[Веды] Индивидуальная жизненная сила 2
Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада - Жизнь происходит из жизни.
Индивидуальная жизненная сила
Шрила Прабхупада. Садовники поливают зеленые деревья; почему бы им не полить
это мертвое дерево, чтобы оно зазеленело?
Д-р Сингх. Они по опыту знают, что оно не будет расти.
Шрила Прабхупада. Тогда какого элемента недостает? Ученые говорят, что причина
жизни -- химические вещества, но все химические вещества, которые были
в живом дереве, сохранились в нем до сих пор. И они поддерживают жизнь множества
живых существ -- микробов, насекомых. Так что они не могут сказать, что
в теле этого дерева нет жизненной энергии. Она есть.
Д-р Сингх. Но что можно сказать о жизненной энергии самого дерева?
Шрила Прабхупада. Это другое дело. Жизненная сила индивидуальна, и то живое
существо, которое было этим деревом, ушло. Только так можно это объяснить
-- все химические вещества, необходимые для поддержания жизни, сохранились, а
дерево тем не менее мертво.
Вот другой пример. Предположим, я жил в какой-то квартире, а потом съехал.
Я уехал, но там осталось множество других живых существ -- муравьи, пауки
и т.д. Поэтому было бы неверно утверждать, что квартира больше непригодна для
жилья только потому, что я с нее съехал. Другие живые существа по-прежнему
живут там. Ушел только я -- индивидуальное живое существо. Химические вещества
в дереве можно сравнить с квартирой: они являются для индивидуальной силы
-- души -- той средой, которая дает ей возможность действовать. Душа индивидуальна.
Я -- индивидуальность, поэтому могу уехать из своей квартиры. Микробы
тоже индивидуальности, обладающие индивидуальным сознанием. Двигаясь в определенном
направлении, они рано или поздно наталкиваются на какое-то препятствие
и думают: <<Нужно пойти другим путем>>. Они обладают качествами личности.
Карандхара. Мертвое тело не проявляет качеств личности.
Шрила Прабхупада. Да. Это значит, что индивидуальная душа покинула это тело.
Душа ушла, поэтому дерево перестало расти.
Д-р Сингх. Шрила Прабхупада, в живом теле бесчисленное множество крохотных
живых существ, но индивидуальное <<я>>, являющееся хозяином тела, тоже находится
в нем. Правильно я говорю?
Шрила Прабхупада. Да. В моем теле миллионы живых существ. В кишечнике живет
много червей. Если они станут сильными, то будут съедать все, что я буду
есть, и пища не будет приносить мне никакой пользы. Поэтому те, кто страдает
глистами, много едят, но не растут. Они худеют и всегда испытывают голод,
потому что эти крохотные живые существа съедают их пищу. Таким образом, в моем
теле тысячи и миллионы живых существ, все они личности, и я личность, но
это тело принадлежит мне, точно так же, как мне может принадлежать сад, в котором
живут миллионы живых существ.
Ученик. Так что если я ем кришна-прасад [пищу, предложенную Кришне], то живые
существа в моем теле тоже едят прасад?
Шрила Прабхупада. Да. Вы очень великодушны. (Смеется.) Вы едите кришна-прасад
ради других.
Карандхара. То есть занимаетесь благотворительностью.
Шрила Прабхупада. Да, но в вас так много всего, чем они могут питаться, что
не нужно прилагать дополнительных усилий, чтобы накормить их.
Словам тесно, а мыслям просторно
Шрила Прабхупада. Индивидуальная душа никогда не исчезает. Она не умирает
и не рождается. Она просто меняет тела, как человек меняет одежду. Это совершенное
знание.
Д-р Сингх. Но почему ученые не признают этого?
Шрила Прабхупада. Они непорядочные люди. Они мошенники. Их даже нельзя назвать
воспитанными людьми. Бывают ситуации, когда воспитанный человек смутится
или почувствует стыд. Но у этих людей нет стыда. Они не способны отве- тить на
наш вызов, и тем не менее беззастенчиво заявляют, что они -- ученые и смогут
создать жизнь. Их даже нельзя назвать воспитанными людьми. По крайней мере я
так считаю. Воспитанный человек постыдился бы болтать чепуху.
Д-р Сингх. Они не думают, прежде чем сказать что-либо.
Шрила Прабхупада. Это значит, что они даже не достойны называться людьми.
Человек, прежде чем сказать что-либо, дважды подумает.
Карандхара. Более того, они вводят в заблуждение многих простодушных людей.
Шрила Прабхупада. Да. Это просто возмутительно. Если они так хотят, то пусть
ведут себя как негодяи у себя дома, но зачем сбивать с толку других?
Д-р Сингх. Они обманывают себя, но им этого мало -- они также хотят обмануть
других.
Шрила Прабхупада. Да. Это их основное занятие. Андха йатхандхаир упанийаманах.
Один слепец ведет другого слепца.
Благодаря Кришне нам совсем не трудно понять, что в теле присутствует жизнь.
Он говорит:
дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати
[<<Как находясь в одном теле, душа переходит от детства к старости, так в
момент смерти она переходит в другое тело. Душу, осознавшую себя, эта смена
тел не может сбить с толку>> (Б.-г., 2.13).] Этими двумя строками Кришна разрешает
все проблемы биологии. Вот что такое знание. Словам тесно, а мыслям просторно.
Тома книг, в которых излагается вздор, не имеют никакой ценности. Ученые-материалисты
подобны квакающим лягушкам: <<Ква-ква-ква!>> Лягушки думают: <<Ах, как
красиво мы говорим!>>, -- но в итоге их находит змея, которая говорит: <<Ага,
здесь сидит отличная лягушка!>> Хап! И дело с концом. Когда наступает смерть,
всему приходит конец. Ученые-материалисты квакают: <<Ква-ква-ква>>, -- но когда
приходит смерть, их научной деятельности наступает конец, и они становятся
собаками, кошками или кем-нибудь в этом роде.
3. Третья утренняя прогулка
Жизнь происходит из жизни
Третья утренняя прогулка
Записано 28 апреля 1973 года
в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.
Шрилу Прабхупаду сопровождают д-р Сингх,
Карандхара дас адхикари и другие ученики.
Ученые воруют у Бога
Шрила Прабхупада (держа в руке розу). Может ли кто-нибудь из ученых создать
такой цветок в своей лаборатории?
Д-р Сингх. Это невозможно.
Шрила Прабхупада. Да, невозможно. Только посмотрите, как изумительно действует
энергия Кришны. Ни один ученый не может создать такой цветок в своей
лаборатории. Они не могут создать даже нескольких песчинок и тем не менее заявляют,
что по уровню интеллекта во всей вселенной с ними никто не может сравниться.
Это нелепость.
Д-р Сингх. Они берут материю у Кришны, делают с ней что-то, а потом заявляют,
что создали нечто замечательное.
Шрила Прабхупада. Если бы они хотя бы признали, что берут материю у Кришны,
это уже было бы неплохо. Мы осознаем, что все исходит из Кришны.
Д-р Сингх. Но они никогда не признают, что берут что-то у Кришны. Напротив,
они заявляют, что они и есть создатели.
Шрила Прабхупада. Что они создали? Они берут песок, смешивают его с какими-либо
химическими веществами и получают стекло. Они не создавали ни песка,
ни химических веществ, а взяли их из земли. Как и что они создали?
Д-р Сингх. Они говорят: <<Мы взяли материалы у природы>>.
Шрила Прабхупада. <<У природы>> значит <<у личности>>. Они взяли у природы,
но они воры, потому что все в природе принадлежит Кришне. Ишавасйам идам сарвам:
<<Все сотворено Богом>> [Ишопанишад, 1]. В <<Бхагавад-гите>> Кришна говорит,
что тот, кто не совершает йаджни (жертвоприношения), вор. Йаджна подразумевает
признание того, что все взято у Кришны. Мы должны думать: <<Кришна, Ты дал нам
так много всего, чтобы обеспечить наше существование>>. Единственное, чего
хочет от нас Кришна -- чтобы мы признали это, только и всего. Что еще Ему может
быть нужно от вас? Что вы в сравнении с Ним? Мы должны признать доброту
Кришны. Поэтому прежде чем есть самим, мы предлагаем пищу Кришне и говорим: <<Кришна,
Ты дал нам эту чудесную пищу, так что попробуй ее первым>>. А уже потом
едим ее сами.
Кришна не голоден, но тем не менее может проглотить весь мир, а затем создать
его точную копию. Пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате [Ишопанишад,
обращение]. Кришна настолько совершенен, что даже если вы заберете у Него всю
Его энергию, вся Его изначальная энергия все равно останется у Него. Вот
что значит совершенное сохранение энергии.
Происхождение природы
Д-р Сингх. Есть научный журнал, называемый <<Нейчур>> [<<Природа>>]. В нем
публикуются статьи о таких явлениях природы, как растения, цветы и минералы,
но никогда не упоминается Бог.
Шрила Прабхупада. Мы можем заметить, что растения порождены природой, и будем
правы. Но следующий вопрос, который мы должны задать: <<Кто создал природу?>>
По-настоящему разумный человек будет задавать этот вопрос.
Д-р Сингх. Как правило, они не думают об этом.
Шрила Прабхупада. Это значит, что они глупы. Откуда появилась природа? Как
только речь заходит о природе, следующий вопрос должен быть таким: <<Чья
природа?>> Природа -- это энергия. А коль скоро вы говорите об энергии, мы должны
спросить об источнике энергии. Например, если вы говорите об электрической
энергии, то должны признать, что у нее есть источник, электростанция. Как можно
отрицать ее существование? Подобно этому, природа не действует сама по
себе, она находится под контролем Кришны.
Ученик. В Ведах говорится, что материальная энергия действует, подчиняясь
Кришне.
Шрила Прабхупада. Да. Коль скоро речь идет об энергии, то должен быть и ее
источник.
Мираж материального мира
Карандхара. Геологи изучают слои земной коры, чтобы установить происхождение
Земли.
Шрила Прабхупада. Но эти слои ежеминутно создаются и разрушаются. Сейчас
они одни, а через полчаса будут другими. Они -- джагат, постоянно изменяющиеся.
Кришна говорит в <<Бхагавад-гите>> [8.4]: адхибхутам кшаро бхавах -- <<Материальную
природу отличает бесконечная изменчивость>>. Поэтому, просто наблюдая за
самой энергией, невозможно обнаружить ее источник. Сейчас земные слои могут быть
черными, а позднее стать белыми, потом снова черными, и так далее. Это
называется пунах пунаш чарвита-чарвананам -- <<пережевыванием жеванного>>е. Сейчас
холодно, в середине дня будет тепло, а вечером опять похолодает. Таким
образом все материальное творение претерпевает разнообразные перемены. Наши тела,
и те меняются. Все меняется. Но какая вечная реальность стоит за этими
изменениями? Это должно быть предметом изучения истинной науки. Ученые не могут
обнаружить вечной реальности, и потому разочарованы. Они думают, что в
основе всего лежит пустота, ноль. Они думают, что вечность значит ноль. И когда
их спрашивают, откуда взялся этот ноль, они говорят: <<Он появился из ничего>>.
Поэтому мы должны задать им вопрос: <<Как возникло многообразие окружающего нас
которое ученые изучают в материальном мире, временно. Это многообразие -- тень
подлинного многообразия. Это многообразие -- тень подлинного многообразия,
а тень не бывает вечной. Подлинное многообразие существует вечно в духовном мире.
Д-р Сингх. То есть материальная вселенная подобна миражу?
Шрила Прабхупада. Да. Предположим, я вижу в пустыне воду, но на самом деле
ее там нет. Это иллюзия. Вода существует, но не в этом мираже. Аналогично
этому, материальное многообразие, которое мы наблюдаем, -- многообразие наслажде
ний -- подобно этому миражу. Мы, живые существа, созданы для наслаждения,
но ищем его не там, где надо, в иллюзии. Мы подобны животным в пустыне, которые
гонятся за иллюзией воды в мираже и в конце концов погибают от жажды. Они
не могут утолить жажду этой иллюзорной водой. Так же и мы стремимся создать множество
вещей, чтобы утолить свою жажду наслаждений, но на каждом шагу терпим
поражение, поскольку материальное существование -- иллюзия. Поэтому быть по-настоящему
разумным -- значит задаваться вопросом: <<Где реальность? Где вечная
основа, стоящая за этой иллюзией?>> Только установив это, мы сможем испытать
настоящее наслаждение.
4. Четвертая утренняя прогулка
Жизнь происходит из жизни
Четвертая утренняя прогулка
Записано 29 апреля 1973 года
на берегу Тихого океана
в окрестностях Лос-Анджелеса.
Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх,
Брахмананда Свами, Карандхара дас адхикари и другие ученики.
Прогресс ослов
Шрила Прабхупада. В этом материальном мире все страдают, а научный прогресс
означает, что ученые создают условия для новых страданий. Только и всего.
Они ничего не улучшают. Бхактивинода Тхакурж подтверждает это: моха джанамийа,
анитйа самсаре, дживаке карайе гадха -- <<Благодаря своим так называемым научным
усовершенствованиям ученый превратился в осла>>. Более того, он постепенно становится
все более и более совершенным ослом. Предположим, что, надрываясь
на работе, как осел, человек построит небоскреб. Он может посвятить этому всю
жизнь, но в конце концов должен будет умереть. Он не может остаться; его
вышвырнут из его небоскреба, потому что материальная жизнь преходяща. Ученые
постоянно исследуют что-то, но если вы спросите их, что они делают, они ответят:
<<О, я делаю это для следующего поколения, во имя будущего>>. Но я спрашиваю:
<<А как же вы? Ваш небоскреб? Если в следующей жизни вы станете деревом, будет
ли вам дело до вашего следующего поколения?>> Но он осел. Он не знает, что ему
предстоит простоять перед своим небоскребом десять тысяч лет. А что он может
сделать для следующего поколения? Если не будет бензина, что оно будет делать?
И чем ему поможет следующее поколение, если он родится кошкой, собакой или
деревом?
Ученые и вообще все люди должны стремиться вырваться из круговорота повторяющихся
рождений и смерти. Но вместо этого люди все больше и больше запутываются
в круговороте рождения и смерти. Бхаве 'смин клишйамананам авидйа-кама-кармабхих.
Это цитата из <<Шримад-Бхагаватам>> [1.8.35]. В одной строке здесь объясняется
все материальное существование. Вот это действительно литература. Одна строка
ценнее тысячелетий исследовательского труда. Она объясняет, откуда происходит
живое существо, как оно рождается в этом мире, куда оно направляется, что оно
должно делать, и дает много другой важной информации. Слова бхаве 'смин клишйамананам
относятся к борьбе за существование. Почему вообще ведется эта борьба? Ее причина
в авидье, невежестве. А какова природа невежества? Кама-кармабхих, оно
обусловлено тем, что мы вынуждены трудиться только ради удовлетворения своих
чувств, или иначе говоря, причина нашего невежества в том, что мы запутались
в материальном удовлетворении чувств.
Д-р Сингх. Стало быть, верно, что современные научные исследования только
увеличивают запросы тела, поскольку ученые в конечном счете трудятся для
удовлетворения своих чувств?
Шрила Прабхупада. Да.
Игра слов и мировой кризис
Шрила Прабхупада. В Ведах говорится: йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам
бхавати -- <<Тому, кто знает Абсолютную Истину, открывается и все остальное>>.
У меня нет ученых степеней, но тем не менее я могу бросить вызов ученым. Почему?
Потому что я знаю Кришну, Абсолютную Истину. Йасмин стхито на духкхена
гурунапи вичалйате -- <<Того, кто утвердился в сознании Кришны, не могут вывести
из равновесия даже величайшие несчастья>> [Б.-г., 6.22]. В <<Шримад-Бхагаватам>>
утверждается: авичйуто 'ртахах кавибхир нирупито йад уттамашлока-гунануварнанам
-- <<Великие души пришли к заключению, что сознание Кришны является совершенством
выдвинем свою теорию, а через пятнадцать лет скажем: <<Нет, нет, на
самом деле все обстоит иначе>>. Это не наука, это детская игра.
Д-р Сингх. Да, именно так они и совершают открытия -- с помощью исследований.
Шрила Прабхупада. И какова цена такого исследования? Это научный метод вытягивания
денег у других, только и всего, а иначе говоря, надувательство.
Ученые играют словами: плутоний, фотоны, водород и кислород, -- но что дает это
людям? Когда люди слышат такие слова, что они могут на это сказать? Сначала
один ученый до определенной степени объясняет какое-либо явление, затем приходит
другой мошенник и объясняет все заново, но уже по-иному, другими словами.
Но само явление, которое они пытались объяснить, не меняется. Так в чем же их
прогресс? Они только написали тома книг. Сейчас возникла проблема с бензином.
Ее создали ученые. Если запасы бензина иссякнут, что будут делать эти мошенники-ученые?
Они бессильны справиться с этим.
Куча пыли стоимостью в миллиард долларов
Шрила Прабхупада. Сейчас в Индии не хватает воды, но как ученые пытаются
решить эту проблему? Воды в мире больше чем достаточно. Тогда отчего ученые
не обеспечат водой те места, где в ней испытывают острую нужду? Они безотлагательно
должны провести ирригационные работы. Но вместо этого они отправляются
на Луну, покрытую пылью планету, чтобы сделать ее плодородной. Почему они не
проведут орошение нашей планеты? В морской воде нет недостатка, так почему
бы им не оросить Сахару, Аравийскую пустыню или пустыни Раджастхана? <<Да, --
отвечают они, -- мы сделаем это в будущем. Мы стараемся>>. В своей гордыне они
не долго думая отвечают: <<Да, да, мы работаем над этим>>. В <<Бхагавад-гите>>
говорится, что тот, кто удовлетворяет ненужные желания, совершенно теряет разум
(камаис таис таир хрита-джнанах).
Этот полет на Луну -- ребячество. Те, кто стремится попасть на Луну, похожи
на хнычущих детей. Ребенок плачет: <<Мама, достань мне Луну>>, -- поэтому мать
протягивает ему зеркало и говорит: <<Вот тебе Луна, сынок>>. И ребенок берет
зеркало, видит в нем Луну и говорит: <<Ого, у меня есть Луна>>. К сожалению,
это
не просто выдумка.
Карандхара. Израсходовав столько денег на полет к Луне и привезя оттуда всего-навсего
пригоршню камней, в центре космических исследований решили, что
там больше нечего делать.
Брахмананда. Теперь они хотят отправиться на другую планету, но им не хватает
денег. Путешествие на другие планеты стоит миллионы и миллиарды долларов.
Шрила Прабхупада. Люди трудятся в поте лица, а бессовестное правительство
взимает с них налоги и тратит деньги попусту. Такое правительство не должно
вызывать никаких симпатий, если выбрасывает на ветер с трудом заработанные деньги,
отобранные у людей. Теперь руководители государства придумали новую
уловку: <<Не беспокойтесь, -- говорят они, -- мы собираемся на другую планету.
На этот раз мы привезем еще больше пыли. Тонны пыли. Теперь у вас будут тонны
Д-р Сингх. Они верят, что на Марсе есть жизнь.
Шрила Прабхупада. Они могут верить или не верить. Это их дело. Мы знаем наверняка,
что жизнь есть здесь, но люди воюют. Предположим, что на Марсе есть
жизнь. Разумеется, она там есть. Но что нам с того?
Д-р Сингх. Людям любопытно узнать, что там происходит.
Шрила Прабхупада. То есть ради удовлетворения своего детского любопытства
им придется потратить колоссальную сумму денег. Не смешно ли это? А когда
их просят помочь какой-нибудь нищей стране, они отвечают: <<У нас нет денег>>.
Каково?
Философия санкхьи и современная наука
Д-р Сингх. Шрила Прабхупада, нам хотелось бы услышать о философии санкхьи.
Шрила Прабхупада. Фактически есть две санкхьи: древняя, впервые изложенная
Господом Капиладевой, и современная, которую в относительно недавнее время
проповедовал атеист Капила. Санкхья Господа Капилы объясняет, как избавиться
от привязанности к материи и найти Господа Вишну в своем сердце. Эта санкхья
фактически представляет собой процесс преданного служения. Современная же философия
санкхьи просто анализирует элементы, из которых состоит материальный
мир. В этом отношении она полностью аналогична современным научным изысканиям.
Слово санкхйа означает <<считать>>. Мы тоже до некоторой степени принадлежим
к школе санкхьи, потому что анализируем материальные элементы: это земля, это
вода, это огонь, это воздух, это эфир. Кроме того, к этому списку можно добавить
свой ум, интеллект и эго. Но дальше своего эго я считать уже не могу. Однако
Кришна говорит, что есть нечто выше эго, а именно жизненная сила. Ученые этого
не знают. Они думают, что жизнь -- это просто сочетание материальных элементов,
но в <<Бхагавад-гите>> [7.5] Кришна отрицает это:
апарейам итас тв анйам
пракритим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
<<Помимо этой низшей природы [земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, интеллекта
и ложного эго] существует Моя высшая энергия, которая состоит из живых
существ, борющихся с материальной природой и поддерживающих вселенную>>.
Д-р Сингх. Изучает ли современная философия санкхьи обе эти энергии -- низшую
и высшую?
Шрила Прабхупада. Нет. Современные философы школы санкхьи не изучают высшую
энергию. Они, как и ученые, только исследуют материальные элементы. Ученые
не знают о существовании духовной души, то же можно сказать и о последователях
школы санкхьи.
Д-р Сингх. Они исследуют созидательные материальные элементы?
Шрила Прабхупада. Материальные элементы не созидают! Созидать способна только
душа. Жизнь не может быть создана из материи, а материя не может создавать
сама себя. Вы, живое существо, можете смешать водород и кислород, чтобы получить
воду. Но материя сама по себе не обладает созидательной способностью.
Если вы поставите бутыль с водородом рядом с бутылью с кислородом, соединятся
ли они сами собой, без вашей помощи?
Д-р Сингх. Нет. Их необходимо смешать.
Шрила Прабхупада. Разумеется. Кислород и водород -- это низшая энергия Кришны,
но если вы, высшая энергия, соедините их, они смогут превратиться в воду.
Отдаленная и непосредственная причины
Шрила Прабхупада. Низшая энергия сама по себе, без вмешательства высшей,
не обладает силой. Это море (он показывает на Тихий океан) спокойно и безмятежно.
Но когда высшая стихия, воздух, приводит его в движение, поднимаются высокие
волны. Само море без вмешательства высшей силы не способно на это. Аналогично
этому, есть и иная, высшая по отношению к воздуху сила, за ней следует другая,
за той еще одна, пока, наконец, мы не придем к Кришне. Так должно проводиться
истинное исследование.
Кришна управляет природой, как машинист управляет поездом. Машинист управляет
локомотивом, который тянет первый вагон, тот в свою очередь тянет следующий,
и так весь поезд приходит в движение. По тому же приципу функционирует творение.
Кришна дает первый толчок, а затем с помощью серии последовательных толчков
возникает и поддерживается все космическое проявление. Это объясняется в <<Бхагавад-гите>>
[9.10]. Майадхйакшена пракритих суйате сачарачарам: <<Материальная
природа действует под Моим руководством и порождает все движущиеся и неподвижные
существа>>. А в четырнадцатой главе [14.4] Кришна говорит:
сарва-йонишу каунтейа
муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир
ахам биджа-прадах пита
<<Материальная природа делает возможным появление на свет всех видов живых
существ, о сын Кунти, и Я -- дающий семя отец>>. К примеру, если посеять баньяновое
семя, то со временем из него вырастет огромное дерево, а вместе с ним миллионы
новых семян. Каждое из этих семян может в свою очередь произвести на свет
новое дерево с миллионами семян и так далее. Вот что имеется в виду, когда говорится,
что Кришна, изначальный отец, оплодотворяющий все, является первопричиной
всего, что мы видим.
К сожалению, ученые видят только непосредственную причину. Они не могут понять
отдаленную причину. В Ведах о Кришне говорят как о сарва-карана-каранам,
то есть причине всех причин. Тот, кто поймет причину всех причин, поймет все.
Йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати: <<Тому, кому известна изначальная
причина, второстепенные причины открываются сами собой>>. Ученые ведут поиски
изначальной причины, но, когда Веды, источник совершенного знания, провозглашают
изначальной причиной Верховную Личность Бога, они с этим не соглашаются. Они
продолжают настаивать на своем частичном, несовершенном знании. В этом их
недуг.
Механическая вселенная
Шрила Прабхупада. Ученые не знают, что существует два вида энергии -- низшая
и высшая, -- хотя фактически имеют с ними дело каждый день. Материальная
энергия никогда не может действовать независимо. Сначала она должна вступить
в контакт с духовной энергией. Поэтому как можно считать, что все космическое
проявление, материальная природа, возникло само собой? Сложная машина не заработает,
пока человек, знающий как ее включить, не нажмет на кнопку. <<Кадиллак>>
-- хорошая машина, но, если в ней нет водителя, какой от нее толк? И материальная
вселенная тоже представляет собой машину.
Людей поражают громадные машины, состоящие из многих-многих деталей, но умный
человек знает, что как бы совершенна ни была машина, она будет бездействовать,
пока не придет оператор и не нажмет нужную кнопку. Поэтому кто важнее: оператор
или машина? Вот почему нас интересует не эта материальная машина, то есть
не космическое проявление, а оператор, Кришна. На это вы можете возразить: <<А
откуда я знаю, что Он -- оператор?>> Кришна говорит: майадхйакшена пракритих
суйате сачарачарам -- <<Под Моим руководством действует все космическое проявление>>.
Если вы скажете: <<Нет, не Кришна правит мирозданием>>, -- то должны будете
указать на другого оператора. Но вы этого не можете сделать. Следовательно, не
имея своего доказательства, вы должны признать мое.
5. Пятая утренняя прогулка
Жизнь происходит из жизни
Пятая утренняя прогулка
Записано 3 мая 1973 года
на берегу Тихого океана
в окрестностях Лос-Анджелеса
Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх и Брахмананда Свами.
Невидимый пилот
Шрила Прабхупада. Почти все люди в мире разделяют ложные представления о
том, что жизнь порождена материей.
Д-р Сингх. В наше время не найдется никого, кто стал бы с этим спорить.
Шрила Прабхупада. Поэтому мы обязаны опровергнуть подобные представления.
Мы не можем допустить, чтобы эта вздорная теория осталась неопровергнутой.
Д-р Сингх. Люди верят этим теориям только потому, что никто не пытается их
опровергнуть.
Шрила Прабхупада. Несмотря на всю бессмысленность своих теорий, они присваивают
себе звания профессоров и ученых. Необходимо доказать, что их представления
далеки от истины. Жизнь не возникает из материи. Материя порождается жизнью.
Это не теория. Это факт. Наука исходит из неверной предпосылки, поэтому все
ее вычисления и выводы неверны, и от этого люди страдают. Когда все эти ошибочные
современные научные теории будут исправлены, люди станут счастливыми.
Поэтому мы должны бросить ученым вызов и нанести им поражение, в противном случае
они введут в заблуждение все общество.
Изменяясь, материя проходит через шесть фаз: рождение, рост, сохранение,
производство побочных продуктов, увядание и смерть. Но жизнь внутри материи
(духовная душа) вечна; она не претерпевает этих изменений. Это только кажется,
что жизнь развивается и приходит в упадок, на самом деле она просто проходит
через эти шесть фаз вплоть до того момента, когда материальное тело уже невозможно
больше поддерживать. Тогда старое тело умирает, а душа входит в новое.
Когда наша одежда ветшает и изнашивается, мы меняем ее. Точно так же в один прекрасный
день наши тела становятся старыми и бесполезными, и мы переходим
в новое тело.
Кришна говорит в <<Бхагавад-гите>> [2.13]: дехино 'смин йатха дехе каумарам
йауванам джара татха дехантара-праптих -- <<Как душа, воплощенная в этом теле,
постоянно переходит от детства к юности и старости, так в момент смерти она переходит
в новое тело>>. И далее [2.18]: антавана име деха нитйасйоктах шариринах.
Это означает, что разрушению подвержено только материальное тело неразрушимого
и вечного живого существа. Материальное тело тленно, но жизнь в этом теле
-- нитйа, вечна.
Все приводится в действие этой жизненной силой. Взять, к примеру, Тихий океан:
этими высокими волнами движет живая сила. Или этот самолет (Шрила Прабхупада
указывает на пролетающий самолет), разве им никто не управляет?
Поговорим о вегетарианстве
Десять лет кормила корова тебя и твоих детей, одевала и грела тебя
овца
своей шерстью. Какая же ей за это награда? Перерезать горло и съесть.
Лев Толстой
Слово <вегетарианец>, введенное в обиход в 1842 году основателями
<Британского вегетарианского общества>, происходит от латинского
vegetus -
<крепкий, здоровый, свежий, бодрый>, а словосочетание homo vegetus
относится к духовно и физически развитой личности. Изначально словом
<вегетарианский> обозначали гармоничный с физической и нравственной
точки
зрения образ жизни, а не просто фруктово-овощную диету. В большинстве
своем вегетарианцы - это люди, стремящиеся предотвратить насилие,
очистить
свое тело и сознание. Поэтому неудивительно, что многие тысячи людей,
представители всех слоев общества, становились вегетарианцами в своих
поисках истины.
Вегетарианство - это очень важный шаг на пути к совершенному,
миролюбивому
обществу, и те, кто решится на него, окажутся в одном ряду с такими
выдающимися людьми, как Пифагор, Сократ, Платон, Плутарх, Леонардо да
Винчи, Исаак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Перси Биши Шелли, Лев
Толстой, Джордж Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Альберт
Эйнштейн. И этот список можно было бы продолжить.
Вегетарианцами становятся по четырем основным причинам:
1) когда организм человека не в состоянии перерабатывать мясо ввиду
какого-нибудь заболевания, либо когда потребление мяса становится
опасным
для жизни, и от мяса рекомендуют воздержаться врачи;
2) когда человек, будучи еще вполне здоровым и молодым, стремится
сохранить внешнюю красоту и здоровье, не дожидаясь прихода
преждевременной
старости, мучительных недомоганий и болезней;
3) когда в сознании человека поселяются мысли о ненасилии и о том, что
наша судьба зависит непосредственно от наших поступков;
4) когда человек отказывается от приема в пищу продуктов убоя,
соблюдая
высшие духовные принципы (к этому разряду можно безошибочно отнести
всех
известных миру святых и посланников Бога).
Первая из перечисленных категорий самая многочисленная, затем следует
вторая, третья и, наконец, четвертая. Последняя категория самая
малочисленная, но зато самая возвышенная.
Надо сказать, что наклонности у современного человека к беспорядочному
мясоедению начали обнаруживаться всего лишь после изобретения первого
вагона-холодильника и открытия Дарвином теории о происхождении видов.
Кстати, сам великий ученый в отличие от его ревностных последователей
был
сторонником вегетарианства. В нашей стране зеленый свет мясной диете
был
дан во времена разграбления и уничтожения церквей; до начала эры
<научного> атеизма русский человек соблюдал в год до двухсот постных
дней
- без мяса и других продуктов животного происхождения. На Востоке и
даже в
Африке вегетарианские традиции сильны до сих пор.
Писания основных религий мира запрещают человеку без необходимости
убивать
другие живые существа. В Ветхом Завете говорится: <Не убий> (Исход,
20.13). Широко распространено ошибочное мнение, что эта заповедь
налагает
запрет только на убийство человека. Но в оригинале на древнееврейском
стоят слова lo tirzach. Доктор Рубен Алкалай в <Полном
древнееврейско-английском словаре> указывает, что слово tirzach, в
классическом древнееврейском языке обозначает убийство любого рода, а
не
только убийство человека.
В Книге Бытия (1.29) Сам Господь говорит: <Я дал вам всякую траву,
сеющую
семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод
древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу>. Всюду, где в Ветхом
Завете
говорится об употреблении в пищу мяса, речь идет о многочисленных
запретах
и ограничениях. Многие эпизоды ветхозаветной истории свидетельствуют о
том, что разрешение на мясную пищу - это лишь уступка упрямому желанию
человека. В одиннадцатой главе Книги Чисел рассказывается о том, как
евреи, недовольные посланной им Господом манной, стали роптать, требуя
в
пищу мясо. Разгневанный Господь послал им перепелов, но на следующее
утро
все, кто ел перепелов, были поражены моровой язвой.
Большинство христиан убеждено, что Иисус Христос ел мясо, о чем
упоминается в нескольких местах Нового Завета. Для многих из них это
является серьезным доводом против вегетарианства. Однако изучение
оригинальных греческих рукописей показывает, что множество слов -
trope,
brome и других, - переводимых обычно как <мясо>, на самом деле
обозначают
пищу или еду в самом широком смысле слова. По-гречески <мясо> будет
kreas,
и ни в одном месте Нового Завета это слово не употребляется при
упоминании
того, что ел Иисус. Самые первые последователи Христа, а также
христианские святые являлись строгими вегетарианцами, это является
историческим фактом.
В Коране, как и в Ветхом Завете, накладывается множество правил и
ограничений на употребление мяса. Ученики пророка Магомета спрашивали
его:
<Правда ли, что воздается нам за то, что мы делаем добро четвероногим
и
поим их водой?>. И он отвечал: <Будет вознагражден тот, кто приносит
благо
любому животному>.
Господь Будда известен Своей проповедью, направленной против убийства
животных. Он провозгласил ахимсу - непричинение вреда живому - и
вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования.
Известны его афоризмы, связанные с этим: <Не убивай быка, который
пашет
твои поля> и <Не потворствуй чревоугодию, которое связано с убийством
животных>. Другой афоризм из <Дхаммапады> предупреждает о печальных
последствиях употребления в пищу мяса: <Тот, кто в надежде обрести
счастье
мучает или убивает другие живые существа, которые тоже стремятся к
счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни>.
Ведические писания, относящиеся к добуддистскому периоду, также
утверждают, что принцип ахимсы является этической основой
вегетарианства.
<Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам, -
говорится
в <Ману-самхите>, древнем своде законов арийской цивилизации, -
поэтому
пусть каждый воздерживается от употребления мяса>. В другом разделе
<Ману-самхиты> дается совет: <Помня о том, каким отвратительным
способом
добывается мясо, и о той жестокости, с которой содержатся в неволе и
убиваются живые существа, человек должен раз и навсегда отказаться от
употребления в пищу мяса>
В <Махабхарате>, древнейшей эпической поэме, есть множество
предписаний,
запрещающих убивать животных. Вот некоторые из них: <Тот, кто
наращивает
свое мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в
каком бы теле он ни родился в следующей жизни>, <Нет на свете более
жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою
плоть,
поедая плоть невинных животных>, <Тот, кто хочет долго жить, сохранив
красоту, твердую память и хорошее здоровье, а также обладать
физической,
моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи>.
Согласно древнейшему ведическому источнику - <Аюрведе>, в которой даны
глубокие научные знания по биологии, медицине, гигиене и питанию,
здоровье
человека находится в прямой зависимости от того, что и как он ест. С
полным правом можно сказать, что пища во многом определяет качество
нашей
жизни. Правильное питание исключает такие вещи, как переедание, еду в
подавленном и раздраженном состоянии и употребление нечистых
продуктов.
Ведическое учение разделяет пищу на три основные категории в
соответствии
с тремя проявлениями материальной природы - гунами, которые
пронизывают
всё на свете: благостью (саттва-гуна), страстью (раджо-гуна) и
невежеством
(тамо-гуна).
Первая категория пищи, называемая саттвической, питает благие
намерения.
Ее качества - сладкая, сочная, маслянистая. Саттвические виды пищи -
это
молоко, мед, масло, все молочные продукты, орехи, зерновые, фрукты и
овощи. Эти виды пищи придают человеку силу, здоровье, счастье, они
ускоряют рост и повышают творческие способности.
Второй вид, раджасическая пища, включает в себя все типы пищи, которые
согревают и стимулируют, например, корнеплоды, соусы, соль, перец. Эти
виды пищи обладают соленым и острым вкусом, а также различными их
сочетаниями со сладким вкусом. Для пищи категории раджас характерен
эффект
согревания и жжения, она является трудной для пищеварения и производит
много отходов.
Третий вид - пища категории тамас. Она пробуждает нежелательные
чувства -
от сонливости и апатии до гнева и ярости. К ней, в первую очередь,
относятся мясо, рыба, яйца, а также пища, приготовление которой
связано с
гнилостными процессами. Эти продукты расстраивают органы чувств и
искажают
восприятие. Неслучайно поэтому сюда же относятся все наркотические
вещества и алкогольные напитки. Такое действие тамасических продуктов
обусловлено их чрезмерно острым и горьким вкусом, как например, у лука
и
чеснока, и образованием токсинов при переваривании в организме, как
например, в случае продуктов из мяса, рыбы и яиц.
Цель еды состоит не только в том, чтобы поддерживать организм, но еще
и в
том, чтобы очищать ум и сознание. Большинство заболеваний наступает
из-за
неправильного питания, приводящего к загрязнению, <зашлакованности>,
организма - как на грубом уровне (физическое тело), так и на тонком
(сознание).
Опрос 214 ученых из 23 стран мира, занимающихся изучением причин
возникновения атеросклероза, показал, что практически все они согласны
с
тем, что между уровнем холестерина в крови и сердечно-сосудистыми
заболеваниями существует прямая связь. Наиболее богатая холестерином
пища
- жиры животного происхождения. Исследования последних двадцати лет со
всей определенностью указывают на существование зависимости между
употреблением в пищу мяса и вероятностью заболевания раком прямой и
толстой кишки. У тех, кто не питается мясом, эти заболевания
встречаются
крайне редко. К их числу относятся, например, адвентисты седьмого дня,
жители Японии и Индии, где мясоедение распространено в меньшей
степени,
чем на Западе.
Каковы же причины того, что люди, употребляющие мясо, подвержены столь
грозным заболеваниям? Одна из них, по мнению биологов и диетологов,
состоит в том, что пищеварительный тракт человека не приспособлен к
перевариванию мяса. У животных, питающихся мясом, - плотоядных -
относительно короткий кишечник: он всего лишь в три раза длиннее тела,
и
токсины, образующиеся при переваривании мяса, удаляются из их
организма
сравнительно быстро. Иное дело травоядные животные; их кишечник
приспособлен для длительного переваривания пищи и длина его гораздо
больше: по сравнению с телом он длиннее в шесть раз.
Человек, подобно травоядным, обладает длинным кишечником, который не
предназначен для переваривания мясной пищи. Поэтому выделяющиеся из
нее
токсины надолго задерживаются в человеческом организме. Они поражают
различные органы, затрудняют работу почек, приводя, например, к
развитию
подагры, артритов, ревматизма и других заболеваний. Следующим
негативным
моментом является присутствие химических и биологических добавок в
мясных
продуктах. Сырое мясо для лучшего сохранения обрабатывают химическими
веществами, многие из которых обладают канцерогенными свойствами.
Кроме
того, в пищу скоту, предназначенному на убой, для быстрого наращивания
массы, для снижения заболеваемости и нервных нагрузок добавляют
гормоны,
антибиотики, транквилизаторы и массу других препаратов. И если вы
продолжаете потреблять мясные продукты, весь этот химический набор
поступает на ваш стол.
Даже после термической обработки мясо животных сохраняет половые
гормоны
того пола, к которому оно принадлежало. Последствия очевидны: из-за
<засорения> чужеродными гормонами противоположного пола у женщин
развивается мужской тип поведения, все сильнее дает себя знать жажда
соперничества с мужчинами за лидерство; у мужчин - женский тип
поведения,
развивается раздражительность, неспособность принимать взвешенные
решения.
И все это приводит к нежелательным социально-психологическим
последствиям.
Семьи становятся неуправляемыми, стиль взаимоотношений в них
характеризуется либо соперничеством, либо изоляцией. На
физиологическом
плане также развивается малопривлекательная картина: у женщин мужские
гормоны вызывают различные гинекологические заболевания, нервные
расстройства и психологические срывы, у мужчин также происходит
дезориентация гормональной системы.
Существуют и другие настораживающие факторы, связанные с мясоедением.
Достаточно упомянуть <коровье бешенство>, в результате заболевания
которым
десятки тысяч голов скота в Западной Европе пошли под нож. Мясо их
было
уничтожено, поскольку среди людей, потреблявших зараженное мясо, были
зарегистрированы случаи заболевания <коровьим бешенством>. Впрочем,
это
послужило побудительной причиной к тому, что, например, в Англии 80 %
населения решили стать вегетарианцами. Стоит ли ждать столь жестких
методов убеждения от природы? Не лучше ли встать на естественный для
разумного человека путь питания! Homo sapiens должен стать homo
vegetus.
Газета Гауранга. Золотой Век
Всем Счастья, Ваш поставщик секретов, Александр Качанов:
www.blog.bulib.ru