Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (10.10.05-16.10.05)


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #98


НОВОСТИ с 10.10.05 по 16.10.05 (6)

Я русский в самом исчерпывающем значении этого слова
Петр Чайковский
письмо Н. Ф. фон Мекк (1878)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1186] Анонс: большой концерт современной музыки в ближайшую "Музыкальную среду в Оркестрионе"
[1185] Большой дает прикурить
[1184] BWV++
[1183] Терри Райли в Москве
[1182] Сингапур Владимира Мартынова
[1181] Концерт памяти Ю. А. Усова
[1186] Анонс: большой концерт современной музыки в ближайшую "Музыкальную среду в Оркестрионе"
16.10.2005
В ближайшую Музыкальную среду в Оркестрионе, 19 октября, состоится концерт современной музыки, в котором состоится несколько российских и мировых премьер.

Московский ансамбль современной музыки при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии и Посольства Франции в Москве представляет концерт всероссийского абонемента Современная музыка: Россия - Франция (Калуга - Санкт-Петербург - Воронеж - Москва):
София Губайдулина
Зигзаги, линии и точки для кларнета и фортепиано
Рамон Лацкано
Вариации для скрипки, виолончели и фортепиано
российская премьера
Андре Жоливе
Заклинания для флейты соло
Эдгар Варез
Плотность 21,5 для флейты соло
Борис Филановский
Немая драма для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
мировая премьера
Франсуа Веркен
Неуверенность души для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
российская премьера
Дмитрий Курляндский
Прерванная память для скрипки, виолончели и фортепиано
мировая премьера
Оскар Страсной
Игральные карты для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
мировая премьера
Валентин Сильвестров
Китч-музыка для фортепиано
Михаил Березницкий, скрипка
Сергей Асташонок, виолончель
Михаил Дубов, фортепиано
Николай Мохов, флейта
Олег Танцов, кларнет

19 октября, среда. Начало в 20.00.
Вход свободный

Концертный зал "Оркестрион", Москва, Ул. Гарибальди, 19 (проезд до ст. метро «Новые Черемушки», 3 минуты пешком). Дополнительная информация по телефонам: 504-07-85, 128-19-20.
Алексей Зубов
[1185] Большой дает прикурить
14.10.2005
триумфальным показом оперы Р.Вагнера "Летучий голландец" в Санкт-Петербурге открылись гастроли Большого театра России

Осень петербургского театрального сезона 2005/2006 гг. проходит под знаком гастролей больших и малых московских театров. Вчера показом оперы Рихарда Вагнера "Летучий голландец" на сцене Мариинского театра открылись гастроли Большого театра России. В нынешнем году труппа Большого театра уже выступала в Петербурге – в июле в северную столицу привозили нашумевшую постановку балета С.С.Прокофьева "Ромео и Джульетта" в сценической версии Д.Донеллана и Р.Поклитару. Уже тогда было понятно, что в Большом происходят определенные (и весьма значительные) перемены. Тогда однозначно ответить на главный вопрос петербургской околотеатральной общественности "куда идет Большой театр сегодня?" было невозможно. Намеренно провокационный и в той же степени запоминающийся спектакль сам порождал больше риторических вопросов. После октябрьских гастролей Большого проклятых вопросов гарантированно не убавится, но ответы на них возможно станут гораздо более явными.

Кажется, что о гастролях одного главного театра страны на сцене другого знал весь город – приблизительно за месяц до приезда столичных гостей в самых неожиданных местах Петербурга изумленные горожане и гости Северной Пальмиры созерцали рекламу грядущего мероприятия. На улицах и в газетах, в программках Мариинского театра и в эфире радио "Европа плюс" (где-то между Мадонной и Бритни Спирс, что не может не радовать) сообщалось о четырех вечерах, которые потрясут Петербург.

Компоновка программы нынешних гастролей в своей архитектонике близка к идеальной. Два представления "Летучего голландца" в постановке великого Петера Конвичного, субботний отдых, и – гвоздь программы: два вечера с "Детьми Розенталя" отмечающего в эти дни свой 50-летний юбилей Леонида Десятникова. Если с поводом к показу оперы Десятникова все более или менее понятно (verbum sapienti), то выбор вагнеровской романтической оперы для открытия гастролей априорно выглядел парадоксальным. И действительно, ехать в Тулу (читай: в русский Байрейт) со своим самоваром после того, как под чутким руководством В.А.Гергиева Мариинский театр показал Москве полный вариант "Кольца Нибелунгов", кажется странным. И только по просмотре спектакля нам удалось оценить всю прелесть замысла руководства Большого.

Что мог испытать среднестатистический любитель прекрасного перед началом спектакля, сидя в партере Мариинки? Прежде всего ужас от неотвратимости надвигающейся пытки: программка в числе прочих подробностей с особым цинизмом сообщала мало того, что опера исполняется на немецком языке (лишь с началом свечения русскоязычного табло по залу прошел катарсический вздох), еще и о том, что опера (!) в 3 частях (!!) исполняется без антракта (!!!). Первые двадцать минут спектакля оправдывали самые худшие опасения. Пафосное, но от этого не менее невнятное исполнение увертюры оркестром под управлением А.Ведерникова сменяется еще более невнятным вступлением вокалистов (партия Рулевого…). На сцену лучше было не смотреть – два трапа-лестницы и дивный задник, реалистически живописующий морскую пучину… Появившаяся на сцене милая блондинка, казалось, загадочно улыбаясь Голландцу, ухмылялась над залом. Когда первое действие завершилось и занавес закрылся, многие из зрителей удрученно посмотрели на часы. Оставшаяся половина была занята резонными вопросами – кому все это нужно? Сколько еще будет продолжаться эта скучная тягомотина? Зачем мы сюда пришли? Почему вполне себе почтенного вида капитан Даланд и еще более почтенный Голландец танцуют вальс? И, собственно, главный вопрос – не вкралась ли типографическая ошибка, ибо представить, что автором всего этого является Петер Конвичный можно было с большим трудом.

Маэстро появился на сцене неожиданно и роскошно, вызвав своим появлением живейший отклик в зале: публика выражала чувства как могла, аплодируя и сотрясаясь от хохота одновременно – а как еще можно реагировать на режиссуру Конвичного? Водить за нос весь честной зал Мариинского театра на протяжении доброго часа – это, знаете ли, много стоит. Такого на сцене почтенного Императорского театра еще не было: девушки в пестрых спортивных костюмах и топах крутят педали десятков велотренажеров (вот что, оказывается, значил вагнеровский припев "Крутись, колесо, веселей"), отражаясь в кривых зеркалах под бодрый немецкий мотив! Для этого и всего первого действия оперы Вагнера не жалко.

Дальше – больше, ибо для слегка отошедшей от пережитого потрясения петербургской публики маэстро Конвичный приготовил еще много сюрпризов. Надо полагать, москвичи оттянулись по полной, остроумно поиграв с сакральным пространством зала Мариинского театра – где-то в середине заключительного дуэта Сенты и Голландца (II действие) освещение в зале начинает стремительно светлеть, а публика в который раз чувствует себя оставшейся с носом. Самое упоительное qui pro quo было припасено режиссером для кульминационной сцены третьего действия всей оперы – пришедшие на романтическую оперу было поверили в реальность романтически-страшного сценического конфликта между реальными матросами и командой "Голландца". Конвичный эту иллюзию сам же и разрушает, причем делает это блистательно, одним жестом. И последняя точка в спектакле Конвичного также ставится блестяще и без всякой оглядки на условности оперного театра – кому еще придет в голову отказаться от заслуженных аплодисментов после заключительных аккордов оперы! Режиссер предпочитает не решать конфликт "большой оперы", не обуславливать действия своих персонажей, а подорвать все и вся к чертовой матери (есть в этом режиссерском ходе Конвичного что-то близкое загадочной русской душе!), что и делает Сента в самом конце оперы (к слову, от изобретательности свето-и звуко-техников Большого стоило ожидать большего). Отметим еще одну примечательную вещь. При всех явных достоинствах режиссуры Конвичного, нельзя не заметить, что решение поразившего зрительный зал второго действия оперы (тренажерный зал) подозрительно напоминало третий акт выдающейся постановки оффенбаховской "Елены Прекрасной" Лорана Пелли/Марка Минковского (Париж, Шатле, 2001). Было ли это сознательной аллюзией (что весьма маловероятно) или бессознательной цитатой (что для мастера уровня Ковичного еще более странно) остается загадкой режиссуры эпохи зрелого постмодернизма.

Попытаемся суммировать впечатления прошедшего вечера. Большой театр показал в Санкт-Петербурге жемчужину своего оперного репертуара –действительно блестящий с точки зрения режиссуры спектакль, которым оперная труппа имеет все основания гордится. Заметим, что соперничать с "Летучим голландцем" может лишь малая часть оперных спектаклей Мариинского театра может Большого – разве что лишь гениальный триптих Д.Чернякова ("Сказание о невидимом граде Китеже" – "Жизнь за Царя" – "Тристан и Изольда").

Очень хочется сказать, что "Летучий голландец" является вполне конкурентноспособным спектаклем мирового уровня…но, к сожалению, это пока невозможно. Ибо состояние музыкальной составляющей представления оставляло желать много лучшего. В начале первого действия в партере задался заговорщецкий шепот: "Большой театр принципиально не привозит в Петербург хороших певцов?", но к концу вечера ансамблю солистов удалось показаться с лучшей стороны. По прежнему много проблем у театрального оркестра (пока что речь не идет о качестве ансамблевого музицирования, но даже сольные высказывания – в особенности, в группе духовых – производят тяжелое впечатление). В ужасающем состоянии находится неспособный к внятной артикуляции и точному интонированию хор, что особенно явно заметно было в отчеканенной вековой традицией стилистике вагнеровского хорового письма.

Вместе с тем, минувшее представление московского "Летучего голландца" на сцене Мариинского театра совершенно определенно продемонстрировало два взаимосвязанных факта. Первый – "русский Вагнер" не обязательно является нудным и умозрительным, каким в действительности является Мариинское кольцо. Второй – если артистическое руководство Большого будет держаться выбранного курса, то вскоре Большой сможет в полной мере конкурировать с Мариинским театром. И при сложившейся в Мариинке катастрофической ситуации с режиссурой (ужасающая в своей китчевой претенциозности "Царская невеста" Ю.Александрова/З.Марголина выдвигается на соискание премии "Золотой софит"!) в высшей степени продуманной и верной выглядит ставка Большого на режиссерскую оперу с приглашением ведущих западных мастеров. Дело за малым – менеджменту Большого необходимо всерьез заняться поиском хороших молодых певцов, способных составить конкуренцию подрастающей когорте вокалистов "Академии молодых певцов" Мариинского театра.

Гастроли Большого театра в Санкт-Петербурге продолжаются. 16-17 октября – представления "Детей Розенталя". То ли еще будет.
Дмитрий Ренанский
[1184] BWV++
14.10.2005
[Рисунок: BWV 1127: Оригинальная рукопись и текст (bbcnews.co.uk)] Недавно произошло важнейшее событие в мире баховедения - наибольший номер в официальном тематически-систематическом Каталоге сочинений И.С.Баха (Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen-Werke von Johann Sebastian Bach, - Bach-Werke-Verzeichnis, BWV) увеличился на единицу и стал равным 1127. Этот номер получило найденное в мае в коробке из-под обуви ранее неизвестное сочинение великого композитора (об этой истории мы подробно рассказывали в новости #1092).

Итак, знакомьтесь (пока только с названием) - "новое" сочинение И.С.Баха:

"Alles mit Gott und nichts ohn’ ihn": Ария для сопрано, струнных и basso continuo BWV 1127.

Эта ария - после почти 300-летнего перерыва - была исполнена 3 сентября этого года, а через два дня знаменитое издательство "Баренрайтер" ("Бэренрайтер") выпустило отдельным изданием ее уртекст (номер по каталогу BA5246, цена партитуры €17,95; отдельных партий струнных - €11,95; и отдельной партии клавесина - €6,95). Кроме того, факсимильное воспроизведение оригинальной рукописи Арии составит 1-й том Нового факсимильного собрания нотных и текстовых автографов И.С.Баха, которое будет выпускаться издательством "Баренрайтер". К этому тому (его презентация должна состояться буквально на днях) будет приложен компакт-диск с первой записью Арии BWV 1127 - в исполнении Элин М. Томас (сопрано) и оркестра English Baroque Soloists под руковоством Cэра Дж.Э.Гардинера. (По сообщению на официальном сайте baerenreiter.com.)
Алексей Зубов
[1183] Терри Райли в Москве
14.10.2005
[Рисунок: Терри Райли (bbc.co.uk)] В Москве выступил Терри Райли, знаменитый американский пианист и композитор, один из законодателей стиля минимализм. Концерт прошел в рамках фестиваля авангардной музыки, посвященного основателю клуба "ДОМ" Николаю Дмитриеву его последователями.
  • Пионер минимализма в Москве (BBC-Russian)
  • "Оторваться от рояля" (Екатерина Бирюкова в Известиях.ру)
  • Алексей Зубов
    [1182] Сингапур Владимира Мартынова
    13.10.2005
    [Рисунок: 'Сингапур' Владимира Мартынова (kommersant.ru)] Вот несколько откликов на состоявшуюся неделю назад премьеру нового творения Владимира Мартынова (которую мы анонсировали ранее в новости #1163):
    • "О чужих странах и людях" - Татьяна Давыдова в "Культуре":
      "...От первых хлопков Татьяны Гринденко, ведущей хор вместе с маэстро Маркиным, и до самого конца композиции для всех это был светлый ирреальный хеппенинг, в реальности осуществивший мечту сингапурского посла..."
    • "Сингапур. Состоит из одного большого острова" - Юлия Бедерова во "Времени новостей":
      "...Кроме достоинств самого сочинения, в котором композитор ловко избежал ожидаемой этничности и добился эффекта сильного эмоционального переживания от встречи с Прекрасным, ошарашило небывалое качество его исполнения -- редкое для местной современно-музыкальной ситуации, в которой симфонические новинки обыкновенно играются примерно с полрепетиции и звучат соответствующим образом. Владимирский Губернаторский симфонический оркестр и Камерный хор под руководством Артема Маркина, усиленный музыкантами ансамбля Татьяны Гринденко Opus Posth и самой Гринденко за сольным пультом без сольной партии, справились с непростой партитурой блистательно."
    • "Лао Цзы положили на музыку" - Варя (потерявшая в той публикации свой фирменный ерЪ-) Турова в "Коммерсанте":
      "...Сказать, что Владимир Мартынов, этот строгий минималист, написал душещипательную сказку,– значит не сказать ничего. Настоящая идиллия лилась из каждого аккорда, из каждой романтической гармонии и сентиментальной интонации. Сладость происходящего щемила и изумляла. [...] Это просто сказочник, фокусник, волшебник, если хотите. Его музыка – это странная игра, весь смысл которой в том, что никто, кроме автора, не знает правил..."
    • "Сингапурский классик" - Петр Поспелов в "Ведомостях":
      "...Слышат ли иронию сингапурцы, не знаю, но и в качестве чистой здравицы симфония вполне применима. Музыка Мартынова местами концептуально сухая, как в начале, местами волшебная, сказочная, как в финале, местами дурная, напоминающая академизм по-американски, как в середине. Мартынов вообще редко пишет музыку, хорошую в традиционном понимании, — он такой автор, кто умеет разводить слушателя, вовремя прикидываясь, что и сам поглядывает на свой товар со стороны. Новых приемов в симфонии Мартынов не открыл. Он, как Стив Райх, на которого и похож по стилю, перенес готовые рецепты из камерного жанра в ораториально-симфонический. Но поскольку аудитория его теперь расширилась до тысяч, большинству слушателей все оказалось внове..."
    • "Бананово-лимонный Сингапур в нотах" - Марина Гайкович в "Независимой газете"
    • Интервью В. Мартынова после премьеры - "Новые Известия"
    Я также поздравляю дирижера Артёма Маркина и его оркестр с этим важным и столь успешно прошедшим выступлением.

    [Рисунок: 'Волшебная флейта' в постановке Грэма Вика в Большом театре (kommersant.ru)] В дополнение. Варя Турова вернула себе ерЪ (Варя Ъ-Турова) в своей следующей публикации в "Коммерсанте", написав рецензию о недавно состоявшейся новой постановке "Волшебной флейты" В.А.Моцарта в Большом театре - "Папагено забил косяк", где она "увидела в спектакле яркое доказательство того, что английский юмор уместен даже в таком серьезном жанре, как опера". См. также интервью Грэма Вика (постановщика спектакля) газете "Культура".
    Алексей Зубов
    [1181] Концерт памяти Ю. А. Усова
    11.10.2005
    В понедельник 10 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся концерт памяти доктора искусствоведения, профессора, трубача Ю.А.Усова. В концерте принимали участие студенты консерватории, трубачи-солисты ведущих оркестров и ансамбли г.Москвы. В программе прозвучали как всемирно известные трубные произведения, такие как "Легенда" Энеску (исп. А.Карташев), Концерт Томази (исп. А.Корнильев), так и редкоисполняемые сочинения советских и зарубежных композиторов: Агафонникова, Зеленки, Манфредини, Туррина и др.

    P.S. Рахманиновский зал оказался слегка маловат для концерт такого уровня, поэтому желающим послушать трубу, звучащую соло, пришедшим после 3го звонка, пришлось все первое отделение стоять в проходе...


    (Спасибо за это сообщение одному из участников концерта - Александру Карташеву, автору Trumpet Club - главного сайта в РуНете, посвященному трубе и корнету, и, естественно, партнеру oboe.ru по "духовому исполнительству")
    Алексей Зубов



    "Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
    Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


    Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: culture.music.news.classic
    Архив рассылки
    Отписаться
    Вспомнить пароль

    В избранное