Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (31.10.05-13.11.05)


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #103


НОВОСТИ с 31.10.05 по 13.11.05 (6)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1205] В ожидании Константина Сергеевича
[1204] Скончалась Т. А. Гайдамович
[1203] "Арт-Ноябрь": прошедший концерт Михаила Лидского
[1202] Скрипка за миллион - в России
[1201] Н. Арнонкур и А. Нетребко: постановка "Свадьбы Фигаро"-2006
[1200] Русское издание знаменитой монографии Н. Арнонкура
[1205] В ожидании Константина Сергеевича
13.11.2005
Петербургская околотеатральная и околомузыкальная общественность только-только отошла от памятных октябрьских гастролей Большого театра, как северную столицу потрясла преприятнейшая новость — с 21 ноября по 4 декабря на Мариинской сцене состоятся гастроли Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.

Театр с непроизносимым названием (в зарубежных гастролях, впрочем, трансформирующимся в элегантное «Stanislavsky Opera Company») и еще более трудной судьбой предстанет на Мариинской сцене во всем своем великолепии — два концертных исполнения, три оперных постановки и пять балетных спектаклей. Репертуар гастролеров кажется тривиальным лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении оказывается, что озаренные режиссерским талантом Александра Тителя «Кармен» и «Богема» оттеняют вполне буффонный юмор Прокофьевского «Обручения в монастыре», что вместо привычных «Риголетто» и «Травиаты» Верди в концертном исполнении будет исполнена «Эрнани», а классичнейшая партитура «Ромео и Джульетта» предстанет в редакции покойного Евгения Колобова.

Самое примечательное в этом визите театра Станиславского кроется не в их размахе — а на Петербургской театральной сцене давно не случалось столь масштабных гастролей — и даже не в репертуаре десяти представлений. Удивительно, но каждый пункт гастрольной программы вызывает ярчайший интерес не благодаря скандальной раскрутке или саморекламе, а просто потому, что грозит стать подлинным явлением высокого искусства.

В Санкт-Петербург коллектив приезжает накануне открытия — надеемся, что не столь отдаленного — нового здания театра, которое по слухам станет одним из лучших театральных залов России. В новую эру своего развития театр входит с руководством, о котором может мечтать любой европейский оперный коллектив — лидер отечественной музыкальной режиссуры Александр Титель и 33-летний мэтр Феликс Коробов. Мы верим, что будущими постановками этот тандем войдет в историю русского театрального искусства.

Остается сожалеть, что питерская публика не увидит самую примечательную постановку театра Станиславского и одно из наиболее значительных оперных событий последних лет — «Золотого петушка» Н.А.Римского-Корсакова в постановке Тителя/Коробова. Вероятно, москвичи решили не испытывать стены Мариинского театра — как известно, именно вскоре премьеры оперы в московском здании театра Станиславского произошел роковой пожар...
21 ноября, понедельник
Л.ван Бетховен: "Фиделио". Концертное исполнение.
Солисты Габриэле Фонтана (сопрано), Роберт Ллойд (бас).
Дирижер Томас Зандерлинг.
Большой зал Филармонии
22 ноября, вторник
С.С.Прокофьев: "Обручение в монастыре".
Постановка Людмилы Налетовой и Александра Тителя.
Мариинский театр
24 ноября, четверг
Жорж Бизе: "Кармен".
Постановка Александра Тителя.
Мариинский театр
25 ноября, пятница
Джузеппе Верди: "Эрнани". Концертное исполнение.
Дирижер Вольф Горелик.
Мариинский театр
26 ноября, суббота
Джакомо Пуччини: "Богема".
Постановка Александра Тителя.
Мариинский театр
27 ноября, воскресенье
Гала-концерт солистов оперы.
Дирижер Феликс Коробов
Мариинский театр
29 ноября, вторник; 30 ноября, среда
С.С.Прокофьев: "Ромео и Джульетта".
Хореограф В.Васильев.
Дирижер Феликс Коробов
Мариинский театр
Расписание спектаклей 1, 3, и 4 декабря мы сообщим позже (см. также www.mariinsky.ru).
Дмитрий Ренанский
[1204] Скончалась Т. А. Гайдамович
13.11.2005
[Рисунок: Татьяна Гайдамович ( www.sitc.ru/violin )] 12 ноября 2005 года на 88-м году жизни ушла из жизни Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, Президент Ассоциации камерной музыки МСМД, член Союза Композиторов России, заведующая кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, профессор, великий педагог Татьяна Алексеевна Гайдамович.

Панихида состоится во вторник, 15 ноября 2005 года, в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Некролог (Б. Лифановский, ученик Т.А. Гайдамович, chambermusic.ru)
* * *
...Совсем недавно в статье в журнале "Музыкальная академия" Ф. Коробов, виолончелист и дирижер, писал: "... встреча, многое определившая в моей жизни и во многом ставшая решающей. Татьяна Алексеевна Гайдамович. Человек богатейшей Культуры, Учитель от Бога, человек, олицетворяющий для меня само понятие "Московская Консерватория". Наверное, абсолютно невозможно описать словами ни эту дивную атмосферу в классе, ни высочайшие профессиональные требования, бывшие здесь нормой, ни уважительное, коллегиальное отношение к ученикам. В этот класс стремился с утра и не было никакого желания уходить вечером. Культурная, музыкантская планка была настолько высока, что у тебя невольно возникало желание попытаться "дотянуться", соответствовать ей, хотя иногда ты с ужасом понимал всю безнадежность этих усилий. В немецкой романтической литературе есть такое понятие "человек с необъятным сердцем". Это о Татьяне Алексеевне. В ней удивительно сочетается высочайшая требовательность в искусстве с абсолютно искренней человечностью. На всю жизнь запомнил вдруг заданный вопрос перед финалом Пятой виолончельной сонаты Бетховена: "Слушай, а у тебя дома есть что поесть?"

Ученики Татьяны Алексеевны узнают друг друга без верительных грамот и дипломов – каким то двадцатым чувством. Однажды на гастролях за рубежом случился незапланированный концерт – попросили сыграть камерную программу. Имя пианистки мне было неизвестно, по телефону мы договорились, что играем сонату Шостаковича, Брамса и "что-нибудь еще". Времени оставалось на одну репетицию накануне концерта, и, без предварительных разговоров, мы сразу же сели поиграть. С первых тактов волнение от неизвестности пропало – было ощущение, что мы давно знакомы или сыграли вместе не один концерт. После второй части сонаты, она, повернувшись ко мне спросила: "Гайдамович?", я кивнул в ответ, и мы совершенно успокоенные доиграли до конца. Это чувство возникшего ансамбля сложно передать. Дело не просто "вместе", "чисто" или "одинаковым штрихом". Едины ценности, духовное родство, выработанное умение слышать и чувствовать партнера, умение СОТВОРЧЕСТВА. Это и есть ансамбль. Татьяна Алексеевна — тот человек, который тебя в жизни ведет. Речь ни о какой-то (как это сейчас модно говорить) протекционной помощи. Просто у каждого, наверное, в жизни есть человек, перед которым может быть стыдно. И, что-то делая в творчестве, в искусстве – я всегда проверяю себя – не будет ли тебе потом неловко попасться случайно на глаза Татьяне Алексеевне? (Самая ужасная фраза в классе была: "Пойми, я не ругаюсь, я огорчаюсь"). Счастлив, что и после консерватории мы продолжаем общаться и очень дорожу этим..."
Алексей Зубов
[1203] "Арт-Ноябрь": прошедший концерт Михаила Лидского
10.11.2005
9 ноября состоялся второй концерт проходящего в настоящее время в Москве XII международного фестиваля "Арт-ноябрь". Михаил Лидский (фортепиано) представил вниманию собравшейся в Зеркальном зале Государственного института искусствознания публики программу из сочинений Шуберта и Шопена.

Если попытаться одним словом обозначить игру Михаила Лидского в этот вечер, мы едва ли сможем назвать ее "потрясающей", "захватывающей", "выдающейся". Но точно так же мы не сможем сказать, что прозвучавшая музыка была исполнена заурядно и скучно. Скорее, верной характеристикой эмоционального состояния слушателя как во время концерта, так и после него было бы слово "озадаченность".

Именно в рамках многозначности этого слова можно попытаться передать свое впечатление от услышанного. В игре Лидского несомненно присутствовала определенная четко поставленная задача и очевидная для самого пианиста концепция, - это ясно уже из той неторопливой и стоической уверенности, с какой Лидский двигался от опуса к опусу, словно утомленный странник, созерцающий вдали одному ему внятную цель. Пройти этот путь было его задачей, понять этот путь - задачей слушателя, но в результате получилась забавная и интересная коллизия - каждый выполнил свою задачу при минимальном участии другого. В большинстве представленных Лидским сочинений главной помехой этому совместному пути к цели оказывалась невозможность увидеть целое в сменявших друг друга, безукоризненно отделанных и разработанных частях. Музыка, убедительно звучавшая в каждый отдельный момент, упорно не желала складываться во что-то целостное, ясное и прозрачное в своей структуре.

То, что Лидский способен показать такую целостность, вполне продемонстрировали наиболее удавшиеся ему, на наш взгляд, опусы: второе из двух представленных Скерцо Шуберта и ля-бемоль-мажорная Баллада Шопена. Здесь Лидский уверенно показал все преимущества своего пианизма: чувство всех нюансов и тонкостей исполняемого текста, искусную выделку деталей, сочную, полнокровную звучность и оригинальную динамику. Тем сильнее огорчает, что подобное напряжение игры оказалось недостижимым для Лидского в большинстве представленных произведений. "Шесть музыкальных моментов" прозвучали отчасти затянуто и тяжеловато, им явно недоставало полетности игры, неизбежно ожидаемой от Шуберта прихотливости и порывистости. Игра Лидского показалась здесь слишком механистичной и нарочитой, слишком внешней по отношению к исполняемому.

Примерно те же упреки можно предъявить и к представленной во втором отделении интерпретации Шопена. Предлагаемые Лидским трактовки практически всегда отличались точностью в прорисовке тончайших элементов причудливых полотен Шопена, серьезным вниманием к окраске и динамике звучания. И все же преодолеть чувство некой искусственности и скованности исполнения так и не удалось. Мешали этому прежде всего явные технические и структурные недостатки: в качестве примера можно назвать быстрый и нечеткий проигрыш трелей в op.5, избыточную педаль в поздних опусах, смазывавшую звучание и не дававшую ему выкристализоваться в стройное здание, и более всего - резкие и едва ли чем-то оправданные обрывы фраз, когда пианист по непонятным причинам не давал дозвучать и "отойти в вечность" дивным шопеновским завершениям. И в forte (зачастую слишком громком для небольшого зала), и в piano (не всегда таком тихом, как хотелось бы) преобладала внешняя выразительность в ущерб внутренней вовлеченности; игра была слишком бурной, чтобы ее можно было назвать техничной и бесстрастной, но слишком сдержанной, чтобы она оказалась подлинно свободно-романтической. Иногда возникало ощущение, что Лидский нарочно сдерживает себя, не позволяет себе до конца погрузиться в опьяняющую стихию шопеновской музыки.

Однако все сказанное выше вовсе не говорит о том, что концерт получился неудачным. По желанию самого Лидского, или против его воли, музыка, звучавшая в этот вечер, стала для присутствовавших в зале не развлечением, но серьезным опытом сотрудничества с исполнителем и композитором - стала не готовым решением, а задачей. Из предложенных Лидским элементов - прекрасных в своей самобытности - каждый волен был собрать себе своего Шуберта или Шопена, - или же не собрать ничего. Пианист не предложил готового взгляда на творчество Шуберта и Шопена - он сам творил этот взгляд на наших глазах, творил так же спонтанно, как спонтанно создавалась картина работавшей во время концерта замечательной художницы Веры Коршуновой, чье присутствие несомненно внесло свой значительный вклад в особую атмосферу этого вечера. Исполнение Лидского было столь же загадочным и озадачивающим, сколь причудливой оказалась получившаяся под воздействием звучавшей музыки картина. Ясность детали и сокровенность целого - вот чем были в этот вечер и музыка, и живопись. Целостность была в них - но была лишь для готовых трудиться, для тех, кто сам участвовал в создании этой целостности - своим зрением, своим слухом, своим воображением.
Дмитрий Смирнов
[1202] Скрипка за миллион - в России
07.11.2005
В Лондоне на аукционе Sotheby's за громкую сумму в £568 тыс. ($1 005 360) продана скрипка мастера Карло Бергонци, некогда принадлежавшая Никколо Паганини. Но еще более громкой новостью является то, что купил ее русский гражданин, председатель попечительского совета Фонда скрипичного искусства Максим Викторов. С подробностями – Варвара Ъ-Турова и Татьяна Ъ-Маркина в "Коммерсанте"
Алексей Зубов
[1201] Н. Арнонкур и А. Нетребко: постановка "Свадьбы Фигаро"-2006
01.11.2005
[Рисунок: Анна Нетребко (ГТРК 'Культура', cultcorp.ru)] В июле следующего, 2006 года, в рамках Зальцбургского фестиваля состоится премьера новой постановкий оперы В.А.Моцарта "Свадьба Фигаро". Известно, что в одной из партий выступит Анна Нетребко. За пультом Венских Филармоников - Николаус Арнонкур. Представления состоятся 26, 28, 31 июля и 4, 6, 9, 13 августа 2006 года в Зальцбурге.
Дмитрий Ренанский
[1200] Русское издание знаменитой монографии Н. Арнонкура
31.10.2005
[Рисунок: Арнонкур ( издательство Классика-XXI)] С радостью сообщаем о событии, которое наверняка войдет в историю отечественной музыкальной культуры: в издательском доме "Классика-XXI" впервые в России вышла культовая книга Николауса Арнонкура "Музыкальный диалог". Автором русского перевода выступил Сергей Грохотов, с именем которого связаны значительные проекты издательства "Классика-XXI" – книга Д.Дюбала "Вечера с Горовицем", мемуары Л.Сабанеева.

Публикация русского перевода ключевого для истории исполнительского искусства второй половины ХХ столетия текста – событие в равной степени значительное, сколь и отрадное. В ближайшее время мы посвятим данному изданию отдельную статью. А пока хочется от всей души поздравить коллектив издательства "Классика-XXI" с очередным достижением русского издательского дела!
Дмитрий Ренанский



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное