Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып.020907


 

*

К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 020907

1 книга
Ричард Конифф
"Натуральная история богатых"
1 CD
Art Brut
«It’s a Bit Complicated»
1 кино
"Оскар-2003"
сборник двух номинаций

1 книга

Ричард Конифф
«Естественная история богатых»
(полевые исследования)
Пер. с англ.М.Леоновича
Екатеринбург: У-Фактория, 2006

«Богатые как особый вид? Откуда берутся богатые? Почему не любят богатых? Счастливы ли богатые? Для изучения образа жизни, нравов и привычек богатых и сильных мира сего автор посещает самые шикарные места и самых знаменитых людей. Будучи зоологом, Р.Конифф оригинальным образом применяет теорию Дарвина для описания поведенческих особенностей богатых…» (из аннотации)
Стоит сразу отметить, что это не художественная, не юмористическая (хоть и очень смешная местами) книга, а серьезное исследование, адаптированное для массового читателя.
За аналогию из животного мира автор берет т.н. «альфа-самцов», то есть вожаков, доминирующих особей, и к каждому виду человеческого поведения Конифф, просто «живая энциклопедия», находит соответствующий пример из мира животного.
Однако, как и типов поведения богатых людей, не сводящихся к одной модели (кто-то любит открыто демонстрировать свою крутость, кто-то удовлетворяется более тонким внутренним чувством превосходства, и т.д.), так и примеров поведения животных или насекомых такое огромное множество, что параллели всегда находятся. Где-то берутся обезьяны, где-то какие-то редкие – и нередкие тоже – виды птиц или рыб, где-то и насекомые. Поэтому на вопрос «как определить богатого по его поведению?» однозначного ответа автор не дает. Похоже, автор слишком заворожен многообразием-разнообразием природы. И читатель просто тонет в огромной куче фактов, хоть и весьма любопытных.
Но может быть все-таки есть хотя бы какая-то система, хотя бы в общем?.. Интрига – удастся ли автору нащупать критерии определения вида «богатых»? – многих заставит прочитать книгу до конца.

Алексей Варсопко

1 CD

Art Brut
«It’s a Bit Complicated»

2007

К сожалению, я совсем не умею писать о музыке. И, честно говоря, не знаю, а можно ли о ней написать так, чтобы было понятно, о чем речь. Если литература и кино все-таки как-то пересказываются словами, хоть и с большими искажениями, то музыка, в которой вербальное содержание на последнем месте, и вообще не поддается какому-то адекватному описанию. Как недавно прочитал в одной статье, в общении люди – подсознательно – обращают больше внимания на интонацию, на тембр, эмоции, чем на слова.
Помимо сложности описания языка музыки, существует еще и такая неподъемная тема, как субъективные предпочтения – начиная от жанров, заканчивая вокально-энергетическими данными.
Я не люблю классику, джаз, шансон, эстраду – что-то сознательно, что-то просто не слушаю. Мои интересы лежат в области т.н. «независимой музыки», хотя что это такое, я затрудняюсь описать. Рок? Панк? Инди? Электронная? Наверно, если как-то определить границы, то – англо-американский рок с установкой на поиск «нового звучания», которое может проявляться и как «глоток свежего воздуха», и как нетрадиционные ходы в использовании инструментов, композиционные находки, и т.п.
Тем более как пытаться определить то, что еще не знаешь. Скажешь, вот я люблю, чтобы вот так, а что-то появляется новое – и ты вдруг понимаешь, что ничего роднее этого еще не слышал.
Art Brut относится к категории «глотка свежего воздуха». Это молодая британская группа, играющая энергичную музыку, что-то вроде панка или пост-панка (но это, опять же, такие растяжимые понятия – кто у нас только в этих жанрах не играет). В общем, короткие песни, запоминающиеся мелодии, простые аккорды. Я был просто потрясен их первым альбомом (2006), от которого сходил с ума пару месяцев, не вынимая из плеера, прослушивая каждый день по несколько раз. И до сих пор начинает трясти, стоит услышать знакомые аккорды и вокал.
Второй альбом поначалу сильно разочаровал – показалось, что ребятам уже нечего сказать, что все это эхо первого, но, расслушав, понял, что все не так плохо. Конечно, нет такой цельности, как на первом, хватает проходных вещей, но есть несколько хитов, которые держат альбом.
Пока ребята еще не окончательно выдохлись, надо успеть послушать.
Неожиданно, случайно недавно увидел на столбе плакат, из которого узнал, что в июле группа была в Питере. Может, кто был на их концерте?

Славка Мотовилов

1 кино

сборник
"Оскар-2003: анимация и короткометражные художественные фильмы"

Несмотря на то, что сборник уже не совсем, мягко говоря, свежий, о нем стоит рассказать, так как «короткий метр» наши прокатчики не любят, а потому нигде – ни в кинозалах, ни на телеэкране – произведений такого формата не увидишь, хоть 2003-й, хоть 1993-й (это чтобы в рифму;-). Я лично ничего из представленного в сборнике не видел раньше. А стоило. И «ради информации», и для удовольствия тоже.
Анимация. Победитель – «ChubbChubbs!» (США): о, как в таких случаях пишется, незадачливом инопланетном уборщике в клубе на своей планете, мечтающем о том, чтобы петь на эстраде, и о том, как ему помогают попасть на сцену местные монстры. Анимация так себе, история смешная, хотя уже и жеванная-пережеванная, детям понравится.
В номинантах были: американская безделушка про героев «Корпорации монстров» (как довесок к полнометражному, наверно); немецкая кукольная, веселая, с философским оттенком притча «Камни» – о разном понимании того, что такое время (я бы «Оскара» ей отдал – только меня забыли, конечно, спросить;-); японская рисованная философская же притча же «Голова-гора» – не столько оригинальная по сюжету, сколько интересная по рисунку; польский «Собор» – для тех, кто любит готическую эстетику и туманные смыслы. Все фильмы не больше 5 минут.
Короткометражные художественные фильмы. Победитель – датский «This Charming Man» («Красавчик»): модная тема – о столкновении культур, о нелепых и приятных случайностях; хорошая игра актеров; хорошая режиссура; мягкий (но, между тем, иногда на грани политкорректности) юмор, не слащавая лирическая линия. И достоинство формата – вся история за 30 минут.
Номинанты: нравоучительная, немного попахивающая самодеятельностью австралийская «Собачка»; очень трогательная и замечательно разыгранная камерная история «Я подожду следующего» (Франция) об одинокой женщине, которая посчитала, что встретила своего мужчину; и сомнительная по жанру (более подходящая для какого-нибудь скетч-шоу по ТВ), не слишком оригинальная по сюжету, но все равно смешная «Пробка» (Бельгия) – о неожиданном телефонном звонке мужа домой.
Всего 100 минут – а сколько сразу впечатлений!

Антон Синеедов


В избранное