Несмотря на то, что история этого праздника не связана с какими-либо событиями и открытиями, и сам праздник не является ни государственным, ни национальным, археологи отмечают свой профессиональный праздник 15 августа.
Археология — (от греческого archaios — древний и logos — учение) — наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Это совершенно обособленная наука. Все исторические события устанавливаются либо по письменным источникам, либо по данным археологии. Письменных сообщений сохраняется крайне немного, а бытового материала — порой больше, чем
это можно себе представить.
В России археология стала развиваться с середины 19 века, когда археологией увлекся граф Алексей Сергеевич Уваров. Поначалу он не имел ни малейшего представления о технологии проведения раскопок. Но именно его исследования легли в основу дальнейшего развития науки о древностях.
В последние годы в России возрождается интерес к истории Отечества, выходит множество пособий и монографий на эту тему. Но можно с уверенностью сказать, что почти ни одно из них не было бы научно обосновано без данных археологии. Каждое лето во всех уголках России открываются новые полевые сезоны.
В 2008 году президент и вице-президент Всемирного археологического конгресса (World Archaeological Congress) обратились к ЮНЕСКО с инициативой учреждения 17 июля Всемирного дня археологии (World Archaeology Day), который поможет привлечь внимание общества к значимости этой профессии, являющейся мощным инструментом познания прошлого и одним из способов
сохранения бесценного культурного наследия.
Празднование Успения Пресвятой Богородицы (Assumption of Mary) посвящено воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса.
На Востоке и на Западе этот праздник имеет различные названия. Греки называли его «Koimesis» — «Погружение в сон» (от церковно-славянского — успение). На Западе закрепилось латинское название «Assumption» — «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой
Девы Марии в небесную славу».
Ранние христианские памятники содержат различные и, зачастую, противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа.
Также неточны сведения о кончине и погребении Богородицы. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы в ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься.
Согласно желанию Богоматери Ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника.
Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины, но вместо тела Девы Марии в гробнице были розы.
Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и ее свобода от первородного греха, является догмой католического вероучения. И хотя в Ее успение люди верили на протяжении веков, официально этот догмат был оформлен лишь в 1950 году.
Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы и совершение молитв.
В некоторых странах Западной Европы, например, Австрии, Греции, Франции, этот день является
национальным праздником и выходным.
Успение Пресвятой Богородицы — один из самых главных праздников Армянской церкви. Этот день, посвященный уходу из жизни Богородицы, отмечается в Армении с 5 века. Это светлый праздник — говоря об уходе Богородицы из жизни употребляется слово «успение» (усыпание, сон), чем подтверждается необычность, таинственность и величие события.
После литургии в день Успения Богородицы в армянских церквях совершается обряд благословления винограда, который отнюдь не совмещен с праздником. Благословление винограда, созревающего в данную пору, всего лишь приурочено к Успению. В южных регионах Армении, где виноград созревает раньше, его благословление совмещалось с праздником преображения Господня.
По освященной традиции первый урожай всегда приносился в храм. Традиция имеет древние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям земные блага. Священнослужитель читает соответствующие фрагменты молитвы, троекратно благословляет виноградную лозу, после чего плоды раздаются прихожанам. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей.