Праздник Успения (кончины) Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью по новому стилю — 28 августа.
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.
Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные
пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело.
Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста (период с 14 по 27 августа), который в народе назывался спожинками (или госпожинками), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая —
спожинать означало дожинать. Слово спожинки превратилось в госпожинки по созвучию со словом госпоженка, как иногда в народе называли Богоматерь.
C 1515 по 1851 год Черногорией управляли владыки — духовные лидеры. Когда Данило I отказался от духовного сана, он стал первым светским лидером государства. Власть после его убийства в 1860 году унаследовал Никола I Петрович-Негош.
Никола I Петрович-Негош (Nikola I Mirkov Petrović-Njegoš, 7 октября 1841 — 2 марта 1921) — князь (1860–1910), а затем король (1910–1918) Черногории. Также известен как
поэт популярной в Черногории песни, называемой Сербской марсельезой.
28 августа 1910 года, в юбилейный год 50-летия своего царствования, следуя общеевропейской традиции, а также укрепляя свою державную власть, Никола I провозгласил княжество Черногория королевством, а сам стал его первым королем. Через 4 года, накануне Первой мировой войны, он присвоил себе чрезвычайные полномочия самодержавного монарха.
Тогда же Николай II пожаловал королю чин генерал-фельдмаршала Русской Армии.
В 1917 году, согласно Корфской Декларации (соглашение, подписанное на острове Корфу 20 июля 1917 года и предусматривавшее по окончании Первой мировой войны объединение Сербии и югославянских земель Австро-Венгрии в единое государство — «Королевство сербов, хорватов и словенцев»), было объявлено о слиянии Черногории
с Сербией.
В таком виде государство просуществовало до 26 ноября 1918 года, после чего влилось в состав нового Королевства сербов, хорватов и словенцев. Никола I эмигрировал во Францию, откуда продолжал претендовать на трон.
28 августа не имеет в Черногории статуса государственного праздника, однако, отмечается достаточно широко.
В немецком городе Веймаре состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин»
В основу сюжета оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» положена народная легенда о прекрасном рыцаре, приплывающем к людям неведомо откуда, в ладье, запряженной лебедем, чтобы избавить от смертельной опасности всеми покинутую и преследуемую девушку. Герой спасает ее от врагов и берет в жены. Много лет живут они счастливо,
но неожиданно возвращается лебедь, и незнакомец исчезает так же таинственно, как и появился.
Нередко в этих легендах появлялся и образ Святого Грааля — чаши, в которую некогда была собрана кровь Господа Иисуса Христа. Неведомый пришелец становился сыном рыцаря Парсифаля — хранителя Грааля. Иногда события легенды относились к поре царствования германского короля Генриха I Птицелова (919–936).
Со сказанием о Лоэнгрине Вагнер познакомился в 1841 году, но лишь в 1845 году он набросал эскиз поэтического текста либретто, а еще год спустя начал писать музыку.
В 1847-м автор закончил клавир оперы, а в марте 1848 года — партитуру. Запланированная премьера в Дрездене не состоялась из-за начала революции в Германии, в которой автор «Лоэнгрина» принял активнейшее участие. После поражения революции опасавшемуся ареста композитору пришлось эмигрировать.
По словам самого Вагнера, христианские мотивы легенды о Лоэнгрине ему были чужды. Трагическое одиночество рыцаря напоминало композитору его собственную судьбу — художника, несущего людям высокие идеалы правды и красоты, но встречающего непонимание, зависть и злобу.
Первая постановка «Лоэнгрина» была осуществлена благодаря усилиям Ференца Листа и под его управлением 28 августа 1850 года в Веймаре. Но сам Вагнер увидел свою оперу на сцене лишь через одиннадцать лет после премьеры.