"Цвет и размер" - так называется альбом. Сразу вспоминается Пятачок
- "Мой любимый цвет, мой любимый размер" - но, в отличие от Пятачка,
любимые цвета Дэйва Грола - кроваво-красный, черный и какой-нибудь бурый, поскольку
экс-барабанщик "Нирваны", взяв в руки гитару и подойдя к микрофону,
запел-заиграл примерно то же самое, но раза в два яростнее. Мощный, сметающий
все на пути своем хард-грандж даже уже не давит - он плющит в лепешку, как гусеницы
танка, несущегося на врага. И изящным диссонансом этой звуковой давилке звучат
грустные баллады, написанные как бы в глубоком похмелье. А может - и правда
в похмелье, поскольку в трезвом уме и твердой памяти такую музыку исполнять
затруднительно. Оценка: 4
(Contr)
MICHAEL KISKE "Instant clarity" (p) 1996
В России немецкая группа "Helloween" во все времена пользовалась
вниманием и уважением, поэтому многих меломанов в конце 90-х тревожила судьба
бывшего солиста группы, Михаэля Киске. Он спел в двух лучших альбомах "Helloween",
но потом, заполучив в группе бразды правления, стал сеять полную неразбериху.
До этого "Helloween" был ансамблем, может быть, слегка туповатым,
но зато сверхскоростным, мелодичным и очень радостным, а Киске потащил своих
коллег в строну прогрессива и даже арт-рока. В итоге публика осталась в недоумении,
фанаты - в ярости, а самого Киске после двух мутных альбомов из группы вежливо,
но настойчиво попросили. "Helloween" вернулся к исконной стилистике,
а Михаэль Киске, после двух лет раздумий, записал-таки сольный альбом. На бывших
коллег он телеги особо не гнал, а экс-гитарист "Helloween", Кай Хансен,
даже помог ему в записи альбома. Зато теперь Киске запел и засочинял именно
то, что ему хотелось. Конкретнее? Проведите некую линию между "Iron Maiden"
и "Jethro Tull" (если такое вообще возможно) - где-то в самой серединке
балансирует бедный Михаэль, стараясь не свалиться ни в крупно-рубленый хэви-метал,
ни в жеманное барокко. Кстати, второй гость на записи - Эдриан Смит из "Iron
Maiden": тоже гитарист, и тоже в то время "экс". Получается,
альбом создавали сплошные "бывшие", что доказывает: уход из легендарной
группы не для всех смертелен. Некоторые выздоравливают.
(Contr) Оценка: 3
MANOWAR "Louder than Hell" (p) 1996
"Manowar" был, есть и будет таким: грубым, быстрым, ломовым, и в
то же время величественным, виртуозным, мощным. Свой стиль он знает и представляет
в совершенстве, беда лишь в том, что стиль этот - хэви-метал. Лидер "Manowar",
Джой ДеМайо, поклялся на всех своих ржавых реликвиях, что будет верен металлу
до последнего дыхания, и слово держит: ни мода, ни финансовое положение группы,
ни даже ротация коллег-музыкантов не могут сбить "Боевой корабль"
с курса: полный вперед, плевать на шторма и ураганы! К моменту выхода "Louder
than Hell" состав опять поменялся: кроме ветеранов Эрика Эдамса и Джоя
ДеМайо, к группе примкнули гитарист Карл Логан и вернувшийся назад барабанщик
Скотт Коламбус. Стабильность и заданность мэноуоровской музыки такова, что уже
по обложке диска можно безошибочно судить обо всех песнях: изображенные там
рельефно-накачанный мужик рвет (как Тузик грелку) стальные цепи и голыми руками
крошит стальные же наковальни. В качестве антуража - мечи, заляпанные кровью
топоры, кольца, короны, змеи, летучие мыши, одним словом - Толкиен курит и икает.
Песенки тоже классные: как пошли месить с самого начала, так 50 минут и месили.
Правда, месили с искренним чувством и нескрываемым удовольствием, тем более
что за 13 предыдущих лет в этом деле парни поднаторели. Оценка: 4
(Contr)
JIMMY PAGE & ROBERT PLANT "Walking into Clarksdale" (p) 1998
Недавно где-то на Западе был опубликован список "Сто гитаристов, которые
изменили лицо рока". Джимми Пэйдж занял там первое место, обойдя безумное
число гениальных струнотерзателей. Ход его творческих поисков непредсказуем
уже 35 лет - но, куда бы ни выводила его кривая, он всегда хорош (особенно если
при этом не пьет, не ширяется и не читает кабалистических книжек, хе-хе). Его
бывший коллега по "Led Zeppelin", певец Роберт Плант, всегда имел
карьеру более разнообразную: кидало его от шизы до стадионного рока, от вокальных
взлетов до гробового безголосья. Однажды "братан" Пэйдж утратил-таки
надежду на сотрудничество с ним и записал превосходный альбом с экс-перпловцем
Дэвидом Кавердэйлом. Это моментально вывело Планта из анабиоза: как же, вечный
"резервный гитарист" ушел на строну! Взревновал жутко. Когда две взведенные
пружины, Пэйдж и Плант, сошлись-таки в 94-м году, они поставили на уши всю планету.
Как и 20 лет назад. Их альбом "No Quarter" был близок к совершенству,
а дожившие меломаны ликовали и требовали продолжения банкета. Парочку тут же
окрестили "мини-Лед Зеппелин" (остальные участники группы остались
вне игры: Джон Бонэм умер в 1980-м, а Джон Пол Джонс наглухо занырнул в музыкальные
эксперименты, и на призывы не реагировал). Вопреки прорицателям, два "старпера"
не разругались в очередной раз, а заработали вместе, как ни в чем не бывало.
И в прежней манере: не повторяться, не идти на поводу, никого не слушать и никому
не стараться понравиться. "Walking Into Clarksdale" - именно такой
альбом: жесткий, угловатый, временами откровенно грубый - но в то же время очень
тонкий, мудрый, прихотливый и просто красивый. Пэйдж вырастил свою музыку на
северных скалах Шотландии, полил ее дождями, высушил морским ветром и украсил
острыми прутиками омелы. Плант опалил ее арабским смерчем, обжарил на белом
египетском солнце, наполнил пронзительными воплями муэдзинов. Излюбленая "пенка"
двух старых "цеппелинов" - сращивание кельтской и арабской музыки.
Здесь она доведена до абсолюта. Порой - вы это услышите - в жертву приносятся
и блюз, и рок, и все прочее, чего от них так ждали. Тем не менее - это вам и
блюз, и рок, и даже поп-музыка. Это просто Музыка. Ее надо слушать. Оценка:
5
(Contr)
PANTERA "The great southern trendkill" (p) 1996
Знаете, когда кто-то сделает что-нибудь из ряда вон - все поначалу шокированы,
а потом дружно делают то же самое, и это "из ряда вон" становится
обычным делом. Жила-была в Техасе группа "Pantera", рубила заурядный
металл, но однажды появился в ней солист Фил Ансельмо, и в течение двух лет
"Pantera" стала "главным скандалом Америки". Были до этого
группы злые, были тяжелые, но не было группы, которая так органично сочетала
бы в музыке злость, тяжесть и мрачный мелодизм - и все на предельной отдаче!
Удивительно, но при таком дьявольском напряжении "Pantera" еще умудрялась
прогрессировать от альбома к альбому, искать новые формы! В альбоме "The
great southern trendkill" сделан уклон в "industrial" - шизоидные
тембры гитар, уходящие в белый шум; Фил Ансельмо, прежде делавший в ваших мозгах
фугасные пробоины, теперь ревет немножки "сзади" (берегите затылок!),
да и сами мелодии время от времени расплываются и деформируются. Но при этом
неизменными остались фирменные "фишки": шаманские гитарные риффы,
неудержимый драйв и просто бешеная энергетика, которой пропитана каждая нота.
И, возвращаясь к началу рецензии: если сперва, слушая "Пантеру", американская
рок-тусовка недоуменно хмыкала, то теперь дружно кинулась ковать чужое железо.
К середине 90-х народилось несметное число "пантер" и "пантерочек",
но ансамбль Фила Ансельмо по-прежнему остался непредсказуемым и неудержимым
флагманом - впереди всей флотилии. Оценка: 5
(Contr)
SODOM "'Til death do us unite" (p) 1997
Одна из самых известных немецких металлических команд "Sodom" продолжает
существовать, с безразличием относясь к невзгодам, что на нее валятся. За прошедшие
годы состав варьировался, наверное, раз 200, но в нем неизменно присутствовали
Том Энджелриппер и Крис Витчхантер. Потом и Крис сделал ноги, и теперь только
"Кромсатель ангелов" Томми отвечает за торговую марку "Sodom".
Он же пишет и все песни, а за микшерским пультом восседает, конечно, Харрис
Джонс - продюсер с культовой репутацией, но ныне немножко забытый из-за падения
интереса к трэш-металлу. Но, как я вам уже говорил, "содомистам" все
это - по барабану, они знай мочат свой мощный трэш-дэт, разве что привнесли
в него некоторую дозу хард-кора (впрочем, Том и раньше с симпатией относился
панкам и пиву). "Sodom" - команда по-прежнему патриотическая, и лишь
половину песен поет на общепринятом английском, а другую половину - на родимом
немецком. С годами ярость и агрессия стали более увесистыми, появился этакий
тяжеленный пивной "кач", что наводит на туманные ассоциации с "Motorhead".
Не исключено, что с годами этот "кач" станет преобладающим, а если
еще и уровень тяжести упадет, то Том Энджелриппер может смело отращивать бороду
и завязывать дружбу с группой "ZZ Top". Оценка: 4
(Contr)