Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #80


НОВОСТИ с 23.05.2005 по 29.05.05 (6)

Нет такого чувства, которое не могло бы быть либо вызванным, либо подавленным музыкой
Джон Драйден
СОДЕРЖАНИЕ:
[1083] Прошедший концерт ансамбля "Органум" в Москве
[1082] Дитрих Фишер-Дискау @ 80
[1081] Пожар в "Стасике"
[1080] Новое назначение Валерия Гергиева
[1079] Духовой квинтет РНО - победитель международного конкурса в Осаке
[1078] Прощальное турне Л. Паваротти
[1083] Прошедший концерт ансамбля "Органум" в Москве
29.05.2005
[Рисунок: Марсель Перес (www.filomusica.com)] В прошлый четверг (26 мая) в Москве произошло важнейшее музыкальное событие. Оно не было столь пышно и громко разрекламировано, как, скажем, недавняя премьера очередной симфонии А. Рыбникова в "Черешневом лесу", но по своему значению далеко её превосходило. В России впервые выступил знаменитый вокальный ансамбль "Органум" под руководством Марселя Переса, "специализирующийся" на средневековых европейских церковных песнопениях, в области "исторически информированного исполнения" которых этот ансамбль является ныне одним из ведущих. Марсель Перес - не только певец, но и историк-исследователь, и не будет преувеличением сказать, что он - один из тех ученых-музыкантов, благодаря чьим трудам по расшифровке и практической интерпретации старинных музыкальных записей мы теперь можем услышать многие удивительнейшие страницы музыки давно прошедших эпох.

В концерте, проходившем в рамках фестиваля "Традиции литургического пения" параллельно с международной научной конференцией "Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток – Русь – Запад" (Москва, 23-27 мая), ансамбль "Органум" исполнил песнопения католической мессы Рождества Богородицы. Выбранные для концерта песнопения принадлежат так называемой школе Нотр-Дам, Собора Парижской Богоматери (XIII век) - школе, оказавшей основополагающее влияние едва ли не на всю последующую европейскую "академическую" музыкальную традицию. Главнейшими композиторами (составителями музыки к богослужебным песнопениям) школы Нотр-Дам были легендарные магистр Леонинус (Леонин, Леонэн) и Перотин (Перотэн), чьи песнопения, наряду с обиходными кантами (plain-chants), прозвучали в исполненной мессе.

Лет 10-15 назад я впервые познакомился с органными транскрипциями песнопений из "Большой книги органумов" (Magnus Liber Organi), и эта музыка - вместе с 3-х и 4-х голосными органумами Перотина, на меня произвела огромное впечатление. Теперь - на концерте ансамбля "Органум" - мне удалось это услышать в "живом" и достаточно естественном "историческом" виде, что еще более углубило восторженное впечатление. Одно дело, когда мы заучиваем в общемузыкально-исторических курсах факты вроде того, что "Перотин - представитель школы Нотр-Дам - развил достижения Леонина, наряду с двухголосием введя 3-4-голосие, усложнив его ритм" и совсем другое - когда у нас есть возможность услышать и Леонина, и Перотина "рядом" - без сокращений и адаптаций - в "живом" исполнении.

Далее - для тех, кому интересно, "что это было" - я воспроизведу текст из программки к прошедшему концерту. На мой взгляд, кое-где в нем проскальзывает некоторый "художественно-музыковедческий пафос" (особенно в части "непонятности текста органума"), но это, пожалуй, не то чтобы уж очень важно. (Для тех, кто совсем не знает, что такое "органум": это "наименование ранних видов европейского многоголосия"). Итак, вот текст из программки концерта.

"С конца XII века на протяжении следующих двух веков Париж был центром интенсивных изысканий в области музыки. Важнейшим событием эпохи стало нотирование многочисленных полифонических композиций на два, три и четыре голоса из репертуара Собора Нотр-Дам и сохранение их в одной книге - Magnus Liber Organi, которую в дни праздничных богослужений клали на аналой. Принципы музыкальной нотации, выработанные парижской школой, легли в основу всех изысканий, предпринятых в этой области вплоть до XVI века.

Полифонию школы Нотр-Дам необходимо рассматривать в соответствующем литургическом контексте. Она очень торжественна, её использование было строго регламентированным. Полифонические композиции этого стиля звучали только в великие праздники, сочетаясь с другими компонентами - множеством свечей, пением солистов, шествиями, пышностью богослужебных облачений. Характер музыки также был связан со степенью торжественности: чем торжественнее совершался праздник, тем медленнее был темп исполнения. Органум, основанный на полифонии и поющийся очень медленно, вписался в эту логику. Только определённым образом организованное литургическое единство, когда чередуются монодия и полифония, может помочь восприятию исключительного великолепия органума.

Полифония - это искусство согласия. Чтобы её исполнять, нам нужно обрести чувство изумления, подобное тому, которое испытывали люди, занимавшиеся этим искусством и умевшие созерцать - вслушиваясь в различные интервалы, образующие музыкальный звукоряд - число и пропорции универсальной гармонии, мировую тайну, доступную глазам в созерцании стрельчатых арок собора, слуху - в пылании органума, уму - в математике. Благодаря числу, как полагали, человеческий ум может достигнуть последней абстракции, когда мысль касается порога, за которым Бог задумывает Своё творение.

В органуме текст непонятен, так как слоги очень растянуты. Однако речь больше не идет о простом понимании смысла слов, произнесённых в ритме человеческой речи. Здесь священное Слово рассматривается в своей изначальной вибрации, как погружение в атомы звука, различные объединения которых образует слоги, затем - слова, затем - фразы и творят смысл, доступный уму. Органум не обращен к новичкам. Смысл слов известен, и их значение пережито теми, кто посвятил жизнь богослужению. Здесь видна тайна первоначальных звуков, которые посредством пяти гласных передают человеческому слуху тайны Бога. Это полное погружение в вибрации звуков, где материя завершается во времени, проникновение исполнителей и слушателей в самую интимную глубину таинства воплощения Слова. Как если бы нам было дано с помощью богослужебного пения увидеть мгновение, когда Слово стало вибрацией и затем материей, мгновение рождения, проникновения вечности во время."


Как бы ни показался "пафосен" текст предыдущего абзаца, его полезно сравнить с многочисленными декларациями некоторых представителей популярного еще несколько лет назад "авангардизма", утверждающими, что европейская музыка якобы изначально была подчинена всего лишь внешним, не "имманентно музыкальным" формам, в отличие от некоторых произведений "новой" музыки (этих представителей - самих-то европейцах), основанных на чем-то ином и якобы более "правильном" и/или "универсальном".

Дополнительная ссылка: дискография ансамбля "Органум".
Алексей Зубов
[1082] Дитрих Фишер-Дискау @ 80
28.05.2005
[Рисунок: Дитрих Фишер-Дискау (altavista.com)] Сегодня исполняется 80 лет немецкому певцу Дитриху Фишеру-Дискау (Dietrich Fischer-Dieskau). История исполнительского искусства знает много выдающихся имен, некоторые из которых мы даже называем великими... Однако среди великих исполнителей есть и "самые великие" - те, творческую деятельность которых можно квалифицировать как имеющую эпохальное значение. К числу таких исполнителей, безусловно, принадлежит Д. Фишер-Дискау.

Несколько ссылок по теме:
Алексей Зубов
[1081] Пожар в "Стасике"
27.05.2005
Прошедшей ночью произошел сильнейший пожар в здании Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. С момента предыдущего пожара прошло чуть менее двух лет. Подробности в сообщении NEWSru.com.
Алексей Зубов
[1080] Новое назначение Валерия Гергиева
25.05.2005
[Рисунок] "Художественный руководитель санкт-петербургского Мариинского театра Валерий Гергиев назначен главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Об этом сообщила во вторник британская газета "Таймс". Гергиев займет этот пост с января 2007 года, когда нынешний главный дирижер Лондонского симфонического оркестра сэр Колин Дэвис, работающий на этом посту с 1995 года, отпразднует 80-летие и перейдет на должность президента оркестра. "Музыканты оркестра, которые должны одобрить назначение нового главного дирижера, проголосовали за Гергиева единогласно", отмечает "Таймс". Издание напоминает, что 52-летний худрук Мариинки уже является приглашенным дирижером Метрополитен-опера в Нью-Йорке и главным дирижером Роттердамской филармонии. Гергиев не отказывается от данных проектов и думает, что сумеет уложить их все в свое расписание, наряду с 12 ежегодными программами и зарубежными гастролями вместе с Лондонским симфоническим оркестром. "Это требует определенной гибкости, - признает Гергиев, - но близость Лондона к Санкт-Петербургу означает, что ездить сюда будет легче, чем работать в Нью-Йорке". По словам дирижера, он не намерен накладывать свой "авторитарный" дирижерский стиль на работу оркестра, который известен своими демократическими принципами. "Самое главное для дирижера и оркестра - попытаться приблизиться как можно ближе к тому, что хотел выразить композитор", - считает Валерий Гергиев."

(По сообщениям лент новостей. Спасибо Варе-Ъ Туровой)
Алексей Зубов
[1079] Духовой квинтет РНО - победитель международного конкурса в Осаке
24.05.2005
[Рисунок: Духовой квинтет РНО: Андрей Снегирев, Алексей Серов, Андрей Рубцов, Андрей Шутый, Максим Рубцов (rno.ru)] Несколько часов назад стало известно, что Духовой квинтет Российского национального оркестра стал победителем 5-го Международного конкурса-фестиваля камерных ансамблей в Осаке (5th Osaka Chamber Music Competition & Festa).

Для тех, кто не слишком знаком с ситуацией в российской (советской) школе духовых инструментов, не слишком просто объяснить, что значит эта победа для ребят, да и, не побоюсь сказать, для нашей страны. Скажу лишь, что за последние примерно 40 лет ни один духовой ансамбль из России/СССР не брал первых премий на ведущих международных конкурсах. Конкурс в Осаке, основанный знаменитым скрипачом Йегуди Менухиным - чрезвычайно солиден; соперниками духового квинтета РНО, помимо других камерных ансамблей, были семь ансамблей "того же жанра" - духовых квинтетов из Германии, Франции (!) и других стран.

К сожалению, на официальном сайте конкурса не публиковалась информация о ходе конкурса, но, как можно надеяться, там скоро будут опубликованы имена победителей. Сегодня состоится церемония награждения лауреатов-призеров конкурса, а завтра - их торжественный концерт.

А вот имена и портреты победителей: Духовой квинтет РНО на сайте rno.ru.

Ну и отдельный сайт одного из них: rubtsov.oboe.ru.
Алексей Зубов
[1078] Прощальное турне Л. Паваротти
23.05.2005
[Рисунок: Лучано Паваротти (ntv.ru)] Знаменитый тенор Лучано Паваротти совершает свое прощальное турне из 40 концертов (в день своего 70-летия, 12 октября 2005 г., он намерен покинуть сцену). Некоторые подробности - в сообщении РИА "Новости".

Напомню, что свой "прощальный" концерт в Москве Паваротти дал в декабре 2003 года - по этому поводу можно посмотреть нашу новость #582 (там есть ссылки на отзывы о том концерте и интервью Паваротти).
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное