Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #78


НОВОСТИ с 02.05.2005 по 08.05.05 (6)

[О 7-й балладе "Гильотина" из своих "Семи романтических баллад" для фортепиано (2000):] ...Всё же основная мысль была та, что в эпиграфе: “Это ничего, это так”. Как ни важна смерть, есть и поважнее вещи. Потому что смерть к тебе лично не относится, ты умрёшь - и всё, червяки поползут. О душе же мы не знаем, а Бог ведает. Так что наше “не пора ли пообедать” - более существенно, чем всё это варварство публичных экзекуций и эксгибиционизмов.
Михаил Коллонтай
(2001)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1068] Петр Чайковский @ 165 и несколько слов о церковной музыке
[1067] Опера "1984" Лорина Маазеля
[1066] "Пифийские игры" в Санкт-Петербурге
[1065] "Заметки о музыкальной жизни Москвы" А.Ч.Козаржевского
[1064] "Дневники меломана" Н. Зимяниной
[1063] Открытие Пасхального фестиваля
[1068] Петр Чайковский @ 165 и несколько слов о церковной музыке
07.05.2005
[Рисунок: Петр Чайковский (stopka.ru)] Сегодня исполнилось 165 лет со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893).

"Сегодня, говоря сухими словами директора Петербургской консерватории, Чайковский "мертвый классический композитор, которого полагается уважать и высоко ценить, не не более того"; по словам же одного из студентов его консерватории, отражающим взгляд постсоветского человека с улицы: "Чайковский выражает и всегда будет выражать Россию не меньше, чем самого себя". " (из недавно вышедшей книги Э. Холдена о Чайковском).

Трудно что-то писать о Чайковском на ленте новостей (т.е., кажется, надо либо написать очень длинно о многом, либо ограничиться констатацией факта "Чайковский - наше все"). Cегодня закончилась Светлая (Пасхальная) Седмица, и я решил кратко затронуть весьма интересную (и крайне непростую) тему "Чайковский и церковная музыка".

В связи с этой темой в первую очередь вспоминают литургическую музыку П.И.Чайковского (Литургия св. Иоанна Златоуста, Всенощное бдение, Девять духовных музыкальных сочинений и др.), использование им церковных напевов в светской музыке (тропарь "Спаси, Господи, люди Твоя" в увертюре "1812 год", кондак "Со святыми упокой" в 6-й симфонии, обиходный напев стихиры крестного хода "Воскресение Твое, Христе Спасе" в "Детском альбоме") и знаменитое письмо Чайковского ректору Киевской духовной академии (1882):

"...вследствие рокового стечения обстоятельств, у нас с конца прошлого века установился приторно-слащавый стиль итальянской школы музыки XVIII века, не удовлетворяющий, по моему мнению, вообще условиям церковного стиля, но в особенности не сродный духу и строю нашего православного богослужения[...] когда певчие [...] стали, собравшись с силами, исполнять бездарно-пошло сочиненный, преисполненный неприличных для храма вокальных фокусов, построенный на чужой лад, длинный, бессмысленный, безобразный концерт, я чувствовал прилив негодования, которое, чем дальше пели, тем больше росло..."

Справедливости ради надо сказать, что через несколько лет исполнение "духовных концертов" (вроде концертов Дм. Бортнянского) вместо запричастного стиха в храмах было запрещено (хотя, собственно говоря, "концерты" Бортнянского и не предназначались для литургического использования, но для более или менее "домашнего благочестивого пения").

Ср. недавно написанную статью известного церковного ученого диак. Михаила (Асмуса) "о современном состоянии церковного пения":

"...Что касается композиторской музыки — так называемой «церковной классики», то она сегодня мутным потоком врывается в концертные залы, подновляя репертуары самых разнообразных и абсолютно нецерковных хоровых коллективов, руководители коих не удосуживаются даже для себя прояснить особенности ее языка и стиля. Продолжают исполнять ее и некоторые «правые» хоры в обычном для них компоте из сочинений итальянского, немецкого и неорусского направлений, не отдавая себе отчета в уместности церковного их употребления, да и просто в их художественном достоинстве. Нелепо утверждать, что какой-либо из таких хоров, состоящих из людей, не имеющих ни малейшего представления ни о догматике, ни о литургике, ни даже об истории русской церковной музыки (не говоря уж об отношении к вере и Церкви), может назваться носителем «большого пласта великой русской культуры»."

А вот, что называется, просто и доступно написанная статья "Неизвестный Чайковский". Но все же, на мой взгляд, она содержит довольно односторонние и упрощенные выводы. (Впрочем, я повторюсь, "Чайковский и церковная музыка" или, более широко - "Чайковский и религия" - тема очень обширная и непростая. Возможно, я ее немного затрону в следующих наших новостях.)

Вот еще ссылка - на главу из классического очерка прот. Василия Лебедева "О церковном пении в России" (1905). Там Вы найдете интересующую нас главку "Гармонизации древних распевов Римским-Корсаковым, Чайковским, Соловьевым, Львовским и Потуловым".

[Рисунок: Иоганнес Брамс (stopka.ru)] ...Ну и, конечно же, я должен сказать, что сегодня также день рождения другого великого композитора - Иоганнеса Брамса (1833-1897) и дать традиционный набор ссылок:
Алексей Зубов
[1067] Опера "1984" Лорина Маазеля
05.05.2005
Третьего мая в Ковент-Гардене состоялась мировая премьера оперы Лорина Маазеля "1984" по знаменитому роману Дж. Оруэлла. Несколько фотографий с этой премьеры я нашел в фотоальбоме PlaybillArts.com; а каких-то послепремьерных отзывов об опере и исполнении все-таки (сходу) не нашел. На официальном сайте оперы, запущенном за три недели до премьеры, никакой дополнительной информации не появилось, хотя и пора бы.

"По словам Маазеля, взяться за оперу на сюжет романа Джорджа Оруэлла его заставила деградация социальных функций оперного театра. "Если в эпоху Верди, - говорит он, - опера была местом, где происходило обсуждение актуальных социальных проблем, то в наше время она стала местом светского общения". Опасности бесконтрольной власти и бесчеловечной жестокости, о которых повествует роман Оруэлла, все еще остается серьезной угрозой человечеству. Большой брат все еще жив, считает Маазель. Это главное, что он хотел сказать в первой своей композиторской жизни опере." (Из анонса "Радио Свобода", где 3-го мая Маазель был человеком дня, на следующий день после В. Гергиева. Спасибо за эту ссылку Вадиму Зеленкову.)

Дополнительно:официальный сайт Лорина Маазеля.
Алексей Зубов
[1066] "Пифийские игры" в Санкт-Петербурге
05.05.2005
"....За несколько лет “Пифийские игры” стали меккой для композиторов. Требования — только чтобы сочинение было новым и написано для eNsemble. Поэтому, разумеется, звуковой облик сочинений был в большой степени сформирован именно этим коллективом. А он умеет многое: его музыкантов, переигравших уйму новой музыки, не испугаешь ни мультифоникой, ни импровизацией, ни актерской игрой. Весьма привлекательно для композиторов, если учесть, что в основном в петербургской исполнительской школе дела с расширенной техникой игры обстоят весьма плачевно"

Читать всю восторженную статью в "Ведомостях" о прошедшем в Санкт-Петербурге очередном фестивале-состязании "Пифийские игры". ("Расширенная техника" - это, надо полагать, калька с английского, обозначающая один из источников и составных частей "новой" музыки. Спасибо, что хоть "несовершенство филармонической традиции, заявленное как объект для критики, в проекте не подвергалось прямым нападкам". Но, конечно, существование в нашей стране подобных проектов и их очевидную жизнеспособность можно только приветствовать.)
Алексей Зубов
[1065] "Заметки о музыкальной жизни Москвы" А.Ч.Козаржевского
05.05.2005
Вот интересные "Заметки о музыкальной жизни Москвы 30-40-х годов", принадлежащие перу выдающегося филолога Андрея Чеславовича Козаржевского (1918-1995).

"...Регулярно слушать настоящую музыку было непросто. В уникальном по акустике Колонном зале Дома Союзов проводились бесконечные съезды и конференции. Большой зал Консерватории до середины 30-х гг. функционировал в основном как кинотеатр «Колусс»; название это воспринималось как «кулос» — символ колхозного сельского хозяйства. В шубах и валенках мы, грубо выражаясь, «впирали» в когда-то великолепный, но уже обшарпанный зал смотреть, скажем, заграничный боевик о слонах «Чанг». Изредка в этом зале давали концерты; пробегая по вестибюлю на киносеанс, мы бросали рассеянный взгляд на сиротливо висевшие концертные афиши...."

Эти заметки опубликованы сыном А.Ч.Козаржевского после смерти отца: "Когда мы с мамой разбирали папин архив, то обнаружили два неопубликованных воспоминания о довоенной Москве. Мы решили их напечатать, чтобы потом раздавать друзьям и знакомым, а также всем тем, кому Андрей Чеславович был дорог. В результате в 1996 году появилась брошюрка, напечатанная полукустарным способом тиражом 150 экземпляров. А теперь я решил поместить ее в Интернет."

Ссылка: Андрей Козаржевский (страница, сделанная Петром Козаржевским, где опубликованы эти самые воспоминания и другие материалы).

Спасибо за ссылку одному из участников ЖЖ-сообщества ru_classical.
Алексей Зубов
[1064] "Дневники меломана" Н. Зимяниной
04.05.2005
У многих отечественных музыкальных журналистов есть свой вполне узнаваемый в большинстве случаев "фирменный стиль" (я о стиле написания статей) - можно вспомнить Илью Овчинникова ("Газета"), Петра Поспелова ("Ведомости"), Варю-Ъ Турову ("Коммерсантъ"), Екатерину Бирюкову ("Известия"), Татьяну Давыдову...

Манера обозревателя "Вечерней Москвы" Натальи Зимяниной напоминает речения много повидавшей на своем веку олдовой мо.. - ну, в общем, в похожем стиле иногда писались статьи в отечественных рок-музыкальных журналах, каковых было много на заре перестройки (когда только что "разрешили" писать о роке, и он еще не был полностью подавлен коммерческой попсой).

Постоянной рубрикой Н.Зимяниной являются "Дневники меломана", публикуемые раз в месяц (или около того), в которых в форме дневниковых записей освещаются избранные музыкальные события. Вот цитата из последнего выпуска:

[Рисунок: Франческо Т. Шлиме (фото Р. Гончаров, vmdayly.ru)] "В тот же день Плетнев дирижировал в Зале Чайковского. Представил, по обыкновению, свеженького солиста: Франческо Тристано Шлиме.

У молодого пианиста, напоминающего изрядно подросшего Тадзио из фильма Висконти «Смерть в Венеции», гигантские руки. Запястье у него иногда ниже уровня клавиатуры – а длиннющие пальцы все равно достают до самых черных клавиш.

Соль-мажорный Концерт Равеля в неагрессивной, импровизационной манере прошел еще туда-сюда, нежно и музыкально. Равелевские синкопы очень к лицу незамороченной молодости.

Но Пятый концерт Прокофьева, увы, лишился всякого азарта. И я уже только с простым любопытством неудавшейся пианистки любовалась красивыми пальцами да еще чувственным профилем живописного курчавого полуподростка.

Вот и говори после этого, что нельзя смотреть на музыкантов, а надо их только слушать (утверждение Рихтера)! К тому же впервые так разительно грустно размежевались для меня чувство (которого у Франческо не хватало) и чувственность."


Ну что ж тут слишком грустного - в любовании дамой в самом расцвете сил "живописным" и "свеженьким" Франческо Т. Шлиме. Подобное вообще распространено среди музыкальных журналисток - ср. например, описание любования брутальностью: "Фактура в полной гармонии с талантом. Высокий, с копной волнистых волос, плечистый, атлетического телосложения - ну просто красавец." ( О. Кртян о концерте Д. Мацуева в Тольятти). Другое дело, что действительно, эротическая и хореографическая составляющие в современном концертно-спортивном пианизме стали иметь уж слишком большое (естественно, вне-, если не сказать антимузыкальное) значение.

Дополнительная ссылка: Все статьи Н. Зимяниной в "Вечерней Москве".
Алексей Зубов
[1063] Открытие Пасхального фестиваля
03.05.2005
[Рисунок: Валерий Гергиев (Газета.gzt.ru)] Ну что же, Четвертый Московский Пасхальный фестиваль (или "фестивль", как написано на официальном сайте фестиваля: пойдя по указанной только что ссылке, обратите внимание на заголовок в окне браузера) открылся. Конечно, он будет являть собою главное музыкальное событие на ближайшие 10 дней и широко освещаться всевозможными СМИ.

Вот несколько избранных занимательных рецензий на концерт-открытие Фестиваля. Дополнительная ссылка: вездесущий Соломон Волков о В. Гергиеве - человеке дня (02.03.05) на радио "Свобода".
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное