Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (20.02.06-26.02.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #114


НОВОСТИ с 20.02.06 по 26.02.06 (2)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1261] Анонс "Orange Mountain Music"
[1260] Мэтр забавляется, пипл хавает
[1261] Анонс "Orange Mountain Music"
26.02.2006
Из рассылки лейбла "Orange Mountain Music" / сайта Филипа Гласса:

Orange Mountain Music is pleased to announce its upcoming new releases. Spring 2006 will include:

Symphony No.8 by Philip Glass performed by the Bruckner Orchester Linz conducted by Dennis Russell Davies.

"Portraits" - Pianist Bruce Levingston performs a world premiere performance of 'A Musical Portrait of Chuck Close' by Philip Glass as well as 'portrait' works by french masters Ravel, Satie and Messiaen.

from the Kitchen Archives No.3 "AMPLIFIED: New Music Meets Rock, 1981-1986"

Release Dates and Details coming soon!
Павел Ступин
[1260] Мэтр забавляется, пипл хавает
25.02.2006
Последняя премьера Санкт-Петербургского Государственного Театра Музыкальной Комедии – «Синяя борода» Жака Оффенбаха. Режиссером постановки выступил Юрий Александров, художником-постановщиком стал его многолетний коллега Вячеслав Окунев. В северной столице Оффенбаха не ставили достаточно давно (если не считать Мариинские «Сказки Гофмана» и «Елену Прекрасную» Санктъ-Петербургъ Оперы), и премьерные спектакли послужили причиной вполне понятного общественного резонанса. Просмотр спектакля 23 февраля с.г. принес столь же ожидаемое впечатление – Юрий Исаакович Александров в очередной раз проявил себя эдаким анти-Мидасом отечественной оперной режиссуры. На всем, к чему прикасается рука «Выдающегося, талантливого режиссера, Мастера своего жанра» (орфография источника сохранена) – будь то «Елена Прекрасная», «Синяя борода» или, к примеру, «Царская невеста» – лежит печать тотального дурновкусия и клинической пошлости. К слову, предыдущая работа режиссера – «Травиата» в «Санктъ-Петербургъ Опере» – номинирована на получение национальной театральной премии «Золотая маска».

Обратимся к весьма достойному сайту «Санктъ-Петербургъ Оперы». На одной из страниц ресурса сообщается: «Метафора - один из основных приемов режиссера, через который объемно и образно раскрывается внутренний духовно-богатый, философски-поэтический мир постановщика». В давешнем спектакле с метафорами было туго, а внутренний мир лирической комедии Оффенбаха раскрывался в основном с помощью шуток, лежащих в плоскости сугубо ниже живота. Персонажи похлопывали себе подобных по попкам, другие в своих жестах периодически аппелировали к «причинно-следственным» местам; также в действии были задействованы отрубленные пластиковые руки и почему-то гипсовый макет старого здания Большого театра. Замечателен в своей поэтике дуэт Александрова с Юрием Димитриным. Последний обозначен в буклете как автор либретто по Анри Мельяку и Людовику Галеви (Hélas! Pauvres messieurs Melhac et Galevy!..) – следовательно, именно его можно считать ответственным за необыкновенно пошлые и плоские «шутки» текста диалогов. Приведем два выдающихся примера словесной эквилибристики, достойные украсить творчество Е.В.Петросяна: «Я едва жива… Е два… Е четыре…»; «Мы должны найти здесь невинную невесту… – Или здесь, или невинную».

Возвратимся к другому шедевру литературного слова – материалам сайта «Санктъ-Петербургъ Оперы»: «Наблюдать за развитием мысли в его [Александрова – Д.Р.] постановках и увлекательно, и непросто: спектакли насыщены аллегорическими приемами и метафорическими ходами». Безусловно, кульминационным среди прочих аллегорических приемов «Синей бороды» была финальная сцена второго действия: Синяя Борода в компании с Булоттой взмывает под колосники, срывая с себя бутафорскую бороду и парик. Метафорический ход Александрова заключается здесь в дословном (!) цитировании финальной сцены из оффенбаховского спектакля другого режиссера – Лорана Пелли, автора изданной позднее на DVD постановки в парижском «Шатле». Однако забудем о конфузном инциденте: спишем это на «своеобразную эстетику и оригинальность замыслов» Александрова (в былые времена подобная «парадоксальность и неожиданность решений» звалась плагиатом).

Само по себе то, что очередная работа Александрова лишена и намека на серьезный художественный результат (проще говоря – ужасающа), не является сколь-нибудь примечательным фактом культурной жизни современной России. «Синей бороде»суждено было стать лишь очередным фактом творческой биографии Ю.И.Александрова, если бы не одно «но».

Показательно, каким образом вела себя публика на представлении Александровской «Синей бороды». Поначалу в течение достаточно длительного времени зрители никак не реагировали на многочисленные (и так «нарочно» придуманные!) «гэги» Александрова-Димитрина-Окунева. И действительно – трудно поверить в то, что в Санкт-Петербургском Государственном Театре (пусть и Музыкальной Комедии) возможно стать свидетелями того, что обычно приходится наблюдать в «Кривом зеркале» или «Аншлаге». По прошествии времени публика, увы, почувствовала вкус к отвратительному пойлу авторского коллектива спектакля и стала внимать все менее пристойным «шуткам юмора» «Cиней бороды».

Спектакли, подобные «Синей бороде» потенциально опасны для публики – а их создатели ответственны за (возможное?) моральное отупление, дегенерацию и вырождение театральной публики. Остается лишь недоумевать – понимает ли мастер жанра то, что он как художник несет колоссальную ответственность за морализаторскую функцию искусства? Понимает ли Юрий Исаакович Александров то, что творит? Похоже, что да. «Синяя борода» – спектакль со своеобразным «двойным дном», поставленный Ю.И.Александровым с ужасающим цинизмом. Первый пласт читается несведущей в околотеатральных сферах публикой и расcчитан на того самого многострадального «пипла». Другой – «для своих», способных читать текст театральных интриг между строчками сценического текста. Режиссер в прямом смысле использует сцену театра Музыкальной комедии и, что еще более низко, его публику, для сведения счетов с талантливым коллегой по цеху. Речь идет о Дмитрии Чернякове, мотивы спектаклей которого (в частности, «Жизни за Царя») издевательски цитируются Александровым.

Оставим это на совести Александрова – сам сюжет с известной степенью частотности повторяется в истории культуры и подробно описан И.А.Крыловым в басне «Слон и Моська». Остается непонятным, отчего из-за личной неприязни Александрова к Чернякову должна страдать замечательная певица Лариса Гоголевская, исполнительница заглавной женской партии в Черняковском «Тристане и Изольде», чья выдающаяся актерская работа подвергается в заключительной сцене «Cиней бороды» грубой насмешке. Как мы помним, «метафора» – и далее по тексту.

Нельзя не затронуть отдельно проблему чудовищного стилевого бардака, творящегося в «Синей бороде». Внимательный читатель программы спектакля мог заметить неприметную надпись на последней странице: «В спектакле использована музыка Олега Каравайчука». Признаться честно, идеи более интригующей, чем соединение музык Оффенбаха и Каравайчука, нам не доводилось встречать уже давно. Парадокс: Александров завершает оперу-буфф Оффенбаха победно-оглушительным звучанием вальса Каравайчука. Попытка объединить несопоставимое, как и следовало ожидать, не увенчалась успехом – контрапункт оказался и впрямь ужасающим.

Напоследок – о том, что скрасило посещение премьерного спектакля «Синей бороды». Отметим замечательную работу исполнительницы партии Булотты Е.Алабиной – обладательницу приятного тембра голоса, чьи технические погрешности полностью компенсируются актерским апломбом и артистизмом. Однако более остальных порадовал музыкальный руководитель постановки молодой дирижер Андрей Алексеев: его работу (равно как и звучание самого оркестра под его управлением) можно оценивать в самых превосходных формах. Надеемся, что в будущем мы не раз услышим об этом замечательном музыканте.
Дмитрий Ренанский



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное