Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (15.05.06-21.05.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #125


НОВОСТИ с 15.05.06 по 21.05.06 (8)

[О С. Рахманинове:] Шесть с половиной футов хмурости
Игорь Стравинский
СОДЕРЖАНИЕ:
[1332] К 80-летию С. Нейгауза
[1331] Четырехъязычный словарь главных музыкальных терминов
[1330] Япония: хоровая музыка Тору-сан
[1329] Книга "New Music, New Allies" (2006)
[1328] Музыкальный Top-10 от Кондолизы Райс
[1327] Музыкальный фестиваль "Вселенная звука"
[1326] Парад оркестров в Москве
[1325] Виолончелист Антон Павловский - среди победителей "Пражской весны-2006"
[1332] К 80-летию С. Нейгауза
21.05.2006
В следующем году исполнится 80 лет со дня рождения выдающегося пианиста и педагога Станислава Генриховича Нейгауза (1927-1980). К сожалению, это имя, по всей видимости, мало известно молодому поколению любителей фортепианного исполнительства, а записи игры С.Нейгауза крайне труднодоступны - и это несмотря на то что он, по мнению многих знатоков старшего поколения, является самым выдающимся представителем музыкальной династии Нейгаузов. (Напомню, что сын С. Нейгауза - Генрих Нейгауз - мл. (р. 1961), ныне живущий в Израиле, является активно концертирующим пианистом и педагогом и успешно сочетает свои музыкальные занятия с богословием и публицистикой.)



Из некоторых, в общем-то, заслуживающих доверие источников нам стало известно, что к юбилею С.Нейгауза планируется снять документальный фильм о нем. Все детали проекта пока еще не разглашаются, но известно, что фильм будет сниматься в Переделкино, в доме-музее Б.Пастернака (пианист долгое время жил на даче поэта), и в 29-м классе Московской Консерватории, где преподавал С.Нейгауз. Кроме того, планируется выпустить диск с записями С.Нейгауза - большинство из которых, по всей видимости, будет издано впервые. Работа над фильмом инициирована независимой группой, представитель которой подчеркнул, что спонсоры оказывают финансовую поддержку, "не рассчитывая на получение прибыли. Сценарист, продюсер и музыкальный консультант работают бескорыстно. ...Всё это делается исключительно для того, чтобы память о таких исполнителях, как С.Г. Нейгауз, сохранилась и в XXI веке."

Ну что же, этот проект должен доставить немало радости почитателям и знатокам фортепианного искусства. Пожелаем его создателям успешного осуществления своих планов и будем с нетерпением ждать выхода фильма и диска.

Ссылка по теме:
Г. Нейгауз-мл. Концерты С. Нейгауза. Воспоминания сына. Шопен.
Алексей Зубов
[1331] Четырехъязычный словарь главных музыкальных терминов
20.05.2006
Вот итальянско-немецко-французско-английский словарик музыкальных терминов, наиболее часто встречающихся в классической музыке от барокко до практически современности. В русской музыкально-академической традиции принято придерживаться немецкой терминологии в названии нот и тональностей (и Куперен, и Дебюсси, пишут, например, в некотором "цедуре" или "емолле"); изредка - французской ("клавесин") и итальянской - в остальном (легато и проч.; впрочем, есть исконно русская традиция произносить "адажио" вместо правильного "ададж(ь)о").

Конечно, существует несколько специальных словарей (вроде этого или этого), но ценность упомянуго выше интернет-словарика в том, что в нем компактно представлены самые основные, часто употребимые "главные" термины. Словарику предпослано замечание о том, что "80% вопросов семестрового экзамена основаны на знании этих терминов" - ибо словарь расположен на сайте детского симфонического оркестра (Evergreen Philharmonic Orchestra).
Алексей Зубов
[1330] Япония: хоровая музыка Тору-сан
19.05.2006
[Рисунок: Иваки Хироюки (фото: http://homepage3.nifty.com/TOUKON/)] Ниже приводим перевод заметки о недавнем концерте хора Токийской филармонии, которая появилась на японском новостном сайте о классической музыке в очередной сводке главных событий токийской музыкальной жизни:

Концертом хоровой музыки Такэмицу Тору открылась серия выступлений хора Токийской филармонии, приуроченная к 50-летию коллектива. Юбилейные концерты будут проходить в течение года (до конца марта 2007 г.): 10 из них – в концертных залах Японии; еще 5 – за рубежом, в странах Балтии. В первом концерте, озаглавленном "Приношение Такэмицу – к 10-й годовщине смерти композитора", хор Токийской филармонии под управлением своего художественного руководителя Иваки Хироюки исполнил все хоровые сочинения Такэмицу. Концерт состоялся 21 апреля в малом зале Токийского культурного центра.

Стержнем концертной программы послужили обрамляющие ее две книги "Песней" для смешанного хора. Между ними прозвучали "Конь ветра" (на стихи Акияма Кунихару), а также "Травы" для мужского хора (на стихи Таникава Сюнтаро в английском переводе). "Песни" состоят из двенадцати пьес, которые изначально писались отдельно, вне структуры единого произведения, и лишь впоследствии были объединены в цикл. Поэтому при их совместном исполнении не возникает чувства ясной связи между частями, как и ощущения одного крупномасштабного сочинения. Тем не менее, можно говорить об их стилистической общности: они начинаются задающим музыкальную атмосферу волнообразным (и в этом смысле близким народной музыке) бессловесным пением, постепенно переходящим в пение стихов с фразировкой, точно соответствующей естественному чтению стихотворения; потому легко улавливаются на слух частые гиперметры (стихи с лишним слогом на конце, сливающимся с начальным слогом следующего стиха). Это музыка, которую значительно проще слушать, нежели исполнять. Кажется, что композиция рациональна, и в то же время – вовсе нет. "Песни" очень показательны для всего творчества Такэмицу, которой не приемлил "подгонки" текста в рамки зафиксированной музыкальной идеи, давая ему быть собой, в результате чего возникало ощущение прозрачности. Так в песне на стихотворение Таникава Сюнтаро "Незримый ребенок" звук буквально сливается со слушающим, при этом без неуместной сентиментальности. В точности, как в музыке Баха.

Многочастное сочинение "Конь ветра" (1961-1966), написанное на стихотворения Акияма Кунихару, так же, как и "Песни", стало результатом объединения отдельных пьес, сочиненных Такэмицу в течение пяти лет. И здесь отсутствует единая структура: нет ни явного начала, ни конца. В этой работе экспериментальная вокальная техника уживается с простотой повторяющейся мелодии. Все же от чего эта любовь Такэмицу к неопределенности структуры? Может быть, от неловкости, ощущаемой при заключении чего-то в конкретную завершенную форму; попытка избежать этого? В этой связи вспоминается голос самого Такэмицу: разве не нечто столь же неуловимое? Во время концерта, между исполнением сочинений, на сцене появился приглашенный в качестве гостя композитор Хаяси Хикару, заведший непринужденную беседу с дирижером Иваки, по ходу которой между словами близко знавших Такэмицу людей так же неуловимо, но столь же ощутимо, мелькал его образ.

В последние годы на Иваки Хироюки обрушилась целая волна болезней, с которыми он мужественно продолжает бороться. Это непреклонное мужество передается поклонникам его таланта. На концерте, Иваки, страдающий от автономной атаксии, дирижировал в инвалидном кресле... Пятидесятилетие хора Токийской филармонии, десятилетие без Такэмицу. Ощущающий необратимость времени Иваки не собирается с ним мириться: столько еще хочется сделать.


Дополнительную информацию о концерте можно найти в публиковавшемся на том же сайте анонсе концерта (он, помимо прочего, включает скан программы концерта и видеозапись интервью с дирижером Иваки).

Источник новости: http://www.music.co.jp/classicnews/c-news/
Павел Ступин
[1329] Книга "New Music, New Allies" (2006)
18.05.2006
[Рисунок: New Music, New Allies (2006)] Издательством "The University of California Press" в серии "California Studies in 20th-Century Music" выпущена книга "New Music, New Allies: American Experimental Music in West Germany from the Zero Hour to Reunification" (автор: Эми С. Бил / Amy C. Beal). Из аннотации к книге на сайте издательства:

New Music, New Allies documents how American experimental music and its practitioners came to prominence in the West German cultural landscape between the end of the Second World War in 1945 and the reunification of East and West Germany in 1990. Beginning with the reeducation programs implemented by American military officers during the postwar occupation of West Germany and continuing through the cultural policies of the Cold War era, this broad history chronicles German views on American music, American composers' pursuit of professional opportunities abroad, and the unprecedented dissemination and support their music enjoyed through West German state-subsidized radio stations, new music festivals, and international exchange programs.

Framing the biographies of prominent American composer-performers within the aesthetic and ideological contexts of the second half of the twentieth century, Amy C. Beal follows the international careers of John Cage, Henry Cowell, Earle Brown, Morton Feldman, David Tudor, Frederic Rzewski, Christian Wolff, Steve Reich, Pauline Oliveros, Conlon Nancarrow, and many others to Donaueschingen, Darmstadt, Cologne, Bremen, Berlin, and Munich.


Содержание книги, другие детали и информация о том, каким образом приобрести эту работу: здесь.
Павел Ступин
[1328] Музыкальный Top-10 от Кондолизы Райс
18.05.2006
[Рисунок: Кондолиза Райс (www.state.gov)] "Independent" публикует список любимых произведений Кондолизы Райс, Государственного cекретаря США (Condoleezza Rice, US Secretary of State), которая, как известно, имеет вполне солидное музыкальное образование и иногда (в очень закрытых мероприятиях) выступает как пианистка.
1. Моцарт. Концерт для фортепиано ре минор (надо полагать, KV 466)
По словам К. Райс, c этим сочинением она - в 15-летнем возрасте - одержала свою первую победу в музыкальном конкурсе.
2. Cream. "Sunshine of Your Love"
Это старая группа "Cream" (Эрик Клэптон &c.). "Верьте или нет" - сказала Кондолиза - но как я тащилась от acid rock еще в колледже, так и тащусь до сих пор".
3. Aretha Franklin. "Respect"
Арета Франклин, королева музыки соул ("Леди Соул"), обладательница 18 премий "Грэмми".
4. Kool and the Gang. "Celebration"
Тут я (А.З.) не специалист, но Кондолиза сказала, что это крутая песня. Cover-версия этой песни в исполнении Кайли Миноуг заняла 22-е место в британском хит-параде (1991).
5. И. Брамс. Концерт для фортепиано №2
"Это непростая пьеса, но я собираюсь выучить ее до того как покину этот мир!" - заявила Райс.
6. И. Брамс. Фортепианный квинтет фа минор
Сочинение "страстное, но без сентиментальности". (Банальное, но очень точное замечание. Впрочем, в нашем мире точные и глубокие замечания обычно звучат как раз банально - А.З.)
7. U2 - anything
Ю-ту, что угодно. Ну, я в этом понимаю слабо, но если Кондолиза фанатка, ей виднее.
8. Элтон Джон. "Rocket Man"
Рок-баллада (1972). Для Райс это "воспоминания о колледже, друзьях, моем первом бойфренде". А по мне (А.З.) - композиция довольно слабая.
9. Л. ван Бетховен. Симфония №7
"Всего-навсего величайшая симфония всех времен". И тут я не могу не согласиться с Кондолизой (см. также нашу новость #1323).
10. М. П. Мусоргский. Борис Годунов
По словам К. Райс, это "величайшая опера всех времен". Быть может, тут есть некоторое преувеличение, но - безусловно - мы в России поймем и одобрим мнение американского госсекретаря...
Алексей Зубов
[1327] Музыкальный фестиваль "Вселенная звука"
17.05.2006
Из сегодняшнего выпуска рассылки "Окно в Японию":

12 - 31 мая 2006 г. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского проводит в своих залах и на других концертных площадках Москвы IV Международный музыкальный фестиваль "ВСЕЛЕННАЯ ЗВУКА".

Мир, в котором мы живем - это Вселенная Звука. Звук - корень космического творения и материнское лоно для всего мироздания. Звук - источник и сущность музыки. Человек создал музыку, чтобы при помощи звука и ритма находить свое место в согласном существовании всех элементов универсума. Во все века музыка была наивысшим выражением самого глубинного в человеке, источником исцеления души и возвышения сознания.

Фестиваль "Вселенная звука" собирает посланцев разных культур, его цель - знакомство со звуковой практикой и музыкальными традициями разных цивилизаций мира, обобщение этого многокрасочного опыта в поисках мировой гармонии.

Помимо российских музыкантов в Фестивале 2006 г. примут участие музыканты из Великобритании, Греции, Индии, Испании, Литвы, Мексики, США, Филиппин, Чехии, Японии. Фестиваль проходит при поддержке Посольств и культурных представительств этих стран. Помимо концертов проводятся творческие встречи с участниками Фестиваля и мастер-классы: флейта (Рэндом Уилсон), фортепиано (Борис Берман), арфа (Анхель Падилья Креспо), контрабас (Дэвид Хэйс), индийский вокал (Дэвки Пандит Намбир и Авиша Кулькарни), сарод (Амджад Али Хан), японская флейта сякухати (Итиро Макихара), барабаны тайко (Митико Эбато), танцы с мечами кэмбу (Гото Кэйсэн), фламенко (гитара и танец - группа "Алюсэма").

28 мая, воскресенье

"Eдинственный звук во Вселенной"

Концертная студия на Малой Никитской Музыка для флейты сякухати в исполнении Итиро Макихара (Япония). В концерте принимают участие исполнители самурайских песнопений гинъэй Мисава Мётэки и Иида Синдзо

Начало в 19:00

Информация с сайта http://mosconsv.ru
Павел Ступин
[1326] Парад оркестров в Москве
16.05.2006
В Москве 3-11 июня пройдет Фестиваль симфонических оркестров мира. В Колонном зале Дома союзов выступят известнейшие оркестры, в их числе Израильский филармонический оркестр под руководством Зубина Меты, Симфонический оркестр Тосканини, Филармонический оркестр радио Франции и другие.

Чуть подробнее - в сообщении РИА "Новости".
Алексей Зубов
[1325] Виолончелист Антон Павловский - среди победителей "Пражской весны-2006"
15.05.2006
[Рисунок: Антон Павловский (allufa.ru)] Молодой российский виолончелист Антон Павловский занял 2-е место на конкурсе "Пражская весна". Вчера об этом было объявлено на официальном сайте конкурса. Первое место не было присуждено; второе место с Антоном разделил чешский виолончелист Томаш Ямник, третье место - у японки Мари Эндо. Кроме того, А. Павловский стал обладателем Специального приза Общества Антонина Дворжака за лучшее исполнение си-минорного виолончельного концерта (того же Антонина Дворжака).

Антон Павловский (р. 1985) - уроженец Уфы, любит вкусно поесть (особенно рыбу) и общаться с девушками, а также является артистом Российского Национального оркестра с 2004 года.

Престижный музыкальный конкурс "Пражская весна" в этом году отметил свой 60-летний юбилей. На протяжении его истории в его программе чередовались состязания по различным специальностям: орган, клавесин, скрипка, виолончель, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, тромбон; кроме того, в "Пражской весне" соревновались струнные квартеты, вокалисты, дирижеры и композиторы. В этом году проводились соревнования виолончелистов (107 участников) и органистов (67 участников). Первый виолончельный конкурс в рамках "Пражской весны" проводился в 1950 году - его победителями стали Д. Шафран и М. Ростропович (первые места). Последний раз (до А. Павловского) виолончелистом-лауреатом "Пражской весны" из СССР/СНГ/России была Наталия Савинова (2-е место на конкурсе 1983 года). Все подробности - см. на сайте конкурса по приведенной выше ссылке.

Мы поздравляем Антона с этим большим творческим достижением (и вовсе не только потому, что нашу ленту новостей некоторым образом давно связывают дружеские отношения с РНО)!

И еще, конечно же, мы поздравляем другого лауреата "Пражской весны-2006" - украинского виолончелиста Георгия Ломакова, обладателя Специального приза Общества Богуслава Мартину за лучшее исполнение сочинения (того же Богуслава Мартину).

Большое спасибо за эту новость одному из наших читателей по имени Макс.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное