Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (01.05.06-07.05.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #123


НОВОСТИ с 01.05.06 по 07.05.06 (8)

Один из моих главных принципов - это не быть никем, кроме друга жены другого мужчины
Людвиг ван Бетховен
письмо к Мари Бигуа (1807)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1315] Анонс: концерт Елены Манистиной 11 мая
[1314] Год "неизвестных" юбилеев
[1313] День Рождения Брамса и Чайковского
[1312] Анонс: Сальери, Моцарт и гобой
[1311] CD-релиз: М. Плетнев исполняет сонаты Моцарта
[1310] Штайер - 2005
[1309] CD-релиз: Г. Леонхардт исполняет сочинения А. Форкре
[1308] Овсянка, сэр!
[1315] Анонс: концерт Елены Манистиной 11 мая
07.05.2006
[Рисунок: Елена Манистина (vashdosug.ru)] 11 мая в Музыкальной гостиной МАМТ состоится концерт Елены Манистиной, чье меццо-сопрано можно чаще услышать в Париже, чем в Москве.

В концерте примет участие обладательница Гран-при X Международного конкурса им. П. И. Чайковского Хибла Герзмава (сопрано). Партия фортепиано — заслуженная артистка России Евгения Арефьева.

В программе концерта произведения В. А Моцарта, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Прозвучат арии и дуэты из опер, романсы, вокальные дуэты.

Елена Манистина – представительница нового поколения российской оперной школы. Ее дебют на оперной сцене состоялся в 1997 году. А в 1999 году еще студенткой Московской консерватории, где она училась у прославленной Ирины Архиповой, Елена Манистина стала солисткой Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, а с 2000 года — солисткой Большого театра России. В спектаклях Музыкального театра певица исполняет партии: Бабариха ("Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова), Ратмир ("Руслан и Людмила" М. И. Глинки), Няня ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского), Марта ("Иоланта" Чайковского). За роль Дуэньи ("Обручение в монастыре" С. С. Прокофьева) и роль Князя Орловского ("Летучая мышь" И. Штрауса) Елена Манистина получила премию театрального фестиваля "Московские дебюты" в номинации "Лучшая актриса оперного театра".

На сцене Большого театра певица стала первой исполнительницей партии Бабуленьки в премьере первой редакции оперы С.С. Прокофьева "Игрок", исполняла партии Ульрики в "Бале маскараде", Прециозиллы в "Силе судьбы" и Миссис Куикли в "Фальстафе" Дж. Верди.

Елена Манистина – лауреат многочисленных международных конкурсов, в том числе и таких престижных как Международный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки (1997), Международный конкурс им. П. И. Чайковского (1998). Победа на международном конкурсе "Operalia", проходящем в Лос-Анджелесе под патронажем Пласидо Доминго (2002), принесла певице международную известность.

В сезоне 2002-2003 года Елена Манистина принимала участие в спектаклях парижского театра "Шатле" (Амелфа в "Золотом петушке" и Марта в "Иоланте"). В 2004 году исполнила роль Азучены в "Трубадуре" Дж. Верди в берлинской "Дойче Опер", Вашингтонской опере и Парижской опере.

В апреле-мае 2005 года исполняла роль Марины Мнишек в "Борисе Годунове" в постановке Парижской оперы. В нынешнем сезоне дебютировала в лондонском театре "Ковент Гарден" в опере Майкла Типпета "Midsummer Marriage".

В Москву певица приезжает из Франции, где исполняла роль Амнерис в "Аиде" Дж. Верди (опера Бордо, Франция). На лето 2007 года запланировано участие Елены Манистиной в новой постановке оперы Дж. Верди "Бал-маскарад" в Парижской опере.

(Пресс-релиз агентства Artefact Communications Agency)
Алексей Зубов
[1314] Год "неизвестных" юбилеев
07.05.2006
Вот письмо, которое прислал нам Евгений Евгеньевич Федоров:

Две тысячи шестой год – год юбилеев.

Я подсчитал, что в этом году оперные постановки в России могли бы отпраздновать свое двухсотсемидесятиление, потому что первый в России оперный театр (Оперный дом) был построен в России в 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны (племянницы Петра Великого). Для организации оперного дела был приглашен итальянец Франческо Арайя. Одна из первых опер, поставленных в России, носила название "Сила любви и ненависти" (соч. 1734). Мимоходом замечу, что эти две силы противоборствуют на оперной сцене и в наши дни.

Кроме того, в этом году исполняется 275 лет симфоническому исполнительству в нашей стране, потому что первый в России симфонический оркестр (не военный и не бальный, а именно симфонический) был учрежден в 1731 году. Руководил им валторнист Луиджи Мадонис. Оркестр был придворным, и посещать его выступления могли только лица приближенные ко двору. В репертуаре коллектива были симфонические произведения многих известных европейских композиторов, в том числе А. Вивальди.

Я большой любитель застолья и с нетерпением жду, когда в нашей стране будут справляться эти два юбилея.

Заслуженный артист России, доцент Новосибирской государственной консерватории (академии ) им. М.И. Глинки, и.о. профессора Е.Е. Федоров.

Алексей Зубов
[1313] День Рождения Брамса и Чайковского
07.05.2006
[Рисунок: Петр Чайковский (stopka.ru)] [Рисунок: Иоганнес Брамс (stopka.ru)] Сегодня, по давно сложившейся традиции, отмечаем день рождения Петра Ильича Чайковского (1840-1893) и Иоганнеса Брамса (1833-1897). Что-то специально тут трудно написать, поэтому см. нашу новость годовой давности.
Алексей Зубов
[1312] Анонс: Сальери, Моцарт и гобой
06.05.2006
[Рисунок: Musica Viva (mmdm.ru)] 11 мая в Московском международном Доме музыки в рамках фестиваля "Моцарт без Сальери?" состоится концерт оркестра "Musica Viva". В концерте будет ощутимая доля сольного гобоя, поэтому мы его с необходимостью анонсируем.

В программе:
  • А.Сальери. Концерт для флейты и гобоя с оркестром.
    Солисты Константин Ефимов и (наш) Филипп Нодель
  • А.Сальери. Концерт для скрипки, виолончели и гобоя с оркестром, 2 часть.
    Солисты Татьяна Федякова, Ольга Калинова и Светлана Усачева (соответственно)
Кроме этого, в программе - концерт В.А.Моцарта для пианофорте с оркестром, где солировать будет художественный руководитель оркестра А.И.Рудин (на фортепиано его услышишь не часто). Также прозвучит сюита из оперы "Идоменей". Все вместе образует хорошую незаигранную программа, да ещё и с нашей любимой дудкой вовсю, так что явка всех любителей гобоя обязательна ;-).
Филипп Нодель
[1311] CD-релиз: М. Плетнев исполняет сонаты Моцарта
03.05.2006
W. A. Mozart
Piano sonatas KV 330, 331, 332, 457
Mikhail Pletnev (piano)
Deutsche Grammophon 477 578-8
(70:36) 2005
В. А. Моцарт
Фортепианные сонаты
Михаил Плетнев (фортепиано)

Великий русский композитор Сергей Иванович Танеев плакал от музыки Моцарта: каждый раз, когда он слушал сочинения венского классика, его глаза непроизвольно увлажнялись. Великий русский пианист Михаил Васильевич Плетнев над музыкой Моцарта явно не плачет – и это доказывает его последняя работа для звукозаписывающей фирмы "Deutsche Grammophon", вышедшая в самом начале года.

[Рисунок: Pletnev. Mozart: Piano Sonatas. (amazon.com)] Двадцать с лишним лет назад Плетнев уже записывал клавирные сонаты композитора – тогда с картонного конверта пластинки фирмы "Мелодия" глядел юноша в костюме, а его ангельски-сосредоточенный вид отдаленно напоминал самого Вольфганга Амадея. Спустя несколько десятилетий обложка сольного диска Плетнева как нельзя лучше отражает подход музыканта к исполнению Моцартовских фортепианных шлягеров: скупая графика силуэта на чистом белом фоне.

Новый альбом Плетнева совершенно не вписывается в празднично-приподнятую эстетику юбилейного года Моцарта. Гениальный музыкант прощается с Моцартом-мифом, каким бы тот ни был: жеманным, припудренным, или пафосным романтиком. Плетнев пишет собственный портрет композитора, выводя неровную линию силуэта углем на пустом листе ватмана. Предельно тихая динамика, точеная агогика и абсолютное пианистическое мастерство – "Турецкое рондо" и другие шлягеры в рентгеновских лучах. Чистая метафизика музыкального звука, способная вызывать слезы разряженностью сонорного пространства. Очередной триумф Михаила Плетнева и – прежде всего – Вольфганга Амадея Моцарта.
Дмитрий Ренанский
[1310] Штайер - 2005
03.05.2006
[Рисунок: Andreas Staier, Christine Schornshein Harmonia Mundi 901898 (amazon.com)] Hamburg 1734
Works by Telemann, Matteson, Buxtehude, Haendel, Böhm, Weckmann, Scheidemann, Pauset.
Andreas Staier, Christine Schornshein (harpsichord Anthony Sidey after Hass).
Harmonia Mundi 901898


1734, ганзейский город Гамбург: мастер музыкальных инструментов Иеронимус Альбрехт Хасс создает клавесин, звучание которого по мощи и разнообразия тембровой палитры не уступает органу. Через два с половиной столетия спустя после смерти амбициозного изобретателя от музыки ведущий клавесинист современности Андреас Штайер записывает программу-приношение Хассу и его инструменту.

Штайер – вероятно, одна из наиболее эмблематичных фигур современного музыкального искусства, самый харизматический персонаж исторического исполнительства сегодняшнего дня. С годами его деятельность в области исторического музицирования становится все активнее. Очередную веху в биографии музыканта ознаменовало начало работы со звукозаписывающей компанией "Harmonia Mundi". "Гамбург 1734" – первый за последние годы диск, записанный Штайером на клавесине. Предыдущими работами Штайера на "Harmonia Mundi" стали альбомы, посвященные фортепиано: музыкант произвел фурор, обратившись к интерпретации сольных сочинений В.А.Моцарта и превосходно записал клавирные концерты Й.Гайдна. Еще задолго до выхода альбома, "Гамбург 1734" стал одним из самых ожидаемых прошлогодних проектов "Harmonia Mundi" – слишком велик был резонанс лучших записей музыканта, выпущенных на фирме "Teldec". Назовем в частности альбом баховских клавирных транскрипций (3984-21461-2), альбом музыки Уильяма Берда (0927-42205-2) и упоительный диск клавесинных фанданго (3984-21468-2). По прослушивании гамбургского альбома Штайера стало ясно, что музыкант не только не обманул надежды поклонников, но и превзошел все свои прежние работы.

"Гамбург 1734" – диск во многих отношениях уникальный. Сошлись несколько составляющих, необходимых для появления шедевра исполнительского искусства – масштаб личности Штайера оказался конгениален масштабу возможностей инструмента Хасса. В предлагаемой записи музыкант использовал современную копию оригинального клавесина Хасса, хранящуюся в Брюссельском музее музыкальных инструментов, выполненную мастерами Энтони Сидеем и Фредериком Балем.

Мейерхольдовская формула "упоение мастерством" как нельзя лучше характеризует рецензируемый диск. Упоенность Штайера звуковой материей современной копии инструмента Хасса ощущается почти физически в каждой секунде звучания диска. Слушателям остается лишь внимать и наслаждаться тем мастерством, с которым музыкант преодолевает головоломки инструментальных безумств высокого барокко.

Программа альбома идеально выстроена в своей драматургии: труднее представить более роскошного вступительного номера, чем Генделевская Чакона – хоть и изданная в 1721 году в Лондоне, но задуманная композитором ранее в Гамбурге. Безделки Бурлескной сюиты Телемана и ученых загадок Большой школы генерал-баса Маттезона сменяются лабиринтами органного диптиха Дитриха Букстехуде. Вслед за патетической кульминацией первой части диска – Бёмовской "Прелюдией, фугой и постлюдией" – следуют Гамбургские прилив и отлив, сочиненные городским генералмузикдиректором Телеманом. Трудно сказать, что в последнем опусе поражает больше – красота звучания копии Хассовского клавесина или изобретательность клавирной транскрипции Штайера. Клавесинные фейерверки музыки на воде оттеняют лирико-патетические фантазии XVII века, принадлежащие перу учеников Свелинка – Матиаса Векмана и Генриха Шейдемана. Кажется, что импровизационная неспешность развертывания музыкальной мысли в этих пьесах постепенно растягивает пружину, выстреливающую в заключительных номерах программы.

"Альстерская увертюра" Телемана – быть может, лучшее из того, что было записано Штайером за клавесином. В ансамбле с музыкантом выступает клавесинистка Кристина Шорншейм, помогающая в реализации всех умопомрачительных сонорных эффектов, словно из рога изобилия сыплющихся в Штайеровской транскрипции. Как ни парадоксально, но пугающие диссонансы и жеманные каденции Концерта лягушек и ворон звучат в сольной версии гораздо более изысканно, нежели в оркестровом оригинале! Завершает диск квази-барочное (и тем самым современное) Entrèe Бриса Позе, уже неоднократно сотрудничавшего со Штайером.

В сопровождающей альбом статье музыкант пишет: "Из всех производителей клавесинов, Иеронимус Альбрехт Хасс, был, быть может, самым экстравагантным – единственным, кто через 200 лет после смерти способен произвести скандал". Андреас Штайер слукавил – ибо именно ему обязано возрождение инструмента Хасса в начале XXI века. После выхода "Гамбурга 1734" придется потесниться коллеге и главному конкуренту Штайера в области исполнительства на клавесине французу Пьеру Антаи (достаточно вспомнить недавние записи музыки Доменико Скарлатти на лейбле "Miraire"), а сам диск можно с уверенностью признать лучшим альбомом клавесинной музыки, выпущенным за последние годы.
Дмитрий Ренанский
[1309] CD-релиз: Г. Леонхардт исполняет сочинения А. Форкре
03.05.2006
The bliss and pain of baroque
Antoine Forqueray
Gustav Leonhardt (harpsichord)
EMR 001 (61:20) 2005
Сладостная мука барокко
Антуан Форкре
Густав Леонхардт (клавесин)
EMR 001 (61:20) 2005

В последние годы сенсации в мире академической музыки крайне редки. Подлинным потрясением можно назвать дебютный диск отечественного звукозаписывающего лейбла "EarlyMusicRecords". Легенда исполнительского искусства XX века Густав Леонхардт в свои преклонные годы крайне редко балует своих поклонников новыми проектами, лишь изредка записываясь для независимой французской фирмы "Alpha". Постоянным партнером Леонхардта является звукорежиссер Хюг Дешо, выступивший инженером и этого диска.

Леонхардт посвятил свой альбом французскому композитору конца XVII-начала XVIII века Антуану Форкре – выдающемуся представителю династии камер-музыкантов французских королей, работавшему при дворе Людовика XIV. Исполняемая живым классиком earlymusic программа обладает необыкновенной законченностью – чертова дюжина пьес Форкре, обрамленная двумя портретами-посвящениями, принадлежащими перу Франсуа Куперена и Жака Дюфли.

Представляемый диск способен вызвать восторг даже у искушенного меломана. Радует удивительно глубокий сопроводительный текст Григория Каганова, да и сам украшенный стильными фотопортретами работы Марка де Мони альбом принадлежит к числу абсолютных шедевров издательского искусства.

В звучании диска сдержанная рациональность французского классицизма причудливым образом сочетается со стальной вязью его барокко: музыка Антуана Форкре в исполнении Густава Леонхардта – чуть более часа сладостной муки созидания совершенства истинного искусства в начале XXI века.
Дмитрий Ренанский
[1308] Овсянка, сэр!
02.05.2006
"Поворот винта" Бенджамина Бриттена в Мариинском театре

Этой премьеры ждали все. "Поворот винта" – opus magnum Бенджамина Бриттена, crème de la crème его эстетики. Одна из самых эмблематических партитур музыкального театра прошлого столетия и безусловный репертуарный хит оперного настоящего. Оставалось полагаться на руководство Мариинского театра, доверившее постановку английской команде во главе с постановщиком Дэвидом Маквикаром. "Поворот винта" – не первое обращение режиссера к музыкальному театру Бриттена: "Билли Бадд" был поставлен Маквикаром в Чикаго, "Поругание Лукреции" – на фестивале в Олдборо.

С режиссурой Маквикара петербургская публика знакома давно. Несколько лет назад шотландец поставил на Мариинской сцене другой готический триллер – "Макбет" Джузеппе Верди, поразив всех тривиальностью прочтения английского хоррора. Отсутствие сколь-нибудь новых идей Мариинской постановки стало особенно очевидным после премьеры гениального спектакля Эймунтаса Някрошюса в московском Большом театре. И если неудача Маквикаровского "Макбета" могла быть оправдана известным несовершенством самого материала, то просчеты постановочной команды "Поворота винта" более очевидны и менее простительны: опера Бриттена шедевральна в своей конструктивной целостности и драматургической законченности.

Сценографическое решение "Поворота винта" Тани Маккаллин – предельно ясное и конкретное, отдающее при этом мертвенной статикой. Пепел пожухлых листьев на авансцене, увитый плющом фасад дома, мрачные квази-готические интерьеры последнего, сизая поземка тумана и причудливые тени: экспортная энциклопедия английского сплина. По неуютно-абстрактному пространству сцены (которая и комнаты дома, и парк у озера) бродят не менее странные персонажи – и тут к режиссуре Маквикара возникает масса вопросов. Суть происходящего на сцене одинаково непонятна как посвященным в суть оперного либретто, опирающегося на рассказ Генри Джеймса, так и познакомившимся с фабулой по экрану бегущей строки. Мельтешащие перед глазами слуги просцениума, облаченные в черное платье – это безмолвные слуги потустороннего? Взаимоотношения шести персонажей оперы выражаются с помощью классических штампов (Джессел призывает к себе Флору манящими пассами рук), сценическое поведение реальных Гувернантки и миссис Гроуз никак не отличается от действий Куинта и Джессел. Последних можно назвать призраками лишь с большой натяжкой: живой Майлс (удивительный дискант Николай Ирви!) преспокойно вешается на шею вполне осязаемому Куинту. Напомним, что за пластику в новом спектакле отвечал человек со вполне конкретно формулируемыми обязанностями – режиссер по пластике Эндрю Джордж. Маквикар пугает публику отвратительной утопленницой-упырихой миссис Джессел и разбитой головой Куинта, но публике не страшно. Новому спектаклю весьма трудно дать однозначную оценку. Постановщики хотели придать спектаклю пряный чайный аромат традиции – получилась пресная овсянка на воде.

И если сценическая составляющая нового спектакля оставляет желать лучшего, "Поворот винта" все же стал одной из поворотных премьер оперной труппы Мариинского театра. Из двух премьерных составов выделим второй – с превосходными Александром Тимченко и Екатериной Соловьевой. Камерная партитура Бриттена, в которой невозможно спрятаться за вселенский пафос tutti, обнажила высочайший класс оркестра Мариинки. В этом видится заслуга не только музыкальных руководителей постановки, но прежде всего колоссальный профессионализм солистов-оркестрантов. И в первый, когда за пультом стоял маэстро Гергиев, и во второй вечер премьеры (дирижировал Павел Смелков) оркестр справлялся с виртуозными хитросплетениями Бриттеновских лабиринтов удивительно легко – для Мариинских музыкантов это стало реальностью после колосса Гергиева – поставленного в 90-х цикла опер Прокофьева.
Дмитрий Ренанский



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное