Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (25.09.06-01.10.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #138


НОВОСТИ с 25.09.06 по 01.10.06 (7)

Произведения великих мастеров - это светила, которые восходят над нами и, совершив свой путь, заходят. Так каждое великое произведение, прежившее свой закат, в свое время вновь взойдет над горизонтом
Людвиг Витгенштейн
дневниковые заметки (1931)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1397] Концерт памяти Микаэла Таривердиева
[1396] Статьи и документы на сайте Сергея Главатских
[1395] Радио Классика Россия
[1394] Алексей Зубов @ 37
[1393] Прелюдии и Фантазии Дмитрия Дейча
[1392] Майсурский тигр-орган
[1391] Сегодня - 100 лет со дня рождения Д. Шостаковича
[1397] Концерт памяти Микаэла Таривердиева
01.10.2006
[Рисунок: Микаэл Таривердиев (muslib.ru)] Благотворительный фонд им. М. Таривердиева при поддержке Правительства Москвы 4 октября в ММДМ устраивает концерт, посвященный 75-летию со дня рождения композитора.
* * *
Его любят за фильмы. 31 декабря не представляют без "Иронии Судьбы", а 9 мая – без "Семнадцати мгновений весны". У Микаэла Таривердиева 132 киноработы, но это лишь часть музыки, которую он оставил после себя.

Таривердиев – автор камерных вокальных циклов и романсов, двух балетов и пяти опер, органных произведений и скрипичных концертов, лауреат восемнадцати международных премий, а кроме того спортсмен и фотограф. В этом году ему исполнилось бы 75 лет.

"75 лет со дня рождения, десять лет со дня ухода – такой вот у нас получается год. И мне хочется, чтобы в этом году о Микаэле Леоновиче говорили не только в связи с кино" - говорит вдова композитора Вера Таривердиева, - "Отсюда и программа "Quo Vadis?" с участием Юрия Башмета и органистов из разных стран, и музыкальный спецпроект "Семнадцать мгновений судьбы" на Первом канале, и фотовыставка, которую мы хотели бы провести".

Программа "Quo Vadis?"
4 октября, Московский Международный Дом Музыки, большой зал.
Юрий Башмет (альт)
Камерный оркестр "Солисты Москвы"
Иштван Матьяш, Жан-Пьер Стайверс, Хироко Инноуэ (орган)


"Quo Vadis?" (Куда идешь?) – программа из трех частей: хоральных прелюдий, Симфонии для органа "Чернобыль" и Концерта для альта в романтическом стиле.

Концерт для альта исполнит Юрий Башмет с "Солистами Москвы".

"Микаэл Леонович написал его специально для Башмета, представляя себе совершенно конкретный, башметовский альт" - вспоминает Вера Таривердиева, - "Это одно из его последних сочинений, и Башмет никогда раньше за него не брался, не играл. Так что 4 октября у нас будет премьера".

Хоральные прелюдии и Симфонию "Чернобыль" представят органисты из Нидерландов, Венгрии и Японии. Все они – лауреаты международного конкурса имени Таривердиева, который проводится в Калининграде с 1999-ого года (отборочные туры – в Москве и Гамбурге, а с будущего года – еще и в Уорстере, США).

Симфония для органа "Чернобыль" - реквием, знаковое произведение Таривердиева.

Микаэл Таривердиев ездил в Чернобыль и в Киев вскоре после трагедии, выступал перед людьми, работавшими на ликвидации аварии. Эта поездка произвела на него огромное впечатление. Вот что композитор писал о ней:

"Мы едем в сторону станции. Стоит ранняя осень. Деревья покрыты золотом и багрянцем. Чисто выбеленные хаты, огромные неубранные тыквы в огородах возле аккуратных деревенских домиков. Где-то раскрыты окна, как будто в этих домах кто-то живет. Детские игрушки в палисадниках. И тишина. Какая-то ненормальная тишина. Я не могу сначала понять, почему она такая. Потом понимаю: птицы молчат. Их просто нет. Совершенно пустое, огромное небо. Обочины, покрытые пластиком. Надписи: "Внимание: радиоактивность!" Навстречу нам мчатся бронетранспортеры с людьми в защитных масках. Все это напоминает поразительное предвидение Андрея Тарковского в фильме "Сталкер". Но это был уже не фильм. Это была жизнь.

Я не собирался ничего писать о Чернобыле. Весной 1987 года Симфония для органа появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны.

В Cимфонии две части. Первая - "Зона". Тягучая квинта, образ Зоны, появляется в самом начале и незримо, как радиация, проходит через всю Симфонию. Это мои впечатления; в нотах довольно много конкретного.

Вторую часть я назвал "Quo vadis?" Это реквием, это дань памяти тем людям, кто закрыл нас собой от беды. Но поможет ли это нам? Вынесем ли мы из этого какие-то уроки?"
(по информации пресс-атташе
Веры Таривердиевой)

См. также:
Примечание news.oboe.ru. В многочисленнейших интернет-анонсах концерта 4 октября, в том числе и в официальном анонсе на сайте ММДМ, по безграмотности не-знаю-уж-кого дан неверный перевод латинского выражения "Quo Vadis?" - как "куда идём?". "Куда идём" будет quo vadimus, а quo vadis? - это "куда [ты] идешь?", "камо идеши?" или "камо грядеши?" (как принято переводить название знаменитого романа Г. Сенкевича "Quo vadis"). "Quo vadis" - это слова из Ин. 16, 5 ("...и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши?" / et nemo ex vobis interrogat me quo vadis); впрочем, чаще Quo vadis связывается с вопросом Ап. Петра (Domine quo vadis) из апокрифического сказания. См., например, историю вот этой картины.
Алексей Зубов
[1396] Статьи и документы на сайте Сергея Главатских
01.10.2006
На сайте пианиста Сергея Главатских имеются некоторые любопытные статьи и документы:
  • Ф.М. Гершкович. Письмо Гутман и Кагану. - Из "Мыслей о музыке". - Анализ Сонаты ор.2 №3 Бетховена (наброски)
  • Шостакович в зеркале писем к Соллертинскому
  • Стенограммы заседаний Комитета по Сталинским премиям от 24 марта 1945 г. и от 3 апреля 1945 г.
Эти документы помещены на сайте "для временного хранения" (возможно, для ссылок в интернет-обсуждениях, в которых участвует С. Главатских), но, наверное, с ними будет интересно ознакомитсья достаточно широкой аудитории.
Алексей Зубов
[1395] Радио Классика Россия
30.09.2006
[Рисунок: Радио Классика Россия] Открылся - насколько я понимаю, не очень давно - очень изящный сайт Радио Классика Россия.
  • Радио Классика Россия - первая цифровая и единственная коммерческая радиостанция классического музыкального формата в России
  • В настоящее время сигнал Радио Классика Россия открыт для свободного прослушивания
  • Режим открытого вещания сохранится до середины октября 2006 года
  • В дальнейшем сигнал будет кодироваться, и распространяться исключительно по подписке, в составе пакетов платных ТВ и радио каналов
Алексей Зубов
[1394] Алексей Зубов @ 37
28.09.2006
Не секрет, что продолжительностью и устойчивостью своего существования данная лента новостей обязана по сути одному человеку. Он, несмотря на многочисленные изменения в составе эпизодически приходящих и уходящих авторов, остается тем столпом, благодаря которому сайт уже около пяти лет остается живым и развивается, технически и содержательно.

Сегодня у Алексея день рождения. Поздравим его. Желающие сделать это лично, могут осуществить задуманное, послав e-mail на admin {at} oboe.ru.
Павел Ступин
[1393] Прелюдии и Фантазии Дмитрия Дейча
27.09.2006
[Рисунок: Рамо и другие французы (ezhe.ru)] Уже 11-й раз в "Информационном буме" на Ezhe.ru выходят "Прелюдии и фантазии" Дмитрия Дейча - весьма известного в российских и израильских русскоязычных интернет-музыкальных кругах публициста. Самый свежий выпуск посвящен французской музыке. Что такое эти "Прелюдии и фантазии", к какому жанру их следует (если вообще возникнет такое желание) отнести - сказать непросто...

"...Bacchanales
Наслаждение музыкой — вот что я назвал бы подлиным развратом: разнузданным, ни с чем не сравнимым по размаху, зачастую сугубо физиологичным, без малейшего стыда и оглядки. Но разве можно испытывать такое удовольствие, когда вокруг столько постных физиономий? Как можно быть таким безалаберным? Кто простит тебе все эти пароксизмы страсти, минуты (или часы?) восторга, длящиеся благодаря одному лишь ритмичному колебанию воздуха, эти оргиастические пляски в пустой комнате, без свидетелей, это счастье на одного, счастье, которое невозможно ни с кем разделить, как бы тебе этого не хотелось..."


В общем, читайте и наслаждайтесь. Вот оглавление всех "Прелюдий и Фантазий" для тех, кто не видел (не слушал) их раньше.

На картинке из последнего выпуска, воспроизведенной слева - не Дмитрий Дейч, а знаменитый Жан-Филипп Рамо (1683-1764) в окружении других знаменитых французских композиторов (знатоки легко узнают, каких).
Алексей Зубов
[1392] Майсурский тигр-орган
26.09.2006
[Рисунок: Тигр-орган Типу-Султана (www.vam.ac.uk)] В музее Виктории и Альберта демонстрируется замечательный экспонат - "Тигр Типу-Султана". Это деревянная раскрашенная скульптура, изображающая тигра, разрывающего солдата английской колониальной армии XVIII в. Внутрь тигра встроен небольшой органчик (с 18-ю трубами). Вращая рукоять, можно услышать тигриный рык и крики жертвы. При этом крики жертвы можно варьировать, изменяя положение ее левой руки. Дополнительное управление обеспечивают маленькие клавиши на боковой стороне тигра.

Подробности о чудо-тигре, его истории и истории его хозяина, а также видеофильм, см. на странице сайта музея Виктории и Альберта (англ.)

Справка news.oboe.ru. Типу-Султан (Типу-Саиб) (1750-99), правитель индийского княжества Майсур, организовавший и возглавивший яростное сопротивление английским колонизаторам. О жестокости "Майсурского тигра" по отношению к англичанам ходили легенды. Тигр в его правлении стал культовой эмблемой. "Трон его стоял на позолоченном изваянии, изображавшем тигра в натуральную величину, глаза и зубы которого были сделаны из горного хрусталя; венчали его тигриные головы, усеянные рубинами и алмазами, а балдахин был покрыт полосами кованого золота, что делало его похожим на тигриную шкуру. Его воины были одеты в полосатую форму; пленных сначала сажали в тигриные клетки, а потом бросали тиграм на съедение. Затворы пушек, да и сами мортиры отливались в виде тигров, ружейные ложа и курки напоминали тигриные головы, на саблях либо гравировались изображения тигров, либо клинок ковался таким образом, что слои металла шли полосами. Живые тигры сидели на цепи у ворот дворца. Полосатыми были носовые платки Типу; знамя его украшал девиз: "Бог наш - Тигр". Все это, мягко говоря, произвело на Запад впечатление. Газеты пестрели сообщениями о событиях, связанных с Типу: если, скажем, при взятии какого-нибудь города погибала престарелая служанка, то на страницах прессы она немедленно превращалась в 400 английских девственниц, бросившихся на мечи, только бы не достаться солдатам Типу. В Лондоне пьесы про Типу пользовались невероятным успехом в течение 30 лет. [...] День, когда пала под ударами англичан его столица Серингапатам, стал в Великобритании национальным праздником." (Э. Уайбергер. "Бумажные тигры")
Алексей Зубов
[1391] Сегодня - 100 лет со дня рождения Д. Шостаковича
25.09.2006
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное