Традиция отмечать 9 февраля Международный день стоматолога постепенно становится популярной во всем мире. Можно предположить, что имеются веские причины на то, чтобы отмечать профессиональный праздник зубных врачей в день святой Аполлонии (St. Apollonia), первая из которых — это удивительно привлекательный образ Аполлонии, дошедший до наших дней через
века.
Аполлония — дочь видного александрийского чиновника, уверовавшая во Христа. По мнению гонителей христианства, она подавала плохой пример согражданам, которые должны были придерживаться многобожия и верить в божественное происхождение императора.
Аполлонию подвергли жестоким пыткам, требуя отречения от христианства. Но девушка не дрогнула перед лицом смерти. Она попросила ее развязать, чтобы у нее была возможность стать на колени и выполнить требование толпы. Когда же ее развязали, отважная женщина сама бросилась в огонь. Это случилось 9 февраля 249 года.
Страдания и христианский подвиг Аполлонии так поразили ее современников и потомков, что родилась легенда о том, что стоит только произнести имя Аполлонии, помолиться ей — зубная боль утихнет. В 300 году Аполлония была канонизирована как святая мученица. Ее день 9 февраля.
Древние «стоматологи» использовали прототип первой бормашины еще 9 тысяч лет назад. Такое неожиданное открытие сделали ученые из США и Франции.
Исследовав найденные в пакистанской провинции Белуджистан останки людей, живших 7 — 5,5 тысяч лет до нашей эры, они обнаружили в некоторых зубах сделанные при жизни почти идеальные отверстия диаметром 1-3 миллиметра и глубиной до 3,5 миллиметров. Об искусстве древних «стоматологов» свидетельствует и тот факт, что в ряде случаев просверлены труднодоступные коренные зубы, причем, одно из отверстий находилось с внутренней
стороны челюсти.
В России Международный день стоматолога отмечают несколько лет, но с каждым годом он приобретает все большую популярность.
Вардананк (Святой Вардананц) для армян — День милосердия и национальной дани героям. День отмечается в память о поражении армянских войск во главе с Варданом Мамикояном в битве с персидской армией на Аварайрском поле.
В середине 5 века Персидская империя предприняла попытку принудить Армению — первое христианское государство в мире — к вероотступничеству. В 448 году персидский шах Иездигерд II отправил в Армению послание с требованием принять зороастризм. Созванный в Арташате собор высшего духовенства и светской знати Армении отверг это требование.
Армяне осознавали, какая опасность нависла над ними — принятие зороастризма было равносильно ассимиляции и полному уничтожению армянского народа. В стране началось восстание, давшее начало созданию массового народного движения «Вардананк», объединившего весь армянский народ: дворянство, духовенство и крестьянство. Движение получило название в честь вдохновителя и лидера — Вардана Мамиконяна.
В мае 451 года произошла знаменитая Аварайрская битва на берегах Тгмута, у села Аварайр. Против регулярной 230-тысячной персидской армии, включавшей элитный полк «Бессмертных» и боевых слонов, выступило армянское войско численностью 66 тысяч. Большую часть войска составляло народное ополчение, в том числе женщины, монахи, старики.
Во главе армянского войска стоял полководец Вардан Мамиконян. В этой битве обе стороны понесли большие потери, а сам князь Вардан Мамиконян пал смертью храбрых. Однако, встретив яростное сопротивление со стороны армян и понеся огромные потери, персы вынуждены были отказаться от посягательств на христианскую религию и национальную самобытность армянского народа.
Армяне сохранили свою христианскую веру, отстояв ее с оружием в руках, они знали, что стоят насмерть за правое дело. Бок о бок стояли соседи, односельчане, друзья и даже бывшие враги. В этот момент были стерты и забыты старые обиды, недоразумения, недовольства и всех объединяло одно — родная Армения.
Вардананк — это пример единения всего армянского народа в трудное для него время, а также память и уважение предкам, отстоявшим право Армении на существование в битве при Аварайре.
Праздник ежегодно отмечается в четверг, за 8 недель до праздника Святой Пасхи.
День святого Маруна (St. Maroun’s Day) — покровителя марунитов — отмечается ежегодно 9 февраля. Вся христианская община марунитов, насчитывающая по всему миру более десяти миллионов человек, шумно отмечает этот день.
История ливанских марунитов восходит к концу 4 века, когда вокруг святого Маруна собралась группа учеников.
Святой Иоанн Марун (St. John Maroun), живший на рубеже 4 и 5 веков нашей эры, — по преданию марунитов — патриарх Антиохии и Сирии, прозванный по сирийскому монастырю Марун на Оронте.
Он был епископом Ботриса или Вотруна, а после смерти патриарха Феофана был избран на патриарший престол Антиохии, но одними лишь марунитами. В 410 году, в возрасте семидесяти лет, после завершения благородной миссии святой Марун мирно почил, окруженный своими учениками и последователями.
В начале 8 века монахи вместе с группой своих последователей перебрались в отдаленную область горного Ливана, где несколько веков просуществовали в относительной изоляции. Именно в этот период они осознали себя особой Церковью и стали именовать своего епископа патриархом Антиохии и всего Востока.
В 12 веке маруниты вошли в контакт с латинской Церковью. В 1182 году маруниты формально подтвердили свое единство с Римом.
В 1736 году на горе Ливан состоялся собор Марунитской церкви, где был принят свод канонов, согласно которым Церковь впервые была разделена на диоцезы, а также были установлены правила церковной жизни, главные из которых сохранились по сей день.
Начиная с 1790 года, резиденция марунитского патриарха находится в Бкирки, в 25 милях от Бейрута. Ныне у Церкви 10 епархий, 770 приходов и 7 иных юрисдикций на Ближнем Востоке. Марунитская Церковь — самая многочисленная в Ливане, в нее входит 37 % христиан и 17 % населения Ливана.
Священники марунитов, как и большинство восточных католиков, не соблюдают целибат (обет безбрачия). Богослужения проводятся по особому марунитскому обряду, в основе которого лежит западно-сирийский (антиохийский обряд), с элементами восточно-сирийского и латинского обряда. Богослужения проходят на арабском языке, некоторые общины до сих пор сохранили арамейский язык богослужения.