Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #79


НОВОСТИ с 09.05.2005 по 22.05.05 (9)

Музыкальная культура – это walkman, который позволяет одновременно слушать и затыкать себе уши
Гельмут Лахенманн
"Музыка как подобие человека" (1984)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1077] "Оратория жизни" как мыло
[1076] Митрополит Филарет вспоминает о военных буднях
[1075] Лос-Анджеллеский филармонический зал будет изображен на почтовой марке
[1074] Неизвестный пианист найден на берегу моря
[1073] Итоги Пасхального фестиваля-2005 и премьера симфонии Алексея Рыбникова
[1072] Е. Федоров: "Духовые инструменты в творчестве Н. А. Римского-Корсакова" на oboe.ru
[1071] Упавший с неба настоящий человек
[1070] Вышел второй номер журнала "Трибуна современной музыки"
[1069] С Днем Победы!
[1077] "Оратория жизни" как мыло
22.05.2005
В недавней новости #1073 я анонсировал широко разрекламированный музыкальный проект - премьеру 5-й Симфонии Алексея Рыбникова. У меня самого так и не хватило решимости сходить на это представление, и, похоже, я поступил правильно - хотя судить о произошедшем, конечно, могу лишь с чужих слов. Но я действительно предполагал, что произойдет нечто подобное описанному ниже.

Итак, разные авторитетные газеты, регулярно освещающие музыкальные события, оказались вполне единодушными в своих оценках устроенного мероприятия (что, кстати, бывает отнюдь не всегда). Вот некоторые ссылки и цитаты.

Я. Седов в Газете.gzt.ru: "...Главное достоинство опуса состояло в том, что он отнял у публики относительно немного времени: не более полутора часов. Право, не столь уж обременительная дань уважения автору хита «Ты меня на рассвете разбудишь»."

Н. Зимянина в "Вечерней Москве": "...полуторачасовое сочинение с оглушительно-громким финалом («Приход в Небесный Иерусалим») утомило не только длинноногих блондинок из фирмы «Боско ди Чильеджи», организатора фестиваля. Заполонив зал, они, конечно, ждали ритмов вроде «А в Африке реки вот такой ширины!» А попали на типичную музыкальную «мировую премьеру» неизвестно чего..."

Е. Бирюкова в "Известиях": "...все эти обстоятельства и даже вызывающе увлеченное музицирование Курентзиса и огромного состава участников (в котором особо выделялся своей идеальностью новосибирский хор) не спасли музыку от заключенных в ней тонн тяжелого, скучного, никак не выстраданного пафоса, от ощущения, что там вообще нет никакого движения и напряженной жизни, а есть только перечень эффектных, проверенных поз."

Ю. Бедерова во "Времени новостей": "[автор] грохочет тоннами ударных, блистает медью, ласкает струнными и обещает «нестандартное использование оркестровых красок, тембров и приемов игры на инструментах». Вообще в начале XXI века представление о том, что существуют некие «стандарты» (от которых только и может произойти какая-нибудь нестандартность), напоминает тезис про «обычный стиральный порошок». С одной стороны, его, конечно, нет. С другой -- именно тот продукт, который очень хочет от такого отличаться, как раз и представляет собой самый что ни на есть обычный стиральный порошок. Так же и Пятая симфония -- обычное музыкальное мыло, по-своему пенистое и душистое."

Вообще, я изначально испытал удивление по поводу того, почему на эту премьеру был заявлен не другой имеющийся в НФОРе дирижер, под руководством которого, я думаю, все было бы гораздо более гармонично и адекватно.

Другие новости. Сегодня - годовщина со дня рождения Рихарда Вагнера. По этому поводу я позволю себе отослать читателей к нашей новости #339 двухлетней давности, когда отмечалось 190-летие со дня рождения великого немецкого композитора.

Новые данные (точнее, отсутствие таковых) о несчастном молодом музыканте, о котором я сообщал в недавней новости #1074. Информация об установлении его личности не подтвердилась; хотя поступило очень много звонков и электронных сообщений от людей, откликнувшихся на беду этого человека. На официальном сайте клиники Kent and Medway, где находится таинственный пациент, появился специальный раздел, где публикуются официальные заявления руководства клиники о новостях в деле "пианиста". В последнем заявлении было отмечено, что никаких улучшений в состоянии пациента нет, и его личность установить пока не удается. Официально подтверждено, что рояль теперь установили прямо в палате, где находится пациент.
Алексей Зубов
[1076] Митрополит Филарет вспоминает о военных буднях
20.05.2005
[Рисунок: Митрополит Филарет (Вахромеев), www.church.by] "Независимая газета" опубликовала беседу с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым), Патриаршим Экзархом всея Беларуси. "митрополит поделился своими воспоминаниями о тяжелых днях войны, дал свою оценку тому периоду нашей истории, который мы называем "перестройкой", и рассказал о том, как развивается сейчас межправославный и межхристианский диалог."

В общем-то, данная тема формально выходит за рамки нашей ленты новостей, но я решил это все написать в связи с одним обстоятельством, которое может быть неизвестно некоторым нашим читателям. (Ранее об этом обстоятельстве я и сам не знал.)

Митрополит Филарет - в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев - сын Варфоломея Александровича Вахромеева (1904-1984), автора известного в нашей стране практически каждому учащемуся старших классов музыкальной школы знаменитого учебника "Элементарная теория музыки". Это чрезвычайно удачно написанное пособие до сих пор переиздается и пользуется огромной популярностью как среди любителей музыки (отнюдь не только "академического" направления), так и среди будущих профессионалов. Чтобы убедиться в этом, можно пойти, например, по этой ссылке: Запрос на Яндексе: "Вахромеев Элементарная теория музыки". В. А. Вахромеев также составил Учебник церковного пения для Духовных школ, за который в 1984 году был награжден церковным орденом св. Владимира II степени.

В своем интервью "Независимой газете", митрополит Филарет довольно много говорит о своем отце. (Сам митрополит Филарет - тогда Кирилл Вахромеев - закончил в 1953 г. музыкальную школу по классам хорового пения и контрабаса.)

Дополнительная ссылка: Митропополит Минский и Слуцкий Филарет: биография на официальном сайте Белорусской Православной Церкви.
Алексей Зубов
[1075] Лос-Анджеллеский филармонический зал будет изображен на почтовой марке
19.05.2005
[Рисунок: Уолт Дисней Холл на почтовой марке (playbillarts.com)] Сегодня Почтовая служба США выпустит марку с изображением знаменитого здания Уолт-Дисней-Холла (Walt Disney Concert Hall), главного концертного зала Лос-Анджелесской филармонии. Марка будет выпущена (не без торжественной церемонии "открытия" в Лас-Вегасе) в серии "Шедевры современной (американской) архитектуры", причем Уолт-Дисней-Холл будет единственным зданием-концертным залом, помещенным в ней. Зал открылся совсем недавно - в 2003 году, но - пожалуй, заслуженно - сразу был зачислен в "шедевры" (впрочем, главный архитектор слишком известен...).

Подробности о марке, с завтрашнего дня поступающей в продажу, и здании - в статье на PlaybillArts.com. Там же есть фотография самого здания.

"..Like Gehry's other trademark buildings, Disney Hall is an idiosyncratic, curvaceous structure sheathed in metal—in this case, stainless steel. The 2,265-seat auditorium, created with acoustician Yasuhisa Toyota, is clad in hardwood."

Вот официальный сайт Walt Disney Concert Hall. Кстати, как можно заметить, там активно идет "Шостаковичский цикл" (Shostakovich Cycle); на ближайшем концерте которого (точнее, двух концертов - но с одинаковой программой) будет дирижировать знаменитый Эса-Пекка Салонен, музыкальный директор Лос-Анджелесской филармонической ассоциации. Интересно, что в Уолт-Дисней-Холле состоится премьера нового сочинения композитора П. Либерзона, причем этому будет предшествовать презентация, обсуждение творчества композитора (оркестр будет играть музыкальные иллюстрации) и другое. Вот когда-нибудь бы и в нашей стране так случалось с премьерами музыкальных сочинений... Сочинение Либерзона будет исполнено и в следующих концертах, вместе с 10-й симфонией Шостаковича, в рамках "Шостаковичского цикла".
Алексей Зубов
[1074] Неизвестный пианист найден на берегу моря
17.05.2005
[Рисунок: Неизвестный пианист (AP/cbsnews.com)] Как передало сегодня агенство Associated Press, в психиатрическом отделении британской клиники Kent & Medway находится таинственный пациент, доставленный полицией. Он был найден полностью промокшим несколько недель назад на берегу моря, и с тех пор никто не может добиться от него ни единого слова. Когда ему дали ручку и бумагу, он нарисовал - с большим знанием дела - концертный рояль. А когда его подвели к имеющемуся в больнице роялю, своей игрой он удивил врачей настолько, что сейчас они пытаются установить личность своего пациента, разослав его фотографии европейским оркестрам.

Подробности в статье на русской службе BBC. (А вот здесь - страница английского оригинала, на которой можно найти и другие ссылки по данной теме.)

См. также сообщение "Вестей.ру" (с видеофрагментом).

Добавлено 18 мая. Сегодня BBC сообщила, что в деле опознания таинственного "пианиста" (Piano man) появилась ниточка - нелегальный иммигрант-поляк из Италии, подрабатывающий уличным артистом-мимом, утверждает, что опознал его. Но пока нет более весомых подтверждений, все это остается лишь догадками.
Алексей Зубов
[1073] Итоги Пасхального фестиваля-2005 и премьера симфонии Алексея Рыбникова
16.05.2005
Четвертый Московский пасхальный фестиваль завершился почти неделю назад. Конечно же, его освещала масса СМИ, и в последних публикациях они совершили подведение итогов, вот, например: И вот еще забавы ради - Повесть о том, как искусен не только петербургский Гергиев, но и московский карманник.

Среди следующих интересных музыкальных событий в Москве можно назвать премьеру Симфонии №5 знаменитого Алексея Рыбникова (да-да, того самого, кто написал "Юнону и Авось", музыку к самым любимым фильмам...). Как сообщил наш Данил Черепухин (см. его музыкальные переложения для гобоя), в пятничных "Известиях" был следующий анонс от Е.Бирюковой (в интернет-версии газеты я его не нашел, поэтому публикую его здесь; прилагаемая фотография - НГ-фото):

"Малер нашего времени

Теодор Курентзис исполняет Пятую симфонию Алексея Рыбникова. 18 мая, зал Чайковского

В соответствии с ситуацией светский фестиваль Михаила Куснировича «Черешневый лес» в этом году как никогда серьезен. Все его мероприятия так или иначе затрагивают основные вопросы человеческого бытия: мир, война, жизнь, смерть и так далее. Одно из самых показательных — премьера монументального творения композитора Алексея Рыбникова, известного всей стране в качестве автора легендарной советской рок-оперы «Юнона и Авось».

С Куснировичем его свела работа в проекте Стивена Спилберга «Дети из бездны», посвященном Холокосту. Накопившийся там музыкальный материал композитор не забыл и теперь использовал в новой симфонии, между прочим, пятой по счету. Она называется «Воскрешение мертвых», требует огромного исполнительского состава (помимо оркестра — два хора, солисты-вокалисты и орган), имеет в свой партитуре тексты на греческом, иврите, латыни и русском и явно намекает на то, что ведет свою родословную от Малера и Шнитке.

[Рисунок: Теодор Курентзис (ng.ru, НГ-фото)] Венчает всю эту эффектную затею фигура дирижера, молодого и пылкого Теодора Курентзиса, который по большому счету является главным гарантом серьезности происходящего. С ним выступают два хорошо знакомых ему коллектива — Национальный филармонический оркестр России и хор Новосибирского оперного театра, которым не привыкать к амбициозным проектам модного маэстро."


Ну что же, скоро станет известно, насколько эффектной и серьезной окажется затея - ведь "Гарант" проекта, действительно, не только "моден", но и просто любим и солиден.
Алексей Зубов
[1072] Е. Федоров: "Духовые инструменты в творчестве Н. А. Римского-Корсакова" на oboe.ru
14.05.2005
Я рад представить на сайте oboe.ru новую статью новосибирского гобоиста Евгения Федорова "Духовые инструменты в творчестве Н. А. Римского-Корсакова" на oboe.ru.

"...На собственные средства Римский-Корсаков приобрёл тромбон, кларнет и флейту. И только после того, как научился играть на этих инструментах, стал писать для них музыкальные сочинения. Это поведение Н. А. Римского-Корсакова может послужить примером для многих современных композиторов, которые пишут музыку для духовых инструментов, плохо зная их специфику и возможности.

....Я преподаю исполнительство на гобое более тридцати лет и приглашал на свои занятия многих композиторов консерватории, но ни один из них ни разу не появился в моём классе...."


Персональный сайт Е. Е. Фёдорова.
Алексей Зубов
[1071] Упавший с неба настоящий человек
11.05.2005
[Рисунок: Сергей Яковлев в роли Алексея в опере 'Упавший с неба' (newizv.ru)] Московский театр "Геликон-опера" ко Дню Победы осуществил удивительную постановку последней оперы С.С.Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". Эта опера - с трудной судьбой; на нее традиционно наклеивается ярлык "придворной просоветской", и, следовательно, якобы крайне неудачной и слабой.

Постановка "Геликон-оперы" называется "Упавший с неба". "По замыслу постановщиков, происходящее в спектакле – бред умирающего, забытого всеми ветерана войны."

Читать отзывы:
Алексей Зубов
[1070] Вышел второй номер журнала "Трибуна современной музыки"
10.05.2005
По сообщению редакции ТСМ, вышел второй номер журнала "Трибуна Современной Музыки". Читайте в новом выпуске:

Классики ХХ века
М. Просняков. "Карлхайнц Штокхаузен. Легенда и миф новейшей музыки"

Интервью номера
Карлхайнц Штокхаузен - М. Бёландт и Ф. Цвисер (Публикуется впервые!)

Музыка и театр
Интервью: А. Семенов - М. Воинова

Трибуна
Тема номера: Электронная Музыка?
Композиторы Игорь Кефалиди - Андрей Смирнов
Виртуальную переписку ведет Валерия Ценова

Организации
Термен-центр Московской консерватории

Фестивали
Д. Ухов. "Альтернатива". Не очень музыкальная история

Журнал уже можно приобрести:
- в Центре "Дом" на фестивале "Альтернатива" (Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4);
- в магазине "Симфония" возле Консерватории.
После 12-го мая журнал появится в магазинах ОГИ и ВХУТЕМАС.
- В Санкт-Петербурге - в магазине "Открытый мир".

Кто не успел приобрести первый номер журнала - спрашивайте в магазинах и звоните в редакцию: +7 095 787 38 68.

Напомним, что журнал "Трибуна Современной Музыки" совместно с сетевым администратором DoReMi-Studio объявляют I Виртуальный конкурс молодых композиторов!

Регламент конкурса на сайте ТСМ.
Алексей Зубов
[1069] С Днем Победы!
09.05.2005
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic

Другие рассылки этой тематики
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное