции, и отлично говорит по-русски, и было ему где переночевать, и довольно быстро нашел работу, а потом, сообразив, затеял собственное дело, в скором времени начав зарабатывать бешеные деньги... Тут встретил свою любовь, но проблема - есть муж... Сам главный герой такой очень благородный (ага, а бабушек обвешивать на рынке?), романтичный (образца тв-сериалов), знаток литературы, любящий этим похвалиться, и такой Меломан, что все вон, когда он слушает Музыку!.. Противный персонаж, лживый пафос, а с литературной точки зрения одни штампы.
На обложке написано "лучший контркультурный автор года!". Для кого лучший? Что еще за "контркультура" такая? Кто это решил? Почему еще год не закончился, а он уже лучший?.. Да ну!

А.Варсопко

1 CD

Happy Mondays
"Unkle Dysfunktional"
2007

Новый альбом известной в 90-е группы, лидера "манчестерской волны", музыку которых я бы определил, как "оттяжная танцевальная психоделия".
Соответственно, рассказывать об альбоме нужно с двух точек зрения: для тех, кто знает, слушал и любил эту группу в 90-е, и для тех, кто родился вчера.
Я принадлежу к первым, поэтому только для них и могу что-то рассказать. (Как бы мне, может быть, ни казалось, что понравится всем.) Это честно. Мало ли, что мне самому новый альбом кажется очень удачным, мало ли, что вещи заводят и так и норовишь закачаться в ритм, мало ли, что некоторые вещи удивляют находками и неочищенным ("гаражным") звучанием (что так добавляет жизни на самом деле!), как будто группа только появилась!.. В восприятии музыки любимого исполнителя или группы всегда присутствует момент приятных воспоминаний, от которых, будь ты хоть сам Мистер Объективность, ну не избавиться!
[Короче, как услышат этот альбом молодежь, не представляю.]
Я не знаю (то есть можно, конечно, прочитать и сравнить, но влом, да и бессмысленно), кто из старого состава играет, кто нет, какие мотивы двигали музыкантами, пожелавшими снова воссоединиться. Меня абсолютно не волнует, о чем они поют. Но название альбома симпатичное. Главное - группа сумела приятно удивить. И тем, что вообще оказалась автором еще одного хорошего альбома в копилке меломана, и тем, что, по сравнению с другими ветеранами, не села в лужу, и тем, что сумели со своим звучанием и ритмом оказаться уместными в наше пресыщенное время.
После нескольких прослушиваний, правда, замечаешь, что некоторые вещи не доведены до совершенства - придуман классный "припев", а как бы "куплет" так себе, скучноват. Но да порция удовольствия-то уже получена. Радость состоялась!
Тем, кто еще не видел "Круглосуточных тусовщиков" Майкла Уинтерботтома, крайне советую. И сам фильм про историю и время "манчестерской волны", получился сумасшедшим, и персонажи - в т.ч. Happy Mondays - совершенно безбашенные. (Фильм художественный.) Yeh!

Алексей Варсопко

1 кино

"Фактотум"
Реж. Бент Хамер
В гл. роли - Мэтт Дилон
США-Новергия, 2005

[Вот не заболеешь, так и не дойдут руки до диска. Но, уж точно, лучше бы не болел.]
Бент Хамер, норвежский кинорежиссер, снял фильм в Америке, про не совсем типичного, но все-таки американца - Чарльза Буковски. Не получилось. Однозначно.
Героя, конечно, зовут Чинаски и сценарий основан на книгах Буковски, но так как последний писал про себя, то мы ж понимаем...
Герой постоянно пьет, не может удержаться ни на одной работе, не равнодушен к женщинам, но быстро от них устает, временами мы видим, что он чего-то пишет, а потом вроде бы то, что писал, отсылает по почте, и т.д. В общем, читайте Буковски - все подробности, как говорится, там. Хамер же, получается, только проиллюстрировал некоторые хрестоматийные (или классические) ситуации Буковски, не сумев рассказать ничего нового посредством языка кино. Только скуку нагнать. И раздражение.
История, изложенная в фильме, получилась какая-то странная, мягко говоря. Может, в сценарии, в голове режиссера это и должно было во что-то вылиться, но на экране это просто набор не связанных между собой кусков чего-то. (В фильме, например, никак не объясняется страсть героя к писательству. Почему столько пьет? Зачем перестал играть на скачках? Типа, зритель и так это все из книг знает, так, что ли?)
Меня еще всегда поражают фильмы про "известных людей", творчество которых долго не признавалось, но вот в финале, ага, истина торжествует. В наше информационное время дело обстоит так, что из рекламы или аннотации зритель (тем более такой серьезный, который интересуется Буковски и знает творчество Хамера) уже заранее знает, про что речь - станет, станет Буковски знаменитым. Интриги никакой. А потому любая драма, откровенное вроде бы лузерство воспринимаются всего лишь как некое чудачество гения, такая как бы фора, которую он щедро дает жизни. (Что, конечно, полная фигня!) И поэтому смотришь, как, ага, мучается главный герой в исполнении Диллона (слабом исполнении), и - "Не верю!"
Фильм лишен какого-то настроения (кроме скучного), а когда в финале приходит ответ из издательства о том, что произведения напечатаны и заберите, пожалуйста, гонорар, – то сверху всего этого еще не хватает закрутить розочку из крема, чтобы точно получилась очередная голливудская херня!
Бента Хамера можно обожать за потрясающие, на мой взгляд, "Кухонные байки" (снятые, замечу, в Норвегии), но теперь точно надо снять еще что-то не менее грандиозное, чтобы хоть как-то реабилитировать себя.

А.В.

Здесь можно ознакомиться с журналом, для которого пишут авторы рассылки.


В избранное