Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Аргументы и Факты - Культура

  Все выпуски  

Вспоминая детство. В прокат выходит <<Красавица и Чудовище>> в 3D



Вспоминая детство. В прокат выходит «Красавица и Чудовище» в 3D
2012-12-06 17:23

В прокат выходит фильм, который, казалось бы, совсем не предполагал шумиху. Кинотеатры будут показывать его с 6 декабря в дневное время (самое позднее — в семь часов вечера), и сама картина вроде бы — просто детский мультик. Однако уже к сегодняшнему дню дублированный трейлер мультфильма производства Дисней «Красавица и Чудовище» в 3D набрал на youtube.com два с половиной миллиона просмотров.

Мужчины и женщины, которым сейчас под 30 лет, повально смотрели эту сказку в 90-х, когда они были мальчиками и девочками. Тогда красочный, романтичный мультфильм (снят в 1991 году) привлекал еще и тем, что, во-первых, он был более динамичным, чем советская анимация, а во-вторых, он был о любви. Высоты анимации СССР могут сравниться разве что с тем же Диснеем, у нас родились Карлсон, Винни-Пух и дядя Федор. Но такой привлекательной истории о любви, как «Красавица и Чудовище», в СССР по понятным причинам снять не могли.

Мультфильм «Красавица и Чудовище». Кадр компании Дисней

Ностальгия по собственному детству и тотальное увлечение новыми технологиями — вот два столпа, на которых будет крепко держаться успех обновленной сказки. Одна часть зрителей успела обзавестись своими детьми, другая часть из детского возраста и не выходила — словом, огромные сборы мультфильму обеспечены. И недаром, ведь картина действительно удалась превосходно.

Тот же сюжет, тот же текст, те же персонажи. Нежная романтичная Белль, ее одержимый изобретениями отец, глупый жестокий Гастон, страшное Чудовище и смешные обитатели замка — Канделябр Люмьер, Часы Когсворт, Чайник Миссис Поттс и ее сынишка Чашка. Красавица снова попадает в замок к Чудовищу, снова между ними возникает любовь, снова Гастон остается ни с чем, снова с Чудовища спадает проклятие, и он превращается в прекрасного принца. Все как 20 лет назад. Но, конечно, эффект 3D берет свое.

Использование объемного изображения в этом мультфильме, пожалуй, еще более оправдано, чем в любом взрослом кино. Здесь оно даже важнее, чем в «Аватаре». Ребенок погружается в происходящее полностью и сливается с действием. А уже если это действие идет прямо вокруг тебя, рядом с тобой! Кроме того, цветовой фон мультфильма стал еще красочнее и еще разнообразнее.

Раньше фантазия ребенка все это производила самостоятельно, надо было додумать, допридумать, довообразить. Теперь полное погружение — уже готовая услуга. Хорошо это или плохо — спорный вопрос. Но факт есть факт: благодаря 3D-эффекту маленький зритель забывает на время фильма обо всем на свете. А главное — сам ощущает себя персонажем сюжета. Ведь кажется, что именно вокруг тебя все обитатели заколдованного замка устраивают дивный танцевальный пир, феерию радости (сцена первого ужина Белль в гостях у Чудовища), именно вокруг тебя собираются злые волки в лесу, именно ты становишься центром настоящей сказки.



Джеки Чан в Москве: «Я не просто человек, который машет руками!»
2012-12-06 16:11

Новое кино с Джеки Чаном в главной роли выйдет в российский прокат только в феврале, но сам актер появился в Москве уже сейчас. Зачем? Формально — чтобы хорошо прорекламировать фильм. А на самом деле легендарный актер, у которого в России тысячи и тысячи фанатов, занимается продвижением той идеи, что он — не только прекрасный исполнитель боевых трюков, но и драматический артист.

На фотосъемку на крыше отеля The Ritz Carlton перед пятью десятками столичных фотокамер Джеки Чан появился в прекрасном зажигательном настроении. Даром что артисту уже хорошо за 60, выглядит он так, будто всю жизнь купался в ослином молоке, — свеж и бодр, как юноша. На фотосессию Джеки Чан явился со своими любимыми игрушечными пандами. Как рассказали корреспонденту AиФ.ru в окружении звезды, он возит их с собой повсюду и без них вообще предпочитает не сниматься. Что ж, у всех свои странности.

Джеки Чан на пресс-конференции. Фото www.russianlook.com

На пресс-конференции артист представил фильм, за который ему не стыдно и который станет последним большим экшн-фильмом, последним боевиком Джеки Чана, — «Доспехи бога 3: Миссия Зодиак». В центре сюжета легендарный вор Джей Си по кличке Ястреб; теперь его интересуют 12 бронзовых голов животных, символизирующих знаки зодиака. На афишах будет стоять возрастное ограничение «6+». Значит ли это, что фильм действительно можно будет смотреть детям? Сам Джеки Чан уверяет, что да.

— Все эти годы, как мне казалось, я делал хорошие фильмы. Но потом я задумался: почему я только дрался? Почему в моих фильмах было только это? И я сделал фильм «Кунг-фу 2». У нас есть ответственность перед обществом. Последние десять лет я стараюсь добавить именно актерской игры. Звезды боевиков уходят, их забывают, но великие актеры остаются. Я хочу показать вам, что я не только человек, который машет кулаками. Я — актер. Перед тем как сняться в том или ином кино, я думаю: а смогу ли я показать его своим детям? И всему миру?

Темы детей мистер Чан касается и когда объясняет, почему отказывается от ролей отрицательных персонажей.

— Я знаю, что фильмы с моим участием смотрит огромное количество детей по всему миру. Я не могу подвести их. Я должен быть всегда хорошим парнем.

Джеки Чан. Фото Веры Копыловой

О своем коллеге, который заслужил не менее яркую всемирную славу, о Брюсе Ли, Джеки Чан вспоминает с благодарностью. Ему пришлось поработать с Ли еще на заре его кинокарьеры.

— Я был молодым каскадером на его фильме. Теперь все каскадеры говорят: хочу работать с Джеки Чаном. А тогда я мечтал поработать с Брюсом Ли. Я очень благодарен ему, он отнесся ко мне с большим вниманием и заботой.

Один из фанатов напомнил: за границей Джеки Чана знают не только как актера, но и как певца! Актер посмеялся, но не застеснялся и тут же исполнил пару фраз из романтической песни про любовь.

— Да, мне нравится петь! Когда уйду на пенсию, буду заниматься пением.

О чем бы вы попросили у Санта Клауса, ведь скоро Новый год, спросили у артиста журналисты. И получили ожидаемый ответ от человека, который много тратит на благотворительные цели:

— В следующем году я хочу больше денег. С большими деньгами я могу заниматься благотворительностью. Мои фанаты шлют мне деньги из всех стран мира. Если один человек вложится одним долларом, то я вложу два.



Душа фортепиано. Умер Дэйв Брубек
2012-12-06 15:49

На излете лет Дэйв Брубек был последним среди великих музыкантов середины века — Майлза Дэвиса, Стена Гетца, Чета Бейкера, Билла Эванса — поднявших джаз как искусство на новые высоты, показав жанр с абсолютно новой точки зрения.

Джаз как музыкальное явление возник в конце XIX-начале XX веков на стыке регтайма и блюзовых элементов. Сложные африканские ритмы вкупе с европейской музыкальной культурой создали совершенно новый по тем временам язык — относительно небольшой набор инструментов давал возможность в простых условиях создавать не менее яркие образы, чем оркестровые опусы — все еще одну из любимых забав западного истеблишмента начала века. Какое-то время джаз оставался в андеграунде, не будучи признанным элитой, на которую давили сложные межрасовые отношения того времени.

Джаз-бенд при колледже, 1927 год. Фото www.globallookpress.com

Однако к двадцатым годам новая музыка завоевывала все больше и больше поклонников, двигаясь с юга США на север. Музыканты начали собираться в биг-бенды, расширяя сценические возможности творческой единицы. Жанр держался на импровизациях. А в конце 1920 года, 6 декабря, в городе Конкорд, штат Калифорния появился на свет Дэйв Брубек.

Брубек родился в музыкальной семье — его мать Элизабет училась игре на фортепьяно еще до переезда из Англии, а в Новом Свете выступала с концертами и подрабатывала преподаванием. Говард Брубек разводил скот на ранчо, и именно к занятию отца тянуло Дэвида. Отлынивая от маминых уроков музыки, мальчик притворялся, что не видит ноты, и играл мелодии по памяти, стараясь побыстрее вернуться к животным. В итоге Брубек поступил учиться на ветеринара в Тихоокеанский университет, тогда еще — колледж. В честь этого учебного заведения в 1953 году Дэйв в составе Dave Brubeck Quartet запишет альбом «Jazz at the College of the Pacific».

«Брубек, ты мыслями не здесь. Мысленно ты вон там — через лужайку, в консерватории. Пожалуйста, иди туда и не трать ни мое, ни свое время», — сказал однажды студенту один из преподавателей. Дэйв последовал совету учителя и пошел в музучилище. Однако и там Брубеком были недовольны — часть учебного совета утверждала, что они не могут учить человека, не умеющего читать ноты, тогда как другие защищали студента, утверждая, что тот обладает ярким талантом. Диплом Брубеку выдали лишь под честное слово никогда не преподавать игру на фортепиано.

Репетиция военного оркестра под руководством Дэйва Брубека (за пианино). Фото www.globallookpress.com

По окончании учебы Брубек пошел служить в армию, где через некоторое время был освобожден от обязанностей — яркой игрой на пианино в часы досуга Дэйв склонил начальство к тому, чтобы именно ему поручили организацию военного ансамбля. Именно в собранном оркестре Брубек познакомился с саксофонистом Полом Дезмондом.

Демобилизовавшись Брубек продолжил изучать музыку, а параллельно вместе с Дезмондом выступал с концертами по клубам, после чего Пол предложил Брубеку работу в своей группе. Надо сказать, сработались они не сразу: между ними поначалу произошла размолвка, поскольку Брубек урезал Дезмонду гонорар. Дезмонд переехал в Нью-Йорк, а Брубек остался в Калифорнии играть джаз. Пол Дезмонд женился и завел троих детей, но однажды услышал по радио выступление трио, собранного Брубеком. Музыка вдохновила Пола вернуться в Калифорнию, чтобы встретиться с Дэйвом. Но тот, однако, не хотел пускать того на порог дома... Впрочем, в итоге все вернулось на круги своя, и Брубек взял Дезмонда в свою группу — Dave Brubeck Quartet.

К тому моменту в доминирующем в джазе стал стиль бибоп. Свинг к этому моменту прочно обосновался в статусе коммерчески успешного направления, а представители бибопа делали акцент на эмоциональности выступлений, эпатажные образы вкупе с усложнением материала. Музыканты Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер играли музыку на такой скорости, что непрофессионалам сложно было повторить тоже самое, а уж импровизировать вместе с ними на одной сцене — и подавно. Отличительной чертой бибопа также был отказ от привычных музыкальных структур — музыканты импровизировали, перебирая аккорды, а не подставляя мелодии одну к другой.

Дэйв Брубек, 1951 год. Фото www.globallookpress.com

Однако Чет Бейкер, Билл Эванс и Брубек с Дезмондом смотрели на джаз иначе. Им ближе были спокойные и академически чистые импровизации Лестера Янга и «прохладный джаз», «кул-джаз», у истоков которого стоял Майлз Дэвис. Музыка Брубека и Дезмонда была построена на академических принципах, сочетаемых в свободной форме джаза. Звучание группы было легким в противовес агрессивному саунду бибопа, импровизации сочетали в себе спокойные и убаюкивающие образы с тревожными мелодиями, а сам материал усиливался за счет сложности композиций. «Прохладный джаз» стал своего рода композиторской музыкой, высказанной иным языком.

Поначалу квартет Брубека выступал в студенческих клубах, но популярность коллектива росла день ото дня. Музыканты получали возможность выступать на больших площадках, начали записывать концертные альбомы. Скачок популярности произошел в конце пятидесятых годов. «Прохладный джаз» переопределил весь жанр, который ранее был заключен в маргинальные формы эпатажных музыкантов с клубных площадок. Но сочетание эмоциальности бибопа с академическим подходом сделали джаз одной из самых востребованных и сложных форм музыки.

В 1961 году альбом квартета Брубека «Time Out», синглом с которого стала знаменитая композиция «Take Five», занял второе место в поп-чарте журнала Billboard. Тремя годами позже журнал Time помещает Дэйва Брубека на обложку, назвав музыканта самым интересным новым джазменом. Впрочем, квартет прекратил свое существование в 1967 году, записав перед этим финальный студийный альбом «Anything Goes» и концертный «The Last Time We Saw Paris».

Распустив группу, Брубек в написании музыки стал больше времени уделять сочинению оркестровых и хоровых произведений. В 1968 году состоялась премьера «Света в пустыне», написанного для симфонического оркестра Цинциннати. Брубек подыгрывал оркестру, импровизируя в некоторых местах. Затем Брубек написал ораторию об Иисусе и кантанту, в которой цитаты из выступлений Мартина Лютера Кинга накладывались на библейские сцены.

В 1980 году Брубек принял католицизм, вдохновившись мессой Эда Мюррея, редактора национального регилиозного еженедельника, а в 1996 году был награжден премией Грэмми за достижения в области музыки. Спустя четыре года Брубек нарушит обещание, данное еще до службы в армии, и вместе с женой откроет в Тихоокеанском университете Институт Брубека — спецпрограмму при консерватории. В 2006 году Университет Нотр-Дам вручил Брубеку самую престижную католическую награду США «Laetare Medal», а одна из главных улиц территории Тихоокеанского университета была переименована в честь музыканта — Dave Brubeck Way.

Брубек скончался от сердечной недостаточности по пути в госпиталь города Норуолк, штат Коннектикут, куда его в срочном порядке вез сын Дариус. Великий джазмен не дожил до 92-летия всего один день.



Почему пассажиры стали больше читать
2012-12-06 08:00

С 15 октября на московских вокзалах каждый желающий может поучаствовать в одном современном и популярном движении. Буккроссинг — добрая, популярная в Европе традиция «освобождения» книги. Человек, прочитав книгу, оставляет её в определенном месте. Другой человек может или просто забрать эту книгу, или забрать, оставив вместо неё свою. Российские железные дороги принесли эту традицию в столицу в рамках программы «Куплено на вокзале».

Для того чтобы стимулировать начало свободного обмена книгами, на вокзалах установили удобные киоски, в которых выложены классические и современные произведения русской и зарубежной литературы. Поскольку вокзалами пользуются буквально все, первые книги подобрали так, чтобы удовлетворить самые разные вкусы. Поэтому здесь можно найти детективы, фантастику, любовные романы, детскую литературу и др. Поскольку многие сегодня читают не бумажные, а электронные книги, организаторы акции предусмотрели и это. В киосках есть стенд с QR-кодами: каждый желающий может скачать электронную книгу на свой смартфон или планшет.

Впервые идея интерактивных магазинов, в которых вместо реальных товаров представлены их двухмерные штрихкоды, была реализована в Южной Корее, затем в Великобритании, а теперь, благодаря Российским железным дорогам, и в России.

Фото: kuplenonavokzale.ru

Поскольку в этом году Российским железным дорогам исполняется 175 лет, для скачивания доступны вечно актуальные произведения классиков русской литературы XIX века. Первые книги в киосках появились благодаря железнодорожникам, и теперь библиотека постоянно обновляется, ведь люди приносят и оставляют уже свои книги.
«В основном приносят книги карманного формата — детективы, любовные романы, — делятся организаторы акции. — Студенты филологических факультетов, например, охотно обменивают классику, в результате чего в какой-то момент на книжных полках оказался чуть ли не весь курс русской литературы».

Чтобы взять книгу из киоска нужно всего лишь, чтобы вам нравился этот проект. Поэтому необходимо подойти к специальному аппарату и в знак одобрения показать поднятый большой палец в видеокамеру. После этого можно уже идти к полкам и выбирать. Для той книги, которую вы оставляете, предусмотрено специальное место, а если все-таки что-то вам будет непонятно, приветливые промоутеры охотно вам помогут.

Фото: kuplenonavokzale.ru

Каждые две недели пункт буккроссинга меняет свое расположение. Посетители Курского и Павелецкого вокзала уже приняли участие в акции. Проект особенно понравился тем, кто по дороге на работу дочитал старую книгу и не нашёл времени дойти до книжного магазина за новой. В скором времени акция пройдет на Казанском, а затем на Ярославском вокзале.

«Буккроссинг» является еще одной акцией, проводимой ОАО «РЖД» в рамках кампании «Куплено на вокзале». «Куплено на вокзале» — это долгосрочная программа, направленная на улучшение качества товаров и услуг, предоставляемых на вокзалах. Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года предполагает не просто техническую модернизацию вокзального хозяйства: повышенные требования будут предъявляться и к арендаторам. У кампании «Куплено на вокзале» есть свой отличительный знак — зеленая бирка.

Право на его использование получат только те арендаторы, чей сервис будет соответствовать высоким требованиям ОАО «РЖД». Знак символизирует заботу и повышенное внимание компании к пассажирам и посетителям вокзалов
«Необычная «покупка», когда надо всего лишь показать большой палец в камеру, нравится всем. Это не может не поднимать людям настроение! — добавляют организаторы. — В момент «покупки» аппарат делает снимок довольного участника акции, а самые удачные фотографии можно найти на сайте кампании «Куплено на вокзале»».

Фото: kuplenonavokzale.ru

В 2011 году силами ОАО «РЖД» было проведено специальное исследование, в рамках которого удалось выяснить, что посетителями вокзалов востребована именно печатная продукция разного рода. Одной из идей, возникших благодаря исследованию, стало проведение акции «Личный экспресс». Первые мероприятия, в рамках которых каждый посетитель вокзала мог стать редактором собственной газеты, прошли на московских вокзалах. Для этого редактор должен был подойти к специальному аппарату, выбрать рубрики, которые он хотел бы видеть в своей газете сфотографироваться, указать своё имя и фамилию. В течение нескольких секунд аппарат печатал в единственном экземпляре газету, после чего её можно было взять с собой в дорогу. Интернет-пользователи могли создать такую же собственную газету в режиме онлайн. В 2012 году география акции расширилась: создать собственные газеты смогли теперь посетители вокзалов в Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге.

В Российских железных дорогах надеются, что движение обмена книгами не остановится с окончанием акции, а пассажиры благодаря новому начинанию будут читать больше хороших книг. Подробнее о расположении киосков буккроссинга и других акциях в рамках кампании «Куплено на вокзале» можно узнать на сайте www.kuplenonavokzale.ru.

На правах рекламы



Ренессанс Театра Ермоловой: Новый худрук оживил старый театр
2012-12-05 17:34

Такого оживления стены старого театра на Тверской не видели давно. Столько людей, молодежь, звезды, пожилые театралы, цветы, смех... Так открывалась новая эра в истории театра имени Ермоловой. Сам театр существует чуть менее 90 лет; с 1970 года по минувшую весну художественным руководителем был Владимир Андреевич Андреев. Великий актер и режиссер, Андреев вел театр достойно, однако нельзя не признать, что уже много лет как в театре не было громких событий и молодой публики.

Революционные перемены последнего времени в столичных театрах начались, пожалуй, именно с театра Ермоловой. Причем начались они «снизу». 82-летний худрук Владимир Андреев сам и по своей инициативе передал место актеру, который работал в этом театре два десятка лет назад, но, даже уволившись, остался верен своему мастеру, — Олегу Меньшикову.

Театр Ермоловой стал одной из тех площадок, которые давно требовали перемен и в которых за недавнее время сменилось руководство. Однако, в отличие от незатихающего скандала с Кириллом Серебренниковым в Театре Гоголя и с Московским театром кукол, власти Москвы формально не имели отношения к этим изменениям.

Сам факт такой перестановки уже привлек к себе внимание театральной и нетеатральной публики. Любимый всеми актер Олег Меньшиков, спектакли с участием которого имеют огромную популярность, дал несколько интервью, провел экскурсию по зданию, показал старые стены с сохранившимися надписями из прежних времен... Ремонт едва-едва успели завершить, и вот — премьера в честь открытия сезона и открытия новой эпохи театра.

Валентин Гафт и Владимир Андреев — вот те, кто добавили масла в огонь и сделали открытие обновленного театра еще блистательнее. Спектакль с их участием под названием «Самая большая маленькая драма» в постановке молодого режиссера и драматурга Родиона Овчинникова — первый в списке премьер. Впереди «Оркестр мечты. Медь» в постановке самого Меньшикова (яркое шоу под духовой оркестр), «Фотофиниш» по пьесе Питера Устинова в постановке худрука театра На Малой Бронной Сергея Голомазова, «Язычники» погибшей при взрыве в Домодедово Анны Яблонской в постановке Евгения Каменьковича и другие спектакли. А пока — «Самая большая маленькая драма».

На сцене чего только нет! Скопище театрального реквизита: какая-то лошадь, сундук, пара искусственных деревьев в цвету (намек на «Вишневый сад»?)... И два персонажа, взятых Овчинниковым из рассказа Чехова «Калхас». Оба они старики, но один из них — смертельно пьян! Конечно, это персонаж Гафта. Кто еще так сыграет всем знакомое пьяное бормотание, растягивание звуков и смена громкости — то в крик, то шепотом?

Владимир Андреев и Валентин Гафт в постановке «Самая большая маленькая драма». Фото Владимира Майковского, предоставлено пресс-службой театра им. Ермоловой

Мы за кулисами дореволюционного провинциального театра. Тут местная звезда, временами запивающий актер Василий Васильевич (Валентин Гафт) и суфлер Никита (Владимир Андреев). Им предстоит завтра играть летописца Пимена, но как тут сыграешь, когда непонятно — Василий Васильевич уходит в запой или как?

Спектакль звучит живо и актуально даже для тех, кто вообще не любит театр. Хотя он, конечно, о театре. Мастерство разноплановых актеров позволяет найти свое каждому зрителю, с какими бы мыслями и интересами он ни вошел в этот зал.

Тем, кто от философии театрального искусства дальше, будет цеплять, веселить и трогать сама история: старый актер, вконец упившись, решает оставить после себя хотя бы одного ученика, а именно — суфлера Никиту. Решают начать с басни.

— Вороне как-то бог послал...

— Нет, не так! Ворона, чиновница, дура!

— Воро-о-оне как-то бог послал кусочек сыра...

— Орден ей дали! Она пришла с вручения, в кресле развалилась...

Репетируя то басню, то «Гамлета», то «Сирано де Бержерак», а то прикладываясь к царским реквизиторским фужерам, актер и суфлер говорят «за жизнь». Сам текст пьесы необыкновенно афористичен.

— Русскому человеку жить и не пить нельзя! Давай неси чего-нибудь, а то мир уже начинает проясняться.

— Так ведь плохо же будет?..

— Этого ты знать не можешь!

Будут и другие афоризмы. «Закуска — враг веселья». «Умирать рано, жить поздно». Будет фраза, которой обрадуются противники Чехова. Гафт с неповторимой интонаций кричит: «Чехов? Гениальная скука! Ходят, ноют, стонут, ничего не знают...» Получат по заслугам те, кто не очень твердо знает, чьим именем назван театр, кто это вообще такая — Ермолова.

— Я вас вызываю на дуэль! — кричит суфлер Никита своему мэтру. — Как это — никто не знает Ермолову?! Ермолова, великая актриса! Да я за нее убью! Выбирайте оружие, любое, вот вам шпага, вот топор... (вопит Никита, перезаряжая ружье).

И они помирятся и выпьют за театр, за эту «иллюзорную эфемерность», которая, завершившись, исчезает отовсюду и остается только в душе.

«Искусство — это кто как думает», — говорит в финале Валентин Гафт. Зал аплодирует стоя.



Последний певец деревни: умер писатель Василий Белов
2012-12-05 13:20

Самые молодые из тех, кто сегодня помнит и знает «деревенщика» Василия Белова, — это поколение, которое успело поучиться в советских вузах. Филологи проходят произведения Белова и сегодня — но изменилось время, изменились акценты. А для тех, кто постарше, Белов был и остается писателем-классиком, писателем для людей.

Одним из последних появлений Василия Ивановича на публике стало присуждение ему премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика» в 2006 году. Тогда Белов приехал на торжественную церемонию из родной Вологодской области. В Атриуме Большого театра, среди нарядных людей, цветов и музыкантов пожилому писателю с белой бородкой поднесли микрофон, попросили сказать несколько слов. В атмосфере этого легкого, беззаботного праздника его голос — а говорить ему было трудно — зазвучал как будто не к месту, абсурдно и зловеще. «Время... терпит..., — произнес с большими паузами писатель. — Не терпит время! Не терпит время!» В наступившей тишине даже оговорка прозвучала многозначительно — и словно из другого времени.

А в 2008 году в концертном зале Храма Христа Спасителя прошел юбилейный вечер писателя. «Много хороших писателей, но родных мало. Василий Иванович Белов был таким писателем и остается по сей день», — сказал о нем литератор Виктор Лихоносов. И это правда — родным для страны Белов стал еще с 60-х годов.

Василий Белов раздает автографы. Фото РИА Новости

Василий Белов действительно из другого времени. Он родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в которой прожил почти всю жизнь, лишь изредка меняя ее на райцентр — Вологду. Он был крестьянином. Сейчас этого слова — крестьянин — принято стыдиться, но крестьянский писатель Белов и сегодня, возможно, ближе современной деревне, чем новомодные «городские» писатели.

Закончил семилетку и выучился на слесаря. Войну пережил подростком — отца убили в 1943-м, и он сам, с братом, достроил для семьи деревенскую избу. В армии Белов служил уже в начале 50-х в Ленинграде. Тогда же в газете Ленинградского военного округа опубликовал свои первые стихи. Поступил в Литературный институт, окончил его и вернулся в Вологду. В 1961 году вышла книга стихов «Деревенька моя лесная».

Осторожный шорох листопада,

Журавлиный крик, дымок овина.

Где поешь ты, где ты ходишь, лада,

С огневыми ветками рябины?

Домовито тенькают синицы,

Паутиной светятся былинки,

И дрожат на девичьих ресницах

Дождевые капли-бисеринки.

Успехом пользовались последующие сборники рассказов — с той же душевной, почти есенинской интонацией: «Деревня Бердяйка» (Белову пришлось поменять букву «П» на «Б» в названии), «Знойное лето» и «Речные излуки». Но все изменилось в 1966 году. Столичные издательства повесть «Привычное дело» не взяли — испугались. А петрозаводский журнал «Север» не испугался. Критики и простые читатели были в восторге: первые хвалили язык и сюжет, вторые видели в персонаже Иване Африкановиче себя.

Василий Белов. Фото РИА Новости

«А я, Пармеша, маленько выпил, выпил, друг мой, ты уж меня не осуди. Да, не осуди, значит. А что, разве русскому человеку и выпить нельзя? Нет, ты скажи, можно выпить русскому человеку? Особенно ежели он сперва весь до кишков на ветру промерз, после проголодался до самых костей? Ну, мы, значит, и выпили по мерзавчику...»

Так легко начинается повесть о настоящем «трагике» советской деревни, где царил рабский труд, а у крестьян не было паспортов. В финале у персонажа умирает жена, не выдержав невозможного физического труда. «Встанет-то в третьем часу, да и придет уж вечером в одиннадцатом, каждой-то божий день эдак, ни выходного, ни отпуску много годов подряд». Дело привычное... Речь шла об обмане деревенского народа, который «вкалывает за так».

Белов был очень популярен, дружил с другими «деревенщиками» — Валентином Распутиным, Федором Абрамовым, но особенно с Василием Шукшиным. Их знакомство началось с того, что Белов спас Шукшина от милиции — у того не было прописки, и Шукшин прятался в общежитии Литинститута у Белова целую неделю. Спустя годы съемки фильма «Калина красная» проходили в Вологодской области, совсем недалеко от беловской Тимонихи.

Василий Белов и Валентин Распутин. Фото www.russianlook.com

О разорении русской деревни Белов говорил и писал всю жизнь. Чуму коллективизациии, настоящий крах и полное разрушение «крестьянской вселенной» описано в дилогии «Кануны» и «Год великого перелома». А в конце 80-х появилась возможность открыто говорить об этом. Будучи избранным народным депутатом, Василий Белов на II съезде народных депутатов сказал слова, которых ждали:

«Вспомним войну, когда русские крестьяне жили на одной картошке. Говорят, что это были рабы. Нет, хотя их обманывали на каждом шагу, это были великие патриоты. Может ли патриот быть рабом? Коротич с Егором Яковлевым скажут — да, а я скажу, что нет. Говорят, что русские разучились хорошо работать. Это тоже клевета. Просто им надоело работать на чужого дядю, надоело платить чужие долги. Вот сейчас все только и спрашивают, когда же крестьянин накормит страну. Реабилитируйте раскулаченных крестьян! Уже одно это подбодрит сельского труженика, заставит думать всерьез о нашем ЦК и о правительстве. Дайте справедливый государственный статус униженной и оскорбленной России! Одно это сразу подстегнет экономику. Верните исторические названия городам, площадям и улицам! Только из одного этого у многих изменится отношение к семье, к работе, к ресурсам, к машинам, природе и к той же рюмке...»

А в 1993-м он снова защищал родину — уже от новых разрушителей. Был обстрелян у Останкинской башни. Описал произошедшее в 93-м в горькой пьесе «Семейные праздники».

В последние годы Василия Ивановича разбил инсульт. Это произошло после того, как его же односельчанами была разграблена церковь в Тимонихе, которую писатель восстановил за свои деньги.



Боец невидимого фронта
2012-12-04 23:05

Казалось, только-только - в мае - отмечали его 95-летие. А он уже был тяжело болен.

Фёдор Савельевич Хитрук любил вспоминать, как на 80-летие его коллега по мультипликационному цеху Александр Татарский сделал ему подарок-сюрприз. Винни-Пуха, сшитого по спецзаказу на студии «Союзмультфильм», прикрепили к огромному букету из разноцветных воздушных шаров. Мишка взлетел во дворе дома мастера и поднялся к его окнам - совсем как в мультфильме. Там, где Винни-Пух кричит про неправильный мёд и неправильных пчёл. А ребята, игравшие в тот момент возле дома, удивились. Они и не знали, что их сосед - тот самый человек, что придумал и Винни-Пуха со «всеми-всеми-всеми» его друзьями, и льва Бонифация, и ещё более 200 персонажей классических мультфильмов. В этом - трагизм и несправедливость судьбы художника-аниматора: его героев знают все, его самого - лишь коллеги.

Мультфильм «Винни-Пух и все-все-все». Фото russianlook.com

Талант-самоучка

Когда-то давным-давно («кажется, в прошлую пятницу» - как говорили герои из его мультика), в юности Хитрук хотел стать живописцем. И почти стал им. Почти - потому что писал не пейзажи и портреты. Он сделал для нашего искусства вещь гораздо более важную - в течение трёх десятков лет создал, «нарисовал» десятки мультфильмов, составляющих сегодня золотой фонд отечест­венной анимации. Дядя Стёпа и Снежная королева, Каштанка и Муха-цокотуха, Буратино и Серая Шейка, сказки Пушкина и басни Крылова…

Его так легко и естественно назвать великим. Незаменимым. Это - по-честному. По заслугам. И дело не в званиях и орденах, не в Президентской премии и не в двух Госпремиях СССР, не во множестве призов на отечественных и международных кинофестивалях в Венеции, Каннах и др. Суть в том, что этот, по отзывам знавших его коллег, очень скромный, с редким чувством юмора, очень добрый и светлый  (а иным он и не мог быть) человек сделал для страны и её кинематографа, для мировой анимации да попросту для нас с вами действительно великое, вечное. Спросите кого угодно - своих родителей, детей, внуков: хоть один из мультиков Хитрука, а то и многие из них смотрели, пересматривали, могут цитировать наизусть. И банальная вроде бы фраза «мы выросли на его фильмах» в данном случае будет абсолютно искренней.

Хитрук и сам рос на своих мультфильмах. Рос профессионально. Он ведь так и не получил профильного образования. В его «активе» - незаконченное художественно-ремесленное училище и техникум Объединённого госиздательства художественной литературы, профессия - «иллюстратор». В 1938 г., в 20 лет, пришёл на «Союзмультфильм» (приняли его туда только с третьего раза). И от фильма к фильму он, самоучка, превращался в виртуозного Мастера-режиссёра, сценариста, художника, даря людям праздник. А ещё он был талантливейшим артистом (и хотел в ранние годы им стать - если не художником, так артистом, - о мультипликации он даже не думал!).

Секрет - в душе

В одном из своих немногочисленных интервью Фёдор Савельевич так ответил на вопрос, в чём секрет его чудо-фильмов: «В душе!»

Известный режиссёр-мульти­пликатор Эдуард Назаров вспоминает, что Хитрук и сам был похож на Винни-Пуха - по манере держать себя, поворачиваться, наклоняться. Придумав и нарисовав своего медвежонка, он словно «сыграл» его на экране в соавторстве с великим Евгением Леоновым. А ведь голос Леонова - Винни-Пуха понравился на озвучании Хитруку лишь тогда, когда художник попросил прокрутить запись на большой скорости, - так появилась уморительная винни-пуховская «скороговорка». А вот голосок Ии Саввиной, знаменитой прелестной «Дамы с собачкой» из фильма по Чехову, «лёг» на смешного поросёнка Пятачка сразу и идеально.

Как сценарист Фёдор Савельевич немало переписал и добавил в автор­ский текст Александра Милна реплик, разошедшихся на цитаты. Сам Хитрук своего Винни описывал так: «Он постоянно попадает впросак, но не по глупости, а потому, что его мир не совпадает с реальностью. Конечно, он любит пожрать, но не это главное...»

Мультфильм «Винни-Пух и все-все-все». Фото russianlook.com 

Недоброжелатели утверждали, что Винни родился у Хитрука не без влияния диснеевской версии. Да, режиссёр признавался, что именно знакомство с диснеевскими фильмами решило для него вопрос - идти ли в мультипликацию. Создатели же американского Пуха признавали, что этот герой у Хитрука получился ярче и точнее. Тем не менее хитруковскую версию Винни за рубежом не показывали - государство так и не выкупило авторские права на экранизацию.

Считалось, что и добрейшего льва Бонифация Хитрук срисовал с себя. Ведь Лев, как и его автор, был трудоголиком («он состоял из трудолюбия и доброты», говорили о Хитруке коллеги). И наверное, как и Бонифаций, художник, не умевший отдыхать, тоже мог бы сказать: «Какая всё-таки замечательная вещь - каникулы!»

«Каникулы Бонифация». Фото russianlook.com 

В иные годы он снимал по 5-6 фильмов, работал в разных жанрах - делал и кино для взрослых: «История одного преступления», «Фильм, фильм, фильм!». За почти 50 лет работы в анимации Хитрук стал ещё и великим педагогом - руководителем мастерской мультипликации на Высших курсах режиссёров и сценаристов. Жаль только, что наша анимация, которой мы когда-то так гордились, уходит в прошлое вместе с её создателями.

 

 

Мультцитаты

- До пятницы я совершенно свободен!

- Безвозмездно - то есть даром.

- Но если я выстрелю в шарик, он же испортится!

- А если ты не выстрелишь, тогда испорчусь я…

- Тебе что намазать? Мёду или сгущённого молока?

- И того, и другого, и можно без хлеба.

- Ну, что ж. Если вы больше ничего не хотите...

- А разве ещё что-нибудь есть?

- Это всё потому, что у кого-то слишком узкие двери.

- Нет, всё потому, что кто-то слишком много ест.

Памяти мультипликатора Федора Хитрука >>

Классик неформата
2012-12-04 23:05

120 лет назад, 3 декабря 1892 г., при неудачной попытке совершить самоубийство скончался отставной гвардейский штаб-ротмистр, помещик Шеншин. Но знаем мы его под другим именем - Афанасий Фет.

И знаем крепко. Несмотря на то что в классическом «иконостасе», который есть в каждом кабинете литературы, его портрет катастрофически отсутствует. И даже несмотря на то что в пору его творческого расцвета авторитетнейший критик Дмитрий Писарев предрекал: «Со временем сочинения господина Фета пойдут разве что на завёртывание сальных свечей, мещёрского сыра и копчёной рыбы».

Однако вышло с точностью до наоборот. Как минимум одно произведение Фета знают даже те, чьё знакомство с литературой ограничилось просмотром фильма «Приключения Буратино». Помните, когда Мальвина устраивает диктант? «Пишите: «А роза упала на лапу Азора».  Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот». Автор этой «волшебной» фразы - Афанасий Фет.

Лошадиный поэт?

По частоте цитирования Фет запросто может составить конкуренцию даже Пушкину. Его «Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало» или ставшее романсом «На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит» встречается уж точно не реже, чем «Мороз и солнце, день чудесный». Ну а о том, что стихотворение «Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья» написано им без единого глагола, знает, наверное, каждый школьник.

Впрочем, сам Фет отлично знал своё место. Более того - обладал достаточным мужеством, чтобы иронизировать по этому поводу: «Кто я такой? Уложусь в четыре слова по убыванию значимости. Солдат, коннозаводчик, поэт и переводчик!»

Камнем преткновения стали как раз первые два слова. Травили его за это страшно. Хотя, если подумать, то что здесь такого? Для нашей поэзии вообще характерна этакая кавалерийская жилка. Скажем, гусар Денис Давыдов почему-то ни у кого насмешек не вызывал. Или Николай Гумилёв, поручик Александрийских гусар. А вот Афанасий Фет, служивший кирасиром, то есть в тяжёлой кавалерии, удостоился не менее тяжёлого семинарского юморка Николая Чернышевского: «Все его произведения такого содержания, что их могла бы написать и лошадь, если бы выучилась писать стихи».

Ситуация до боли знакома. Если человек осмеливается «умничать и оригинальничать», то на него обрушивают все громы и молнии. И прежде всего вооружаются термином «неформат». Дескать, на нашем радио это не пойдёт, потому что народу это не нужно. Что же именно «нужно народу», решает программный директор. В случае Фета - ведущие критики «толстых» журналов. «Его «чистое искусство» мало кого трогает и никому не надобно. Народу дорого то, что является девизом нашего времени: польза, дело, практика. А он этого начисто лишён», - вот лейтмотив журнальных нападок на Фета.

Конечно, в стихах нашего героя вряд ли можно найти призывы к бунту. Или хотя бы яростное соболезнование крестьянам, что было свойственно духу времени, формату. «Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег,  И саней далёких Одинокий бег» - это да. А вот «глаголом жечь сердца людей» - не про него. Но вот насчёт девиза «польза, дело, практика»… Здесь Афанасий Фет может дать сто очков вперёд любому из критиков.

Обманул смерть

Он купил двести десятин степной земли, к коей прилагался барский дом о семи комнатах. Шикарно, не так ли? Но дом был покрыт соломой. Земля же, по свидетельству ехидного Тургенева, представляла собой «плоский блин, на блине - шиш, вместо природы - одно пространство». А уже через несколько лет усадьбу было не узнать.

В то время как Иван Тургенев, «печалясь о судьбе крестьянской», спокойно пребывал в Париже, Афанасий Фет занимался конкретным, довольно трудным и грязным делом. И нимало не заботился абстрактным «счастием народным». О чём впоследствии и написал Льву Толстому: «Тургенев пустил по миру своих крестьян, порубил леса, разорил строения и промотал до шерстинки скотину. Этот любит Россию. Другой же роет в безводной степи колодец, сажает лес, сохраняет сады, разводит высокие породы животных, даёт народу заработки. Этот не любит Россию и враг прогресса».

На улучшение условий жизни сотен крестьян, на школы и больницы для них Афанасием Фетом было положено семнадцать лет. Во всё это время - ни одного стихотворения. Со старыми стихами - ещё хуже. «За 26 лет не было продано и тысячи экземпляров моего сборника… »

И тем не менее Афанасий Фет всё-таки победил. Некоторым образом - даже саму смерть. Дело в том, что в конце XIX столетия, во времена славы Ильи Репина, считалось: если этот художник напишет чей-то портрет, то оригинал вскорости помрёт. Поэт Тютчев, например, скончался через полгода. Писатель Писемский - через три месяца. Композитор Мусоргский - вообще через девять дней. Когда Репин написал тот самый канонический портрет, с бородой и прищуром, все решили, что Фету уж точно несдобровать. А он и тут всех обманул. Нет, Фет, конечно, умер. Но только спустя одиннадцать лет.

Предвидя скорую кончину, он пожелал выпить шампанского. А потом продиктовал записку: «Не понимаю преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». Взял стальной стилет и... тут же его лишился - отняла секретарша. В поисках другого ножа он выбежал из комнаты, но с возгласом: «Чёрт!» упал на стул. Только дёрнулась правая рука, сложенная в щепоть, как бы для крестного знамения. Это был конец.



Рыцари трёх роялей
2012-12-04 23:05

Устав от засилья пласт­массовой попсы, музыкальный продюсер Лейла Фаттахова бросила вызов российскому шоу-бизнесу, придумав и запустив проект со звучным итальянским названием Bel Suono (в переводе «красивый звук»).

Трио виртуозных пианистов, получивших образование в лучших музыкальных вузах страны, своим существованием доказывает, что даже классика идёт на ура на дискотеках, если её правильно подать.

Непонимание

«Когда музыкант заканчивает в нашей стране консерваторию, у него практически нет возможностей реализоваться в профессии, - говорит Лейла. - Поэтому выпускники престижных музыкальных вузов в основном идут работать в ресторан или преподавать в музыкальной школе. В более высокие сферы пробиваются единицы».

Эта проблема породила идею найти нескольких талантливых пианистов (с этим благо в стране нет проблем) и свести их в одном проекте. «Три рояля на одной сцене?! Вы сумасшедшие! - говорили все знакомые музыканты, - признаётся Фаттахова. - Но удачей было уже то, что все три отобранных с помощью кастинга музыканта помимо виртуозного владения инструментом внешне привлекательны да ещё и сами пишут музыку в разных стилях. Проект очень специфический, и аналогов ему я не знаю. Основной репертуар - это собственные сочинения ребят и нескучная классика: Libertango Астора Пьяццолы, «Лето» Вивальди, «Танец рыцарей» Прокофьева и др.».

Но на первых порах продюсер-энтузиаст столкнулась с полным непониманием. «Изначально я рисовала себе радужные перспективы. Почему-то была уверена, что такого уровня и качества музыка будет востребована, ведь подобного проекта на рынке нет. Но реальность сильно отрезвила меня. Нас вырезали из всех телеэфиров. Было очень обидно, у меня случались истерики, приступы тотального разочарования. Но моя подруга мудрая Алла Духова в какой-то момент поддержала меня, признавшись, что «Тодес», несмотря на 25-летнюю историю, до сих пор вырезают из телетрансляций. «Я поняла: чем меньше эфиров, тем больше гастролей», - сказала мне Духова. Люди, которые были с нами в одной команде, тоже вдруг стали проявлять далеко не лучшие свои качества. Например, аранжировщик, работавший над двумя треками, стал выкручивать руки, требовать неоправданно больших гонораров! Что с людьми делает алчность?! Таких посылают далеко и надолго, что я и сделала. Плюс ко всему ни на одну из радиостанций не брали в эфир модно сделанную современную композицию Te Quiero, только потому, что она инструментальная. Все слушали, говорили: «Да, это красиво. Но это не наш формат». И нам пришлось записать для неё вокал, хотя изначально это не входило в наши планы. Но дело сдвинулось с мёртвой точки. Нас взяли на отборочный тур «Евровидения», от участия в котором мы вынуждены были отказаться из-за гастролей. Нас стали крутить на радио DFM и всех ведущих радиостанциях, пригласили на кинопремию «Золотой орёл», британский канал C-Music взял все 5 наших клипов в эфир».

Музыка без границ

Хорошие продажи билетов на концерт-презентацию, который состоится в Доме музыки 13 декабря, доказали, что проект развивается в правильном направлении. Уже готов альбом «Мегаполис» из 18 произведений. А ведь Bel Suono всего полтора года. «Хоть иногда опускались руки, - говорит продюсер трио, - у меня было много разочарований, но я поняла главное - у инструментальной музыки нет барьеров. Можно смело мечтать о мировой славе. Да и в нашей стране есть масса поклонников хорошей инструментальной музыки. Невероятная востребованность гитариста Дидюли, которого тоже почти нет в эфире, - хорошее тому доказательство».



Без «ВИА Гры» никак
2012-12-04 23:05

Создатель группы «ВИА Гра» в течение одной недели сначала объявил о роспуске коллектива, а затем - о наборе нового состава. «АиФ» решил разобраться, что стоит за этими метаниями продюсера.

Была усталость 

«АиФ»: - В 2005 г. вы уже заявляли о роспуске «ВИА Гры». Но, «похоронив» проект, через несколько месяцев вновь его воскресили. История повторяется?

К.М.: - В 2005 году одновременно объявили о своём уходе Надя Грановская и Вера Брежнева (основа коллектива). И я сказал: «Всё, хватит!» Была реальная усталость. И личная жизнь девушек повлияла на это решение. Но участники коллектива сказали, что хотят продолжить работу. Я был очень тронут, и мы работали ещё несколько лет. До очередного ухода. Но постоянные смены составов надоели и мне, и, как мне кажется, публике. Поэтому я «ВИА Гру» распустил в её нынешней конфигурации. Однако реакция и резонанс, вызванные этим известием, поразили и даже растрогали меня. Я понял, что «ВИА Гра» - это народная группа. И мы решились на отчаянный эксперимент - запустить грандиозное телешоу, которое будет одновременно идти в Украине, России и Казахстане. Народ (не без моей помощи) сам выберет участниц. Если выйдет что-нибудь путное, то я буду продюсировать то, что выберет публика. 

Константин Меладзе и Альбина Джанабаева. Фото www.russianlook.com

«АиФ»: - Но вы мне признавались, что идея группы, которая не зависит от артистов, а только от воли продюсера, себя изжила, и вы так устали от «ВИА Гры», что больше к ней не вернётесь никогда...  

К.М.: - В группе была постоянная текучка кадров, поэтому и возникло ощущение, что «ВИА Гра» - группа, зависящая не от артистов, а от продюсера и от продукта, который он изобретает. Да, в какой-то степени так и было. Но сейчас всё будет совершенно по-другому. Я отказываюсь от тех штампов, которые были наработаны за эти годы. Это будет новая группа, набранная по иным принципам. За эти годы сильно поменялись и критерии, и даже мода на типажи.  

«АиФ»: - Не связано ли желание продлить жизнь группе с тем, что ваш бывший партнёр Дмитрий Костюк, с которым вы со скандалом разошлись, объявил, что создаёт свою «ВИА Гру»?

К.М.: - Я не могу реагировать на все бредовые заявления. Хотя вполне допускаю, что и наш бывший костюмер, и массажист могут заявить о своих намерениях собрать ещё одну «ВИА Гру». Понятно, что так может называться только тот коллектив, которым занимаюсь я. Иначе уже, наверное, было бы 150 подобных групп.

«АиФ»: - Если так сложно собрать группу, почему вы брали в неё даже девушек без вокальных данных? Это же правда, что Надежда Грановская не умела петь, когда пришла в группу?

Надежда Грановская. Фото www.russianlook.com

К.М.: - Во мне в те годы было такое количество энергии и так мало опыта, что был уверен: я способен реализовать любую свою фантазию и идею. Вряд ли сегодня я взял бы в группу такую девушку. Надя не только не пела, она разговаривать не умела. Она не могла толком изъясняться ни на украинском, ни на русском, выражалась на суржике. Говорила отрывисто и в основном плакала. Первые год-полтора она была этаким Маугли в женском обличье.

«АиФ»: - И вы себе бросили вызов?

К.М.: - Я свято верил, что можно залезть человеку в душу, что-то там покрутить-переставить, и он меняется. Надя за полтора-два года сделала большой рывок и достигла торжества . Она читала книги, ходила на занятия. Мы пичкали наших артисток таким количеством информации, что они за короткий период превращались в настоящих поп-див, которые несли в массы весьма замысловатые тексты от первого лица, понимая, о чём речь.

«АиФ»: - Говорят, «ВИА Гру» вы даже лично одевали?

К.М.: - До 2006 года я сам придумывал девушкам костюмы и формировал их стиль. Это, конечно, было смешно и странно. И тем не менее это было так.

«АиФ»: - У вас пропала уверенность, что вы всемогущий?

К.М.: - Пропала. Потому что в принципе они же мне и доказали, что с природой соревноваться бесполезно. Всё…

«АиФ»: - …возвращается на круги своя?

К.М.: - Да. Я могу привнести какие-то временные изменения в душу или запустить механизмы саморазвития, но поменять генетику, основные инстинкты в человеке невозможно. Я понял, что не всемогущий, и моё дело писать музыку, а не копаться в чужих душах.

Не верю в песню

«АиФ»: - Но ведь вам удаётся глубоко погружаться в женские души, ведь все ваши женские песни от первого лица? 

К.М.: - Чтобы песням верили, надо писать их от первого лица, а для этого нужно уметь наблюдать, понимать и слушать женщин. За всё это время я ни одной песни не продал. Я не верю в просто очень хорошую песню. В наше время этого маловато. И абсолютно убеждён, что песня не получится, если я её продам. Я должен сам написать музыку, текст, сформировать образ артиста, поющего песню, снять на неё видео. Только в этом случае она доходит до публики.

«АиФ»: - У меня есть ощущение, что любая ваша песня становится хитом.

К.М.: - Это не так. Если песня вызывает у меня ощущение, что в ней что-то не то, я её мгновенно отовсюду стираю, чтобы забыть о ней, чтобы у меня не было соблазна запустить её, для кого-то адаптировать. Чтобы, не дай Бог, к ней не вернуться.



Шерлок Холмс справляет юбилей. 125 лет первой книге о великом сыщике
2012-11-30 19:06

Великобритания, Лондон, позапрошлый век. Полиция как официально организованный орган основана в 1828 году, но преступность в стране и в городе растёт с каждым годом. Любители пощекотать себе нервы покупают знаменитый так называемый Ньюгейтский календарь. Так назывались отчеты о преступлениях с весьма смачными подробностями, публикуемые ежемесячно. Этот календарь можно было купить в том числе и у ворот у ворот Ньюгейта - самой мрачной тюрьмы Британии...

Однако к середине века сочувствие читателей к преступникам, которые и вызывало повальное чтение этого Ньюгейтского «хоррора», сменилось на восхищение теми, кто стоит по другую сторону баррикад. Положительный герой, сыщик, который ловит злодеев и пресекает преступления, - вот о ком хотели читать люди. Именно поэтому бестселлером 1828-1829 годов стали «Правдивые мемуары Видока» - автобиография полицейского осведомителя Франсуа Эжена Видока. Это был бум, который породил массу подражаний от «Воспоминаний агента сыскной полиции» до «Приключений настоящего полицейского». Такие книжки продавались как горячие пирожки.

Постепенно полицейская тема проникает и в литературу более высокого качества. Эдгар По публикует свое «Убийство на улице Морг». Именно его сыщик Огюст Дюпен стал первым литературным героем, прибегшим к дедуктивному методу. Впрочем, слово «дедукция» еще не используется - Эдгар По называет это словом «анализ», «дар аналитического мышления». Тот, кто им обладает, «обожает загадки, ребусы и криптограммы, обнаруживая в их решении проницательность, которая уму заурядному представляется чуть ли не сверхъестественной. Его решения, рожденные существом и душой метода, и в самом деле кажутся чудесами интуиции». Повесть Эдгара По тоже послужила предметом для написания множества подобных сюжетов.

В 1852 году Чарльз Диккенс, вдохновленный подвигами реального инспектора Чарльза Филда, публикует свой роман «Холодный дом». А в 1868-м вышел роман «Лунный камень» Уилки Коллинза, который с легкой руки поэта Томаса Стернза Элиота долгое время считался первым детективом в истории литературы. Но недавно исследователи выяснили, что за три года до «Лунного камня», в 1865-м, выходит другой роман, который, кстати, буквально на днях издали на русском языке, - «Загадка Ноттинг-Хилла» Чарльза Уоррена Адамса. Теперь литературоведы ведут отсчет детективов именно с него.

Словом, Англия была готова к тому, чтобы познакомиться с захватывающей историей о привлекательном гении-полицейском, расследующем козни злодеев. Зерно Артура Конан Дойля упало в подготовленную почву.

 

Артур Конан Дойль

1 декабря 1887 года вышла в печать первая повесть о Шерлоке Холмсе «Этюд в багровых тонах». Конан Дойл написал повесть всего за полтора месяца. Первоначально главного героя в ней звали Шеридан Хоуп, потом - Шеррингфорд Холмс. И только в окончательной редакции появляется такое знакомое всему миру имя - Шерлок Холмс.

Как он родился? Сыщик, которому, по слухам, британцы до сих пишут восхищенные письма на Бейкер-стрит?

«Я чувствовал, что могу сделать нечто свежее, бодрое и более искусное. Герой По, замечательный сыщик Дюпен, с детства был моим кумиром. Но смогу ли я добавить что-нибудь своё? И тогда мне вспомнился мой учитель Джо Белл, его орлиный профиль, странные манеры, поразительная наблюдательность. Будь он сыщиком, так уж наверняка поставил бы это захватывающее, но плохо организованное дело на научную основу...», писал Артур Конан Дойль о том времени, когда персонаж рождался в его воображении.

Первый издатель, к которому обратился Конан Дойль с повестью «Этюд в багровых тонах», назвал ее «бульварной дешевкой». Произведение, как рассказывает биограф Артура Конан Дойля Рассел Миллер в книге «Приключения Конан Дойля», было опубликовано только спустя полтора года в альманахе «Битонс Кристмас эньюэл». На обложке, кроме изображения Шерлока Холмса, склонившегося над трупом, было много рекламы, в том числе пасты от клопов. Альманах распродался очень быстро; отзывы были отличные.

Пока «Этюд» ждал публикации, Конан Дойль пребывал в расстроенных чувствах. «Раскрыть раковину настоящей литературы и извлечь оттуда устрицу нелегко. Со временем, однако, все наладится», - писал он матери.

И был, как мы знаем, абсолютно прав. Все более чем наладилось.

Литературная карьера Артура Конан Дойля - пусть не разом, а постепенно - пошла в гору. Не с первого раза, но тем не менее публикуются рассказы в толстых журналах, за чем пристально следит отец писателя Чарльз. Человек со сложной судьбой, художник по призванию, алкоголик, Чарльз Дойль во время написания «Этюда...» вообще находился в приюте для душевнобольных.

В 1868 году, чтобы поддержать отца, Конан Дойль предлагает ему проиллюстрировать переиздание «Этюда в багровых тонах». Рисунки вышли неудачными - как пишет Рассел Миллер, Шерлок Холмс оказался больше похож на самого отца писателя, с усами и бородой. Тогда как в повести четко написано, что Холмс всегда был гладко выбрит.

Забавное совпадение: отец еще одного знаменитого человека также проиллюстрировал «Этюд в багровых тонах». Но произошло это в другом веке и в другой стране - в 1966-м году в СССР. Знаменитый восьмитомник Конан Дойля в черной обложке, который давали за сдачу макулатуры, снабжен красочными иллюстрациями, под которыми стоит имя художника - Петр Караченцов. Это не кто иной как отец знаменитого артиста Николая Караченцова - художник-график, постоянный оформитель «Огонька».

Как дальше сложилась судьба первой повести о Шерлоке Холмсе? Сумасшедший успех в Америке, где повесть была издана пиратским тиражом. В то время конвенция об авторских правах в США была еще не подписана, и едва книга получала успех в Великобритании, она тут же оказывалась изданной в Америке. «Этюд в багровых тонах» имел и там огромный успех.

...Переместимся на полвека вперед, в 1927 год - именно тогда Конан Дойль публикует последние рассказы о Шерлоке Холмсе. Между этими датами - 1887 и 1927 - целая эпоха, во время которой поклонники, почитатели и обожатели великого сыщика измучили Конан Дойля. Он возненавидел своего героя, который затмевал собой все прочее творчество писателя: исторические романы, работы о спиритизме, научно-публицистические повести и другие произведения, коих немало. После трагедии, когда Холмс был убит профессором Мориарти («Последнее дело Шерлока Холмса»), читатели завалили его просьбами вокресить сыщика. И Конан Дойль был вынужден продолжать детективные истории.

 

Холмс и Мориарти. Иллюстрация к «Последнему делу Холмса» 1893 года

В том последнем сборнике о Холмсе, озаглавленном «Архив Шерлока Холмса», Артур Конан Дойль написал: «Боюсь, что м-р Шерлок Холмс, подобно иным знаменитым певцам, пережившим свое время, но не желающим покидать сцену, беспрестанно устраивает последние выступления. Пора с этим покончить, он должен уйти. Итак, читатель, скажем: прощай, Шерлок Холмс!».

Лучший дуэт: Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Голосуйте за любимых актеров!

Теона Дольникова: «С таким именем нельзя расставаться»
2012-11-30 18:09

Теона Дольникова дебютировала в мюзикле «Метро», когда ей было всего 15. С тех пор у Теоны в «послужном списке» роли в кино, сериалах и, конечно же, все новые и новые музыкальные премьеры. Одна из них – «Граф Орлов» – состоялась совсем недавно в Москов­ском театре оперетты.

Стопроцентная отдача

«АиФ. Здоровье»: – Теона, по афише спектакля непонятно, о чем он…

Т.Д.: – Об историческом персонаже графе Орлове, правой руке Екатерины, и, как многие ее называют, о «самозванке» Елизавете.

«АиФ. Здоровье»: – Неужели мюзикл наполнен историческими событиями?

Т.Д.: – Версий на тему личности княжны Таракановой много. Есть некоторые факты, говорящие, что там-то и там-то она появлялась, с тем-то разговаривала, с тем-то дружила… Говорят, она была красивая, очень обаятельная, эмоциональная, темпераментная особа, в которую влюблялись практически все и практически с первого взгляда. Вот и затеяли они со своими соратниками игру, будто она внучка Петра и может претендовать на русский престол. Ее задача – очаровать Орлова. Он же в свою очередь придумывает свою игру, чтобы вернуть расположение Екатерины. И все бы сложилось с политической стороны правильно, но наши герои влюбляются. В нашем спектакле – это настоящая любовь. Но тем не менее Орлов остается верен своей присяге и предает Елизавету.

«АиФ. Здоровье»: – Какова ваша Елизавета?

Т.Д.: – В рамках придуманных режиссером мизансцен я создаю свой образ Елизаветы, конечно же, она внутренне многим на меня похожа. Мы (роль Елизаветы исполняют три актрисы. – Авт.) все, естественно, ходим по одним линиям, поем одни партии, но в голове, в душе у каждого – свое, исходя из нашего внутреннего мира, понимания жизни, опыта…

«АиФ. Здоровье»: – Кстати, в мюзиклах обычно несколько составов. Как актерам приспособиться друг к другу?

Т.Д.: – Приспособиться просто! Нужно просто полюбить друг друга. (Улыбается.) В идеале на репетиции приходят все три Елизаветы, три Екатерины и пока только два Орлова. Мы по очереди репетируем, иногда и хором поем так, чтобы все перемешались. Когда идут спектакли, мы все играем со всеми, первые составы с третьими, вторые с пятыми и так далее, потому что все мы зависим от съемок, других спектаклей, проектов.

«АиФ. Здоровье»: – Где еще заняты вы?

Т.Д.: – У меня есть еще главная роль Дженнифер в мюзикле «Времена не выбирают». А также возможно мое участие в новом музыкальном спектакле в Театре Моссовета, но это пока секрет.

«АиФ. Здоровье»: – Маловато будет ролей: сейчас все стараются успеть все!

Т.Д.: – Ну, я тоже ничего важного для себя не пропускаю. С первого же мюзикла «Метро» меня приучили так: дисциплина, работа на сто процентов. Непросто, знаете ли, работать везде на полную!

Теона Дольникова. Фото: russianlook.com

«АиФ. Здоровье»: – Бывает так – с утра просыпаетесь и не понимаете: кто я сегодня? в какую сторону бежать?

Т.Д.: – Я не из тех, кто любит распыляться сразу на несколько проектов. Мне комфортно, когда я целиком и полностью могу посвятить себя одной роли. Когда мы выпускали спектакль «Времена не выбирают», я все свои силы отдала туда, потом там уже все шло по накатанной, и, когда начались репетиции мюзикла «Граф Орлов», я стала все время проводить в Театре оперетты, я практически там ночевала. Хотя летом я еще успела сняться в ремейке фильма «Кавказская пленница», который должен выйти в январе.

Диктатура сцены

«АиФ. Здоровье»: – Теона, а как вы попали в мюзикл «Метро»?

Т.Д.: – Вначале мне многое легко давалось, и я думала, что так и должно быть. Казалось, все получилось само собой, я не прилагала усилий. Мы с сестрой – две такие малолетки – пришли с «улицы» на прослушивание. И вдруг мне предлагают главную роль! Потом так же «легко» попала в «Notre Dame de Paris»…

«АиФ. Здоровье»: – Слышала, в какой-то момент вам надоело быть цыганкой…

Т.Д.: – Когда только начался мюзикл «Метро», меня звали в кино играть Наталью Гончарову, например. А после Эсмеральды стали приглашать исключительно на роли цыганок.

«АиФ. Здоровье»: – Пусть одно и то же, но зато знаешь, что и как играть!

Т.Д.: – Шутите! От этого можно сойти с ума! Мне хочется разных ролей! Актеры должны уметь вникать в любой образ, который им дан режиссером. Я с удовольствием сыграю бомжа или старую бабулю. В любом образе я смогу найти что-то свое. Роль Елизаветы стала для меня новым этапом, новой ступенью, уходом от старых образов.

«АиФ. Здоровье»: – У вас же были и сольные эстрадные выступления…

Т.Д.: – Были. Но больше я этим не занимаюсь! Мне не интересна эстрада.

«АиФ. Здоровье»: – Несколько лет вашей жизни прошло не в Москве. Почему вы решили уехать?

Т.Д.: – Я поняла, что со мной происходит уж слишком много всего: театр, кино, поп- и рок-музыка – и все вперемешку. Я сама себе сказала «стоп!» и в 2009 году уехала в Америку, чтобы на сто процентов посвятить себя театру. Пошла в театральную школу Lee Strasberg Theatre and Film Institute в Лос-Анджелесе. Теперь я понимаю, чего хочу!

«АиФ. Здоровье»: – Вы себя считаете актрисой, которая поет, или певицей, которая походя где-то играет?

Т.Д.: – Актрисой, которая поет!

«АиФ. Здоровье»: – Когда поете, что не можете себе позволить?

Т.Д.: – Есть прямо перед спектаклем! Если спектакль начинается в 7, то уже после 4 – никакой еды. Только можно пить чай. Я стараюсь, конечно, себя контролировать.

«АиФ. Здоровье»: – На нашей эстраде есть певица с созвучной вашей фамилией…

Т.Д.: – У меня была история: сразу в двух изданиях в разделе светской хроники вышли мои фотографии. В одном я была представлена как Теона Долина, а в другом – как Теона Долинская. Так что я один раз получилась дочкой певицы, а второй – дочкой драматического актера. Это символично, но ко мне никакого отношения эти прекрасные люди не имеют.

«АиФ. Здоровье»: – У вас очень необычное имя. Вам не хотелось его поменять?

Т.Д.: – В детском саду меня называли Таней и Тоней. Кстати, Тоней меня до сих пор зовут друзья. Но чаще всего меня все-таки называют Тео.

Кстати, в переводе с греческого мое имя означает Богиня! С таким нельзя расставаться!



Звезды на колесах, в воздухе и в море. Опасные хобби знаменитостей
2012-11-30 17:41

Один из самых востребованных и популярных актеров мирового кинематографа Жерар Депардье отлично смотрится на своем любимом скутере. Именно таким способом актер предпочитает передвигаться по Парижу, в котором живет. У Депардье огромная коллекция дорогих мотоциклов, это его хобби.

«Для меня мотоцикл — это символ свободы. Терпеть не могу автомобили, все это сборище идиотов, засевшее в очередной бесконечной дорожной пробке. На двухколесном средстве передвижения, даже на небольшой скорости, ты всегда будешь первым», — говорил актер в интервью. По молодости лет Жерар Депардье предпочитал гонять на скорости 240 км/ч! Но теперь все изменилось, по Парижу больше так не поездишь. Да к тому же на счету у актера уже около двух десятков ДТП, в нескольких из них он серьезно пострадал.

Последний инцидент, впрочем, имеет весьма прозаическое объяснение. Полиция, прибывшая на место происшествия, уговорила актера пройти проверку на алкоголь. Тест дал положительный результат: артист был пьян.

Жерар Депардье. Фото www.globallookpress.com

Какие еще опасные хобби, которые приводят или могут привезти к неприятным последствиям, заводят себе известные во всем мире звезды?

Юэн Макгрегор, популярный шотландский актер («Звездные войны», «Ангелы и демоны», «Я люблю тебя, Филлип Моррис»), увлекается мотоциклами, как и Депардье. Для празднования юбилея знаменитого Triumph Bonneville компания даже сделала специальную серию с дизайном Belstaff и автографом актёра. Но случилось это после реализации сумасшедшего проекта «Долгая дорога», в рамках которого в 2004 году Макгрегор и его попутчик английский актёр Чарли Бурман совершили кругосветное путешествие на мотоциклах BMW.

Ещё на этапе подготовки пилоты осваивали езду по бездорожью, часто падали и получали небольшие травмы, но не отказались от поставленной задачи. По итогам экстремального путешествия вышел документальный фильм о путешествии протяженностью 31 000 км через Европу, Украину, Россию (причем, это был участок по Колыме), Монголию и Америку под названием «Долгая дорога вокруг Земли». Продолжение проекта — «Долгая дорога на юг» о поездке от самого северного населённого пункта Шотландии в Кейптаун, которая была не менее сложной из-за езды по песку. Несмотря на все риски, Макгрегор планирует ещё одно путешествие — от мыса Горн через южную и центральную Америки до Калифорнии.

Чарли Бурман и Юэн Макгрегор в Кейптауне в рамках мотопробега «Долгая дорога на юг». Фото www.globallookpress.com

Актриса, певица, продюсер и просто красавица Николь Кидман известна своим энергичным характером. Кто не рискует, тот... не Николь Кидман. Она обожает парашютный спорт; по слухам, любит пощекотать нервишки тем, что выпрыгивает из вертолета без парашюта, а потом (примерно через тысячу метров) партнер по прыжкам накидывает на нее рюкзак с парашютом прямо в воздухе. Говорят, любовью к рискованным полетам в воздухе ее заразил бывший муж Том Круз. Вместе супруги любили ходить и в горные походы с рюкзаками. Брали ли они с собой гитару, чтобы попеть ночью у костра, неизвестно, но детей точно брали. Их приемные сын и дочь ехали в специальных рюкзаках на маме и папе. А провиант, как сплетничали поклонники, несли следом за звездными путешественниками специальные носильщики.

Стив Маккуин (1930-1980 гг) — легенда американского кинематографа, снимался в фильмах «Великолепная семерка», «Капля», «Большое ограбление банка в Сент-Луисе» и др. В США он известен не только как актёр, но и как гонщик. Скорее всего на трассе Маккуин давал волю своему бунтарскому характеру, постоянно рискуя и добиваясь побед. Его знаменитое высказывание: «Гонки это жизнь. Все что происходит до или после только ожидание». Маккуин участвовал в мотогонках и кроссе, различных ралли и внедорожных бахах, несколько раз получал травмы, но не уходил из автоспорта. Он никогда не отказывался от ролей, каким-то образом связанных с управлением мотоциклами и автомобилями, и часто сам исполнял каскадерские трюки. Слиянием его карьеры гонщика и актёра стал фильм «Ле Ман» 1971 года, который снимался на реальной трассе и настоящих гоночных болидах. За все время Маккуин собрал одну из крупнейших коллекций мотоциклов и спортивных автомобилей, некоторые экспонаты которой переодически встречаются на аукционах. Кстати, голубой Porsche 917, который участвовал в съемках «Ле Ман», а потом принадлежал звезде, был продан за 4 миллиона долларов. Стив Маккуин вернулся ещё раз в образе главного героя мультфильма «Тачки», получившем его имя.

Кадр из фильма «Ле Ман» (1971 год)

Пола Ньюмана (1925-2008 гг) называют обладателем самых голубых глаз в истории кинематографа. У знаменитого оскароносного актёра («Кошка на раскаленной крыше», «Долгое жаркое лето», «Мошенник» и др.) автоспорт был главным увлечением. Он участвовал во множестве гонок различного уровня от местных заездов в начале карьеры до знаменитых «24 часов Ле-Мана». В 1983 году Пол организовал со своим бывшим соперником Карлом Хаасом гоночную команду Newman / Haas Racing (NHR), которая в общей сложности одержала 107 побед на различных чемпионатах и 8 раз была призёром гоночной серии Инди. В автоспорте Ньюман был таким же везунчиком, как и в кино — с ним ни разу не произошло каких-либо серьёзных аварий. В 2006 году Пол Ньюман косвенно вернулся в гонки, став голосом тренера Молнии МакКуин в мильтфильме «Тачки» в образе Fabulous Hudson Hornet 1951.

У Мадонны хобби не такое рисковое — хотя именно из страха получить травму певица долго не могла решиться приступить к занятиям. Мадонна, как и ее бывший супруг Гай Ричи, занимается каратэ уже несколько лет, посещая один из известных вип-клубов этого спорта в Лондоне. Притом у Гая Ричи черный пояс; пресса писала, что Мадонна ему завидует и хочет такой же. Известно, что певица приобщила к каратэ и свою старшую дочь Лурдес.

Камерон Диас три раза ломала нос доской для серфинга! Это любимое хобби звезды, сыгравшей в легендарной «Маске». Один из переломов произошел в 2003 году на Гавайях, когда актриса из «Ангелов Чарли» каталась на серфинге со своей старшей сестрой и друзьями. Камерон рассказывала потом, что она столкнулась с кем-то из катающихся и получила доской по лицу. Случайно, разумеется.



Третьяковка: вечерний режим. Куда пойти в Москве после работы?
2012-11-30 14:45

Начиная с 1 декабря «лицо» музейного сообщества страны — Третьяковская галерея — официально меняет режим работы. Конкретное изменение заключается всего в одном дне — по пятницам посетители смогут успеть насладиться классикой русской живописи прямо после работы. Кассы будут работать до 20.00, а сами залы будут доступны зрителям до 21.00. Внимание: речь идет о Третьяковке в Лаврушинском переулке. Галерея на Крымском Валу продолжает, как и большинство российских музеев, работать в обычном режиме. А именно — до 18.00 (касса до 17.30) и один чуть более долгий день — четверг.

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Фото www.russianlook.com

Короткие дни в музеях превращают посещение крупнейших выставок в многочасовое стояние в очередях возле Третьяковки или ГМИИ им. Пушкина на Волхонке в выходные — в субботу и в воскресенье. Музей Пушкина работает до 19.00, но все равно рабочему человеку в будни попасть туда практически нереально. Третьяковка же теперь открыта для тех, кто готов провести там вечер после рабочей недели.

Замгендиректора по просветительской и издательской деятельности Марина Эльзессер рассказала корреспонденту «AиФ.ru», как изменение режима повлияет на публику и как на него отреагировали сотрудники галереи.

М.Э.: — Мы полнее сможем удовлетворить запросы и потребности нашего современного зрителя. Социологические вопросы показывают, что на акцию «Ночь музеев» ходит очень много молодежи. Есть запрос от общества на то, чтобы один или два дня в неделю музеи работали допоздна. Люди, которые в будни в офисе, а в выходные заняты домашними делами, могут приехать после работы, посмотреть выставки. Также мы работаем над организацией специальных экскурсионных программ и лекций в вечерние часы.

«AиФ.ru»: — Поможет ли это избежать диких очередей на громкие выставки по выходным?

М.Э.: — Что касается особенно ожидаемых и популярных экспозиций, мы давно уже практикуем один длинный день в неделю — четверги до 10 часов вечера. Это началось с 2004 года, когда шла выставка Энди Уорхолла и было много специфической публики и молодежи. Мы видели, что молодежи удобнее приехать вечером. Мы попробовали — и опыт получился очень удачным. Но это было введено только на периоды выставок. На самом деле, очереди в выходные будут все равно, но они будут не такими огромными. Кроме того, даже в вечерние четверги иногда бывают очереди — желающих много. Но это позволяет разгрузить выходные. А изменение режима на постоянные экспозиции мы обсуждали уже несколько лет.

«AиФ.ru»: — Как это повлияет на внутренний распорядок работы сотрудников?

М.Э.: — Это непростая процедура для нашего музея. В общем все прошло спокойно, напряженных ситуаций с сотрудниками не было. Дело в том, что рабочий день в четверг и пятницу увеличен, а в остальные дни — сокращен. Ведь всегда раньше Третьяковская галерея работала до половины восьмого. Последние вечерние часы не были особенно посещаемыми: туристов уже нет, а рабочая публика все равно не успевает приехать. Так что по количеству часов для сотрудников рабочая неделя осталась прежней.

Вечер в музее

Изменение работы музеев готовилось давно — как со стороны самих музеев, так и со стороны госструктур. По инициативе Департамента культуры летом было принято решение о том, что 30 московских музеев по четвергам будут работать до 9 часов вечера. Теперь провести вечер четверга в музее можно с динозаврами (Дарвиновский музей), с пушками и ружьями (Музей-панорама «Бородинская битва»), с Мариной Цветаевой (дом-музей Цветаевой), с Маяковским (музей Маяковского) и пр.

С введением «длинного дня» режим работы наших музеев стал похож на европейский — с тем замечанием, что в странах Европы у горожан рабочий день в среднем заканчивается раньше, чем в России. К примеру, Прадо в Мадриде работает с 10.00 до 20.00 все дни. А Лувр работает почти также, как теперь Третьяковка — с 9 до до 18.30 в будни, кроме среды и тоже пятницы. В эти дни он открыт до 21.45.

Чем современнее музей, тем позже он закрывается. Мультимедиа Арт Музей (бывший Московский дом фотографии) всегда работает до 21 часа. Музей современного искусства открыт до 8 вечера.

Кроме обычного продленного дня, у некоторых московских музеев вечерами кипит и другая жизнь: проводятся спектакли, перфомансы, круглые столы, презентации и пр. Итак, куда можно пойти в столице вечером, чтобы соприкоснуться с миром изобразительного искусства?

Музей «Дом Булгакова» открыт до 23.00 каждый день, а по пятницам и субботам — до часу ночи! Там есть кафе для тех, кто желает поужинать прямо в музее, проходят спектакли и экскурсии. Есть даже экскурсия на трамвае «302 —БИС» по булгаковским местам — известно, что трамвай в произведениях автора «Мастера и Маргариты» играет особую роль. Покататься на художественно оформленном трамвае можно после работы — последняя экскурсия начинается в 19.00. А экскурсии по самому музею начинаются еще позже. Например, 1 декабря интерактивный спектакль-экскурсия «Триночие среди оживших персонажей» начнется в 9 вечера.

Центр современного искусства «ПRОЕКТ_FАБRИКА» на Бауманской, кроме выставок современных художников, графиков, дизайнеров и иллюстраторов, организует мероприятия под грифом «визуальные искусства» с уклоном в танцы. Вечерами туда можно прийти и на фоне произведений актуального арта посмотреть танцевальные выступления известных и неизвестных коллективов.

Центр современного дизайна «Artplay». Фото www.russianlook.com

Центры современного дизайна «Artplay» и «Винзавод» давно уже стали культовыми местами для молодежи, которая готова тусоваться не просто так, а интеллектуально. В «Аrtplay» в декабре даже открывается каток на крыше, где можно будет провести время на коньках и без коньков до полуночи. А сам комплекс музеев открыт круглосуточно.

«Винзавод» — центр притяжения всех, кто работает в области современного искусства и любит его познавать — открыт каждый день до 21.00, часть галерей закрываются на час раньше. Но там же, на «Винзаводе», в котором, как известно, несколько корпусов, допоздна открыты кафе, театр Кирилла Серебренникова «Платформа» и другие проекты.

Центр современного дизайна «Винзавод». Фото www.russianlook.com

Желая после рабочего дня приобщиться к прекрасному, надо помнить главное: почти все музеи Москвы, России и мира закрыты по понедельникам.



В избранное