Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #61 | Тираж 459 экз.


НОВОСТИ с 13.12.2004 по 19.12.04 (7)

вон - гортанный фагот... меж утесами... углубляет ущелье четкими, чистыми гранями серых громад; вдруг почудятся звуки оттуда: серебристых арфистов, цитристов; там - алмазится снег; там, оттуда - посмотрит тот с а м ы й (а кто - ты н е з н а е ш ь); и - т е м с а м ы м в з г л я д о м (каким - ты н е з н а е ш ь) посмотрит, прорезав покровы природы; и - отдаваясь в душе: исконно знакомым, заветнейшим, незабываемым никогда...
Я стою здесь, в горах: меня ждет - нисхождение; путь нисхождения страшен...

Андрей Белый
"Котик Летаев" (1915-16)
СОДЕРЖАНИЕ:
[945] Опыт музыки: концертный зал или записи + Майкл Херш
[944] Ив Клейн, рассказывающий сам о себе
[943] Опыт тишины: проект 'Silence/Stories'
[942] Анонс: открытие нового органа в Москве
[941] Вынесено решение по делу о покупке Ю.Башметом 91 карточки оплаты сотовой связи
[940] Концерт Максима Венгерова
[939] Новые записи музыки Мортона Фелдмана
[945] Опыт музыки: концертный зал или записи + Майкл Херш
19.12.2004
[Рисунок: Майкл Херш (фото: http://www.michaelhersch.com)] В музыкальной колонке сайта philly.com сегодня появился достаточно интересный репортаж о прошедшем в Филадельфии концерте музыки местного композитора Майкла Херша (см. статью "Should new music be chased from concert halls?" (автор: David Patrick Stearns)), который к тому же перекликается с нашими более ранними новостями (см. 1. новость #939: один из анонсировавшихся здесь дисков включает, наряду с "Piano Piece (to Philip Guston)" Мортона Фелдмана в исполнении Майкла Херша, сочинения для виолончели и/или фортепиано Херша, на сайте композитора, к слову, представлены несколько фрагментов этого и другого диска в mp3; 2. новость #922, где в репортаже о концерте музыки опять-таки Фелдмана обозревателем ставился вопрос об уместности живого исполнения новой музыки, требующей окружения, дарящего созерцательность и вдумчивость). Обозначенный выше интерес к этой небольшой статье обусловлен прежде всего попыткой автора говорить здесь об универсальном, о контексте опыта того или иного произведения во времени: имеются в виду такие аспекты, как проделывание пути к концертному залу; окружение одного произведения другими, не предусморенными композитором (ср., кстати, с озабоченностью этим вопросом Марком Ротко в тексте о "Rothko Chapel", прилагавшемся нами к новости #900) и ряд других, в том числе относящихся исключительно к прослушиванию музыки в записи.
Павел Ступин
[944] Ив Клейн, рассказывающий сам о себе
18.12.2004
[Рисунок: Ив Клейн: 'Прыжок в пустоту' (фото: http://www.artnet.com)] "UBU WEB", крупнейший архив произведений концептуального искусства и близких или родственных ему форм, пополнился вышедшей в серии "ubuclassics" публикацией "Yves Klein: Selected Writings", первоначально выпущенной лондонской галереей Тейт в 1974 г. Выражаясь в терминах навешивания ярлыков, творчество Клейна (1928-1962) часто рассматривается как прото-концептуализм или нео-дадаизм, что подчеркивает важность элемента театральности в его работах, а также стремления к дематериализации объекта искусства, а соответственно и выхода по ту сторону самовыражения. Все это, а также в определенной степени схожесть с путем, проделанным Кейджем (здесь имею в виду то, что Клейн был мастером дзюдо со всеми вытекающими "мировоззренческими" последствиями; ср. с дзэн Кейджа) делает указанный текст, где приведено большое количество высказываний Ива Клейна на фоне фотографий вех его жизни и творчества, тематически схожим с тем, о чем шла речь в нашей предыдущей новости. Также "Yves Klein: Selected Writings" содержит достаточно много деталей касательно так называемой однотонной симфонии Клейна (включая нотный текст). Ниже я привожу два фрагмента публикации, относящиеся соответственно к "симфонии" и к дзюдо:

Around 1947-8 I created a ‘monotone’ symphony whose theme is what I want my life to be. This symphony lasts for forty minutes and consists of one single, continuous, long-drawn-out ‘sound’; it has neither beginning nor end, which creates a dizzy feeling, a sense of aspiration, of a sensibility outside and beyond time.

...

It was pure chance that led me to judo. Judo has helped me to understand that pictorial space is above all the product of spiritual exercises. Judo is in fact the discovery by the human body of a spiritual space.
Павел Ступин
[943] Опыт тишины: проект 'Silence/Stories'
16.12.2004
Ральф Лихтенштейгер в рамках своей новой задумки под названием "Silence/Stories", материалы которой планируется принять частью его же "Uglybeautycage project (Dialogue with John Cage)" обращается со следующим сообщением:

dear all,

this is an open call for little stories about your experience with the phenomena of Silence and noise, environmental sounds, sounds in nature, sounds of the city, the perception of sounds, sounds in sports, sounds of machines, sounds of the inner ear, sounds of the media, mushrooms and sounds, body-sounds, sounds and ears, sounds in literature, sounds down on the street, sounds and space, respiratory sounds, isolatable speech sounds, "It sounds as if"-stories, background sounds, deathlike silence, to make a noise, low noise, anti-noise device, broadband noise, driving noise, exterior noise, industrial noise, inherent noise, noise certificate, noise control, noise development, noise exposure, noise generator, sound pollution, noise suppression, random noise, pass-by noise, running noise, subsonic noise, common-mode noise, noise-induced error, noise protection area, protection against airborne noise, Air Traffic Noise Act, threshold of noise pain, toy sounds, prison-sounds, sounds in movies, the sounds of new york, fast-forward sounds, sounds of the baseball game, sounds in classical music, sounds of zoo, tube sounds, tunneling-sounds, audience participation sounds, gun sounds, sounds of insects, sounds of the underground, kitchen-sounds, abnormal heart sounds, partially obstructed sounds... etc.


По указанной выше ссылке публикуются тексты откликнувшихся, многие из которых здесь описывают свой опыт тишины в контексте известного "открытия" ее отсутствия Кейджем.
Павел Ступин
[942] Анонс: открытие нового органа в Москве
15.12.2004
[Рисунок: Орган Большого зала ММДМ (www.gg-organs.com)] Когда в церкви устанавливается новый орган, его освящают и совершают торжественное богослужение. Светским органам, устанавливаемым в концертных залах, устраивают торжественную церемонию инаугурации с последующим органным концертом. На 21 декабря назначена инаугурация нового органа на сцене Большого (Светлановского) зала Московского международного Дома музыки (ММДМ). Вся Москва увешана соответствующими афишами; на редкой станции московского метро Вы не встретите рекламного щита, сообщающего об открытии органа 21 декабря.

"Инаугурация органа
Томас Троттер (орган, Великобритания), Клеменс Шнорр (орган, Германия), Василий Долинский (орган). Государственный камерный оркестр 'Виртуозы Москвы'. Художественный руководитель и дирижер - Владимир Спиваков.
И.С.Бах, Пуленк, Регер, Раванелло.

Светлановский зал Московского международного Дома [музыки - это слово случайно забыли в тексте - А.З.] отныне украшает уникальный, самый большой в России орган с 84 регистрами и 4 мануалами. С его появлением москвичи и гости столицы получили еще одну возможность наслаждаться божественными звуками 'короля инструментов'.

Авторы шедевра - консорциум немецких органостроителей, знаменитые фирмы Glatter-Götz и Klais. Установке органа в Доме музыки придается особое значение, поэтому ему посвящена церемония инаугурации (англ. inauguration - 'торжественное открытие'). В присутствии высоких гостей - мэра Москвы, министра культуры России, посла Германии в России, глав представительств фирм-органостроителей и президента Дома музыки - состоится передача ключей инструмента Дому музыки и большой гала-концерт с участием выдающихся музыкантов - Томаса Троттера (главного органиста Фрайбурга), Клеменса Шнорра (главного органиста Бирмингема) и Заслуженного артиста России Василия Долинского.

Билеты в кассах Дома музыки (730-2224, 730-4350, tickets@mmdm.ru) и на сайте в рубрике 'Заказ билетов'"
(По информации веб-представительства ММДМ)

Установка каждого нового органа всегда является очень большим музыкальным событием для нашей страны, а в данном случае сверхбольшим, потому что орган ММДМ станет самым большим по числу регистров органом России (замечание о "числе регистров" довольно существенно - см. об этом в одной из наших предыдущих новостей). Говоря о "музыкальном лице" органа, можно охарактеризовать его как большой (по европейским меркам) концертный инструмент, предназначенный для исполнения музыки разных эпох и стилей, но "в целом" выдержанный в традициях позднеромантического немецкого органостроения.

Я очень рекомендую посмотреть фотогалерею органа ММДМ, расположенную на сайте компании Глаттер-Гётц: выберите внизу этой страницы ссылку [images] и наслаждайтесь картинками во всплывающем окне. Единственная, пока мне не очень понятная "неувязка": почему в диспозиции органа, опубликованной на сайте производителя, указано 83 регистра, в то время как в наших анонсах говорится (и говорилось ранее) о 84 регистрах. Быть может, в процессе установки был внесен какой-то дополнительный регистр? Но это маловероятно. В общем, когда я узнаю, в чем тут дело, я обязательно здесь напишу.

Помимо того, что орган ММДМ станет самым большим (по числу регистров) органом, он имеет несколько уникальных для России частных конструктивных особенностей, о которых, я думаю, интересно узнать широкой публике. Во-первых, он снабжен Clochette, колокольчиками - здесь это 8 колокольчиков, которые расположены на "крутящемся" основании. Если включить это устройство, колокольчики начнут звенеть "по кругу" один за другим. Таким "фоновым" звоном в подходящих случаях можно украсить исполняемую музыку, например, органные обработки рождественских хоралов. Далее, в органе есть забавное устройство - Rossignol - "соловей". Он устроен по типу детской водяной свистульки: две небольших трубочки опущены в ванночку с водой - если включить в них подачу воздуха, то будет раздаваться пение соловья. (Все эти колокольчики - немецкие Zimbelsterne - "звенящие звездочки", а также всевозможные соловьи и кукушки были очень распространены в органах эпохи барокко. Кстати, может быть соловья посчитали за 84-й регистр (?), но обычно соловьев все-таки не считают).

[Рисунок: Батарея chamade органа ММДМ (www.mmdm.ru)] Еще одна уникальная для России особенность органа состоит в том, что на его фасаде есть "горизонтальные трубы" (т.н. Chamade), видимые из зала. Они показаны на фотографии слева (фото с сайта ММДМ). Назначение горизонтальных труб, направленных раструбами "вперед", - давать особенно громкий и мощный, "боевой" звук. В органе Большого зала Московской консерватории также есть два "горизонтальных" регистра, но их трубы не видны из зала - они расположены за фасадом органа, "внутри".

Наконец, упомяну еще о том, что управление органом изрядно компьютеризовано, вплоть до того, что в нем имеется даже 3.5" floppy drive: на обычные дискеты можно записывать выбранные комбинации регистров, и тогда органист может носить дискету с собой, не опасаясь того, что кто-то придет и сотрет память органа (или изменит ее для своего концерта) - достаточно будет вставить свою личную дискету и закачать в орган заново всю свою работу по выбору регистров на репетиции. Кстати говоря, орган может одновременно "запомнить" в своей памяти до 4000 комбинаций регистров, "запрограммированных" органистом заранее по своему усмотрению.

Рассказ об органе можно продолжать, но давайте дождемся официальной инаугурации и выпуска отечественных проспектов и публикаций. В любом случае все то, о чем я сейчас говорил, взято исключительно из открытых официальных интернет-источников.

В общем, крайне приятно, что в Москве появится новый орган. Единственное, что портит радость, это кошмарная акустика (точнее, ее отсутствие) в зале ММДМ, но не буду здесь о грустном....

Примечание от 18.12.04. Насколько мне удалось узнать, в органе ММДМ действительно 84 регистра, а на сайте производителя опубликован, скорее всего, архивный не окончательный проект, содержащий 83 регистра. Будем ждать новых публикаций.
Алексей Зубов
[941] Вынесено решение по делу о покупке Ю.Башметом 91 карточки оплаты сотовой связи
14.12.2004
В искусстве последних десятилетий употребим термин "полистилистика", подразумевающий смешение (сочетание) в одном концепте элементов разных стилей (или пародий на них). Так и я - уже по традиции, т.к. делаю подобное регулярно - напишу новость музыкальную, но "не слишком серьезную", из разряда "светской хроники". Вот статья из сегодняшнего "Московского комсомольца":

[Рисунок: Юрий Башмет] "Обвинительным приговором завершилась криминальная эпопея, в которой 'первую скрипку', сам того не желая, сыграл всемирно известный музыкант Юрий Башмет. Виртуоз пострадал от мастерски срежиссированной аферы. Забавно, что 'дирижер' криминального оркестра руководил преступлением прямо из тюрьмы. А сам Башмет теперь признается: ему очень жаль загубленную молодую душу.
Скрипач угодил в переплет в январе этого года, аккурат после Рождества. Юрий Башмет как раз гостил на даче у своего друга, популярного актера Леонида Ярмольника, в деревне Подушкино в Одинцовском районе Подмосковья.
Около двух часов ночи у скрипача зазвонил мобильный телефон.
- Алло, это я, узнал меня? - раздалось в трубке.
- Да, - неуверенно сказал Башмет, вслушиваясь в взволнованный юношеский голос. Ему показалось, что звонит сын. - Саш, это ты?..
- Ага, слушай, я тут попал в аварию, ну, то есть случайно сбил человека на Ярославке. Не насмерть, конечно, но тут милиции понаехало, говорят, что если потерпевший напишет заявление, то будут против меня дело заводить. Папа, поговори с ними, пожалуйста!
Далее юноша передал трубку мужчине, который представился сотрудником правоохранительных органов и рассказал, что в отношении Саши собираются возбудить уголовное дело. Но, по словам говорившего, этого можно избежать, если заплатить две тысячи долларов.
'Страж порядка' сразу же предупредил Юрия, собиравшегося приехать на место аварии и уладить все самолично, что не собирается брать деньги сам, а просит расплатиться с ним карточками экспресс-оплаты мобильной связи. Ввиду того что требуемую сумму надо было представить в ближайшие часы, Башмет с Ярмольником сразу выехали в Москву.
По пути музыкант несколько раз пытался связаться со своим отпрыском по мобильнику, но голос в телефоне как заведенный повторял: 'Абонент не отвечает или находится вне зоны действия сети'. Помотавшись по городу, скрипач купил наконец карточки и продиктовал коды для их активации 'милиционеру'. Последний номер, правда, Башмет сообщил буквально перед тем, как войти в здание ГУВД на Петровке, 38, где чистосердечно рассказал о произошедшем. И тогда же ему наконец-то удалось дозвониться до своего сына, который всю ночь провел в клубах и ни в какие ДТП не попадал.
- Очень важно, чтобы между членами семьи были хорошие отношения, чтобы всегда можно было созвониться с родственниками и выяснить, все ли у них в порядке, - сказал скрипач корреспонденту 'МК'. - Так, если бы в злополучный день мне сразу удалось дозвониться до сына, я поступил бы совсем по-другому. Я бы сделал вид, что поддался на 'разводку', и со стражами порядка обезвредил злодея.
Но что случилось, то случилось: аферист обогатился на две тысячи 'зеленых'. Стражам порядка удалось найти людей, купивших по дешевке на одном из столичных рынков коды 91 карточки экспресс-оплаты, которые Юрий сообщил мошеннику. Выяснилось, что жулик, облапошивший музыканта, сидит в... тюрьме.
18-летний Роман Косткин получил свой срок за изнасилование и благополучно 'перевоспитывался' в колонии во Владимирской области. Но терять времени даром ему не хотелось. Парень стал наугад звонить на прямые мобильные номера и выискивать подходящую жертву. Волею судеб Косткин наткнулся на доверчивого скрипача. Сам он представился 'сыном', а роль 'милиционеров' сыграли соседи жулика по камере. Полученные же коды карточек мошенник сообщил своему знакомому на воле, который продал их за бесценок, а часть выручки переводом переслал Роману.
Кстати, следователь 4-го отдела Главного следственного управления ГУВД Москвы, который вел это дело, рассказал, что несколько месяцев назад ему точно так же звонили 'коллеги' осужденного.
- Когда я услышал в трубке их дежурное: 'Алло, привет, узнал меня?', то чуть не расхохотался, - вспоминает юрист.
Страж порядка притворился, что узнал в говорившем своего знакомого, и выслушал историю о дорожной аварии, в которую якобы попал собеседник. Он тут же сам предложил последнему помощь в виде кодов карточек оплаты мобильной связи. Сотрудник правопорядка так настойчиво вызывался помочь злоумышленникам, что на другом конце провода в итоге тихонько извинились и повесили трубку.
А что касается Косткина, то он к сроку за изнасилование (1,5 года) получил по приговору Тверского суда столицы 'до кучи' еще три - за наглую аферу. Хотя сам виртуоз зла на обманщика не держит.
- Мошенничество - не изнасилование и не убийство, это лишь способ воспользоваться невнимательностью людей, - сказал музыкант. - Жизнь же дается человеку лишь один раз. Плохо, что молодые годы парень проведет в колонии..."


Интересно, что Башмет назван в статье "скрипачом" (на самом деле он, как известно, альтист). Безусловно, называние Ю.А.Башмета "скрипачом" является грубой журналистской ошибкой, и вроде бы Юрий Абрамович обещал судиться с прессой за ошибки: об этом более точно см. здесь - "Если же прессой будут допущены грубые ошибки, маэстро пообещал повторить действия "Альфа-банка" в отношении газеты "Коммерсантъ". "Московскому комсомольцу" несказанно повезло, поскольку это все было обещано в ответ на грубые ошибки в освещении прессой "Декабрьских вечеров С.Рихтера", но не дела о 91 картах экспресс-оплаты. (Хотя тут противоречия нет, впрочем...). Кстати, интересно, о каких карточках экспресс-оплаты идет речь. За вычетом ничтожной разницы, получается, что одна карточка обошлась в 22 доллара, и о каком курсе в рублях и каком номинале тогда идет речь. Но это уже другая тема...
Алексей Зубов
[940] Концерт Максима Венгерова
14.12.2004
Несколько дней назад известный скрипач Максим Венгеров дал новый концерт в Большом зале консерватории.

Об этом событии пишет Илья Овчинников в Газете.gzt.ru:

"...Поначалу игра Венгерова, казалось, страдала излишней прямотой, однако со временем это ушло: в последней части сонаты скрипка звучала подобно человеческому голосу - жаловалась, убеждала и завораживала. Пианист Иен Браун не показал себя столь же чутким аккомпаниатором, каким был Фазиль Сай..."

См. также статью в "Независимой газете".
Алексей Зубов
[939] Новые записи музыки Мортона Фелдмана
13.12.2004
[Рисунок: Обложка диска: 'Fox and Feldman: Clarinet Quintets' (фото: http://www.metierrecords.co.uk)] Сегодня в очередном выпуске новостной рассылки "Feldman Discography Update", содержанием которой постепенно пополняется дискография Фелдмана на его "Morton Feldman Page", сообщается о трех релизах: "Clarinet and String Ensemble" на "Metier Records" (вместе с кларнетовым квинтетом Кристофера Фокса), 3 версии "The King of Denmark" на итальянском "Alga Margen" (вместе с разными версиями сочинений Эрла Брауна и Джона Кейджа) и "Piano Piece (to Philip Guston)" на "Artemis Classics" (вместе с композициями Вольфганга Рима и других авторов). Особое внимание всем интересующимся советую обратить на релиз лейбла "Metier", ссылка на дополнительную информацию о котором приведена выше. В каталоге того же "Metier", кстати, помимо множества записей современной британской музыки, есть диск камерной музыки Вальтера Циммермана, одного из наиболее талантливых и в то же время сравнительно мало известных современных композиторов. Циммерман, как известно, был близко знаком с Фелдманом и даже является в какой-то степени его учеником; также под редакцией Циммермана когда-то вышел в печать сборник эссе Фелдмана. Очень рекомендую, в том числе и для знакомства с этим своеобразным композитором, чтение его беседы с Петром Котиком по поводу исполнения последним "For Philip Guston" Мортона Фелдмана. [Рисунок: Обложка диска: 'Morton Feldman Jazz Tributes' (фото: http://www.cnvill.demon.co.uk)]

Дополнение от 16.12: в очередном выпуске все той же рассылки, появившейся сегодня, сообщается о выходе компакт-диска "Morton Feldman Jazz Tributes", осуществленном усилиями автора "Morton Feldman Page" Крисом Вилларсом. Содержание диска: Mike Wofford: Quietsville (Homage to Morton Feldman), Ken Vandermark: Hbf series for Morton Feldman (Hbf 1-5), Ernesto Klar: enTroPia (per Morton Feldman), Robert Carl: Duke Meets Mort, Larry Ochs: Tracers (for Anthony Braxton and Morton Feldman), Stevan Kovacs Tickmayer: Boogie for Morton Feldman, Daniel Goyone: For Morton Feldman, Charles Waters: After/Feldman.
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное