Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (26.09.05 - 09.10.05)


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #97


Уважаемые подписчики! В нашей сегодняшней рассылке новостей не больше, "чем обычно", но тем не менее она объемна, как никогда ранее. Однако что поделать: на этой неделе, среди прочего, оказались две больших авторских рецензии о концертах и три анонса предстоящих важных музыкальных событий. Объемность сегодняшней рассылки можно считать компенсацией за наше почти-безмолвие на прошлой неделе.

НОВОСТИ с 26.09.05 по 09.10.05 (7)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1180] Анонс: Фестиваль "Арт-ноябрь" (2005)
[1179] Любовь и жизнь Леонида Десятникова
[1178] Анонс: ансамбль Universalia in Re в Москве 15 и 16 октября
[1177] Вышел третий номер журнала "Трибуна современной музыки"
[1176] "Валькирия" и "Парсифаль" в БЗК
[1175] Магия (и ее разоблачения)
[1174] Немного новостей за неделю
[1180] Анонс: Фестиваль "Арт-ноябрь" (2005)
09.10.2005
XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ "АРТ-НОЯБРЬ"
Москва, 1-30 ноября 2005 года
(Козицкий пер., д.5)

В 1994 году впервые по инициативе Государственного института искусствознания в Зеркальном зале особняка в Козицком переулке собрались молодые музыканты – лауреаты международных конкурсов для участия в Фестивале камерной музыки к 50-летию Государственного института искусствознания. Этим событием ознаменовалось открытие Музыкального салона. С тех пор, продолжая замечательные традиции домашних концертов, квартетных собраний, "беляевских пятниц", каждую среду в Дом науки об искусстве приходит публика для соприкосновения с живым дыханием современного музыкального исполнительства.

Более десяти лет в Государственном институте искусствознания проходит осенний фестиваль искусств, даря слушателям замечательную возможность приобщения к высокому искусству в лучших его образцах. Каждую осень удивительные по красоте залы одного из старейших московских особняков, чудом уцелевшего в пожаре 1812 года, открывают двери для настоящего праздника музыки, поэзии, живописи.

За годы существования Фестиваль расширил свои границы, обрел имя и заслуженное признание у взыскательной московской публики.

В рамках Фестиваля на сцене Зеркального зала Института выступали многие выдающиеся коллективы и исполнители: "Академия старинной музыки" под управлением Народной артистки России Т. Гринденко, Брамс-трио, Н. Герасимова, Н. Гутман, А. Князев, А. Любимов, П. Брунс (Германия), Н. Петров, Г. Писаренко, А. Рудин, Н. Штаркман, Л. Погорелич (Хорватия), И. Шумилов (Швеция). Организаторы Фестиваля (Государственный институт искусствознания, Московская Государственная академическая филармония, Фонд содействия культурным инициативам "Брамс-трио") гордятся неизменным участием в концертах таких именитых артистов, как Московское трио (с 1995 г.), Государственный квартет им. Шостаковича (с 1995 г.), Государственный квартет им. Бородина (с 1996 г.). На сцене Фестиваля проходили поэтические вечера М. Козакова, А. Калягина и других ведущих артистов московских театров, а в Зелёном (выставочном) зале института в разные годы были организованы вернисажи известных столичных художников В. Бокарева, Д. Жирова, С. Блезе, А. Токарева, А. Мосийчука, С.Эйгеса, Н.Брагиной.

В 2004 году – юбилейном для Института и Фестиваля – торжественное открытие фестиваля было ознаменовано презентацией нового рояля фирмы "Steinway", который при содействии Министерства культуры был приобретён для института в Гамбурге и специально выбран маэстро В. Крайневым.

В 2005 году темой Фестиваля станет Романтическое искусство. На протяжении месяца – с 1 по 30 ноября – в анфиладе залов особняка XVIII века в Козицком переулке утонченные акварели Веры Коршуновой в изысканных сочетаниях с опусами композиторов XIX – XX вв. в исполнении выдающихся музыкантов Государственного квартета им. Шостаковича, Московского трио, Брамс-трио, Ансамбля "Академия старинной музыки" под управлением Народной артистки России Т. Гринденко, Л.Погорелича (Хорватия) и др. предстанут перед московской публикой как грани романтического направления в искусстве, эстетика которого восходит к европейской поэзии средневековья.

Открытию Фестиваля предшествует пресс-конференция, которую организаторы и участники проводят для московских журналистов в Мраморном зале Государственного института искусствознания.

Торжественное открытие XII Международного фестиваля искусств "Арт-ноябрь" и прием состоятся 1 ноября 2005 г. в залах Государственного института искусствознания.

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
1 ноября, вторник, 19.00
Торжественное открытие фестиваля. Вера Коршунова (живопись) – Открытие выставки.
3 ноября, четверг, 19.00
Московское трио. Народный артист России А.Бондурянский (фортепиано), Народный артист России В.Иванов (скрипка), Народный артист России М.Уткин (виолончель). Брамс, Мендельсон, Дворжак.
9 ноября, среда, 19.00
Лауреат Всероссийского конкурса Михаил Лидский (фортепиано). Шуберт, Шопен.
12 ноября, суббота, 19.00
Государственный квартет имени Шостаковича. Народный артист России А.Шишлов (скрипка), Народный артист России С.Пищугин (скрипка), Лауреат международных конкурсов Ф.Белугин (альт), Народный артист России А.Корчагин (виолончель). Шуман, Чайковский.
14 ноября, понедельник, 19.00
Ансамбль "Академия старинной музыки". Художественный руководитель —, Народная артистка России Татьяна Гринденко. Глинка, Фомин.
15 ноября, вторник, 19.00
Ловро Погорелич (фортепиано). Лист.
22 ноября, вторник, 19.00
Брамс-трио. Заслуженная артистка России Н.Рубинштейн (фортепиано), Заслуженный артист России Д.Васильев (скрипка), Заслуженный артист России В.Бальшин (виолончель). Шуберт, Брамс.
26 ноября, суббота, 19.00
Трио PRIMA. Лауреат международных конкурсов М.Рубинштейн (флейта), Лауреат международных конкурсов А.Пономаренко (арфа), Лауреат международных конкурсов И.Рубинштейн (виолончель). Фарнаби, Моцарт, Грубер, Жоливе, Элгар, Оуэнс.
30 ноября, среда, 19.00
Торжественное закрытие фестиваля.
19:30 – Заслуженный артист России Граф Муржа (скрипка). Лауреат международных конкурсов Наталия Гусь (фортепиано). Франк, Равель, Бизе – Ваксман.
(Наша лента новостей стала одним из информационных спонсоров этого Фестиваля. Следите за дальнейшими анонсами и другими публикациями. Также напомню о возможности выбора версии для печати каждой из наших новостей отдельно. Для этого выберите ссылку с картинкой принтера, которая расположена в конце новости.)
Алексей Зубов
[1179] Любовь и жизнь Леонида Десятникова
09.10.2005
[Рисунок: Леонид Десятников на Фестивале в Костомукше-2005] 3 октября открылся фестиваль "Любовь и жизнь поэта", посвященный 50-летию композитора Леонида Десятникова. Концерты фестиваля пройдут в Санкт-Петербурге и Москве. "...Центральным событием Фестиваля станет петербургская премьера оперы Леонида Десятникова ДЕТИ РОЗЕНТАЛЯ (либретто – Владимира Сорокина). 16 октября – в день рождения композитора – и 17 октября в рамках обменных гастролей на сцене Мариинского театра сенсационный спектакль Эймунтаса Някрошюса представит труппа Большого театра во главе с музыкальным руководителем Александром Ведерниковым.

...Фестиваль ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ ПОЭТА - это яркая и разнообразная музыкальная палитра и выдающийся исполнительский состав. Это приношение Красоте, Любви и Поэзии, пронизывающим все творчество композитора."


Насладиться пышным анонсом Фестиваля целиком - на сайте продюсерской компании Record One. (Там же можно ознакомиться полной концертной программой, а так же закачать MP3 с музыкой композитора.)

На фото: Леонид Десятников представляет свою оперу "Бедная Лиза" на Музыкальном Фестивале в Костомукше-2005.
Алексей Зубов
[1178] Анонс: ансамбль Universalia in Re в Москве 15 и 16 октября
09.10.2005
[Рисунок: Universalia in Re ансамбль (http://www.universalia.nnov.ru)] Заслуженно почитаемый отечественными любителями и знатоками средневековой музыки нижегородский ансамбль Universalia in Re вскоре снова приедет в Москву со своими новыми программами.

Ансамбль средневековой музыки Universalia in Re основан в 2001 г. с целью возрождения средневекового отношения к музыке как к внутреннему переживанию, способному изменить человека. Такая цель предопределила как необычный инструментарий ансамбля, так и его репертуар (преимущественно западно-европейская музыка XIII-XIV вв.). Вместе с тщательным изучением музыкальных трактатов и расшифровкой средневековых европейских музыкальных манускриптов, сохранивших следы ушедшей от нас особой менестрельской культуры, ансамбль в поиске интерпретаций уделяет большое внимание живой устной профессиональной музыкальной традиции – центрально-азиатской и ближневосточной.

15 октября на концерте в Живом уголке ансамбль представит программу "Восточный след в музыке Западной Европе XIII-XIV вв."

Реконкиста и Крестовые походы, несколько веков жизни рядом с иной культурой принесли в Западную Европу новые инструменты, новые формы, новую музыку. При дворе короля Кастилии и Леона Альфонсо Х Мудрого (1221-1284) привечались музыканты со всего мира: из Европы, Северной Африки и Азии. Многие из сложенных при его дворе кантиг имеют явные андалусийские или ориентальные корни в мелодике, ритмике. Возможно, сама форма виреле, в которой написано большинство кантиг, заимствована из андалусийской музыки. На миниатюрах кодексов Cantigas de Santa Maria изображены целые ансамбли жонглеров, играющих на инструментах, имеющих восточное происхождение: уде, ребеке, шалмее, мавританской гитаре. Знаменитые итальянские истанпитты и сальтереллы (инструментальные произведения 14 века из кодекса, ныне хранящегося в Лондоне) также обнаруживают явное ориентальное влияние в богатой хроматике, гибкой и прихотливой ритмике.

16 октября на концерте в КЦ ДОМ ансамбль представит программу "Amor mi fa cantar a la francecsa" (музыка Северной Италии XIV в). Основу этой программы составят баллаты Герарделло Флорентийского и его современников и соотечественников – неизвестных авторов из кодекса Росси.

Герарделло Флорентийский (Gherardello da Firenze, Magister Sir Ghirardellus de Florentia)/ок.1320-1362 или 1363/ - выдающийся композитор XIV века, чьи произведения, к сожалению, незаслуженно редко исполняются. Специалистам и слушателям Герарделло известен в первую очередь как мастер полифонии. Возможно потому, что его мадригалы, качьи и литургические произведения, отмеченные влиянием стиля Гильома де Машо, достаточно традиционны для итальянской музыки Треченто. Ансамбль Universalia in Re в своей программе обратился к не столь известным монодическим произведениям флорентийца. Именно в баллатах уникальный стиль Герарделло, сочетающий страстность со своеобразной модальностью, некоторую мелодическую угловатость с почти инструментальной мелизматикой проявляется наиболее ярко.

Инструментальным обрамлением баллатам послужат сальтереллы и истанпитты из другого итальянского манускрипта - знаменитого кодекса Ло (BL Add.29987). Этим произведениям, даже в большей степени, чем баллатам Герарделло, свойственны восточный вкус и яркая мелизматика, своеобразная ладовая система и особая ритмическая выразительность.

(Из анонса Данила Рябчикова, руководителя ансамбля.)
Алексей Зубов
[1177] Вышел третий номер журнала "Трибуна современной музыки"
07.10.2005
Итак, вышел очередной (третий) выпуск журнала "Трибуна Современной Музыки" (www.tribunacm.ru), и мы по традиции - и не без удовольствия - ниже воспроизводим редакционный анонс.

Читайте в новом выпуске:
  • Классики ХХ века. Иванка Стоянова. О симфонической музыке Пьера Булеза. К 80-летию композитора.
  • Интервью номера. Пьер Булез - Б. Серру. О музыкальном языке.
  • Современный джаз. Д. Ухов. Какой джаз и как слушают в России?
  • Трибуна. Тема номера: Зачем Музыка? Материал предоставлен ансамблем Klangforum Wien (Австрия)
  • Репортаж. А. Сафронов. IX Международный форум "Музыка молодых" (Киев)
  • Фестивали. "Московская осень". Интервью с Председателем оргкомитета фестиваля Олегом Галаховым
  • Организации. В. Екимовский. Ассоциация современной музыки
  • Ансамбли. Московский Ансамбль Современной Музыки
Журнал можно приобрести:
в Москве - в магазине "Симфония" в Консерватории и в в магазине ОГИ;
в Санкт-Петербурге - в магазине "Открытый мир" (после 12 октября).

Внимание! Подписка on-line: www.setbook.ru. Кто не успел приобрести первый и второй номера журнала - спрашивайте в магазинах и звоните в редакцию: +7(095) 787 38 68.

(Почему-то на сайте "Трибуны современной музыки" эта информация пока не появилась.)
Алексей Зубов
[1176] "Валькирия" и "Парсифаль" в БЗК
06.10.2005
Вчера в Большом зале Московской консерватории состоялось концертно-сценическое исполнение 1-го акта оперы "Валькирия" и 2-го акты оперы "Парсифаль" Р.Вагнера.

Вагнера можно исполнять по разному: можно торжественно и священнодействуя, как делали это во времена "великих" в Байройте, Берлине или Вене, когда, казалось, каждый жест Фуртвенглера и каждая нота Флагстаг вписывали новую сраницу в мировую историю, когда миф становился реальностью для участвовавших в нем артистов и зрителей, когда за четыре вечера создавался и разрушался мир. Можно исполнять его современно и задорно, как любят делать нынешние "звезды" вагнеровской сцены, находя в произведениях немецкого романтика темы, созвучные переживаниям и состояниям сегодняшнего человека, и усиленно акцентируя эти темы в режиссуре. Можно делать это пафосно и претенциозно, любуясь красотами вагнеровского полотна в своей "гениальной" интерпретации - Москва слышала такого Вагнера за несколько дней до данного концерта. Можно, наконец, делать это просто скучно, по привычке, просто отдавая долг памяти неизвесно о чем и для кого писавшему чудаку. Но есть и еще один способ исполнять Вагнера - просто вновь творить его музыку, не ставя перед собой ни глобальных задач - "создать вселенную", ни мелочных целей - "произвести эффект". Именно такое, удивидельно простое и в своей простоте прекрасное прочтение Вагнера предложили в этот вечер посетителям Большого зала консерватории оркестр Большого театра под управлением Александра Ведерникова и трое приглашенных солистов - Вальтрауд Маейр (сопрано), Кристофер Вентрис (тенор) и Павло Хунка (бас).

Пожалуй, Александру Ведерникову как никому другому свойственно удивительное чувство меры и умение избегать ненужного пафоса при организации концертов. Не было ни афиш по всему городу, ни заоблачных цен на билеты, ни светской публики в зале. Хотя звездный уровень Майер вполне позволял оргазизовать вокруг ее имени неплохой пиар, в том числе и для редко последнее время становящегося предметом пристального внимания публики Большого театра. Но, думаю, этот путь вполне сознательно был отвергнут. В зале собрались те, кому и в самом деле хотелось и было интересно послушать Вагнера. А на сцене - на сцене были те, кому интересно исполнять Вагнера, не думая о приемах и эффектах. Само построение программы прекрасно демонстрировало эту "непопулярность" концерта: эффектный первый акт Валькирии был поставлен в первое отделение, а во втором звучал куда более сложный как для исполнения, так и для восприятий второй акт "Парсифаля". Приятно, что организаторы концерта отказались от соблазна сделать какие-либо купюры ради большей доходчивости и меньшей продолжительности музыкального текста - оба акта звучали целиком, от первой до последней ноты, ради чего пришлось даже вывести на сцену хор Большого театра, озвучивавший девушек-цветов.

С первых же нот, уверенно взятых оркестром Большого, многих присутсвовавших в зале охватило удивление, не отпускавшее их до самого конца программы - неужели у нас могут так играть Вагнера? Известно, что в репертуаре Большого из всего наследия немецкого романтика присутствует лишь "Голландец", да и о нем можно зачастую услышать далеко не лестные мнения. Тем сильнее удивляла "сыгранность" оркестра, его необыкновенно органическое звучание в непривычной для него музыке, удивительная слаженность работы дирижера, певцов и музыкантов, которые - о чудо! - слышали друг друга. И лиричные пассажи, и мощные тутти звучали одинаково убедительно, создавая у слушателя четкий и ясный образ происходящего, не было ни расплывчатости и затянутости, столь опасных при исполнении Вагнера, ни скованности текстом и неуверенности. Конечно, ощущался недостаток сыгранности, особенно у духовых, игравших иногда слишком "разбросанно" и порывисто, но это лишь придавало звуковой картине оттенок живости, не давая ей окончательно застыть в совершенстве. Прекрасный выбор темпов, поразительное внимание к солистам, умение поддержать их в сложных пассажах еще раз подчеркнули удивительное артистическое мастерство Ведерникова, скромно и неброско делавшего удивительные вещи. Не может не импонировать его принципиальное нежелание обращать внимание на себя, чем сильно грешат наши звездные дирижеры (достаточно вспомнить хотя бы маэстро Гергиева), и, напротив, стремление переключить все внимание слушателей на музыку и солистов.

И солисты действительно заслуживали этого внимания. С первых же секунд появления Маейр на сцене имеено она стала центром происходящего, словно магнитом притягивая к себе взгляды публики. О ее исполнении Вагнера было сказано уже много - и у нас, и тем более, за рубежом, причем в этих отзывах с избытком было как востоженных похвал, так и резкого неприятия. Но в этот вечер едва ли кто-либо осмелился сказать дурное слово в ее адрес. Да, "знатоки" шептались: "Вот здесь она не допела пол тона, а здесь немного подвывала" - но услышать это могли лишь те, кто не был в это время занят куда более важным делом - слушанием и переживанием Музыки. Уже молчаливое пребывание Майер на сцене подчеркивало необычность происходящего - ее по-настоящему артистичная манера поведения, аристократизм движений и жестов, и в то же время необычайная открытость залу - казалось, она улыбается каждому сидящему, желая передать немного своего чувства и своей любви к музыке Вагнера. А эта ее любовь стала очевидной в этот вечер - так можно петь только по велению сердца, из глубин души, когда техника и расчет становятся лишь ходулями, которые необыкновенно приятно отбросить - и взлететь. Ее голос и правда парил под сводами Большого зала, а верхние ноты партии Кундри, спетые на пределе возможностей, с максимальной самоотдачей - наверное навсегда останутся в тех укромных уголках зала, которых они достигли, разбудив там тени прежних великих артистов, наполнявших это пространство своим искусством. Поразителен артистизм Майер, нашедший свое выражение даже в выборе сценического костюма - если робкую и чистую Зиглинду она пела в голубовато-зеленом платье, то для партии порочной и мятущейся Кундри ею был выбран ядовито алый цвет, прекрасно подчеркивающий всю неоднозначность этого образа у Вагнера. Но менялись не только платья - менялись жесты, менялся тембр, менялся сам способ петь. Майер показала пример подлинного "вживания" в роль, что вдвойне трудно в случае концертного исполнения. Она спокойно, легко и без нажима выпевала нежнейшее piano в партии Зиглинды, чрезвычайно чутко провела сложное нарастание в ее рассказе Зигмунду, а в последующем дуэте с Зигмундом показала удивительную способность звучать одновременно роскошно и лирично, не срываясь на крик и истерику, но и не увязая в холодности. Ее Зиглинда звучала необычайно естественно, нежно и радостно, так, как она собственно и должна звучать. Образ Кундри еще сложнее для исполнителя - здесь требуется переход от нежного лиризма любовных уговоров к бешеным признаниям и проклятиям. И Маейр сумела сделать практически невозможное - три Кундри - строптивая служанка Клингзора, обольстительная дева в кругу дев-цветов и страдающая грешница - предстали не как отдельные и несвязанные между собой образы, но как грани души одной несчастной женщины, ищущей избавления и спасения. Голос Майер легко и непринужденно расправлялся с вокальными трудностями, уступая место главному - попытке донести до слушателя смысл происходящего. Примечательная чистота ее интонирования стала особо ясна при ее вступлении сразу после дев-цветов, которые, как, увы подавляющее большинство отечественных исполнителей, или пели ноты, забыв о тексте, или произносили текст, не попадая в ноты. Пение же Маейр было органично проникнуто духом вагнеровского текста, так что интонирование никогда не было произвольным, но всегда вытекало именно из этого текста, подчеркивая его смысл и устремленность.

Едва ли вообще кто-то из нынешних вагнеровских теноров способен показать такой уровень харизматичности и проникновенности, который с такой легкостью представила московской публике Майер. Вентрис все же оказался достаточно слабым партнером для нее и в блеске ее таланта немного отступал в тень . Но это вовсе не значит, что он был плохим Зигфридом и Парсифалем. Наоборот, он был необыкновенно хорош - но лишь при взгляде с определенной стороны. Было ясно, что по силе и драматизму голоса он сильно уступает великим тенорам прошлого - но у него было важное преимущество перед многими из них - интонирование и фразировка. Дело в том, что для пения Вагнера недостаточно просто мощного героического тенора и умения выдерживать напряжение долгих партий. Вагнеровские слова нуждаются в правильном произнесении - вот о чем часто забывали многие тенора, даже принадлежащие к цвету вагнеровской исполнительской школы. Здесь нельзя просто петь ноты - здесь нужно петь слова, больше того - здесь нужно петь смысл слов. Именно от правильной фразировки, а вовсе не от силы голоса, зависит успешность "попадания" тенора в замысел Вагнера. И здесь Вентрис оказался на высоте. Да, в возгласах "Velse! Velse!" или в финальном дуэте ему не хватало силы и яркости тембра, возможно где-то он был слишком ровен и спокоен, иногда хотелось большей порывистости и вовлеченности - но - и это главное, что позволяет назвать его исполнение по-настоящему успешным, - он не допустил ни одной ложной интонации, ни одного нечеткого слова, никакой халтуры и никакого "проходного" пения. В лирических пассажах, да и вообще в более мягкой и одухотворенной партии Парсифаля он звучал на редкость приятно и органично. Камерное пространство зала прекрасно соответствовало возможностям его голоса, не вынуждая искусственно форсировать его и давая возможность раскрыться всем красотам его мягкого и благородного тембра. Единственный упрек - достаточно скомканое исполнение "Wintersturme", где и он, и оркестр слегка поторопились и смазали этот прекрасный вагнеровский речитатив. Но в целом он великолепно звучал вместе с Майер, и финальный дуэт первого акта "Валькирии" стал их настоящим триумфом - их голоса сплетались с такой силой и красотой, что и правда возникало удивительное ощущение соучастия и сопричастия происходящему. Когда на заключительных нотах их руки соединились - в зале не осталось равнодушных, и потрясееная публика долго не хотела уходить на заслуженный перерыв.

Павло Хунка был весьма убедителен в двух своих партиях - Хундинга и Клингзора. Мрачный тембр, глубина и мощь голоса, даже сама "тяжеловесная" внешность певца - всё это как нельзя лучше подчеркивало вложенное Вагнером в эти образы содержание. Темная властность, жестокость и грубость Хундинга, властолюбие и злобность Клингзора словно воочию предстали глазам внимательных слушателей. И опять же обращала на себя внимание способность артиста четко выпевать все слова и нюансы вагнеровского текста, чуткость к оркестровой игре и внимание к совим партнерам.

Надо сказать, что организация подобного рода концертов всегда связана с большим риском. Да, некоторые - прежде всего те, кто пришли лишь привлеченные громким именем Вагнера или Майер, - покинули зал после первого акта. И это понятно. Мало кто сопособен в течение трех часов (а именно столько длились два отделения концерта) воспринимать незнакомый язык, да еще если при этом человек слабо ориентируется в творчестве Вагнера. После финальных нот зал разделился на две части - на тех, кто заспешили к выходу, радуясь, что наконец-то закончились эти непонятные крики и шум, - и тех, кто хлопали стоя и не собирались уходить, тех, кто почувствовали всю удивительную красоту музыки Вагнера, почувствовали всю уникальсть свершившегося на их глазах - на сцене люди просто исполняли любимого ими Вагнера, без всяких претензий на "событийность", но это и правда стало событием для ценителей честной и красивой музыки. Оказывается, и у нас могут исполнять Вагнера убедительно и красиво. И рецепт подобного исполнения прост - хороший дирижер, хороший оркестр, хорошие певцы. Но собрать это все в нужном сочетании - вот в чем секрет по-настоящему запоминающегося исполнения. У многих, бывший в этот вечер в консерватории, еще долго в душе будут звучать эти голоса и эта музыка. Возможно, об этом и мечтал Вагнер, сочиняя свои оперы - бесконечно звучать в душах людей, чувствующих красоту мира и влюбленных в нее.

P.S. Все изложенное выше является субъективным мнением автора и не отрицает права на существование других субъективных мнений, в том числе и диаметрально противоположных.
Дмитрий Смирнов
[1175] Магия (и ее разоблачения)
06.10.2005
Должен сразу оговориться — каждое проявление творческой индивидуальности А.В.Гаврилова и тем паче его выступление в Москве 28 сентября с.г. производит на автора этих строк неизменно сильное впечатление (без привязки к конкретной эмоциональной оценке). Данный текст появляется лишь спустя неделю после упомянутого события потому, что столкновение с явлением масштаба Гаврилова требует длительного времени для осмысления — меньше всего хочется говорить об этом всуе.

Каждое серьезное явление искусства изначально противоречиво — дискорданс выступает в нем одним из основных формообразующих факторов, которые и сообщают произведению искусства (будь то композиторское творчество или исполнительское искусство) те характеристики, которые и вызывают в душе слушателей эмоциональный отклик. Для исполнительского творчества А.В.Гаврилова (да и целого ряда других выдающихся музыкантов современности) понятие противоречия становится ключевым и определяющим. Именно потому каждое соприкосновение А.В.Гаврилова с нынешней русской околокультурной атмосферой — будь то вызвавшие колоссальный отклик в кругах "интеллигенции" и получившие статус "скандальных" выступления музыканта в печати или сами концерты Гаврилова — вызывает колоссальную реакцию. В качестве локального, но весьма показательного примера, хотелось бы привести несколько цитат из потоков, посвященных обсуждению последнего московского выступления А.В.Гаврилова на Форуме Бориса Лифановского: "Тинейджерский маньеризм Гаврилова", "Гаврилов только более или менее приличный пианист пока, но не Музыкант" и т.д... Содержательную сторону высказываний оставляем на совести автора. Важно другое — высказывание Михаила Аркадьева (тоже пианиста) имеет явно симптоматичный характер. В антракте, ровно как и после самого концерта, мне довелось познакомиться с рядом свидетельств vox populi из числа музыкантов-профессионалов: реакция на услышанное носила явно негативный характер. Для полноты картины приведем несколько цитат из печатного выступления музыкального критика Варвары Туровой: "Концепции в его [Гаврилова] трактовке обнаружить не удалось, если только не считать таковой необоснованно быстрый темп во всех мажорных пьесах и избыток педали в минорных. Прелесть ноктюрнов в их разности, но в этот раз все ноктюрны оказались похожи друг на друга, на самого господина Гаврилова и, как следствие, потеряли всякую связь с автором. Образная сфера казалась абсурдной" ("Коммерсант", 30 IX 2005). И в качестве завершения — цитата из авторитетнейшего Г.М.Цыпина: "Вспоминается Пятый международный конкурс имени П.И.Чайковского, на котором первую премию завоевал московский пианист А.Гаврилов. Его виртуозные данные сомнений не вызывали. Но вот назвать А.Гаврилова мастером было нельзя. Качество его игры не давало для этого оснований. Трудно сказать, как выглядит пианист на сцене сегодня — возможно он и прибавил в мастерстве. Но тогда, в дни конкурса, громогласная бравура и бесшабашный виртуозный напор постоянно сочетались у него с неряшливостью, "приблизительностью" игры; за внешним шиком и блеском опытному уху нетрудно было обнаружить "грязную" педаль, фальшивые ноты, "смазанные пассажи" и т.п." [цит. по.: Г.М.Цыпин — "Исполнитель и техника". М., Academia, 1999].

Проблема адекватной оценки творчества А.В.Гаврилова не так проста, как может показаться на первый взгляд. Серьезной представляется проблема восприятие фигуры Гаврилова (да и любого другого значительного музыканта) в контексте современного исполнительского искусства. Среднестатистическому слушателю БЗК очень трудно ориентироваться в современном исполнительстве — ибо, варьируя мысль Л.Е.Гаккеля, если в Москву приезжают с концертами Е.Леонская но не Г.Соколов, М.Дальберто но не А.Володось (имена можно варьировать — к счастью, 28 XI ожидается выступление П.-Л.Эмара), состояние пианистического искусства современности представляется пришедшему на концерт А.В.Гаврилова весьма смутно. Еще более важно другое — многим представителям досточтимой московской публики весьма трудно абстрагироваться от эпатажного имиджа музыканта, старательно поддерживаемого самим Гавриловым. После выступления А.В.Гаврилова 28 сентября с.г. у кого-то в памяти осталась интродукция и постлюдия М.С.Горбачева, у кого-то — воспоминание об акте творчества.

Сцена Большого Зала Консерватории сохранила память о выступлениях Гаврилова начала 2000-х — феноменальном концерте-возвращении (фортепианные концерты С.Франка, К.Сен-Санса, С.Прокофьева, М.Равеля), сольном вечере в рамках фестиваля "Черешневый лес" (опусы Ф.Шопена, А.Скрябина, М.Равеля, С.Прокофьева). Московские слушатели тех концертов навсегда сохранят воспоминания о выдающихся интерпретациях Второй баллады Ф.Шопена, умопомрачительных Четвертой сонаты А.Скрябина и Восьмой сонаты С.Прокофьева. А.В.Гаврилов принадлежит к числу музыкантов ярко экстравертного типа, концертные выступления которого зачастую разительно отличаются от студийных записей. Каждое публичное выступление музыканта сопровождается выбросом уникальной по силе воздействия на публику энергетики, которая дарит ощущение сиюминутного откровения выдающегося художника. Думаю, что у многих присутствоваших на вышеназванных концертах А.В.Гаврилова осталось ощущение необыкновенной целостности и законченности, концептуальной "выношенности" как отдельного исполняемого произведения, так и всей программы в целом (в особенности это касается идеально выстроенной программы концерта-возвращения). Тем с большим интересом ожидалось выступление музыканта с программой-циклом всех ноктюрнов Ф.Шопена.

Во вступительном слове музыкант указывал на биографический подтекст ноктюрнов, с чем было нетрудно согласиться, ибо большинству сочинений этого жанра действительно присуща определенная нарративность авторского высказывания. Оговоримся сразу — по прослушивании концерта у нас не осталось ощущения внутренней законченности и завершенности цикла. В отличии от Шопеновских же мазурок, выстраивающихся в единую концептуальную линию, компоновка цикла ноктюрнов не производит должного впечатления. Единая драматургия заметна лишь в стилевой сфере — постепенная эволюция письма от изящных bijoux ранних опусов до пряной позднеромантической гармонии поздних миниатюр. Однако программа сентябрьского вечера все же выстраивалась в единую циклическую логику внешнего порядка — логику, привнесенную в цикл самим исполнителем. Вся драматургия концертного выступления пианиста развивалась по нарастающей эмоциональной кривой от элегической призрачности первого ноктюрна b-moll до "посмертного" ноктюрна cis-moll А.В.Гавриловым протягивалась единая драматургическая арка — если первая пьеса служила введением в цикл и предвосхищала будущее, то последняя воспоминалась в качестве призрачного воспоминания о былом. Какая трагическая отстраненность зазвучала во вступительных репликах cis-moll'ного ноктюрна! Казалось бы, цикл завершился; точка поставлена; жизнь прожита. И — как очередное напоминание о фарсовой бренности бытия, приветом с того света — зазвучал ноктюрн c-moll. "Как Шнитке!" — бросил реплику F.К. И действительно — юношеский Morceau de salon воспринимался сквозь призму прожитого цикла со скептической ухмылкой. Отмечу главное — основным впечатлением от игры А.В.Гаврилова было ощущение священнодействия, творимого в режиме реального времени. Магия звука, звукокраски и тембра. Достаточно вспомнить абсолютно уникальные локальные моменты концерта — оба ноктюрна g-moll, феноменальный ноктюрн Des-dur, три последние пьесы. Музыкант продемонстрировал московской публике свой — и в этом смысле абсолютно аутентичный — взгляд на исполнение музыки Ф.Шопена.

Пианистическая сторона интерпретации музыканта оставляла очень неоднозначное впечатление — не в полной мере адекватно воплощено шопеновское perle', большинство пассажей-россыпей прозвучали скомкано. Несколько странно и не всегда уместно прозвучали постоянные смены темпа в малых построениях, в пределах нескольких тактов; очень странное впечатление произвели внезапные и ничем не обьяснимые динамические "взрывы", нарушавшие общую камерную атмосферу высказывания. Однако в конечном итоге эти недостатки стираются из памяти, но остается воспоминание о том самом невыразимом je-ne-sais-quoi, которое отличает игру выдающегося музыканта от откровения в звуках истинного художника. И совершенно не важно, играл ли пианист "жизнь Шопена" или свою собственную.
Дмитрий Ренанский
[1174] Немного новостей за неделю
02.10.2005
По техническим причинам мы без предупреждения "умолкли" на целую неделю (это временное явление), но в ее конце я представлю маленький дайджест ссылок-новостей.
  • Андрей Гаврилов перестроил Шопена: юбилей перестройки в консерватории - Варя Ъ-Турова делится своими впечатлениями от прошедшего концерта А.Гаврилова, который мы анонсировали в одной из недавних новостей
  • "Брачная связь с оркестром" - главный приглашенный дирижер РНО маэстро Владимир Юровский дает интервью "Независимой газете".
    "....Для меня самыми близкими по духу являются те дирижеры, которые не натягивают произведение на себя, пытаясь его приделать к своей личности, а подделывают себя под произведение, то есть подходят к этому как профессиональные актеры. Таким человеком для меня является Геннадий Рождественский – он настоящий актер."
  • В Сан-Франциско состоялась премьера оперы Doctor Atomic Дж. Адамса, сообщает PlaybillArts.com (англ.)
  • Другое сообщение PlaybillArts.com (англ.): прославленному танцору и хореографу Михаил Барышникову будет присуждена премия Князя Монако Ренье III. Эта премия учреждена в этом году и присуждается первый раз.
От имени всех авторов нашей ленты новостей поздравляю всех ее читателей с прошедшим вчера Международным днем музыки.

...И спасибо всем читателям, поздравившим меня с прошедшим днем рождения.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное