Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (16.10.06-22.10.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #141


НОВОСТИ с 16.10.06 по 22.10.06 (2)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1406] Контролеры с человеческим лицом
[1405] На пороге вечности
[1406] Контролеры с человеческим лицом
22.10.2006
[Рисунок: Контролеры Московского международного дома музыки (http://community.livejournal.com/kontroleri_mmdm)] Среди московских меломанов и музыкантов ходят легенды о контролёрах ММДМ. Точнее, не о них самих, а об их поведении, которое, как бы это сказать... кажется не слишком адекватным тому, что когда-то могло ассоциироваться с названием "Дом Музыки". Вспоминаются разного рода реплики "малиновых", вроде: "прекращайте немедленно репетицию - скоро публику в зал пускать!", "не задерживайте проход" и др.

Между тем, в Сети существует ЖЖ-сообщество (Live Journal Community) контролеров ММДМ:
kontroleri_mmdm,
где "малиновые", общаясь друг с другом, предстают вполне обычными современными юношами и девушками со всеми присущими им недостатками и достоинствами. Опубликовано очень много фотографий.

Недавно сообщество было занято сочинением гимна контролеров ММДМ. Насколько можно судить по представленным проектам, будущий гимн будет вполне отражать и политику руководства ММДМ по отношению к контролерам, и надлежащее по инструкции отношение контролеров к публике:

"...Если бабка идёт на "Вы",
и ругается без нужды-
доставай свой электрошок...
пусть её потрясёт чуток

...Иногда бывает сложно
Люди разные идут,
Но всегда спокоен,сдержан
Быть должен контролер!

Помни мерзкий злобный зритель!
Контролер-эт человек!
И не надо его парить
До подергиванья век!

И конешн после работы
Всею дружною толпой
По пивку мы сластно вдарим
И забудем геморой!

...Стоя в партере не забывай.
Ты контролёр! а ну не зевай!
Чтобы с балкона никто не прошёл.
И ген.директор к нам не пришёл!..."
Алексей Зубов
[1405] На пороге вечности
20.10.2006
Десятки, сотни, тысячи концертов по всему миру. Прогрессивное человечество празднует столетний юбилей Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. "Бурные аплодисменты, переходящие в овации". Аншлаг и апофеоз. В Петербурге по нескольку раз сыграны симфонии, концерты, сюиты, сонаты, с десяток раз (и ни разу – хорошо) – "Ленинградская".

Суета юбилейной истерии постепенно улеглась. И вот появляется Алексей Гориболь – и возвращает музыке Шостаковича ее первичный смысл, ее муку, ее свет и ее смерть. Проводящийся им в Петербурге с 11 октября по 25 ноября фестиваль "Дмитрий Шостакович. Избранное" – уникален.

Фестиваль редкостен прежде всего потому, что состоялся. Состоялся вопреки лицемерному бездействию отсутствующих спонсоров. А в значительной степени – благодаря подвижнической энергии художественного руководителя фестиваля.

Потрясающая, невольная удача организаторов фестиваля, их эксклюзивная находка – "воздух" между концертными программами. За полтора месяца – лишь семь концертов. Фестивальные переживания столь сильны, что времени для осмысления и переживания каждой концертной программы требуется ровно столько, сколько требуется сердцу для возвращения в привычный ритм жизни.

Гориболь и его команда отказываются видеть контекст: они занимаются не семиотикой, но герменевтикой. Нет мелочности житейско-бытовых аллюзий. Пристальное вглядывание в метафизику воздуха нотных строчек. Очищенная от биографической шелухи, музыка рождается заново. Гориболь движется в сторону аутентичного Шостаковича.

Подход Гориболя точно отражен в концепции фестивального буклета: нет ни авторитарных жизнеописаний, ни велеречивых мудрствований. Кричащая немота фотографий: вот совсем еще молодой Шостакович во время исполнения фортепианного квинтета. А вот – за шесть лет до смерти, окруженный стульями и пюпитрами на пустынной сцене Капеллы после премьеры Четырнадцатой симфонии. Каждый домысливает объёмы и смыслы сам.

Концерт, прошедший 18 октября в зале Государственной Академической Капеллы стал одним из самых значительных событий петербургской музыкальной жизни последних лет. Второе камерное собрание фестиваля – явление из числа тех, о которых "любое слово изреченное" неминуемо становится ложью.

Открывшие первое отделение "Шесть романсов на стихи английских поэтов" – небесспорный успех Петра Мигунова. Молодому певцу не везде удавалось "вытягивать" драматургическую линию вокальной сюиты, как и духовную напряженность каждого из романсов. Гораздо более однозначен успех певца в "Стихотворениях капитана Лебядкина", однако здесь звучанию сатиры Достоевского порой не хватало трагической "подкладки".

В центре программы – два сочинения, созданные с двадцатитрехлетним перерывом. Два исполнительских шедевра, свидетелем которых стал заполненный на треть зал Капеллы. Как дорога эта немногочисленная публика – неслучайная, настоящая, дарящая музыкантам долгие мгновения тишины вскоре после отзвучавшей музыки! И как жаль тех, кто не услышал того, что услышали они…

Интерпретация Татьяной Куинджи Блоковского цикла – исполнительский триумф уникальной в бескомпромиссности искусства артистки. Испепеляющая себя, забирающая у каждого персонально душу – и возвращающая ее обогащенной и очищенной.

Кричащее безмолвием реквиема Второе трио звучит в исполнении Гориболя, Александра Тростянского и Бориса Андрианова. Музыка подводит к обрыву вечности. Уже веет холодом истинного. Сначала чувства "получают эмоциональный ожог", а затем уже рассудок вникает в природу пережитого потрясения. И в тот момент, когда разуму суждено хоть на миллиметр приблизиться к разгадке, наступает миг абсолютного счастья. Это то, что Аристотель называл катарсисом: очищение после пережитой трагедии. Трагедии, пропущенной сквозь себя.
Дмитрий Ренанский



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное