* К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей. Честно, эмоционально, лаконично.] выпуск 290707
2 книги Жозе Сарамаго "Перебои в смерти" "Поднявшийся с земли" 1 кино "Попутчик"
2 книги
Жозе Сарамаго «Перебои в смерти» М.: Эксмо, 2006
«В стране, оставшейся неназванной, происходит нечто невиданное с начала времен, Смерть решает прервать свои неустанные труды – и люди просто перестают умирать. Отныне их судьба – жить вечно. Эйфория сменяется отчаянием, все принимаются изыскивать способы покончить с таким невыносимым положением. И вот, когда страна оказывается на пороге войны и хаоса, в игру вступает сама Смерть – и меняет правила…» (из аннотации) Литературный прием, который использует писатель, довольно прост. Как и все гениальное. Нужно взять какой-то аспект жизни, какую-то массовую мечту и попробовать ее осуществить. То есть вроде того, что фантастика, но на самом деле способ выявления скрытых противоречий наших желаний, которые, противоречия, как мины, начинают взрываться, когда до них доходишь. В новом (2005) романе людям отдельно взятой страны повезло – смерти больше нет. Но отмена смерти не означает, что человеческий организм, в физическом смысле,
получает доступ к неким бесконечным ресурсам. Люди так же стареют-болеют, так же впадают в старческий маразм, так же превращаются в растения, и их все больше и больше, и они уже серьезно мешают жить тем, кто по-настоящему жив, дееспособен. Как ведут себя в этой ситуации простые люди, как поступает правительство, что предпринимает Церковь, как реагирует Бизнес… Особое уважение и преклонение испытываешь перед автором, когда осознаешь, что ему самому уже за девяносто… Возможно, кого-то заинтересует информация,
что Сарамаго – лауреат 1998 года Нобелевской премии по литературе. Но лично у меня отношение к этой литературной награде скептическое – очень редко, когда я понимаю критерии членов жюри. «Перебои в смерти» – это еще и, конечно, поразительный литературный стиль, что-то вроде потока сознания, не столь оригинальный, сколь потрясающе выполненный. (Со мной не согласятся те, которые не любят предложения на пол-страницы и когда предложения лишены знаков препинания, но да бог с ними, с такими читателями.) Очень
динамичное повествование, отсутствие натяжек, без которых вроде при всей условности сюжета и нельзя – можно, при том как раз в тот момент, когда хочется уличить писателя в противоречиях. Почему-то я прошла мимо творчества Жозе Сарамаго. Посмотрела в Интернете – на русском, оказывается, много книг его издано. Очень рада этому знакомству.
Жозе Сарамаго «Поднявшийся с земли» М.: Махаон, 2002
«Человека можно унизить, заставить считать себя отверженным, изгоем, парией, но растоптать его окончательно можно лишь физически, и «Поднявшийся» – блестящее тому подтверждение». «…один из самых ярких романов ХХ века, он крепко западает в душу, поскольку редкое литературное произведение обладает столь убийственной силой». (из рецензий в Chicago Tribune и New York Times, приведенных на обложке) Этот роман Сарамаго написал в 1980 году. Я книгу купила в магазине
уже после того, как ознакомилась с «Перебоями…», надеясь расширить представление о творчестве писателя. Это, конечно, не просто хорошая (приятно провести время) книжка, а именно Большая Литература. Большой Стиль. Если хотите прикоснуться, то мимо Сарамаго пройти нельзя. Но, предупреждаю, развлекаться писатель не даст. А вот свой виртуозный писательский язык продемонстрирует. В романе идет речь о нескольких поколениях португальских крестьян, живших в ХХ веке, которым удалось – несмотря на ужасы и страхи
выживания, единственной доступной им философии – сохранить себя, не потеряв уважения, и добиться права с собою считаться. Как и любой эпос, «Поднявшийся» символичен, метафоричен и полон аллюзий, а потому, к какой ситуации не прикладывай, всюду будет работать. Я, например, невольно сопоставляла с современной Россией – подходит. Есть претензии идеологического характера: идеализация крестьянского сословия, романтизация тяжелого физического труда, явная симпатия к комму… скажем мягче, идеям социальной
справедливости и, противоречивые по сути романа, каждый раз все-таки внешние механизмы Истории, меняющие судьбы героев. Но эти претензии – уже плоды раздумий, важные в наше время уже сами по себе. А что я пафоса нагнала, так, знаете, в наше время так хочется противопоставить что-то идиотизму будней.
Наталья Гон
1 кино
«Попутчик» США, 2007
«Попутчик» стал очередным триллером в наплыве голливудских римейков последнего времени. Вполне логично, что создатели стремились добавить экшена и зрелищности по сравнению с образцом 1986 года. Получилось, однако, лишь обильно сдобрить действие мясом и кровью, которые в возрастающих количествах сопровождают развитие событий от начала до не самого счастливого конца. Радуют качественная картинка и умелая операторская работа – подобного явно
не было в 80х, поэтому нынешний вариант определенно выигрывает. Отдельного уважения заслуживает образ «плохого парня», хитчера, который несомненно достоин того чтобы пополнить категорию «невыразимо крутых», сразу после Брюса Уиллиса и Чака Норриса. Создателям явно удалось воплотить американскую крутизну и вселенское зло в этом персонаже, который невзначай сбивает из пистолета вертолет, предварительно раскидав на корвете несколько патрульных машин, и с каменным лицом ломает пальцы рук, чтобы освободиться от наручников.
Хотя бы ради этого стоит посмотреть проходной по основным статьям триллер, в котором все просто и знакомо.
Олег Тюрин
Здесьможно ознакомиться с журналом, для которого мы пишем.