Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Веды

За 2011-07-24

[Веды] Сельский источник священников

Священники по прямой
Как получилась, что каждая семья украинского села Залесцы воспитала
одного
или нескольких священников. Елена Кудрявцева - с Западной Украины
Небольшое село Залесцы в Западной Украине называют вторым Ватиканом,
городом священников или просто кузницей кадров для церкви. Здесь стали
священниками более 300 человек, опередив по численности местных
фермеров,
учителей и водителей. Значительная часть залесских священников служит
в
России, но в июле, когда православные отмечают крещение Руси, они
навещают
свою малую родину
Слово "залесцы" с ударением на второй слог, означает, что село
находится
за лесом. Правда, за 700 лет существования села местность вокруг
сильно
изменилась, и теперь оно стоит аккурат посреди леса. Залесцы,
расположенные в стороне от всех трасс, укрытые кронами гигантских
берез,
каштанов, кленов и грецких орехов обнаружить невозможно даже с
вертолета.
Не так просто отыскать путь в село и понизу.
После дождя дороги, которые так можно назвать с большой долей
оптимизма,
превращаются в западню для машин и резиновых калош. Проехать можно
только
на лошадях - их тут запрягают двойками в небольшие деревянные тележки,
напоминающие колесницы древних римлян. Процокает подобный транспорт, и
на
улицах становится так тихо, что можно слышать, как ворочаются аисты в
своих огромных, похожих на спасательные круги, гнездах.
- Знаете, к нам обычно только один раз приезжают,- на всякий случай
предупреждает глава сельсовета Мария Копач,- второй раз такую дорогу
осилить невозможно. Мы так чуть выборы президентские не сорвали. Где
первый дом на пригорке стоит, там зимой всегда дорогу заметает, и нас
полностью отрезает от мира. Вот там как раз бюллетени и застряли.
Пришлось
запрягать сани, тащить их через заносы - у нас ведь и до минус
тридцати
бывает.
Почему именно здесь, в таком потайном месте возник неиссякаемый
источник
священнослужителей, однозначно сказать не может никто. Это факт тем
более
странен, что в восьми километрах, если идти прямиком через лес,
находится
знаменитая православная святыня - Почаевская лавра, которая, по идее,
и
должна была бы стать кузницей кадров. Но феномен возник именно в
Залесцах.
- Вера в этой земле была всегда, храм наш никогда не закрывали,-
говорит
глава местной администрации Мария Петровна, у которой в кабинете на
месте
традиционного президентского портрета висит Почаевская икона Божией
Матери.- Но вот массово, как во время эпидемии какой, священники стали
появляться в конце 1970-х годов. Смотришь, человек всю жизнь шофером
был,
ездил на тяжелом тракторе, убирал сахарную свеклу и вдруг в 40-50 лет
стал
священником. Можно сказать, прямо оставляли люди трактора в поле и шли
в
храм.
Галина Шляхтюк, директор местного Дома культуры, буднично перечисляет
тех,
кто круто поменял свою судьбу. Длинный список фамилий повествует о
некой
странной неизбежности обращения к Богу.
- Вот Дмитрий Киричук долго учился на хирурга, в Тернополе работал в
районной больнице, а потом стал священником,- говорит Галина
Ивановна.-
Толик Семора журналистом был в крупной газете - священником стал.
Старший
Бойков серьезно радиоэлектроникой занимался - стал священником.
- То есть, кем бы человек ни хотел стать, все равно он будет
священником?
- уточняем на всякий случай.
- Выходит так,- соглашается она.- С тех пор так и повелось у нас, что
практически во всех семьях есть священники, монахини или матушки,
зайдите
в любой двор - не промахнетесь.
От Котовского до Саввы
Пятьсот дворов разбросаны по обширной площади довольно замысловато:
если и
была какая-то система расположения хат, то очень сложная, близкая к
хаосу.
Говорят, что в XVI веке местные поселенцы спасаясь от набегов турок
схоронились здесь между оврагов. С тех пор дома, заменившие глиняные
хаты,
стоят где придется - одни на склонах оврагов, другие в низинах,
третьи,
наоборот, на верхушках холмов, так, что за заборами открывается
зеленая
пропасть.
Если брать в расчет хутора, расположенные на заметном отдалении, то
село
так просто не обойти: когда два года назад сюда наконец-то протянули
газ,
местные жители узнали протяженность улиц - 29 километров. Захочешь
пойти
за солью к соседям - вернешься на другой день. Так что каждое
хозяйство
тут устроено на манер крепости, чтобы в случае чего не зависеть от
внешнего мира: выращивают овощи, ягоды, пекут хлеб с крупными дырками,
держат кур и коров, варят варенье, делают соки, собирают грибы и
изготавливают сыр по особому рецепту. В молоко добавляют соль, специи,
кипятят, а потом ставят застывать на холод. Сыр получается мягкий,
ярко-желтый, как кусочки луны.
Вообще, инфраструктура в Залесцах довольно аскетичная: два храма,
часовня,
сельсовет, школа, неизменный магазин и Дом культуры, на дверях
которого
висит замок. Сейчас у директора Галины Шляхтюк, можно сказать,
выходной -
в православный пост дискотек в селе не бывает, так как из местной
молодежи
все равно никто не придет, а приезжим, работающим на скупленных
фермерами
землях, весело и без дискотеки - спиртного в магазине предостаточно.
Так
что у Галины Ивановны есть время для экскурсии.
На каждом перекрестке дорог здесь стоит особый крест, покрашенный
белой
краской. Если кто-то умирает, на крест вешают платок, если уходит в
армию
- вешают ленту, отмечая, таким образом, два пути в неизвестность.
Кресты
эти перестояли революцию в соседней тогда России, пришедшую в 1939-м
Червону армию и всю советскую власть.
На забор, за которым живет семья Гутовичей с пятью священниками и
дочкой-матушкой, надеты дуршлаги, терки и стеклянные чашки, как головы
побежденных врагов. Сейчас все, кто был дома во главе с 85-летней
Анной
Гутович, ушли пешком в Почаевскую лавру. Во дворе идеальная чистота,
на
веревках, связанных из капроновых колготок, сушатся половики, а по
зарослям подорожников бродят индюшата.
- Думаю, все дело в монахе Савве,- говорит соседка Гутовичей, Анна
Бабак,
завуч местной школы.- Он держал все село в духовном напряжении, очень
праведно жил, проповеди говорил. Вот я своих мальчишек особенно и не
воспитывала, семья не была религиозной, ничего о Боге не говорили.
Дети
сами решили стать священниками. Старший сын, Анатолий, был очень
прилежный, поступал то в одно ПТУ, то в другое, потом устроился к
знакомому работать в Сергиеву лавру и там вдруг через какое-то время
рукоположился. Ну а для младшего старший всегда примером был - тоже по
его
стопам пошел. Как так получилось - даже сложно сказать.
Анна Алексеевна говорит с некоторым удивлением, как будто только
сейчас
заметила фарфоровых ангелов в буфете, многочисленные иконы в доме и
разложенные на клетчатом листе бумаги кусочки просфор.
- Все-таки все дело в монахе Савве,- настаивает она, начиная молитву
перед
обедом.
Монах Савва, насельник Почаевского монастыря, был отослан в Залесцы в
1962
году. Была такая советская практика - высылать особо одаренных
священников
подальше в леса. Но на деле Залесцы оказались не так просты.
Во-первых,
окончательно советская власть пришла сюда в 1939-м, и поэтому здесь не
было истреблено такого количества лучших представителей народа, как в
России, во-вторых, местные жители долгое время существовали в ожидании
экспансии католиков и держали себя в духовной мобилизации. Еще в XVI
веке
в ответ на Люблинскую унию, согласно которой местная православная
церковь
должна была признать первенство папы римского, возникло мощное
православное движение - были созданы братства, которые вели активную
христианскую жизнь, защищали храмы и берегли православную веру.
Советская власть на местные религиозные обычаи смотрела сквозь пальцы.
Тем
более что здесь, благодаря трудолюбию местных жителей, отлично
функционировал колхоз-миллионер, который сначала назвали в честь
Котовского, потом в честь Жданова и, в конце концов, решили назвать
"Рассветом", чтобы больше не переименовывать. Традицию ходить в храм
здесь
передавали вместе с навыками выращивания капусты, сбора зверобоя и
березового сока.
- Наши деды и бабки были очень верующими, хотя подробностей они,
конечно,
не знали,- говорит Мария Копач.- По сути, мы сейчас знаем намного
больше,
чем они, но в советское время большая часть села, несмотря ни на что,
с
усердием ходила в храм, особенно на большие праздники, а меньшая
часть,
вместе с милицией, с таким же усердием ее не пускала. После пасхальной
ночи рано в понедельник в школе обязательно устраивали какое-нибудь
долгое
мероприятие, и если ты не приходил - позорили на линейке и драли уши.
Интересно, что сейчас те учительницы, которые срывали с детей крестики
и
стояли в оцеплении, каждое воскресенье идут на литургию, а их дети
стали
священниками.
Монах Савва жил в маленьком доме рядом с деревянным храмом Покрова.
Жил он
без всяких удобств, выращивал розы, дарил детям на колядки по рублю и
пользовался невероятным авторитетом среди местных жителей.
Значительная
часть священников, пришедших в церковь в 1980-е годы, обязана этим
именно
ему.
- Он сохранял такую простую народную веру,- говорит отец Федор
(Мартынюк).- Призывал охранять от соблазнов. Для этого, кстати, в
нашем
селе сегодня созданы все возможности: дорог нет, условий для жизни
нет,
для молодежи никаких развлечений, кроме как на вечерню сходить.
"Лучше кадило, чем грядки"
Ветер больших перемен - перестройка - в Залесцах был сильно отравлен
радиацией. О Чернобыле здесь до сих пор говорят с содроганием, слишком
уже
близко рвануло. Речка Икша, текущая низом и разделяющая белоснежные
поля
цветущей гречихи почти пополам,- приток Припяти. После Чернобыля, как
говорят местные, с миром что-то случилось и все стало не так, как
прежде:
зимы стали теплые, а лето - холодное, люди стали быстрее умирать,
насекомые приобрели особенную стойкость к ядам, а молодежь совсем
потеряла
уважение к старшим. Но самое худшее, как оказалось, было еще впереди.
- Страшные годы пришли в середине 1990-х,- вспоминает Мария Петровна.-
Зарплату выдавали уксусом, консервированными кабачками и водкой.
Получаешь
такой товар и думаешь, как на это прожить и детей прокормить. Мы тогда
начали ездить в Польшу, везли туда все, что могли раздобыть в
магазинах,-
унитазы, мышеловки, таблетки от моли, топоры. Все это происходило в
каком-то жутком режиме, в ънном страхе перед бандитами.
Намного безопаснее казалось ездить на работу в Россию. Особо
популярным
способом заработка были вылазки в Тамбов - обрабатывать свеклу. На
человека полагалась территория в 12 гектаров.
- Мы тогда с мужем поехали вдвоем, заработали очень хорошо - за два
месяца
5 тысяч рублей и 9 тонн зерна,- говорит Галина Шляхтюк.- Можно было
купить
"москвич", а зерно мы частью обменяли на лес, а часть засыпали на
чердак,
а потом с интересом наблюдали, как весь наш дом наводнили долгоносики.
Но
в любом случае это были отличные деньги, и в следующем году я хотела
ехать
еще, правда, муж, с ужасом вспоминая эти уходящие за горизонт
свекольные
грядки, сказал нет - лучше уж я буду кадилом махать, чем там
надрываться.
В 1990-е годы церковь получила небывалый приток священников.
Рукополагали
буквально всех, кто знал, что такое кадило. Приводила эта практика к
довольно абсурдным ситуациям. Говорят, в священники пошел бандит,
который
однажды избил архимандрита Савву - напал на его домик, покалечил
монаха и
вытащил у него золотые зубы. Имени преступника Савва так и не назвал,
и
того вычислили по следам других преступлений.
- Слава Богу, кто-то вовремя узнал проходимца и его не рукоположили в
священники,- говорят местные.- Но вообще, священник нынче не тот
пошел. В
советское время надо было сердцем гореть, чтобы попасть на служение, а
сейчас все просто. Идут не Богу и людям служить, а за удовольствием,
за
"нескромными" машинами и удобным жильем.
На общем фоне семья Замковских выглядит исключением - у них в роду нет
ни
одного священника. 70-летний Михаил Елисеевич, тракторист, собирает у
себя
во дворе цветки липы, их потом можно продать по 14 гривен за упаковку.
Его
жена Надежда озабоченно считает количество мест на завтрашней свадьбе.
- Я в батюшек не верю, я в Бога верю,- говорит она, предлагая набрать
малины в ее саду.- Если будет какая нужда, я не к ним пойду, а упаду
тут
на колени в картошку и буду Бога просить. У меня сын в Югославии
служил и
как-то давно писем не было, так что на душе у меня стало неспокойно -
пошла молиться. И потом оказалось, что в тот момент он зашел в
заброшенную
школу, где прогремел взрыв. Он чудом оказался жив - только осколком
ухо
поцарапало.
Современные новости политики и экономики идут в Залесцы, кажется, так
долго, что по дороге растрачивают всю свою остроту. С каждым годом
люди
все менее охотно ходят на выборы, предпочитая лишний час провести в
огороде, пользы, говорят, будет больше.
... Две лошадки тяжело тащат в гору телегу. Два года назад из Маньки и
Васьки они превратились в Рыжую и Лысого - не очень красиво, зато
по-христиански.
- Нам в семинарии объяснили, что человеческие имена животным давать -
большой грех,- говорит второкурсник Почаевской семинарии Николай
Левусь.-
Вообще, все намного понятнее в жизни, когда учиться начинаешь. Хотя
многие
братья, я разговаривал, не собираются по окончании становиться
священниками. Пошли, потому что не знали, чем себя занять, или чтобы
исправиться, научиться воздерживаться от соблазнов.
Лошади завозят нас на самую высокую точку села, откуда в ясную погоду
видны и синие купола Покровского храма, и Почаевская лавра. Здесь на
велосипедах гоняют мальчишки - будущие священники в третьем поколении.
Восьмилетний Сережа, увлеченно рассказывает о последнем мультике, а
потом
делится своими мечтами.
- Я хочу настольный хоккей, коньки и чтобы все люди стали
православными,-
говорит Сережа.- Православные люди живут дружно, а неправославные
смеются
над Богом и издеваются над другими, как Рома у нас в классе. Я с ним
не
буду дружить, пока он не станет православным. Помочь ему? А как тут
поможешь, веру человек может выбрать только сам, разве можно заставить
человека верить?
Огонёк, 28, 18 июля 2011

*
Всем Счастья! Александр из Ростова-на-Дону:
donspo***@g*****.com
www.blog.bulib.ru

Качаем аудиофайл "Вегетарианство и духовность":
http://depositfiles.com/files/chyhrqm8s

   2011-07-24 19:51:12 (#1753727)

[Веды] Санскрит - прородитель языков

Земля людей - земля языков
Александр Михайлович Кондратов

Открытие в стране чудес

Математика, логика, физика и ряд других наук берут начало в трудах философов
античности. Но с изучением языков дело обстояло иначе. Древние греки считали
языки других народов варварскими. Римляне также почти не уделяли внимания
чужим языкам. Гораздо более интересные и точные труды по лингвистике мы
находим у древнеиндийских и средневековых арабских ученых. Однако труды эти
стали известны европейцам сравнительно недавно. В эпоху Возрождения
появляется интерес к изучению языков, но языков мертвых - классической
латыни, древнегреческого, древнееврейского. Ученые Возрождения пробуют
проникнуть в тайну языка этрусков лишь потому, что этот народ оказал влияние
на римскую культуру. А так как <матерью языков> считался язык библейского
Ветхого завета, то и понять язык этрусков пробовали с помощью
древнееврейского.

Лишь в XVII-XVIII веках начинается серьезное изучение языков мира.
Составляются грамматики и словари, языки сопоставляются друг с другом.

Римские легионеры в свое время принесли свой язык в Дакию - потомком его
стал румынский язык, в Галлию (французский, провансальский), в Иберию
(испанский, португальский) и т. д. А в самой Италии из латыни формируется
итальянский язык. Римская империя гибнет под ударами варварских племен.
Самые активные из них - племена германцев. Англы и саксы достигают Британии,
где формируется древнеанглийский, на территории Европейского материка -
немецкий, нидерландский, на Скандинавском и Ютландском полуостровах -
датский, норвежский, шведский. Отважные викинги заселяют Фарерские острова и
далекую Исландию, и тут, с ходом лет, образуются особые - фарерский и
исландский - языки.

Славяне появляются на восточных окраинах Римской империи, заселяют почти всю
Восточную Европу и Балканский полуостров. На такой огромной территории
славянское языковое единство должно было распасться на отдельные ветви.
Южные славяне дают начало языкам болгар, сербов, хорватов, македонцев,
словенцев. Западные - чехов, словаков, поляков, а восточные - сначала языку
Киевской Руси, а затем его потомкам - русскому, украинскому, белорусскому.

Но, быть может, все эти отдельные языки Европы находятся в родстве между
собой? Ведь у них много общего и в грамматике и в словаре: Этой мыслью
задаются все чаще и чаще ученые XVIII столетия, в том числе Лейбниц и
Ломоносов. Они предугадывают очертания огромной семьи языков, родство,
уходящее в глубь тысячелетий. Но доказать его не могут. И совершенно
неожиданно помощь приходит не из Европы, а из далекой страны чудес - Индии.

Уже в XVI веке европейцы узнают о существовании санскрита - священного
письменного языка брахманской религии. Но по-настоящему этот язык был открыт
лишь в конце XVIII века англичанином У. Джонсом, чиновником Ост-Индской
компании, ставшим ученым-востоковедом.

<О мудрости индийцев> - так называется сочинение немца Ф. Шлегеля, вышедшее
в свет в начале прошлого столетия. В нем указывается, что санскрит
удивительно похож на латынь, древнегреческий, германские языки и персидский.
Причем сходство это видно и в словаре, и в грамматике.

Вскоре появляются работы Расмуса Раска, Якоба Гримма, Франца Боппа, которые
и заложили краеугольные камни сравнительно-исторического изучения языков. И,
как писал Бопп, в исследовании <наших европейских языков действительно
наступила новая эпоха с открытием нового языкового мира, - и именно
санскрита, относительно которого удалось установить, что он по своему
грамматическому строению находится в самой тесной связи с греческим,
латинским, германским и т. д. языками>.

Оказалось, что славянские языки, языки латышский и литовский и языки кельтов
также находятся в родстве с языками германскими, романскими, греческим,
армянским, албанским и санскритом, с персидским, осетинским, курдским,
таджикским, языком священной книги огнепоклонников <Авесты>, языком
клинописных надписей древнеперсидских царей, с языками древних государств
Средней Азии, с многочисленными наречиями, на которых говорят в горах Памира
и Гималаях, и даже с цыганским языком!

Случайность и закономерность

Значение и звучание слов в языках, на которых говорят в разных точках земли,
может совпадать благодаря чистой случайности. Например, в языке ангас
(Нигерия) и в немецком <четыре> звучит одинаково - _фир._В языке острова
Пасхи <пук>, <пучок> звучит, как _пука._Подобные случайные совпадения о
родстве языков ничего не говорят.

На земном шаре существует 10-20 тысяч языков. А так как в диалектах звучание
одних и тех же слов различается, то мы получаем около 100 000 различных
звуковых вариантов слов. В словаре любого языка, даже самого бедного, не
имеющего письменности, минимум десять тысяч слов. А в русском, английском,
немецком? Если учесть архаизмы (слова, вышедшие из употребления) и новые
слова, число различных слов в каждом из этих языков больше миллиона. Но мы
возьмем минимальную величину - 10 000 слов в каждом языке мира. Теперь
умножим 100 000 языков и диалектов на 10 000 слов словаря. У нас получится 1
000 000 000. Миллиард разных слов! Создаются эти слова комбинациями звуков,
число которых не превышает 100.

В международном фонетическом алфавите, с помощью которого можно обозначить
любой звук языка, менее 90 специальных знаков. Ясно, что непременно должны
быть совпадения. По звучанию их будет очень много, а по звучанию и значению
меньше, но все-таки много. Поэтому и немецкое и ангасское _фир_не может
служить доказательством родства языков. Другое дело, если бы совпадали и все
остальные числительные этих языков! Тогда бы с помощью теории вероятностей
можно было показать, что совпадение не может быть случайным. Вероятность
случайного совпадения одного числительного в двух языках весьма велика. Но
вероятность совпадения всех числительных ничтожно мала.

Сравните числительные от 1 до 10 в некоторых языках мира: в русском,
английском, латинском, древнеиндийском, греческом, немецком, латышском и в
языке монтоль, на котором говорят в одном из районов Нигерии.

| один | эка | виэнс | унус | эйс | уан | айн | мэнэ |
+| два | два | диви | дуо | дюо | ту | цвай | выгыль |
+| три | три | трис | трэс | трэс | ?ри[1 - Знаком ? в лингвисты обозначают
глухой межзубный согласный, как в английском слове thick - <толстый>.] |
драй | кун |
+| четыре | чатур | четри | кваттуор | теттарес | фо | фир | фэй |
+| пять | панча | пиэци | квинкве | пэнтэ | файф | фюнф | пат |
+| шесть | шаш | сэши | секс | хэкс | сикс | зэкс | пымэ |
+| семь | сапта | сэптини | сэптэм | хэпта | сэвн | зибэн | повыль |
+| восемь | ашта | астони | окто | окто | эйт | ахт | покун |
+| девять | нава | дэвини | новэм | эннеа | найн | нойн | пофай |
+| десять | даща | дэсмит | дэцем | дэка | тен | цэн | сай | В числительных
всех языков, кроме языка монтоль, поразительное сходство. В языке монтоль
числительное 5 звучит почти как русское _пять_-_пат,_а звучание
числительного 4 - _фэй_походит на немецкое _фир_и английское _фо._Но все
остальные числительные на языке монтоль (кроме 5) не имеют сходства с
русскими. Числительные монтоль, кроме 4, не похожи на немецкие и английские.
Значит, совпадения случайны.

Какой же вывод можно сделать из таблицы? Все приведенные в ней языки
родственны друг другу, за исключением языка монтоль. У всех у них когда-то
был единый язык-предок, от которого отделились славянские, германские и
другие языки, которые, в свою очередь, разделились на немецкий, английский и
т. д.

Сопоставить можно не только числительные, но и другие слова, которые никогда
не заимствуются из других языков. Например, термины родства.
По-древнеиндийски <брат> и <сестра> звучат, как _бхратар_(с долгим а) и
_свасар;_в языке древних германцев - как _бровар_и _свистар,_в языке
<Авесты> - _братар_и _хванхар;_по-латыни _фратер_и _сорор,_по-немецки
_брудер_и _швестер_и т. д. Или сравните русское _дочь,_исландское
_доттир,_английское _дота,_немецкое _тохтер,_древнеиндийское _духитар._

Сходство всех этих слов увидеть нетрудно. Но не сходство, а именно различие
исследуют ученые, сопоставляя языки единой ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ семьи. (Санскрит
был открыт в Индии, а все языки Европы, кроме финского, эстонского,
венгерского и баскского, входят в состав этой семьи.) Найти близкие звучания
в языках мало. Надо еще отыскать и законы исторических изменений, по которым
древние индоевропейские числительные, означавшие <шесть> и <семь>, в
греческом стали звучать как _хэкс_и _хэпта,_в немецком - _зэке_и _зибэн,_в
английском - _сикс_и _сэвн,_а в русском - _шесть_и _семь._

С поиска законов и с открытия их началось сравнительно-историческое изучение
языков и вместе с ним подлинная наука языкознание, которая не только
описывает факты, но и объясняет их.

Мы не будем рассказывать о том, как ученые открывали законы соответствия
звуков в различных индоевропейских языках, как, чисто теоретически, было
предсказано существование <звука икс> в этой семье и как он был впоследствии
открыт, когда удалось расшифровать таинственные письмена хеттов, древних
жителей Малой Азии. Это тема особой книги.

Чтобы иметь представление о сложности и далеко не <очевидности> решения
задач сравнительно-исторического языкознания, приведем характерный пример.
Английское bad и персидское bad звучат почти одинаково и означают <плохой>.
Оба языка - индоевропейские. И все-таки между этими словами нет древнего
родства! Английское bad восходит к древнеанглийскому слову
_беддел,_означавшему <немужественный, трусливый мужчина>. А персидское bad -
к древнеперсидскому слову _вата,_означавшему <плохой>.

Зато французское _пье_(<нога>) и армянское _от_(<след>) происходят из одного
и того же древнего слова, хотя значения их отличаются и в словах нет ни
одного общего звука! Французское _пье_происходит из латинского корня
_пед_(<нога>). Армянское _от_звучало раньше как _хот,_еще раньше - как
_фот_и восходит к общеиндоевропейскому корню _под._В германских языках
_под_превратилось в _фот,_откуда и английское _фут._В русском языке от
общего индоевропейского корня происходит слово _пеший,_а в словах
_велосипед,_педикюр,_педаль,_заимствованных из французского, сохраняется
латинское звучание корня _пед_(из греческого в русский попало слово
_антипод,_то есть <противоногий>).

Законы звуковых соответствий точны, строги и обязательны, почти как законы
алгебры или геометрии. С их помощью можно объяснить удивительные превращения
звуков, корней, слов. И даже восстанавливать звучание языков, от которых не
дошло памятников письменности. Древнерусский язык - <отец> современного
русского. Праславянский язык - <отец> древнерусского - приходится ему
<дедом>. Но и у этого <языка-деда> был свой <отец> - общий индоевропейский
праязык (от которого образовались славянские, германские, кельтские и другие
языки), <прадед> русского. Лингвисты, опираясь на законы соответствий,
смогли восстановить облик этого древнейшего языка, его фонетику, морфологию,
грамматику, определить корни слов языков-потомков:

Кто же, когда и где говорил на этом языке - прапредке русского, немецкого,
хинди и многих, многих других наречий мира?

Крушение мифа

Санскрит - древнеиндийский священный язык индийских жрецов - казался самым
древним изо всех индоевропейских наречий. На древнеиндийском языке написаны
священные книги индуистов - <Веды>. В древнейшей из них, <Ригведе>,
говорится о том, как племена, называвшие себя <арьи>, то есть <благородные>,
вторглись в Индостан и покорили эту страну. А так как народности Индии,
говорящие на индоевропейских языках, отличаются от иноязычных племен
Индостана и по расе (первые - белые, вторые - темнокожие), то было
естественно связать языковое родство и родство по расе.

Вся индийская культура уходит своими корнями в древнюю культуру, созданную
потомками творцов гимнов <Ригведы>. К цепочке <язык - раса> добавилось еще
одно звено - <культура>. Исходя из этого, многие ученые Запада создали
теорию, которая, казалось, объясняла не только происхождение индийской
цивилизации, но и вообще развитие всей человеческой культуры.

Европеоиды, говорившие на арийском, то есть индоевропейском языке, якобы
принесли всем остальным народам мира в Индии и Западной Европе, в
Центральной Азии и в России высокую культуру, письменность,
государственность: Вслед за этим последовало уточнение - <арийцы> были не
просто европеоидами (к этой расе принадлежат и таджики, и армяне, и
египтяне, и норвежцы), а людьми с белой кожей и голубыми глазами,
представители северного, <нордического>, типа. Говорили они на
индоевропейском языке, который сложился якобы в Германии. Оттуда, дескать, и
двинулись легендарные <арьи> во все стороны света, неся с собой <дух
общественности, любовь к порядку, строгую честность, справедливость,
человечность>, а также государственный строй и высокую культуру народам,
удел которых повиноваться и учиться у <индогерманцев>.

Когда в Германии к власти пришли нацисты, эта теория стоила жизни многим
миллионам <неарийцев>. Конечно, причины возникновения нацизма лежат совсем
не в том, что в Индии был открыт санскрит, а ученые установили существование
индоевропейской семьи языков. <Арийская> теория нужна была лишь как своего
рода символ, флаг, прикрываясь которым можно было посягать на
самостоятельность народов, делить людей на <полноценных> и <неполноценных>.
Тем более, что задолго до того, как в Германии на вооружение была взята
<арийская теория>, ученые самых разных стран и специальностей показали
полную ее несостоятельность.

Древние германцы никогда не именовали себя арьями. Это слово мы находим лишь
в индийских, иранских и кельтских языках. _Арьями_звали себя герои
<Ригведы> - индийского религиозного сборника, содержащего гимны богам;
_ирон_называют себя осетины, от этого же корня происходит название страны
Иран. Немцы же, как известно, именуют себя _дойч,_а германские племена
назывались <тевтонами>, <готами> и т. д., но не <арьями>! Более того, само
слово _ариец:_не индоевропейское. Оно заимствовано из семитских языков, к
которым относится и древнееврейский. А ведь именно евреев, как исконных
<врагов арийцев>, больше всего преследовали нацисты! Объяснить и структуру и
смысл корня _арья_законами индоевропейских языков нельзя. Зато он очень
хорошо толкуется, если обратиться к семитским наречиям, в которых это слово
имеет значение <свободнорожденный>, <не раб>.

Раскопки археологов показали, что за много веков до прихода арьев на
Индостане существовала самобытная культура. У создателей ее скотоводы-арьи
научились выращивать зерновые, строить суда, научились производству красок и
многому другому. От древних жителей Индии арьи восприняли и целый ряд
религиозных культов, верований, символов, включая знак свастики, который
нацисты сделали символом <арийской власти>.

Культуру можно перенять в короткий срок. Мы знаем, что за одно лишь
поколение народы Сибири смогли шагнуть из каменного века в наш, двадцатый
век. Перенять язык не так-то просто. Но в течение нескольких поколений один
народ может полностью забыть свой родной язык и перейти на другой. Негры США
и Латинской Америки говорят по-английски, по-португальски, по-испански, а не
на африканских наречиях своих предков. Расовые признаки наследственны, их
невозможно <заимствовать>, так как они передаются по наследству. Внешний
облик современных жителей Египта почти не отличается от облика жителей
страны эпохи фараонов. Между тем египтяне говорят по-арабски, а не на
древнеегипетском или его потомке - коптском языке. За истекшие тысячелетия в
долине Нила сменили одна другую несколько культур - древнеегипетская,
эллинистическая, средневековая арабская и т. д. - вплоть до современной
культуры XX столетия!

Древние жители Двуречья говорили на шумерском языке. Затем он был вытеснен
языком пришельцев, и в долине Тигра и Евфрата зазвучала аккадская речь
вавилонян и ассирийцев. Язык шумеров исчез, а шумеры смешались с
пришельцами. Так что вавилоняне - это почти те же шумеры по культуре и
внешнему облику, шумеры, которые стали говорить на другом языке!

Подобных примеров множество. Но, вероятно, вам и так уже стало ясно, что
нельзя ставить знак равенства между расой, языком и культурой. И пожалуй,
как раз народы, говорящие на индоевропейских языках, дают тому лучшие
примеры. Сравните таджика и англичанина, латыша и цыгана, русского и
армянина, голландца и бразильского негра, исландца и жителя Памира. Все они
индоевропейцы по языку, но в то же время как различен их внешний облик!
Образ жизни москвича или парижанина не имеет ничего общего с образом жизни
веддов, охотников в джунглях острова Цейлон, или с бытом обитателей
заоблачных вершин Гималаев. А ведь все они говорят на языках, находящихся в
родстве, входящих в великую индоевропейскую семью!

*
Всем Счастья! Александр из Ростова-на-Дону:
donspo***@g*****.com
www.blog.bulib.ru

Качаем аудиофайл "Вегетарианство и духовность":
http://depositfiles.com/files/chyhrqm8s

   2011-07-24 16:36:09 (#1753429)

[Веды] 26 июля - рекомендуем постится

26 июля -- Камика Экадаши

Махараджа Юдхиштхира сказал:
"О Всевышний Господь, я услышал от Тебя славу поста в Дева-шаяни экадаши, приходящего
в светлой половине месяца ашадха. Теперь я хочу услышать о экадаши двух темных
недель месяца шравана (июль-август). О Говинда, пожалуйста, будь милостив ко
мне и объясни его славу. О Васудева, я смиренно склоняюсь перед Тобой".

Всевышний Господь Шри Кришна ответил:
"О царь, слушай внимательно, как Я опишу благоприятное воздействие этого священного
дня, уничтожающего все грехи. Об этом же однажды спросил Господа Брахму Нарада
Муни.

"О владыка всего, - сказал Нарададжи, - о сидящий на лотосном троне, пожалуйста,
поведай мне название экадаши темной половины месяца шравана. Будь милостив, раскрой
мне, какому Божеству поклоняться в этот день, каким правилам следовать, соблюдая
его, и каково благо, даруемое им".

Господь Брахма ответил: "Мой дорогой сын Нарада, для блага всего человечества
я с радостью отвечу на все твои вопросы, ибо простое слушание прославления Камика
экадаши дарует благо, равное награде, обретаемой жертвоприношением коня. Великое
благо получает тот, кто поклоняется и медитирует на лотосные стопы четырехрукого
Господа Гададхары, держащего в своих руках раковину, диск, палицу и лотос, которого
также называют Шридхарой, Хари, Вишну, Мадхавой и Мадхусуданой.

Благословение, получаемое тем, кто поклоняется Господу Вишну, намного больше,
чем обретаемое священным омовением в Ганге в Каши (Варанаси), в лесу Наймишаранья
или Пушкаре, где поклоняются мне(1). Но награда человека, соблюдающего Камика
экадаши и поклоняющегося Господу Шри Кришне больше, чем того, кто получил даршану
Господа Кедаранатхи в Гималаях, или совершил омовение на Курукшетре во время
солнечного затмения; или раздает землю, вместе с лесами и морями, как милостыню;
или совершает омовение в реке Гандаки или Гадавари в день полнолуния, приходящийся
на понедельник, когда Лев и Юпитер совпадают.

Соблюдение Камика экадаши дает то же благо, что и пожертвование молочной коровы
с теленком и кормом. В этот день каждого, кто поклоняется Господу Шридхара-деве,
Вишну, почитают полубоги, гандхарвы, паннаги и наги. Тот, кто боится своих прошлых
грехов и полностью запутан в греховной материальной жизни, должен для своего
блага соблюдать этот лучший из экадаши согласно своим возможностям, и этим достичь
освобождения. Этот экадаши чистейший из всех дней и наиболее могущественен в
уничтожении грехов. О Нарада, Сам Господь Шри Хари как-то сказал о этом экадаши:
"Постящийся в Камика экадаши получает намного большее благо, чем изучающий духовную
литературу".

Каждый, кто постится в этот особенный день и бодрствует всю ночь, никогда не
попадает в сети Ямараджи, олицетворенной смерти. Любой, соблюдающий Камика экадаши,
не будет больше страдать от рождений. В прошлом многие йоги, постившиеся в этот
день, вернулись в духовный мир. Поэтому надо следовать их благословенным стопам
и строго соблюдать пост в этот экадаши. Каждый, поклоняющийся Господу Хари листьями
туласи, свободен от греха. Он несомненно живет, не соприкасаясь с грехом, как
лист лотоса не соприкасается с водой, хотя и находится в воде.

Предложивший Господу Хари лист туласи - свободен; он достигает того же блага,
что и жертвующий двести грамм золота или восемьсот грамм серебра. Всевышний Господь
больше доволен тем, кто поднесет Ему единственный лист туласи, чем тем, кто поклоняется
Ему жемчугом, рубинами, топазами, бриллиантами, ляпис-лазурью, сапфирами, камнем
гомедха, тигриным глазом и кораллами. Преподнесший Господу Кешаве свежераспустившиеся
манджари со священного дерева туласи избавляется от всех грехов, накопленных
в этой или другой жизни.

Несомненно, простая даршана туласи в Камика экадаши устраняет все грехи и просто
прикосновением к ней устраняются все виды желаний. Тот, кто поливает туласи,
никогда не испугается бога смерти, Ямараджа. Вырастивший туласи в конце-концов
достигнет Господа Кришны в Его обители. Поэтому надо ежедневно воздавать смиренное
почтение Шримати Туласи-деви, дарующей освобождение в преданном служении. Даже
Читрагупта, секретарь Ямараджи, не может сосчитать благо, получаемое тем, кто
предлагает Шримати Туласи-деви горящую лампаду на гхи.

Этот священный экадаши так дорог Верховной Личности Бога, что все предки того,
кто предлагает Господу Кришне горящую лампу на гхи, попадут на небесные планеты
и будут пить там нектар. Каждый, предлагающий Шри Кришне в этот день лампадку
на гхи или на сезамовом масле, освобождается от всех грехов и в теле, сияющем
как десять миллионов светильников, достигает обители Сурьи, бога солнца (2).

О Юдхиштхира, - завершил Господь Шри Кришна, - эти слова о неисчислимой славе
Камика экадаши, устраняющего все грехи, были сказаны Господом Брахмой Нараде
Муни. Этот священный день уничтожает даже грех убийства брахмана или нерожденного
ребенка в утробе и поднимает человека в духовный мир, сделав его весьма достойным
(3). Любой, слушающий с верой славу Камика экадаши, освобождается от всех грехов
и возвращается домой, обратно на Вишну-локу".

Так заканчивается повествование о славе Шравана-Кришна экадаши, или Камика экадаши,
из Брахма-вайварта Пураны.

Примечания

1. На Пушкара-кшетре находится единственный на Земле храм, в котором поклоняются
Господу Брахме.

2. Этот экадаши так могущественен, что если кто-то и не может поститься, следуя
правилам, упомянутым здесь, он вместе со своими предками все же поднимется на
небесные планеты.

3. Человек, убивший брахмана и т.д., а затем услышавший прославление Камика экадаши,
освободится от последствий греха. Но нельзя заранее думать, что можно убить брахмана
и избежать наказания, просто слушая об этом экадаши. Такое сознательное совершение
греха отвратительно.

   2011-07-24 05:56:23 (#1752523)