Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сякухати

[SHAKU] в дускусс-лист: длина сякухати

Здравствуйте.

У меня такой вопрос:

Везде в руководствах по изготовлению читал, что длина трубки должна быть
1.8 тамошних футов или гдето 54.2 см.
Но у меня сякухати, настроенная на D длиной гдето 52 см.
Сперва думал, что это из-за особенностей свистка или внутреннего диаметра,
но вот недавно вычитал в умных книжках, что высота звука вообще не зависит
от диаметра, а свисток вроде по правилам сделан. Вобщем, когда я ее купил,
она была действительно около 54 см, но свистковый вырез достигал 1 см! И
расход воздуха был огромным. Пришлось немного его уменьшить, при этом
высота звука значительно понизилась. Ну и так стачиванием то сверху то с
торца настроил ее на D при глубине выреза гдето 0.5 см. Играть стало
значительно легче. И проблем с инструментом вообщем-то нет, но я просто
хочу понять что с ним не правильно. К тому же когда я изготавливал
сякухати из ПВХ-трубки, длина оказалась тоже существенно меньше
номинальных 54.2.
Подскажите, если кто знает, в чем дело? Может быть это из-за особенностей
(не строгой цилиндричности) канала, или из-за особенностей свистковой
части эффективная длина меняется?

Спасибо заранее.

Ответить   Thu, 04 Jan 2007 14:43:02 +0300 (#626399)

 

Ответы:

Hello Anton,

Thursday, January 4, 2007, 1:43:02 PM, you wrote:

Здравствуйте Антон. Я конечно умных книжек не пишу :) но насколько я
знаю из прочитанной мной литературы и из собственного опыта звучит
именно определенный объем воздуха, а формула объема как известно
площадь сечения на высоту, т.е. диаметр влияет.

Ответить   Thu, 4 Jan 2007 20:28:49 +0200 (#626515)

 

On 1/4/07, Алексей <alexb***@m*****.ru> wrote:

купил,

А вот это глупость:) Неправильная эта умная книжка:))))
Высота зависит от диаметра, так как звучит воздух на "эффективной
длине", а она равна L+d/2, где d это диаметр (это для всех
цилиндрических духовых). Кроме того именно в сякухати строй очень
сильно зависит от конфигурации утагучи - от угла наклона и прочих
факторов. А если канал нецилиндрический то вообще стандартные формулы
не работают:)

ага

Нет-нет-нет. Определенный обьем звучит только у окарин. У флейт
другого типа звучит "эффективная длина"

Ответить   Fri, 5 Jan 2007 01:50:32 +0200 (#626650)

 

On Fri, 05 Jan 2007 02:50:32 +0300, Yaroslaw Kaminsky <yarosl***@g*****.com>
wrote:

Спасибо всем. Я, видимо просто не вник в текст. Книжка на самом деле оч.
хорошая (называется "Air columns and toneholes. Principles for Wind
Instrument Design" - Bart Hopkin). Где конкретно взял не помню, но вроде
даже сам Komuso выкладывал гдето в блоге pdf-ки. По видимому, имелось в
виду, что не имеет значения диаметр в чисто теоретической модели: трубки с
эффективной длиной L. Ну а в реальных инструментахо эффективная длина,
конечно, различается и зависит от всего на свете. Т.е. есть соответствие
реальной длины эффективной длине и оно зависит в т.ч. и от диаметра.

Я, кстати, как эту гипотезу о независимости от диаметра прочитал, сразу
схватился за ножовку и борщевик. Сделал две заготовки для поперечек
приблизительно одинаковой длины и свистковых отверстий но где-то на 1см
различающихся диаметров. Ну и да. В-общем звук был практически равен.
Кроме-того сравнивал сякухати и свою поперечку классическую по длине.
Прикол, что РЕ у них приблизительно при одной длине звучит (всмысле клапан
ре на поперечке около полной длины сякухати), хотя поперечку можно как
шомпол для сякухати использовать :).

Ну, я старался ее подогнать таким образом, чтобы основной звук был где-то
посредине. Т.е. в самом удобном положении. В моем случае возможны
отклонение на тон и вверх и вниз.

И еще, если можно, оффтопик немного: может быть кто-нибудь подскажет, на
что влияет в поперечных флейтах расстояние от пробки (та что в левом
конце) до отверстия для вдувания на звук (тембр? высоту?). Вроде-бы где-то
читал, что наличие левой части служит роль какого-то резонатора и сильно
стабилизирует ноты во втором и высших регистрах?

Спасибо заранее.
Удачи

Ответить   Fri, 05 Jan 2007 13:54:59 +0300 (#626812)

 

On 1/5/07, Anton Erdman <tentac***@t*****.by> wrote:

Даже не стабилизирует, а скорее подстраивает 2й регистр чтоб звучал
строго в октаву с 1м. На флейте Бэма второй регистр можно эффективно
подстроить этой пробкой:) я на своих поперечках сначала подстраиваю во
время настройки а потом фиксирую, так что потом его уже подстроить
значительно тяжелее.

Ответить   Fri, 5 Jan 2007 21:00:49 +0200 (#626924)

 

Ну, тут уже наотвечали кое что. Обращу внимание на некоторые моменты:

1. Угол наклона при игре. У меня есть 1.8 тональности D и 2.0 тональности С.
Но, согнув флейту, можно на 1.8 выдуть С, что очень часто применяется в игре
Хонкиёку. Поэтому ответить на вопросы тут можно только очно, подержав флейту
в руках.
2. Внутренний объём воздуха играет роль. Просто до какого-то размера
опираются на длину, т.к. внутренний диаметр стараются держать примерно
одиннаковым, чтобы свободно играть можно было. Когда разговор идёт о хотику
- огромных флейтах толщиной в руку, тут больше имеют дело с объёмом.
Е.

Ответить   Fri, 5 Jan 2007 02:22:36 -0800 (#626779)