Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып.070907


*

К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 070907

1 книга
Алексей Иванов
"Блуда и МУДО" - мнение Валерия
1 CD
Путти
"Танцующий плясом"
"Первая кровь"
1 кино
"Страна чудес"

1 книга

Алексей Иванов
"Блуда и МУДО"
Азбука, 2007

[В этом выпуске у нас рецензия на книгу, которую я лично не смог одолеть – еле-еле отмучил 150 страниц, а потом бросил. Терпеть дальше эту графоманию, ждать "когда же что-нибудь начнется?" я не мог. На мой взгляд, эта книга не заслуживает внимания. Но, однако, имя этого писателя сейчас на слуху и, чтобы не держать возможных читателей в неведении, публикуем рецензию большого друга нашей рассылки, с его, разумеется, разрешения.
Кстати, наше приглашение поделиться своим мнением по-прежнему в силе. – Ведущий рассылки Алексей Варсопко]

Хочу сразу же пояснить слова из названия романа. МУДО – это муниципальное учреждение дополнительного образования (бывший Дом пионеров) Ударение на У. А вот блуда… В романе есть два понятия: блуд и блудА (ударение на А). Блуд – это то, о чём вы, дорогой читатель, подумали. А блуда – это переводится как облом, т.е. неожидаемая или ожидаемая «роковая» неудача.
Исходя из названия романа, можно сразу догадаться, что все события будут иметь, мягко говоря, фривольный характер. А точнее, что все описания природы и поступков героев будут носить откровенно эротическую окраску.
Главный герой Борис Моржов (28 лет), все мысли у которого постоянно находятся в штанах. Его поступки (и хорошие и плохие) имеют одну цель: завладеть понравившейся бабой. Если отбросить эту его сущность и оценить остальные человеческие качества, то Борис очень неплохой человек. Для достижения поставленной цели (а она у него всегда одна) он может быть трогательным, жалостливым, сочувствующим, щедрым, даже порядочным, справедливым…
Суть повествования в следующем. Место действия глухой провинциальный городок. МУДО, где работает методистом Моржов (он художник и его картины продаются на международных аукционах), собираются закрыть и на его базе открыть антикризисный центр по работе с детьми. В связи с этим высокопрофессиональные педагоги останутся без работы, так как у них нет достаточного количества детей в группах. Моржов за работу не держится, т.к. в средствах не нуждается, но ему нравятся три женщины из этого коллектива, которые им ещё не «оприходованы». Если МУДО развалится, то где он этих женщин будет обхаживать (на работе-то удобно), поэтому на протяжении всего романа его бурная деятельность устремляется в два русла. Первое – это «нарезание кругов» вокруг намеченных жертв. Второе – он как Чичиков собирает (чичит) сертификаты на мёртвых душ, т.е. детей, которые якобы числятся в кружках бывшего Дома пионеров, тем самым, обосновывая необходимость штатных педагогов и их загрузку. Моржову всё удаётся. Хотя конец у романа неожиданный и трагичный.
Если бы Иванов этот роман опубликовал до «Пармы» и «Золота», то у читателя, полюбившего  писателя, появление этого романа не вызвало бы недоумения. «Блуда» похож и на «Географа» и на «Общагу-на-крови». Но после великолепных исторических романов невольно возникает к писателю вопрос: это что? Конец серьёзной литературе и переход на коммерческую?
Похоже, что «Блуда» был написан до «Пармы». А теперь писатель решил, переработав несколько роман, запустить залежалый продукт. Этакий хулиганский ход. Озорство.
Некоторые литературные критики начали в романе раскапывать то, чего в нём нет. И социальные проблемы увидели и другую чушь. Ясно же, не хочется им  в восхваляемом прежде Иванове обнаружить посредственность.
Читал я роман вымученно. Во-первых, слишком много однообразных ходов у главного героя. Во-вторых, много введено аббревиатур. Эти аббревиатуры должны разъяснять все его беспутные устремления. Мне кажется, автор сам запутался в них (так их много), перегрузил текст и сделал его местами вообще невоспринимаемым, приучая читателя пропускать эти абзацы без ущерба для дальнейшего понимания сюжета.
В романе нет, свойственных автору прекрасных эпитетов и сравнений. Всё имеющееся как-то плоско звучит. Вот некоторые.
«Сосновый лес стоял на спине Колымагинских гор, как плавник на карасе».
«Чуланская школа стояла в глубине двора и была компактной, как посылочный ящик».
«Телесно-розовая церковь стояла в гуще палисадников, словно пляжница, переодевающаяся в кустах».
«Этот шорох звучал так, будто рвалось полотнище судьбы».
«В прихожей… кинулся косматый белый кот, похожий на грязную хризантему».
«Над Троельгой завис дождь, покрыл её собою, будто при соитии. Длинными прозрачными пальцами он нежно гладил стёкла окошек, как эрогенные зоны, сладостно шептал в траве, трепетал в кустах тихим блаженством». -  Это иллюстрация ко второму абзацу рецензии.
Повторюсь. Если бы это было написано до «Пармы», то и воспринималось бы не как сдача автором позиций, а как его характерная стилевая особенность.
После чтения появились сомнения: надо ли в будущем покупать новые книги Алексея Иванова?

Валерий
[его рассылки:
http://content.mail.ru/arch/arch_23702.html

http://subscribe.ru/archive/lit.book.news.retzenzya/]

1 CD

Путти
"Танцующий плясом"
"Первая кровь"

Трудно говорить о российской музыке конца 80-х начала 90-х, не переходя на личности. По большому счету, она вся довольно убога, а ее первопроходческую функцию на различного качества бумаге не обсуждал только ленивый. Нужен особый подход к прослушиванию и рецензированию. Как будто общаешься с марсианами. По какому принципу выстроен альбом? Почему хитовые композиции стоят в обрамлении полной фигни? Почему такая жанровая смесь? Почему там сделано сведение, а тут – нет? В общем, здесь больше работа не рецензента, а археолога-этимолога. Конкретно об этих дисках можно сказать все то же самое. Их ноги растут из панка новой волны и прогрессивного «поп» того периода. Смешано, нелогично, неровно. Есть очень хорошие треки. Мне понравился 10-й на «Первая кровь» и 11-й на «Танцующий плясом». Но есть и полный «отстой». Несомненно, что в 1987-1993 годах, которыми датированы копирайты на дисках, эта группа была крайне прогрессивна на фоне отечественного музыкального развала и становления. Налицо также толковый подход к исполнению и записи – исполнено хорошо и записано неплохо. Но более всего меня поразила «Особая благодарность школьницам г. Мирного (Якутия)…» Полагаю, что ребята не из Москвы в Мирный ездили, чтобы школьниц записать. Учитывая, что эталоном мужественности и состоятельности в тех регионах до сих пор является «бобровая шапка», то играть и записывать такую музыку в таком качестве, в то время и в том месте было подвижническим подвигом, я полагаю.

Алексей Ганджев

1 кино

"Страна чудес" (Wonderland)
Реж. Джеймс Кокс
В гл. роли – Вэл Килмер
США, 2007

Сюжет основан на реальных событиях. В аннотации упор сделан на то, что главный герой – бывшая порно-звезда, и был он, значит, причастен к какому-то массовому убийству на авеню Wonderland в Голливуде, и так до сих пор и не понятно, он убил или нет.
В фильме на самом деле, как оказалось, никакой связи с порно-деятельностью главного героя нет, так как ко времени описываемых событий он уже перестал этим заниматься. Да и как бы плевать на это, но зачем “жареным” завлекать?
На некое обобщение “порочно прекрасных” 80-х тоже не потянули. Какое там обобщение, когда у одного из главных героев – невооруженным глазом видно – приклеенная борода. Типа, трэш, что ли?
Относительно таинственных аспектов убийства, перекрестного опроса свидетелей могу сказать только то, что на эту тему еще Куросава в “Расемоне” сказал лучше всех. И не оправдывает создателей, что у них реальная основа.

Антон Синеедов

Здесь можно ознакомиться с журналом, для которого мы пишем.

Бездомное Радио: "Мечты и планы, конечно, есть..."
Виталий Петрович Шашлов, 64 года. Человек, продавец уличного журнала, бездомный. О себе, о работе, о жизни.
Голос и фото.

Чистая вода
Фоторепортаж об акции по очистке от мусора Кронверкского канала в Санкт-Петербурге. В акции принимали участие бездомные продавцы, сотрудники и друзья уличного журнала "Путь Домой".
Партнерами в проведении этой акции выступили экологическое движение
Мусора.Больше.Нет, ООО "Эмерком" и телекомпания "Ти Би Эн".

"Бездомность – личная проблема самих бездомных или всего общества?"
Результаты блиц-опроса на Ответы@mail.ru


В избранное