Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (22.05.06-28.05.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #126


НОВОСТИ с 22.05.06 по 28.05.06 (7)

Есть лишь одно место, закрытое для меня, и это моя родная страна - Россия.
Сергей Рахманинов
(1930)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1339] Мариинка продолжается
[1338] Скорее жив, чем мертв
[1337] Парадоксы Пасхального
[1336] Кагель обсуждает "Анаграмму" на RadiOM.org
[1335] Семь вещей от Бориса Лифановского
[1334] Сайт фестиваля симфонических оркестров мира
[1333] Международный фестиваль "Москва встречает друзей"
[1339] Мариинка продолжается
27.05.2006
Как стало известно из первоисточника, Мариинский театр закроется на реконструкцию не летом нынешнего года (как планировалось), а не ранее января 2007 года. До этого времени спектакли будут проходить в историческом здании театра, а после закрытия - на сцене Санкт-Петербургского Театра Музыкальной Комедии и ДК Ленсовета.
Дмитрий Ренанский
[1338] Скорее жив, чем мертв
26.05.2006
"Борис Годунов" Андрея Тарковского в Мариинском театре
10 мая в Мариинском театре стартовал XIV фестиваль искусств "Звезды белых ночей". Последний перед грядущим в январе следующего года закрытием исторического здания театра на капитальный ремонт фестиваль петербургская публика запомнит надолго: по сути, это отчетный parad-allez лучших спектаклей театра. Ключевые события фестиваля – ретроспектива русского диптиха Дмитрия Чернякова ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - "Жизнь за Царя"), гениальная "Пиковая дама" Алекандра Галибина и "Кольцо нибелунга" Валерия Цыпина. К 100-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича приурочен проект "Шостакович на сцене" – на Мариинских подмостках будут показаны все основополагающие театральные партитуры композитора, включая редкости вроде балета "Золотой век" или оперетты "Москва-Черемушки". Порадуют и заезжие звезды: Рене Флеминг споет аж два сольных концерта (обоими продирижирует маэстро Гергиев), ожидаются концерты Эса-Пекки Салонена и Кристофа Эшенбаха.

Открылся же фестиваль одним из самых пафосных проектов нынешнего сезона – возобновлением "Бориса Годунова" в постановке Андрея Тарковского. История этого спектакля воистину удивительна. Изначально спектакль был поставлен режиссером в 1983 году на сцене Лондонского театра "Ковент-Гарден" в расчете на выдающегося английского баса Роберта Ллойда. Семь лет спустя опус Тарковского был перенесен на сцену Кировской оперы, став одним из первых громких начинаний молодого Валерия Гергиева. В середине 1990-х относительно академическое прочтение Тарковского сменилось экспрессивным спектаклем Виктора Крамера, продержавшемся в репертуаре до нынешнего года.

В качестве основы для своего "Бориса Годунова" Тарковский избрал редакцию оперы, выполненную в 1928 году Павлом Ламмом. В выборе ламмовской редакции кроется глубинная проблема спектакля Тарковского, суть которого лежит вне сферы собственно сценического воплощения партитуры Мусоргского. Представляя собой механическую компиляцию всего музыкального материала Мусоргского, редакция Ламма объединяет в одном сочинении и сцену у собора Василия Блаженного, и польский акт, и сцену под Кромами, тем самым разрушая тонко рассчитанную Мусоргским в двух авторских редакциях драматургию произведения. Выбор первой или второй авторской редакции напрямую зависит от концепции режиссерского видения "Бориса Годунова" – опера завершается либо сценой смерти Бориса, либо массовым эпилогом под Кромами. Примечательно, что наличие в новом старом Мариинском "Борисе Годунове" двух финальных сцен весьма точно объясняет самую суть спектакля Тарковского. Лучшее, что есть в спектакле – завораживающая психологическая точность, оправданность и осмысленность отдельных мизансцен – будь то гипнотизирующая красота массовых эпизодов (пусть и весьма традиционно решенных) или виртуозная прописанность сцен в корчме. Основной недостаток спектакля Тарковского – отсутствие в нем сколь-нибудь явно артикулируемой концепции режиссерского решения. "Борис Годунов" Тарковского оставался бы в плену системы обыденных представлений о сочинении Мусоргского, если бы не детально разработанный образ Бориса, который трактуется режиссером в непривычно лирическом ключе. Годунов у Тарковского – прежде всего человек, и только затем преступный царь.

Не следует забывать, что "Борису Годунову" Тарковского в нынешнем году исполнится двадцать три года. За шестнадцать лет, прошедших с момента премьеры спектакля на Мариинской сцене и тем более за два с лишним десятилетия после премьеры в "Ковент-Гарден" окружающий мир стал другим. Многие сцены спектакля Тарковского, поставленные режиссером в расчете на иной социальный контекст не звучат сегодня столь свежо и злободневно, как в прошлом. Так произошло, например, с польским актом, в котором Тарковский весьма недвусмысленно затрагивал актуальные для 80-хх гг. прошлого века проблемы политических интриг – сегодня третье действие воспринимается как самое уязвимое место возобновленного спектакля.

Весьма удручающее впечатление оставила интерпретация партитуры Мусоргского оркестром Мариинского театра. Несмотря на то, что за пультом стоял художественный руководитель коллектива, уровень игры оркестра можно признать почти криминальным. Если не успевающим друг за другом группам инструментов все же удавалось соединиться в гармоничном звучании, оркестр фатально расходился с хором. Особенно грустно было становится свидетелем подобному после поистине выдающейся работы оркестра в концертах Московского Пасхального фестиваля! Вполне очевидно, что коллектив нуждался в отдыхе, не предусмотренном графиком Мариинской жизни – накануне премьеры оркестр еще находился в Москве на заключительном концерте фестиваля (на котором, кстати, эмоциональная усталость коллектива уже ощущалась!). Гораздо больше радовала вокальная сторона спектакля. Несмотря на некоторую неудовлетворенность исполнением отдельных партий (Ольга Саввова - Марина Мнишек, Евгений Акимов - Юродивый), премьерный спектакль порадовал целой плеядой выдающихся солистов – это и Владимир Огновенко - Борис, и Евгений Никитин - Рангони, и Геннадий Беззубенков - Варлаам. Наиболее цельной представляется работа последнего певца: Беззубенков в очередной раз заявил о себе как об одном из крупнейших оперных певцов современности – в премьерном спектакле его вокал совершенен, а актерская работа воистину грандиозна.

Возобновление на Мариинской сцене "Бориса Годунова" в версии Андрея Тарковского продемонстрировало еще одну важную проблему современного оперного театра. Многие сцены спектакля и сам его дух выглядят в 2006 явным анахронизмом. И пусть осуждаются многими попытки приблизить священного монстра русской оперы к сегодняшней действительности – как, например, работа Дмитрия Чернякова в Берлинской Staatsoper. Между тем, именно обжигающая социальность постановки Чернякова способна тронуть сердца сегодняшних зрителей более, чем костюмированный реалистический спектакль "из прошлого" – которое у Тарковского не оборачивается вечным, хоть и пытается это сделать это.
Дмитрий Ренанский
[1337] Парадоксы Пасхального
25.05.2006
С момента завершения Московского Пасхального фестиваля минуло две недели. По меркам современной культурной жизни – срок немалый. Однако за пятилетнюю историю Пасхальный форум стал явлением столь значительным, что и оценивать его стоит лишь по прошествии времени, когда уляжется суетная пыль сиюминутности. Триумф Гергиевского Вагнера в памятной "Валькирии" с великолепными Валерией Стенькиной и Ольгой Сергеевой и стушевавшимся Брином Терфелем столь очевиден, что не требует комментариев (15-минутная овация публики Большого зала тому красноречивое подтверждение). Последние же симфонические собрания, прошедшие 7, 8 и 9 мая – требуют осмысления и рефлексии.

Начнем с того, что стало откровенным разочарованием. Речь идет прежде всего о выступлении польского пианиста Рафала Блехача, которое должно было стать одним из наиболее примечательных событий фестивальной программы. Очаровавший московскую публику живым обаянием юности, победитель прошлогоднего Шопеновского конкурса парадоксально старательно не замечал музыки польского классика. И дело даже не в том, что исполнение Блехача трудно назвать интерпретацией – открыть новую страницу в исполнительской истории Шопеновских концертов после Святослава Рихтера и Кристиана Циммермана практически невозможно. Поразительно то, что победителем престижнейшего музыкального соревнования становится музыкант, чье исполнение музыки Шопена сводится к простому озвучиванию (не без погрешностей) авторского текста. Курьезным и наиболее показательным был вступительный диалог (а точнее, его отсутствие) солиста и дирижера в первой части концерта. Оркестровому тутти, прозвучавшему у Гергиева с апокалиптической мощью, ответствовало дробно-жеманное соло Блехача. Пианист резвился в шопеновских фигурациях, проходя мимо субьективного трагизма музыки концерта. От порыва гения-романтика остался лишь выхолощенный глянец – тоскливый Шопен-light, лишенный драматичности внутреннего переживания. Выступление Блехача в очередной раз свидетельствовало о том, что престиж Шопеновского конкурса упал как никогда низко – достаточно сравнить игру прошлогоднего победителя с конкурсными выступлениями, скажем, Марты Аргерич или Станислава Бунина.

Впрочем, пианистические параллели можно провести и в рамках программы самого Пасхального фестиваля. Назавтра после выступления Блехача в Большом зале играл Ефим Бронфман – самая примечательная фигура пианистического искусства Америки. Для московского выступления музыкант выбрал музыку Белы Бартока, предпочтя наиболее популярному Третьему фортепианному концерту труднейший Второй. Девять лет назад Бронфман выпустил запись всех концертов Бартока – молнию электрического драйва, чему в значительной степени поспособствовал дирижер Эса-Пекка Салонен. Драйву не занимать и Валерию Гергиеву, однако все внимание переключилось на солиста – что, к слову, в ансамбле с Гергиевым практически невозможно. Пианизм Бронфмана поразителен: в крайних быстрых частях концерта музыкант поразил не только и не столько беглостью и ровностью токкатных пассажей, сколько удивительной способностью интонировать каждую из шестнадцатых.

Своеобразная интрига наблюдалась и в выступлениях двух прославленных скрипачей – Николая Цнайдера и Вадима Репина, каждый из которых по-своему удивил публику. Первый – весьма нетривиальным выбором концерта Эриха Корнгольда и блестящим исполнением отнюдь не блещущего музыкальными глубинами сочинения. В интерпретации Цнайдера сквозь мутноватое виски с содовой ковбойского пафоса музыки Корнгольда читалась вся романтическая традиция скрипичной литературы от Брамса до Чайковского.

Достоинства выступления Вадима Репина не столь однозначны. Первый скрипичный концерт: одно из вершинных сочинений зрелого Шостаковича – реквием, сдобренный изрядной долей горькой иронии. На прошедшем в Московском Международном доме музыки заключительном концерте фестиваля что-то не заладилось практически сразу же. Идеальный ансамбль солиста и дирижера ощущался лишь в первой части – трагическом монологе, прозвучавшем у Репина сокровенно-приглушенной исповедью. Во второй части и, в особенности, в финале ансамблю Гергиев-Репин не хватало элементарной сыгранности, что особенно остро ощущалось на границах разделов финальной части. Определенные претензии могут быть предъявлены и самому солисту: звуку Репина недоставало насыщенности и полноты, порой подводила интонация.

Заключительный концерт оказался ознаменован абсолютным курьезом – а только так можно было бы оценить интерпретацию В.А. Гергиевым сюиты из оперетты "Москва, Черемушки". Прелестный юмор Шостаковичевских гэгов – чего стоит лишь поистине Бетховенская разработка мотива песни "Цыпленок жареный" в четвертом номере сюиты! – куда-то бесследно исчез, уступив место тяжеловесной похабщине. Создавалось парадоксальное ощущение того, что уставший в Пасхальном марафоне оркестр Мариинского театра позабыл о "двойном дне" "Черемушек", исполнив сюиту в духе советских эстрадных ревю.

Быть может, впечатление от заключительного концерта оказалось несколько смазанным потому, что Гергиев закрыл тему Шостаковича днем ранее. Исполнение Десятой симфонии (БЗК, 7 мая) стало, пожалуй, наиболее значительным музыкальным событием фестиваля, и – выдающимся достижением Гергиева-дирижера. В лучшие свои мгновения Гергиев-дирижер поднимается на высоты, доступные лишь избранным. Явленная Москве в тот памятный вечер интерпретация Десятой – безусловно лучшая из слышанных нами за последние годы. Гергиеву удалось невозможное: не предлагая принципиально новой концепции в интерпретации сочинения, на протяжении нескольких десятков минут дирижер держал зал в напряженном внимании. Напряжение это – отнюдь не созерцательного свойства: в тот вечер зал не внимал, но вместе с музыкантами переживал звуковую драму Десятой. А сопереживать было чему! – прежде всего, громовому скерцо, озаренному молнией вселенских катаклизмов "века-волкодава". Гергиев раздвинул эмоциональные масштабы музыки Шостаковича, осознавая ее не субъективно-личностно, но монументально-эпически. Масштабная конструкция симфонии была проникнута единым градусом эмоционального кипения музыкальной материи, выдержанным музыкантами от первой части к финалу.

Пятый Пасхальный войдет в летопись славной истории фестиваля прежде всего как фестиваль Шостаковича. Пятнадцатая и Десятая Гергиева – Шостакович par excellence.
Дмитрий Ренанский
[1336] Кагель обсуждает "Анаграмму" на RadiOM.org
23.05.2006
Проект "Other Minds", получив в последнее время несколько грантов, продолжает заниматься оцифровкой архивных материалов. В их числе - недавно опубликованная радиопрограмма, в которой композитор Маурисио Кагель обсуждает свое сочинение для хора, солистов и камерного ансамбля "Анаграмма" (1957) с американскими композиторами. Из аннотации к программе:

The Argentinian composer residing in Germany discusses his "Anagramme" for chorus and instruments, and is questioned after the music is heard by Pauline Oliveros, Ramon Sender, and Will Ogdon. First broadcast on Wednesday 28 August 1963 on KPFA.

Продолжительность беседы: 69 минут. Аудиозапись доступна для загрузки в формате mp3. Для прослушивания нужно перейти на соответствующую страницу сайта radioOM.org, либо скачать файл сразу здесь.
Павел Ступин
[1335] Семь вещей от Бориса Лифановского
23.05.2006
[Рисунок: Борис Лифановский виолончелист] Борис Лифановский на прошлой неделе публиковал в своем веб-блоге серию заметок под названием "7 вещей, которые Вы можете сделать для того, чтобы привести на концерт публику".

Во вступлении автор пишет: "Мне показалось, что нелишне будет систематизировать тот комплекс мер, который необходим для того, чтобы любой концерт прошел при максимально большом стечении публики. Какими советами пользоваться, какими нет, а какие – просто бред, каждый пусть решает сам."

Вот прямые ссылки на каждую из семи вещей (хотя, конечно, открыв любую из них, Вы легко перейдете на любую другую и без того).
  1. Выбор программы концерта
  2. Идея концерта
  3. Афиша
  4. Пиар в интернете – создание сайта
  5. Раскрутка в интернете – идем дальше
  6. Раскрутка в оффлайне
  7. Все остальное
Заключение.
"...если все прошло удачно – было много людей, Вы отлично выступили и все получили удовольствие – не расслабляйтесь. Не уходите со сцены на полгода или год – играйте дальше. Пусть не в самом лучше зале – но играйте. У публики короткая память – не позволяйте им забыть именно Вас..."
Алексей Зубов
[1334] Сайт фестиваля симфонических оркестров мира
22.05.2006
Недавно мы кратко сообщали о предстоящем Московском Международном фестивале симфонических оркестров мира (3-11 июня).

"Фестиваль симфонических оркестров мира призван привлечь внимание мировой общественности ко Дню России, подобно тому, как пользуются широкой известностью дни государственности других стран, всегда сопровождающиеся яркими культурными акциями. Ведущие дирижеры и коллективы мира своим согласием участвовать в форуме не только сделали подарок меломанам, но и выразили уважение к государственному празднику России."

Все подробности фестиваля (программа, участники и другое) - на официальном сайте SymphonyFest.ru
Алексей Зубов
[1333] Международный фестиваль "Москва встречает друзей"
22.05.2006
Из сегодняшнего выпуска рассылки "Окно в Японию":

С 26 мая по 01 июня 2006 года в Москве под эгидой Правительства Москвы, Комитета по культуре г. Москвы и Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова состоится III Международный Фестиваль "Москва встречает друзей", в котором примут участие до 200 делегаций из России, стран СНГ и многих других зарубежных стран. Организаторы Фестиваля полагают, что количество участников превысит 5000 человек. Концерты пройдут в 18 различных залах г. Москвы.

Для участия в Фестивале из Японии приглашен композитор Масафуми Танака и юный пианист Ёсио Хамано.

Произведение М. Танака "Highness" будет исполнено во время концерта в зале Оружейной палаты Кремля 27 мая. Исполнители - трио из России: Коробова Ольга (фортепиано), Яцын Олег (скрипка), Колесов Георгий (виолончель).

Ёсио Хамано выступит в Большом зале Центральной музыкальной школы 28 мая (воскресенье) в концерте "Созвездие юных".(Малый Кисловский пер. д. 4, стр. 5, начало в 15:00, вход свободный).

В. Пясецкий
dima_pias @ mail.ru
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное