← Ноябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
||
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://news.oboe.ru
Открыта:
06-07-2003
Адрес
автора: culture.music.news.classic-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Новости академической музыки
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #104
Уважаемые подписчики!
Сегодняшняя рассылка - за две (а не одну, как обычно) недели, так как в прошлое воскресенье она не выходила: я уезжал на концерт моего друга органиста Йенса Кристенсена в Санкт-Петербург (см. тут)
НОВОСТИ с 14.11.05 по 27.11.05 (8)
СОДЕРЖАНИЕ: [1213] Кармен, интермеццо [1212] Альфред Шнитке (1934-1998) [1211] Мендоза и другие [1210] Фестиваль "Арт-Ноябрь" продолжается! [1209] Станиславский начинается [1208] Анонс: духовые "Гольдберг-вариации" [1207] Юбилейный "Фиделио" [1206] Денис Мацуев неудачно поиграл в Рахманинова | |
[1213] Кармен, интермеццо | |
---|---|
25.11.2005 | |
После двух триумфальных представлений, открывших гастроли Московского Академического Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в Санкт-Петербурге, "Кармен" Жоржа Бизе вызвала самое пристальное внимание публики северной столицы. Зал Мариинского театра был полон, а еще задолго до начала спектакля привычная очередь к окошку администратора приняла почти что апокалиптический размер. Любопытство Петербургской публики обьяснимо многими причинами. Определенная часть публики пришла в театр для того, чтобы послушать шлягерные мелодии и получить ни с чем не сравнимое удовольствие их узнавания. Первой в ряду многих других причин стоит безусловное желание услышать и увидеть столичную "Кармен" и сравнить ее с по-разному жалкими постановками оперного театра им. М.П. Мусоргского (версия С. Гаудасинского) и Мариинского театра (постановка А. Степанюка). "Кармен" - быть может, одно из самых проблематичных сочинений оперного репертуара сегодняшнего дня. Будучи поставленным в театре, спектакль неминуемо становится кассовым - однако за последние годы нам не удалось стать свидетелями ни одной постановки "Кармен", которая обладала хоть сколь-нибудь серьезными художественными достоинствами. О судьбе "Кармен" на петербургской сцене лучше забыть: интерпретация французской оперы на сцене каждого из двух театров производит прискорбное впечатление. Кажется, что ужасающий уровень, на котором ныне находится оперная труппа былого МАЛЕГОТа лишь подчеркнут наивной до примитивности постановкой Станислава Гаудасинского - который по непонятным нам причинам упорно продолжает именовать себя режиссером спектакля. Что же до Мариинской "Кармен" - если с собственно музыкантской стороны дела обстоят не столь плачевно, то сценография и режиссура постановки всячески мешают составить о спектакле сколь-нибудь положительное мнение. С прискорбием вынуждены сообщить, что вчерашнее представление оперы - постановка 1999 года А.Тителя, В.Арефьева и В.Горелика - не может претендовать на продолжение череды триумфальных представлений оперной труппы МАМТ. После "Фиделио" и "Обручения в монастыре" уровень игры оркестра и работы вокалистов показался нам столь низким, что не раз возникала мысль о том, что труппу как будто подменили - и не было удивительной работы хора в "Фиделио", и феерических вокальных ансамблей "Обручения". Слушая работу хорового коллектива во вчерашней "Кармен", на ум приходил горький афоризм Ю.Х. Темирканова - "вы играете не чисто, но зато не вместе". Уже в первой картине выявились все те недостатки, которые в дальнейшем сопровождали подопечных С.Лыкова весь спектакль - приблизительность интонирования, невразумительная артикуляция, полное отсутствие чувства ансамбля, неспособность адекватного воспроизведения французского текста. Справедливости ради стоит отметить, что женская часть хора проявила себя с лучшей стороны - достаточно вспомнить об отдельных достойных сценах первого действия (в частности, эпизод ссоры работниц фабрики). Наименее приятные воспоминания о вчерашнем вечере связаны с исполнителями двух центральных партий - Михаиле Урусове (Дон Хосе) и Алексее Шишляеве (Эскамильо). Интерпретацию двух солистов следует признать совершенно неудовлетворительной как с музыкантской, так и с актерской сторон. Последнее оставляем на совести постановщиков, о вокальной же работе следует сказать подробнее. С момента первого появления Хосе на сцене и до последней картины Михаилу Урусову удалось выдержать единую истерически-надсадную манеру пения - до середины II действия казалось, что певцу в принципе не ведомы тихие динамические нюансы. Кульминацией ужасающе неточного интонирования солиста стала ария с цветком - к ее завершению высотное расхождение певца с оркестром стало воистину душераздирающим. Алексей Шишляев-Эскамильо также периодически грешил приблизительностью интонации, однако не это огорчало более всего. Думается, что статично-неподвижный голос Шишляева менее всего подходит к партии Эскамильо. С неизмеримо лучшей стороны показали себя женские голоса труппы, занятые в спектакле. Быть может единственным участником представления, работа которого не вызывает нареканий с нашей стороны, является Анастасия Бакастова-Микаэла. И пусть в начале первого действия ее голос звучал без характерной мягкости и теплоты, однако в дальнейшем Бакастовой удалось порадовать публику истинной культурой пения. Интерпретацию партии Кармен Елены Максимовой очень трудно охарактеризовать в двух словах. Максимова безусловно обладает должной степенью актерского дарования, уровень ее вокальной культуры также высок. Однако после вчерашнего спектакля нам показалось, что партия Кармен не проработана певицей с должным усердием. Сам эмоциональный тонус исполнения Максимовой оставлял желать большей динамики. В интерпретации вокальной партии зачастую не хватало большей изысканности и детализированности агогической, интонационной и динамической палитры. Вместе с тем, в московской постановке "Кармен" наличествует важнейший элемент, спасший вчерашнее представление от провала. И в режиссуре и в сценографии (удивительный изысканно-кровавый занавес В.Арефьева!) петербургской публике было явлено изрядное количество приятных неожиданностей. Спектакль Тителя обладает абсолютной внутренней логикой и завершенностью формы, которая становится понятной лишь в процессе развития действия. Парадоксальное решение Тителем последнего дуэта - Хосе и Кармен остаются на сцене одни, последняя реплика Хосе "направлена" в зрительный зал - оказывается абсолютно оправданным всем ходом спектакля. Именно режиссура А.Тителя стала тем остовом, на котором держится весь спектакль. Хочется высказать предположение о том, что самая вокальная эстетика "Кармен" в версии МАМТ была заложена в спектакле изначально как определенный концептуальный прием. Речь, конечно, не идет о приблизительной интонации и других огрехах, но о предположительно намеренно сниженном "оперном" градусе спектакля - в пользу этого говорит и выбор для постановки версии оперы с разговорными диалогами, а не с речитативами. Напоследок хочется оговориться: в тех труднейших условиях, в которых существует ныне Московский Академический Музыкальный театр, все недостатки и огрехи могут быть абсолютно оправданы, а все высказанные в статье мысли и соображения носят лишь риторический характер. Жорж Бизе Кармен Опера в 4 действиях Кармен - Елена Максимова Дон Хосе - Михаил Урусов Эскамильо - Алексей Шишляев Микаэла - Анастасия Бакастова Цунига - Роман Улыбин Моралес - Дмитрий Кондратков Фраскита - Светлана Сумачева Мерседес - Наталья Владимирская Хор и оркестр Московского Академического Музыкального Театра им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Детский хор Мариинского Театра Дирижер - Вольф Горелик | |
Дмитрий Ренанский | |
[1212] Альфред Шнитке (1934-1998) | |
---|---|
24.11.2005 | |
[Рисунок: Альфред Шнитке - Концерт для Хора] Сей труд, что начинал я с упованьем И с Именем Твоим, Ты заверши, Чтоб песнопенье стало врачеваньем, Целящим раны тела и души. И если труд мой скромный завершится С Твоим благословением святым, – Пусть Дух Господень в нем соединится Со скудным вдохновением моим. Тобой дарованное озаренье Не погаси. Мой разум не покинь, Но вновь и вновь приемли восхваленья От Твоего служителя. Аминь! | |
Павел Ступин | |
[1211] Мендоза и другие | |
---|---|
23.11.2005 | |
Если концертное исполнение Бетховенского "Фиделио" прозвучало пусть и триумфальным, но предыктом к основным событиям гастролей, то вчерашнее представление оперы С.С.Прокофьева "Дуэнья" стало полновесным шагом к окончательному и бесповоротному захвату Санкт-Петербурга коллективом Московского Академического Музыкального Театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Открывать череду выступлений на Мариинской сцене "Дуэньей" — решение смелое, если не сказать больше: петербургская
постановка заслуженно принадлежит к золотому фонду театра и думается, что большая часть из присутствовавших на вчерашнем спектакле МАМТ сравнивала увиденное с Мариинским "оригиналом". В выборе первого гастрольного спектакля московские гости руководствовались двумя соображениями. Если первое из них читалось еще до самого спектакля (именно с закрытых показов в Оперном театре им. К.С.Станиславского в далеком 1941 году началась сценическая жизнь "Дуэньи"), то второе стало понятным лишь по ходу представления. Актерский ансамбль московского "Обручения в монастыре" впечатлял уже а priori — чего стоят одни лишь имена Хиблы Герзмавы и Дмитрия Степановича! Некоторые сомнения вызывало лишь участие в спектакле Вячеслава Войнаровского, ибо, как известно, в последнее время народного артиста России чаще всего можно услышать в ансамбле (порой весьма недурственном) с г-ном Петросяном и Co. Однако уже первое действие обнаружило абсолютную уместность фигуры Войнаровского в контексте режиссуры Александра Тителя. О спектакле Тителя можно говорить очень и очень много. Простота без легковесности, никогда не срывающееся на пошлость остроумие — все это отличает тот удивительно подходящий искрометной Прокофьевской партитуре и блестяще найденный режиссером тон постановки. Отметим примечательную особенность спектакля — удивительно гармоничное сочетание режиссуры и упоительной сценографии Владимира Арефьева. Остается только гадать, кому принадлежат те или иные феерические bons mots, вызвавшие немало восхищенных восклицаний, будь то курящая папироску русалка в аквариуме Мендозы в самом начале первого акта или уморительные зеленые ушанки в финале оперы. Заигрывая с традицией commedia dell’arte, режиссура Тителя тем не менее остается узнаваемой и не лишенной своеобразия. Наполняющие сцену вертушки-флюгера (они же ветряные мельницы) в первой картине оперы задают динамичную интонацию, которая удерживалась в течение всего спектакля. Как подлинному мастеру оперной режиссуры, Тителю удалось создать необычайно привлекательное и небанальное произведение, при этом создав идеальные условия для раскрытия природных талантов певцов. Именно в этом нам видится причина того колоссального по силе воздействия впечатления, которое оказывает московская "Дуэнья". "Дуэнья" — абсолютный шедевр оперной труппы МАМТ. На вчерашнем спектакле нам довелось испытать то подзабытое наслаждение, которое испытываешь от абсолютной свободы певца-актера в его бытии на сцене. Работа каждого из актеров заслуживает самой высокой оценки, однако нам хотелось бы остановиться на двух вокалистах, произведших на нас в особенности сильное впечатление. Самый творческий облик Хиблы Герзмавы вызывает глубочайший пиетет и восхищение. Единственный обладатель Гран-при конкурса им. П.И.Чайковского в очередной раз подтвердила славу одной из лучших европейских оперных певиц. Природная музыкальность в сочетании с филигранной отделкой партии позволяют Герзмаве забыть о трудностях Прокофьевской вокальной лирики, а публике в полной мере насладиться искусством выдающейся артистки. Каждая встреча с искусством Дмитрия Степановича производит на нас неизменно сильное впечатление. Степанович не только выдающийся вокалист, но — и прежде всего — уникальный актер с только ему присущей интонацией творчества. Нам довелось услышать артиста в партии Додона, чей образ был решен Степановичем в исповедально-трагическом ключе; вчера же он со всей полнотой раскрылся перед нами как актер гениального комического дарования. В интерпретации Степановича незадачливый рыботорговец превратился в весьма многозначный сценический образ (замечательно подчеркнутый режиссером совершенно абсурдистским "падением и триумфом" в финальной сцене), а сам Мендоза стал чуть ли не главным действующим лицом оперы — секрет кроется, конечно, в потрясающей силе артистического обаяния певца. Думается, что никто из современных российских оперных певцов не обладает столь своеобразной и мощной художественной натурой, какая присуща Степановичу. Стоит, однако, оговориться: реакцию публики Мариинского театра весьма трудно назвать однозначной в оценке достоинств дебютного спектакля гастролеров. Нам довелось стать невольным свидетелем и возмущенных восклицаний отдельных представителей публики в антракте спектакля (мол, как можно показывать подобное на освященной временем Мариинской сцене), ровно как и открытой демонстрации своего недовольства: отдельные зрители покинули зал еще до окончания спектакля. Известный драматический режиссер N. как-то высказал любопытную идею о том, что успехом на Петербургской сцене могут пользоваться лишь медленные спектакли, исполненные печальной рефлексии. Ко всем этим обстоятельствам стоит отнестись с пониманием и сочувствием, ибо самый акт подлинного искусства не нуждается в комментариях, подтверждениях или опровержениях. Факт остается фактом — "Дуэнью" МАМТ можно смело причислить к числу наиболее примечательных явлений русского оперного театра современности. C. С. Прокофьев. Обручение в монастыре (Дуэнья) Лирико-комическая опера в 4 действиях Дон Хером - Вячеслав Войноровский Фердинанд - Андрей Батуркин Луиза - Хибла Герзмава Дуэнья - Елена Манистина Мендоза - Дмитрий Степанович Дон Карлос - Анатолий Лошак Дон Антонио - Сергей Балашов Клара - Наталья Владимирская Отец Августин - Владимир Свистов Хор и оркестр Московского Академического Музыкального Театра им. Дирижер – Ара Карапетян | |
Дмитрий Ренанский | |
[1210] Фестиваль "Арт-Ноябрь" продолжается! | |
---|---|
22.11.2005 | |
[Рисунок: Зеркальный зал Государственного института искусствознания] Читайте в специальном разделе нашей ленты новостей анонсы оставшихся концертов XII Международного Фестиваля "Арт-Ноябрь":
| |
Алексей Зубов | |
[1209] Станиславский начинается | |
---|---|
22.11.2005 | |
21 ноября с.г. концертным исполнением оперы Л. ван Бетховена "Фиделио" на сцене Большого зала Филармонии открылись гастроли Московского Академического Музыкального Театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в Санкт-Петербурге. Днем ранее единственный оперный шедевр Бетховена был представлен на сцене Московского Международного дома Музыки. Музыкальным руководителем и дирижером проекта выступил самый русский немецкий дирижер Томас Зандерлинг – сын выдающегося дирижера Курта
Зандерлинга, в течении длительного времени сотрудничавшего с Академическим оркестром Ленинградской Филармонии. Напомним, что под управлением Зандерлинга "Фиделио" однажды уже звучал в России – 17 декабря 2004 на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского (солисты МАМТ, оркестр Московской Государственной Филармонии). Первое выступление МАМТ в рамках Петербургских гастролей было обставлено с должной помпой – афиши, сообщающие о грядущем концерте появились в холле Большого зала Филармонии еще в начале сентября с.г. (!). Последнее абсолютно оправдано, ибо даже истому меломану будет весьма проблематично вспомнить дату последнего исполнения "Фиделио" в Северной Пальмире. Вместе с тем главный интерес представляли прежде всего имена приглашенных солистов – английского баса Роберта Ллойда и австрийской сопрано Габриэле Фонтана. Забегая вперед, скажем, что вчерашний концерт можно с полной уверенностью назвать триумфальным, а московский "Фиделио" вполне может соперничать с лучшими интерпретациями этого опуса (в частности, назовем запись под управлением Сэра Роджера Норрингтона). Начнем с, пожалуй, наиболее ожидаемого впечатления вчерашнего вечера – с игры оркестры МАМТ. Несмотря на отдельные досадные интонационные погрешности (не столь частые у деревянных и медных духовых), игра коллектива поражает высоким уровнем ансамблевого музицирования и в особенности – замечательной звуковой культурой. Чудесное звучание каждой из оркестровых групп в отдельности (отметим прежде всего чудесное звучание струнного квартета) и удивительно насыщенное и мягко-полнокровное tutti особенно порадовало слух после памятных выступлений оркестра Большого театра. Справедливости ради, сделаем два замечания, касающихся исполнения оркестровой партии "Фиделио" – и напрямую связанных с работой Томаса Зандерлинга. Первое из них касается не всегда адекватного уровня эмоциональной насыщенности и агогической точности в игре оркестра, второе – отдельных проблемных ситуаций, связанных с балансом оркестра и голосов солистов (по большей части замечания эти относятся к первому действию). Однако высказанные замечания ни в коей мере не могут характеризовать в высшей степени одухотворенную игру оркестра МАМТ. В прекрасном состоянии находится и хоровой коллектив (главный хормейстер – Станислав Лыков, хормейстер – Александр Рыбнов), очень достойно справившийся с непростым в образном и интонационном отношении хором арестантов из первого действия (O Welche Lust!). Однако наиболее сильное – и, безусловно, самое приятное – потрясение вчерашнего исполнения "Фиделио" связано с ансамблем солистов. Главная интрига вечера (и, не скроем, главное наше опасение) заключалась прежде всего в том, насколько адекватной будет кооперация зарубежных оперных звезд и отечественных вокалистов-солистов МАМТ. Результат оказался близким к идеалу – ибо и западные, и отечественные солисты проявили себя на высшем уровне. Безусловной героиней вечера оказалась Габриэле Фонтана (особенно почитаемая нами в Шенберговском "Моисее и Аароне"), обладательница голоса удивительной красоты, культуры звука и артистизма. Если в начальных ансамблевых сценах голос Фонтана звучал не в лучшем виде (быть может, сказывалось волнение), то в знаменитой арии шестой сцены певица показала себя во всей красе. Отметим, что нам давно уже не доводилось слышать исполнительницу весьма непростой партии Леоноры, обладающую более ровным и одинаково красивым на всех учатсках диапазона голосом (укажем на дивное звучание верхних нот в завершении арии). Достойным партнером Фонатана выступил Роберт Ллойд – чей голос, кстати, также "вошел в колею" к середине первого акта. Несколько меньшее впечатление произвел исполнитель партии Флорестана Михаил Вишняк, которому порой не хватало некоторой доли артистизма. Самым приятным открытием оказалась жемчужина отечественной части вокального ансамбля, трепетная Марцелина Анастасия Бакастова – памятно ее исполнение партии Золотого петушка в концертном исполнении оперы 13 апреля с.г. в Концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве. Обладающий своеобразным шармом голос Бакастовой не только очень выразительно звучал в сольных высказываниях, но и придавал своеобразную окраску ансамблевым номерам первого действия. Мы искренне сожалеем, что Петербургской публике и нам не удалось услышать в партии Дона Пицарро удивительного Дмитрия Степановича – быть может, одного из самых примечательных певцов отечественной оперной сцены – исполнявшего эту партию на воскресном концерте в Москве. Однако и опытнейший Евгений Поликанин доставил нам в роли Пицарро немало приятных мгновений. Суммируя впечатления от вчерашнего выступления отметим, что нам давно не доводилось слышать столь живого, артистичного и цельного вокального ансамбля, находящегося в чутком диалоге с оркестром. Исполнение бетховенского "Фиделио" стало триумфальным открытием гастролей МАМТ в Санкт-Петербурге. Л. ван Бетховен. Фиделио Опера в двух действиях Флорестан - Михаил Вишняк Леонора - Габриэле Фонтана Рокко - Роберт Ллойд Марцелина - Анастасия Бакастова Джакино - Валерий Микицкий Дон Пицарро - Евгений Поликанин Дон Фернандо - Алексей Шишляев Первый узник - Михаил Векуа Второй узник - Дмитрий Кондратков Хор и оркестр Московского Академического Музыкального Театра им. Музыкальный руководитель и дирижер – Томас Зандерлинг * * * ...специально для двух исполнений "Фиделио" в Москве и Санкт-Петебурге был выпущен замечательный в своей информативности буклет, содержащий помимо полного текста либретто оперы чудесную, заслуживающую особого внимания статью Ларисы Кириллиной "От Леоноры к Фиделио". Буклет оформлен и издан самым достойнейшим образом, однако при знакомстве с его материалами нас не покидало чувство некоторого необьяснимого недоумения. После пристального изучения одной из страниц буклета мы с удивлением обнаружили, что фоном для текста Л. Кириллиной стало факсимиле рукописи "Фиделио", приведенное по... музыкальному словарю Гроува (Grove Dictionary Of Music And Musicians). Быть может, в подобном концептуальном шаге составителей буклета можно усмотреть некий скрытый смысл, однако нам представляется весьма любопытным "зияние" в качестве фона отсканированной страницы самого авторитетного научного издания мира с памятным заглавием "Beethowen, Ludwig van, §6:1803-1808". | |
Дмитрий Ренанский | |
[1208] Анонс: духовые "Гольдберг-вариации" | |
---|---|
19.11.2005 | |
Фонд развития культуры "Возвращение" начинает сезон 2005–2006 гг. с проекта, посвященного трем знаменательным датам: триста двадцать лет со дня рождения И.С. Баха, пятьдесят лет первой записи Гольдберг-вариаций пианистом Гленном Гульдом и восьмидесятилетие композитора Андрея Эшпая. В 2005 году по предложению гобоистов Дмитрия Булгакова и Павла Стругалева выдающийся российский композитор Андрей Эшпай создал транскрипцию одного из самых знаменитых сочинений И.С. Баха – Гольдберг-вариаций, для квартета деревянных духовых инструментов. Специально для реализации этого уникального проекта фондом "Возвращение" был создан Homecoming Woodwind Ensemble, который летом 2005 года приступил к репетициям произведения. В составе ансамбля – ведущие российские и немецкие исполнители: [Рисунок: Дмитрий Булгаков (homecoming.ru)] Дмитрий Булгаков – лауреат международных конкурсов, обладатель молодежной премии "Триумф", художественный руководитель фестиваля «Возвращение», [Рисунок: Павел Стругалев (homecoming.ru)] Павел Стругалев – лауреат международного конкурса, солист оркестра "Neue Philharmonie Westfalen", Клаудиа Хельбах – солистка оркестра "Bergische Sinfoniker", Уве Реберс - солист оркестра "Neue Philharmonie Westfalen". В этом году исполняется пятьдесят лет эпохальной записи Гленна Гульда, перевернувшего представления об интерпретации музыки Баха и оказавшего влияние на несколько поколений музыкантов во всем мире. Свое выступление в Москве Homecoming Woodwind Ensemble посвящает этому событию и памяти великого музыканта. Андрей Яковлевич Эшпай многие годы был секретарём Союза композиторов СССР, организовывал музыкальные фестивали, трижды возглавлял жюри Международного конкурса им. П.И. Чайковского, он Почетный член Общества Ф. Листа в США, Президент Российского авторского общества. Перу А. Эшпая принадлежат многочисленные вокальные, камерные и симфонические произведения. А. Эшпай написал музыку более чем для шестидесяти фильмов и к двадцати спектаклям. Запись новой версии "Гольдберг-вариаций" выйдет в следующем году на лейбле Quartz (Великобритания) 20 ноября, Рахманиновский зал МГК им. Чайковсокого, начало в 19.00 цена билетов 100-200 руб | |
Алексей Зубов | |
[1207] Юбилейный "Фиделио" | |
---|---|
18.11.2005 | |
Звезды мировой оперы отметят в Москве юбилей оперы Людвига ван Бетховена "Фиделио" 20 ноября 2005 года весь музыкальный мир празднует 200-летие со дня первой постановки единственной оперы Людвига ван Бетховена – "Фиделио". Юбилей шедевра будет отмечен в России крупным международным проектом, осуществленным Московским академическим Музыкальным театром имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Концертное исполнение оперы состоится в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Единственная опера Бетховена входит в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Премьера "Фиделио" состоялась 20 ноября 1805 года. Как это нередко бывает с выдающимися произведениями, опередившими свое время, первое исполнение не принесло композитору успеха. Лишь в 1814 году опера получила настоящее признание. С тех пор "Фиделио" завоевал прочное место в немецком и мировом оперном репертуаре. В России опера ставилась достаточно редко. Единственная за советское время московская постановка была осуществлена в 1948 году (режиссер Борис Покровский, дирижер Александр Мелик-Пашаев), В 1950 году опера была поставлена в ленинградском Малом оперном театре, музыкальным руководителем постановки был известный немецкий дирижер Курт Зандерлинг. К 200-летию со дня первой постановки "Фиделио" Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко осуществляет крупный международный проект, поддержанный Посольством Германии. За дирижерский пульт встанет сын Курта Зандерлинга – Томас Зандерлинг, родившийся в России и работающий по всему миру. Исполнение единственной оперы Бетховена соберет в Москве поистине звездную команду вокалистов. Главные партии в "Фиделио" театра имени Станиславского и Немировича-Данченко исполнят Габриэле Фонтана и Роберт Ллойд. Австрийская певица Габриэле Фонтана принадлежит к числу ведущих драматических сопрано европейской оперной сцены. В настоящее время певица исполняет главные роли в спектаклях Венской оперы, Нидерландской оперы, берлинских Дойче Опер и Штаатсопер, Баварской оперы в Мюнхене и других крупнейших оперных театров Европы; принимает участие в постановках на фестивалях в Зальцбурге, Эдинбурге, Глайндборне, Брегенце. Репертуар Габриэле Фонтана включает центральные партии в операх Моцарта, Рихарда Штрауса, Вагнера. Одна из лучших ролей певицы – Леонора в опере Бетховена "Фиделио". Бас из Великобритании Роберт Ллойд стал настоящей легендой мировой оперы. С 1972 года и по сей день он является ведущим солистом Королевской оперы Ковент Гарден в Лондоне, принимает участие в многочисленных постановках нью-йоркской Метрополитен Опера, миланского театра Ла Скала, Парижской оперы. В 1983 году Роберт Ллойд стал первым британским басом, исполнившим роль Бориса Годунова в опере Мусоргского на сцене Королевского оперного театра Ковент Гарден. Спектакль был поставлен выдающимся русским кинорежиссером Андреем Тарковским. В исполнении оперы "Фиделио" примут участие ведущие солисты Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. 20 ноября роль Флорестана исполнит народный артист России Вячеслав Осипов, один из лучших теноров московской оперной сцены последних десятилетий. Партию дона Пизарро исполнит народный артист России Евгений Поликанин. Помимо работы в театре, где он исполняет ведущие партии баритона, Евгений Поликанин выступает с концертами, сотрудничая с лучшими оркестрами страны. Певец также принимал участие в постановках Парижской национальной оперы, Венской камерной оперы и фестиваля "Моцарт в Шенбрунне" в Вене. В концертном исполнении оперы "Фиделио" в Москве и Санкт-Петербурге также заняты заслуженный артист России Юрий Лаптев, лауреаты Международных конкурсов Анастасия Бакастова, Наталья Мурадымова и Дмитрий Степанович, Михаил Вишняк, Сергей Балашов и другие. Пресс-служба театра: Дмитрий Абаулин, Евгения Селянская e-mail: press@stanmus.ru Телефон для справок по вопросам приобретения билетов: 229-2835. Официальный пресс-агент – агентство "Артефакт" ...Напомню, что 21-го ноября концерт будет повторен в Большом зале Санкт-петербургской Филармонии. | |
Алексей Зубов | |
[1206] Денис Мацуев неудачно поиграл в Рахманинова | |
---|---|
14.11.2005 | |
[Рисунок: Юрий Темирканов (richtercompetition.com)] В течении нескольких ноябрьских дней в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича будет наблюдаться невиданный аншлаг – а это значит, что дирижирует Юрий Хатуевич Темирканов. 18 ноября состоится концерт, в программе которого будут звучать сочинения
С. С. Прокофьева ("Золушка", "Гадкий утенок") и Четвертая симфония Густава Малера. Вчерашним вечером Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии под управлением маэстро исполнил музыку И. Ф. Стравинского, С. В. Рахманинова и Д. Д. Шостаковича. Русская музыка в интерпретации Темирканова – всегда потрясение, будь то озаренные мистической лирикой поздние симфонии П. И. Чайковского или виртуозная элегантность миниатюр А. К. Лядова. Совершенно особое место в этом ряду занимают Темиркановские трактовки балетной музыки И. Ф. Стравинского. Концерты 1990-х гг. подарили публике счастье узнать неожиданную свежесть заигранных "Весны священной" и "Петрушки". Примечательно, что самобытные трактовки дирижера абсолютно самодостаточны – ибо отточенность и выстроенность музыкантских концепций всегда сочетаются у Темирканова с театральной броскостью и яркостью их воплощения. В самом начале вчерашнего вечера прозвучала сюита из балета "Поцелуй феи", напомнившая о былых триумфах Темирканова. Кажется, что и маэстро, и оркестр купались в музыке Стравинского – интерпретация опуса стала одним из наиболее ярких событий сезона. Удивительная слаженность каждой из оркестровых групп и, что самое главное, поразительное ощущение ансамблевой игры – все это подтвердило славу Заслуженного коллектива как одного из лучших российских оркестров. Отметим виртуозную игру группы медных духовых в "Danses suisses" и блистательное tour de force всего оркестра в коде сюиты. Отдельное наслаждение доставило наблюдать за мануальной пластикой Темирканова – подобной виртуозной свободы и легкости петербургской публике не доводилось наблюдать уже давно. Таким же шедевром исполнительства Темирканова стала исполненная во втором отделении Пятая симфония Д.Д.Шостаковича. [Рисунок: Денис Мацуев (peoples.ru)] Логическим центром вечера стала, однако, завершившая первое отделение концерта "Рапсодия на тему Паганини" С. В. Рахманинова. Солировал Денис Мацуев – и одно только это обеспечило бы вчерашнему вечеру аншлаг. Нам не раз приходилось задумываться о причинах парадоксальной популярности этого музыканта. Первый "камень" в основании сегодняшней славы Мацуева был заложен в 1998 году после победы пианиста на XII международном конкурсе им. П. И. Чайковского. В те памятные дни нам довелось стать свидетелями выступлений Мацуева на первом и втором туре конкурса. Молодой музыкант уже тогда пленял публику бешеным темпераментом и недюжинными виртуозными способностями, однако, думается, никому бы не пришло в голову и сравнивать выступления Мацуева с гениальной игрой покойного Алексея Султанова. Обстоятельства фортепианного конкурса 1998 года общеизвестны: решением высокого жюри Султанов не был пропущен в третий тур состязания, а в отсутствии главного (и по сути единственного) претендента на первую премию (по правде говоря, Султанову следовало бы присудить Гран-при: стенам БЗК не доводилось еще быть свидетелями столь одухотворенных интерпретаций 3-й сонаты h-moll Ф.Шопена и 7-й сонаты B-dur C.C.Прокофьева!) победа Мацуева выглядела в высшей степени сомнительно. После выступлений Д. Мацуева на конкурсе им.Чайковского прошло семь лет. За это время нам неоднократно доводилось слушать как выступления пианиста, так и его аудио-записи. Если о выпущенном российским филиалом компании "BMG" диске "Посвящение Горовицу" хочется забыть, как о грандиозном конфузе (по всей видимости, Мацуев пребывает в счастливом неведении о существовании А. Володося и его интерпретациях виртуозных транскрипций Горовица), то воспоминания о невероятно ординарной и, в общем, малопримечательной интерпретации "Времен года" П. И. Чайковского забываются сами собой. Не скроем, что задолго до вчерашнего выступления Мацуева в Петербурге мы были заинтригованы отзывами многих уважаемых музыкантов о том творческом росте, который якобы претерпел пианист за последние годы, равно как и сообщениями о порванных струнах и дымящихся клавишах роялей, остающихся поверженными после выступлений Мацуева. Тем более любопытной представлялась интерпретация пианистом "Рапсодии на тему Паганини" С. В. Рахманинова – сочинения, известного в эталонных интерпретациях самого автора, В. Д. Ашкенази и М. В. Плетнева. Начнем с основных впечатлений от игры музыканта. У пианиста совершенно не развито чувство музыкального мышления. Полностью отсутствует процессуальность интерпретации – а каким образом она возможна, когда музыкант мыслит "здесь и сейчас" коротенькими эпизодами? Еще более примечателен этот недостаток в "Рапсодии на тему Паганини" – сочинении, в котором самый жанр вариаций предрасполагает к изысканности исполнительской лепки формы! Достаточно вспомнить железную логику драматургии цикла в интерпретации Плетнева, чтобы понять, о чем идет речь. К сожалению, две других легенды, сопутствующие творческой деятельности Мацуева – также являются мифом весьма сомнительного происхождения. К первому относится трактовка Мацуева как пианиста ярко выраженного романтического дарования. По всей видимости, в этом повинны невероятно аффектированная манера поведения артиста за инструментом; безвкусно употребляемое tempo rubato и частое использование ничем не объяснимых истерических акцентов. Возможно представить себе, насколько ужасающе звучала аффектированная игра Мацуева после благородной аскезы интерпретаций самого Рахманинова и Плетнева! Другим мифом является легенда о Мацуеве-виртуозе. В "Рапсодии" музыкант сполна продемонстрировал все недостатки собственного пианизма. К последним прежде всего отнесем отсутствие сколь-нибудь явной индивидуализации звучания инструмента: все сочинение было выдержано в единой крайне примитивной динамической и темброво-красочной гамме. Другим недостатком является совершенно невнятная артикуляция, особенно явно проявившаяся в бриллиантовых пассажах мелкой техники. В пианизме Мацуева как класс отсутствует должный тактильный контроль – он компенсируется преобладанием жесткого и стучащего туше. Отсюда странные парадоксы происходят с динамикой: периодически оркестр перекрывал музыканта, однако отнюдь не в самых проблемных с позиций инструментального баланса эпизодах, вместе с тем в игре Мацуева появлялись неожиданные громоподобные эффекты. Ярким контрастом к исполнению сольной партии была изощреннейшая игра оркестра; именно Юрию Хатуевичу Темирканову мы обязаны спасением катастрофического положения. Суммируя впечатления от выступления, отметим главное в творческом облике Дениса Мацуева – пианист играет "как Бог на душу положит", cовершенно не заботясь о необходимости обоснования собственной интерпретации. И если это простительно молодому начинающему музыканту, в положении Мацуева подобное может вызывать лишь чувство стойкой антипатии. Мы искренне сожалеем, что в графике российских гастролей одного из титанов современного пианизма Аркадия Володося не запланированы выступления в Санкт-Петербурге. Ибо тогда публике Северной Пальмиры довелось бы аплодировать глубочайшему художнику, истинному виртуозу в изначальном смысле слова. Остается ожидать традиционного весеннего концерта Григория Соколова для того, чтобы сверить часы в мире современного пианистического исполнительства. | |
Дмитрий Ренанский | |
"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/
Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||